На пути к школе здоровья: потенциал цифрового образования
статья

Мясоедова Галина Валентиновна

В данной статье рассматривается актуальная для современных педагогов проблема целесообразности безоговорочного внедрнеия цифровизации в школы. В статье приводятся разные, иногда противоположные взгляды экспертов на эту проблему, высказанные на конференции "На пути к школе здоровья: потенциал цифрового образования", проходившей в рамках Х Петербургского международного образовательного форума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_puti_k_shkole_zdorovya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

На пути к школе здоровья: потенциал цифрового образования

В педагогической среде среди прочих активно обсуждается вопрос о внедрении цифровизации, поскольку Министерство образования объявило цифровое образование одной из приоритетных задач. 29 марта на межрегиональной конференции, которая проходила в АППО в рамках 10-ого Петербургского международного образовательного форума, столкнулись 2 мнения экспертов. В ходе дискуссии эксперты разделились на сторонников безоговорочного внедрения цифровых технологий в образование и тех, кто говорил об опасности этих технологий для развития человека, и таких оказалось, как ни странно,  больше.

Сторонники цифровизации

в образовании

Противники или сомневающиеся

в целесообразности цифровизации

в школе

Профессор кафедры философии образования СПб АППО, доктор философских наук Елена Сергейчик: с точки зрения современной философии, эти цифровые технологии востребованы обществом. Сегодня, по ее мнению, происходит уже четвертая цифровая революция, а такая революция предполагает коренные, радикальные перемены в наших представлениях о человеке: «Сегодня меняется природа человека. В истории были уже такие изменения, и сейчас в них опять есть потребность».

Эксперт комитета по науке и высшей школе Госдумы, доктор психологических наук Виктор Семикин: «виртуализация жизни меняет интеллект, мышление детей», существует возможность потери человеком человечности, обусловленная начавшимся проникновением в коридоры власти и бизнес идей трансгуманизма и постгуманизма, призывающих управлять человеком через цифровые технологии.

Профессор, доктор медицинских наук Светлана Рычкова: дистанционное образование может использоваться в школе в тех случаях, если дети из-за болезни пропустили уроки.

Доцент СПб АППО, кандидат педагогических наук Маргарита Колесникова: «Цифровое образование — реальность, от него нам никто не даст отказаться». Она сообщила, что это основа всех тех преобразований, которые планируются, «а цели по всем документам звучат очень гуманистично».

Профессор СЗГМУ имени Мечникова, доктор медицинских наук Ольга Янушанец: Сославшись на 28 статью Федерального закона N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которая говорит, что в школах не могут применяться технологии, не имеющие санитарно-эпидемиологического обоснования, она сообщила, что внедрение цифровых технологий противоречит этим требованиям: «Не только у нас в стране, но и в мире нет достаточного количества исследований их влияния на человека». Профессор сказала, что их университет только недавно закончил исследование, результаты которого говорят о том, что у ребенка, использующего гаджеты с самого раннего возраста, теряется способность к коммуникации. Другой опасностью цифровых технологий она назвала непонимание современным человеком последствий внедрения этих технологий: «Дети очень любят играть с гаджетами. Нажал всего одну кнопочку — а эффект огромный! Он чувствует свою силу. Так и человек может не понимать результата того, что делает, используя цифровые устройства».

Доцент Военной академии материально-технического обеспечения, кандидат исторических наук Марина Азаренкова:

политика Минобразования «Цифра — учитель» не просто ошибочна, а разрушительна: «Это стратегическая бомба! Не цифра — учитель, а учитель — цифра. Должна превалировать роль человека». Она считает, что сейчас исчез запрос на человека как личность: «Раньше был важен личностный рост, важно было доказать свою значимость как человека, а сейчас это нивелировалось. Во главе должен быть человек, а не цифровые технологии».

Азаренкова сравнила цифровые технологии с сетью, из которой способны выбраться только самые чуткие люди: «Несмотря на то что современная жизнь нас душит этой сетью, самые чуткие люди понимают, что к этому надо относиться как к сильнодействующему лекарству, как к техническому средству для поиска информации, но при этом еще нужно знать,  какая информация нужна. Даже если отдельный человек вырвется из этой сети, огромная масса там останется». По ее мнению, долг учителя противостоять «тупому, бессмысленному потреблению массы информации, которая воспринимается как безусловная истина».

Креативность теперь выглядит так: «Умеешь сделать презентацию — ты креативен! Он не понимает, что это еще не креативность». Она пояснила, что у ребенка уже сформирована высокая самооценка из-за того, что с начальной школы умение пользоваться гаджетами само по себе уже высоко оценивается. Он не понимает, что настоящее умение в том, чтобы решить самому задачи, а не подсмотреть,  как ее другие сделали, научиться принимать решения, чтобы кому-то помочь: «Ему кажется, что он всё умеет, а он никому не интересен».

Коммуникативность, предоставляемая сетью, — мнимая, так как нет общей культурной среды: «Из-за того, что нет общего культурного поля, люди отдаляются друг от друга, хотя у них есть потрясающие возможности взаимодействовать. Сеть предоставляет возможности для коммуникации, а они все одиноки, изолированы, несчастны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе

статья участника 32 Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения", Новосибирск, 15июля 2013г....

Рабочая программа дополнительного образования "Путь к школе"

Подготовка детей к школе 2 часа в неделю...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСА ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПУТИ К ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ

Доклад содержит основные результаты здоровьесозидающей практики  использования облачного сервиса iSpring в проектной деятельности обучающихся с ОВЗ. Опыт  данного дистанционного взаимодейств...

Дистанционное обучение: потенциал цифровой образовательной среды

Новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательной деятел...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»...