Публичное представление педагогического опыта 2019 год.
опыты и эксперименты
В данном материале представлен педагогический опыт на тему "Технология критического мышления как средство формирования познавательной активности младшего школьника".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ganaeva_s.a.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов МОУ «ЦО «Тавла» - СОШ №17»
Ганаевой Светланы Александровны
Мотивация познавательной активности младших школьников
через применение технологии развития критического мышления.
1. Актуальность и перспективность опыта.
Новые ФГОС определяют принципиально новые задачи начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении и решении конкретных задач. Приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать и аргументированно отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.
Так как в последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся, возникла необходимость в исследовании этой проблемы. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Я считаю, оптимальным способом решения данной проблемы является развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление - это оценочное, рефлексивное, развивающееся мышление путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Применение технологии развития критического мышления помогает учителю перейти от традиционного урока к современному. Что дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся, предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Такой ученик чувствует уверенность в работе, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы, аргументировать свою точку зрения. Следовательно, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.
2. Условия возникновения и становления опыта.
На идею формирования педагогического опыта оказали влияние следующие факторы:
- требования ФГОС НОО;
- изучение технологии развития критического мышления;
- анализ личного опыта;
- диагностика первоклассников.
Работая в школе, осознаёшь, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес ребёнка к учению вообще. Нередко приходится видеть скучающие лица учеников, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. Порой кажется, что такое пассивное отношение к предмету может быть следствием недопонимания заданий, неумения ориентироваться в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию.
В связи с этим возникает вопрос, что должен делать учитель, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни? Я попробовала решить эту проблему через использование технологии развития критического мышления.
3.Теоретическая база опыта.
Проблема активизации познавательной деятельности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, - являются членами консорциума «За демократическое образование». Технология РКМ – этто универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением;
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
4. Технология опыта.
К. Д. Ушинский писал: «Главная задача учителя – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание». Эти слова являются девизом в моей педагогической деятельности. Младший школьный возраст представляет особый интерес для изучения динамики критического мышления, так как в этот период дети отличаются высокой пластичностью психических процессов.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что достичь хороших результатов можно только через активную самостоятельную деятельность ученика. Человеческое восприятие устроено таким образом, что ему сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, подумать, для чего ему понадобятся полученные знания, и как их можно применить. А технология РКМ, в полной мере отвечает этим этапам. Эта технология хороша ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. В основе технологии лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета.
Гипотеза: использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в процессе обучения в начальной школе будет способствовать более эффективному формированию познавательной активности младших школьников.
Цель: адаптация приёмов технологии развития критического мышления в учебной деятельности младших школьников для активизации познавательной мотивации.
Задачи:
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- активизировать познавательную активность;
- формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Элемент новизны ТРКМ - это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. В основу технологии положен базовый дидактический смысл, состоящий из трех стадий. Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):
I фаза (5 - 10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации).
II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
I. Фаза вызова.
Задачи этой фазы:
1) Постановка целей урока.
2) Активизация познавательной деятельности учащихся.
Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
В процессе реализации фазы вызова:
Учащиеся:
-могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы;
-фиксируют высказывания на доске или листах;
-работают индивидуально и в малых группах.
Учитель:
-стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;
-способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников;
-просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.
На данном этапе урока мною используются наиболее подходящие приёмы и стратегии РКМ:
- «Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
- «Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания.
- «Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
- «Театрализация». Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока.
- «Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.
- «Корзина идей».
Это приемы организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
II. Фаза осмысления содержания. (Cмысловая стадия).
Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.
На фазе осмысления содержания:
Учащиеся:
-осуществляют контакт с новой информацией;
-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
-акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
-обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
-стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
-готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Учитель:
-может быть непосредственным источником новой информации;
-если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;
-для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
К этому этапу мною подобраны такие приёмы:
- «Инсерт» или «Чтение с пометами» (авторы Воган и Эстес). При изучении информации, связанной с новыми идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную). Для её заполнения вначале учитель попросит учащихся во время чтения делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
- «Круги по воде». Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
- «Чтение с остановками». Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.
