Подводные камни дистанционного образования
статья
Сложности, проблемы и недостатки дистанционного обучения. Из личного опыта в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distant.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подводные камни дистанционного обучения
Дистанционное обучение - это способ освоения образовательных программ ФГОС, предполагающий техническое, программное, учебно-методическое переоснащение образовательного процесса, использование образовательных и педагогических технологий (в том числе электронно-сетевых) и соответствующих организационных форм [3]. Это обучение на расстоянии.
В век всеобщей компьютеризации дистанционное обучение стало доступным всем, кто владеет элементарными навыками работы с компьютером и Интернет - технологиями. Чаты, вебинары, сайты, видеоуроки и другие формы взаимодействия ученика и учителя позволяют учиться на расстоянии.
В Законе об образовании в порядке использования дистанционных образовательных технологий говорится, что образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестаций обучающихся [1].
С 1 января 2015 года вступил в силу профессиональный стандарта педагога. Современный педагог должен применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы [2].
На Пятой международной конференции «Информационные технологии для Новой школы» в Санкт-Петербурге в 2014 году в выступлении Смирновой Ирины Владимировны (руководителя проектов Panasonic в России) говорилось о перевернутой модели обучения (flipped classroom). Идея мне показалась инновационной и достойной для изучения и использования в работе.
Положительными сторонами использования элементов дистанционного обучения в начальной школе считаю повышение у учащихся мотивации к самостоятельному обучению при помощи ИКТ. Такие уроки позволяют проходить программу быстрее, чем при традиционном обучении. Освободившееся время можно использовать для практических работ, повторения и закрепления материала, углубленного изучения материала вне стен школы (экскурсии, выставки, походы и т.д.) Работая на «перевернутом» уроке, учащимся приходится овладевать новыми учебными программами и приложениями. Так за полгода учащиеся третьего класса научились пользоваться инструментами Google: блог, документ, таблица, почта, презентация, YouTube, а также веб-сервисом Padlet и приложением LearningApps.org
Используя элементы дистанционного обучения в практике работы, я столкнулась и с некоторыми проблемами («подводными камнями»), которые нивелируют достоинства данного способа обучения.
Подводный камень номер один. Современные дети быстро овладевают теми гаджетами и программами, которые им необходимы, чтобы проводить время отдыха за компьютером (компьютерными играми), а не образовательными дистанционными технологиями. Учащиеся относятся к дистанционным урокам, как к игрушке. Видеолекции им малоинтересны. Тренажеры в виде игр уже воспринимаются детьми с большим энтузиазмом. Опыт показал, что использование таких элементов дистанционного обучения, как чат, видеоурок, «перевернутый урок», дистанционные олимпиады и конкурсы воспринимаются детьми, как некая игра с компьютером. А так как игры современным пресыщенным разнообразием детям быстро надоедают, то и такая игра-обучение тоже рано и поздно им надоедает.
Подводный камень номер два - это обратная связь. Печальный опыт показал, что тесты, Google формы и таблицы, посты на доску Padlet чаще всего делают родители, а не ученики. Желая помочь своему чаду, они рубят на корню все благие намерения учителя. Учат своих детей овладевать интернет инструментами, приложениями, сервисами лишь небольшая часть родителей. Большинство предпочитают сделать все за детей.
Подводный камень номер три- это острая нехватка качественных дистанционных образовательных продуктов. InternetUrok.ru и school-collection.edu.ru (ЦОР)- это большое подспорье для организации «перевернутого» обучения. Нет системных МООС для начальной школы. Образовательный материал к программе приходится собирать по крошкам и размещать на блоге.
Пути решения проблем дистанционного обучения в начальной школе на мой взгляд следующие. Педагогу необходимо постоянно обновлять формы дистанционной работы, т.е. менять учащимся образовательные интернет «игрушки», предлагая новые. Обратная связь должна быть организована так, чтобы родители не могли помочь своим детям.
Педагогическому сообществу надо создавать новые и упорядочить уже созданные дистанционные образовательные продукты.
Используемые источники:
1. Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ. Глава 2. Статья 16 [Электронный ресурс]. http://www.zakonrf.info
2. http://минобрнауки.рф
3. http://social-orthodox.info/pages/5_6_distancion_obuch_opred.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути реализации программы по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями при организации домашнего обучения
В данной статье рассматриваются проблемы организации дистанционного обучения детей - инвалидов и пути их решения....
Подводные камни изучения орфографической темы "Большая буква в именах собственных"
В статье раскрыты отдельные аспекты работы над собственными именами, которые могут быть полезными учителю....
Подводные камни процесса формирования письменной речи.Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи.
Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы подготовить и провести семинар для родителей....
"Успеваемость школьника: подводные камни"
И снова двойка... И снова слезы...Решение однозначно - нанимаем репетитора.Как знакома история. Повсеместно, независимо от возраста ребенка, при снижении успеваемости, родители прибегают к услуга...
Классный час на тему: "Путешествие в мир интернета и его подводные камни"
Классный час на тему: "Путешествие в мир интернета и его подводные камни"...
Дистанционное образование как одно из условий доступности образования для детей - инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Одним из условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является наличие информационной о...
Семинар-практикум для родителей детей логопатов "Подводные камни процесса формирования письменной речи"
Протокол родительского собрания для родителей, учащихся , посещающих логопедические занятия...