Активные методы обучения
методическая разработка
Цели обучения показать логику и смысл использования АМО на уроках или во внеклассных мероприятиях. Данный материал показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного процесса, приводя к полноценному усвоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
amo.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс по теме:
« Активные методы обучения в начальной школе»
Педагог: Коваленко Людмила Петровна
Цель: знакомство учителей начальных классов с активными методами обучения (АМО).
Задачи:
- Узнать, что такое АМО;
- Познакомиться с видами АМО;
- Научиться применять АМО на разных этапах уроков.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.
Слайд 1
« Активные методы обучения в начальной школе».
Слайд2
Цели обучения показать логику и смысл использования АМО на уроках или во внеклассных мероприятиях. Данный материал показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного процесса, приводя к полноценному усвоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям.
Слайд 3
- Уважаемые коллеги! Позвольте начать мастер-класс вот с такой притчи.
«ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
- В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Слайд 4 -Успех - значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Успех как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.
-Быть учителем - значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И, может быть благодаря этому, мы добиваемся хороших знаний, получаем успешных учеников.
-Успех нашей работы обеспечивает применение активных методов и приемов.
Слайд 5
Китайская мудрость гласит: расскажи мне, и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня и я научусь.
Слайд 6
Структура АМО состоит из 3 фаз.
Слайд 7
Пример АМО начала образовательного мероприятия
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение «Поздоровайся глазами» (с учителем)
Упражнение «Поздоровайся локтями» (друг с другом)
вы поприветствовали меня, теперь я вам предлагаю поздороваться друг с другом. Я попрошу встать в круг и рассчитаться на «один-четыре»:
- каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
- каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
- каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
- каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).
А теперь, не меняя позы, вам предстоит поздороваться локтями друг с другом.
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Слайд 8
АМО выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели)
Для выяснения образовательных целей участников мастер-класса, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
Метод «Что у меня на сердце»
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.
Слайд 9
Также можно использовать метод «Фруктовый сад»
Цель – учителю результаты применения данных методов позволяют лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий).
Обучающимся, данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Слайд 10
- Метод «Солнышко и туча»
- Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
- Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
- Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Активным методом на уроке является групповая форма работы. Но, зачастую учителя начальных классов отказываются использовать на своих уроках групповую форму работы.
Причина тому – повышенный уровень шума детей в процессе выполнения заданий. Но и этого можно избежать.
Как показала практика, есть «хитрые» приемы для соблюдения дисциплины в классе.
Итак, игра «Однорукие»:
перед вами на столе лежит набор для работы: конверт с фигурами и клей. Разложите весь набор перед собой.
Представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину. Ваша задача собрать по образцу на слайде не разговаривая между собой, т.е. молча. (Выполнение работы участниками). Данная игра учит детей общаться невербальными способами и приучает учащихся к слаженной работе в группе, когда результат зависит не от одного человека, а от работы коллектива.
Слайд 11
АМО презентации учебного материала
- Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка», «Мозговой штурм», «Карта памяти», «Узелки на память.
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он также применяется при работе в группах.
Слайд 12 АМО самостоятельной работы , позволяющий систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Слайд 13 кубик Блума
. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Слайд 14
Синквейн - прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. «Синквейн» от французского слова «пять». Синквейн - это специфическое стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме
1 строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка - два слова (прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4 строка - фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм).
5 строка - одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта.
Слайд 15
Метод «Шесть шляп».
1. Белая шляпа - статистическая (событие, факты). Только то, что говорит автор.
2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). Всё хорошее, даже в отрицательном герое.
3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы). Как можно помочь, что сделать, как поступить.
4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи). Представь, вообрази и тогда…
5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). Ваши ощущения, чувства, отношение.
6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.
Задания:
Мы работаем над произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка». В каждой группе делимся на подгруппы.
Белая шляпа – факты.
1.Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собачки.
а) лев. (Царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам)
б) собачка. ( Жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла).
Жёлтая шляпа – оптимизм.
1.Найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собачка.
а) лев. ( У царя - зверей может быть доброе верное сердце, может любить)
б) собачка ( обрела друга)
Чёрная шляпа – критика, или прогноз на будущее.
- Какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их.
а) лев.
б) собачка.
Красная шляпа – эмоции.
- Проанализируйте, какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова, из текста.
а) лев, видя собачку в клетке.
б) собачка, попадая в клетку ко льву.
Зелёная шляпа – творчество.
- Смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности. Подтвердите словами из текста.
а) лев. ( Смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души.)
б) собачка (Собачка сохранила в себе верность, чувство благодарности).
Синяя шляпа – жизненный урок.
- Чему Вас научил данный рассказ?
Слайд 16
АМО релаксации
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Метод "Четыре стихии»
- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.
Подведение итогов мастер-класса.
- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Что у меня на сердце».
Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.
Слайд 18
- Рефлексия: Фразеологизм или пословица
- Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
Слайд 19-20
Слайд 21
У каждой методики есть свои плюсы и минусы.
Активные методы обучения помогают (+) :
- развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика
- учить учащихся самостоятельно добывать знания,
- развивать интерес к предмету,
- позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Активные методы обучения имеют недостатки (-):
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :
- не могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;
Приведенные здесь активные методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
- И в заключении хочу сказать: «Всё в наших руках»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....
"Кейс-метод - активный метод обучения"
В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в школы России происходит внедрение новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...
Активные методы обучения иностранному языку. Игровой метод.
Дипломная работа...
«Кейс - метод – активный метод обучения»
Реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, на основе кейс-метода....
: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"
Пособие посвящено разработке и применению в учебном процессе активных методов обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...
План самообразования "Применение активных методов обучения на уроках английского языка как средство повышения качества обучения иностранному языку"
Содержание 1. Перспективный план самообразовательной деятельности ...