- «Кластер» (гроздья). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
III. Фаза рефлексии. Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя.
На фазе рефлексии:
Учащиеся:
-осознают своё "я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя;
-получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности.
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-формируют собственное отношение к изучаемому материалу.
Учитель:
-осознаёт собственные действия и действия учеников;
-получает новый педагогический опыт, развитие мастерства;
-видит эффективность педагогического процесса.
Считаю самыми подходящими приёмами рефлексии:
- «Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
- "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока. На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
- Стратегия «РАФТ» (в переводе raft — «плот») была предложена К. Сантой в 1988 г. Название представляет собой сокращение: Роль Аудитория Форма Тема. Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т. е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т. д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т. д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.
Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.
6. Анализ результативности опыта
Результатом проводимой работы явилась положительная динамика познавательной активности обучающихся моего класса.
Используя методику Н.Г. Лускановой: тест «Школьная мотивация», анкета «Определение мотивации по предметам», тест «Удовлетворенность школьной жизнью», в первом классе я провела диагностику исходного состояния познавательной сферы учеников. По результатам диагностики высокий уровень школьной мотивации имели только 26% обучающихся, норму – 9%, близкий к норме – 48%, низкий – 17%. Тест «Удовлетворенность школьной жизнью» показал высокую степень удовлетворения – 74% обучающихся, средняя – 22 %, низкая – 0%. Данные психологических исследований подтвердили тревожную ситуацию в классе. Чтобы повысить мотивацию, ввела в учебный процесс технологию развития критического мышления. Меня подкупила простота и эффективность использования стратегий критического мышления. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей. Технология позволяет мне включать каждого ученика в работу, тем самым повышается эффективность обучения.
Во втором классе провела повторную диагностику обучающихся. Результатом стала положительная динамика познавательной мотивации.
Из диаграммы видим, что уровень школьной мотивации во 2 классе повысился.
Эффективность работы по развитию критического мышления невозможно оценить без мониторинга. Выделив наиболее существенные умения критического мышления, я решила исследовать уровень сформированности познавательных УУД. Для этого была выбрана методика Замбацявичене Э.Ф. (Приложение 3), в которой изучалось: умение исключать лишнее; словесно–логическое мышление; умение обобщать; умение анализировать. Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, которые были адаптированы с учетом программного материала начальных классов.
1 субтест - направлен на выявление осведомленности.
2 субтест - классификация, способность к обобщению.
3 субтест - умозаключение по аналогии
4 субтест - выявление умения обобщать.
Текст методики представлен в приложении 2
Проведя исследование развития данных умений у учащихся 1 класса, я получила следующие результаты.
В классе обучается 30 человек, из них на начало эксперимента 60% учащихся имели средний уровень развития умений критического мышления, 17% - высокий уровень, 20% находились на уровне развития ниже среднего и 3% - низкий уровень. При этом наименее развитыми оказались умения классифицировать и делать умозаключения по аналогии.
За год работы ситуация изменилась. Динамику развития мыслительных умений можно проследить на диаграмме (рис.1).
Рис.1
Хорошо видно, что уровень развития всех мыслительных умений критического мышления младших школьников стал значительно выше.
Использование технологии развития критического мышления позволило достичь следующих результатов:
- повысить познавательное отношение к прочитанному;
- развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
- изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
- мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (саморефлексия и развитие коммуникативной культуры);
- создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе "учитель - ученик - класс".
Дети научились:
- исключать лишнее, выделять главное;
- логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать материал;
- классифицировать материал;
- систематизировать материал;
- формулировать проблемные вопросы.
Обучающиеся добились положительных результатов не только в учебной деятельности, но и в олимпиадах, творческих конкурсах, научно – практических конференциях (таблица1).
Таблица1.
1 | Тихов Матвей | Городской конкурс «Душой рожденные стихи». | призёр | 2018 |
2 | Филимонова Елизавета | Региональная межпредметная олимпиада младших школьников «Эрудит». | призёр | 2018 |
3 | Большакова Екатерина | Республиканский конкурс творческих работ «Родной язык в моей судьбе». | призёр | 2019 |
4 | Зотова Полина | Республиканский конкурс творческих работ «Евсевьев – учёный, просветитель..» (к155 летию). | победитель | 2019 |
5 | Клянчина Карина | Всероссийская олимпиада «Наше наследие». | победитель | 2019 |
Итак, работая в режиме ТКМ, я пришла к выводу, что учитель перестаёт быть главным источником информации, а создает условия для реализации заложенных в ученике задатков.
7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При использовании технологии развития критического мышления я столкнулась с такими проблемами, как:
- не все дети младшего школьного возраста способны работать с большим объёмом информации;
- непринятие некоторых приёмов детьми;
- большие временные затраты.
После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Поэтому, считаю важным продолжить работать по внедрению данной технологии, которая эффективно позволяет развивать критическое мышление младших школьников.
8. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:
- Использование данной технологии нацелено не на присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Развивая критическое мышление, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
Свой материал по теме «Мотивация познавательной активности младших школьников через применение технологии развития критического мышления» я размещаю на сайте МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17», в социальной сети работников образования nsportal.ru.
Являюсь наставником молодых учителей школы. Делюсь своими наработками на методическом объединении учителей начальных классов, транслирую свой опыт на педагогическом совете школы.
2016-2017 уч.г. | Свойства сложения. Закрепление. С использованием ТРКМ. | 2кл. |
2017-2018 уч.г. | Сложение двузначных чисел. | 1кл. |
2018-2019уч.г. | Вода. Свойства воды. С использованием ТРКМ. | 2 кл. |
Распространение педагогического опыта осуществляю на уровне школы, района, участвую в работе семинаров и секций муниципального, регионального уровня, провожу открытые уроки:
Работая в русле критического мышления, я уделяла большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.
Я ставлю перед собой задачу проследить, как будет сказываться на динамике развития применение технологии критического мышления в 3 и 4 классах.
Список литературы
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2010. – 272 с
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). – М. : Просвещение, 1968.
- Волчегорская Е. Ю., Савчук А. А. Формирование познавательных метапредметных результатов у младших школьников // Проблемы современного образования: мат-лы IV международной научно-практической конференции 10–11 сентября 2013 года. – Прага :Vědeckovydavatelskécentrum «Sociosféra-CZ», 2013. – № 37.
- Гальперин П. Я. Лекции по психологии : учеб.издание. – Изд. 4-е. – М. : АСТ: КДУ, 2007. – 400 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
- Клустер, Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Перемена: международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. - 2001. - № 4. - С. 36-40.
- Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.
- Пиаже Жан. Избранные психологические труды / пер. с англ. и фр.; вступ. статья В. А. Лектогорского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. – М. : Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
- Попова А. А. , Титаренко Н. Н. , Махмутова Л. Г. Универсальные учебные действия в начальном образовании : монография. – Челябинск : ООО «Фотохудожник», 20011. – 147с.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб.для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.
- Типические особенности умственной деятельности младших школьников / под ред. С. Ф. Жуйкова. – М.: Просвещение, 1968 г.
- Темпл Ч. Критическое мышление и критическая грамотность / Ч. Темпл // Перемена: международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. - 2005. -№ 2. - С. 15.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний- М., 1966
- Эльконин Д. Б. Детская психология : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление педагогического опыта
Публичное представление педагогического опыта...
Публичное представление педагогического опыта работы
Опыт моей работы...
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"
В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...
Публичное представление педагогического опыта Шелтуковой Т.Б.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...
Публичное представление педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного опыта....
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Алешковой Елены Николаевны
Представлен опыт работы учителя...
Публичное представление педагогического опыта педагогического работника
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...