«Особенность интегрированного обучения в начальной школе»
методическая разработка

Бакуто Юлия Александровна

«Интеграция-это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале  обобщённых знаний в той или иной области».

В настоящее время в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. На начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него нет границ между предметами. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир в его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Такие уроки строятся с опорой на имеющийся опыт и знания детей, которые проявляются в детских работах и дополняются новой информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennost_integrirovannogo_obucheniya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенность интегрированного обучения в начальной школе»

Ю.А. Бакуто,  МБОУ «СОШ №1» г.Мариинск, Кемеровская обл.

«Интеграция-это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале  обобщённых знаний в той или иной области».

В настоящее время в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. На начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него нет границ между предметами. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир в его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Такие уроки строятся с опорой на имеющийся опыт и знания детей, которые проявляются в детских работах и дополняются новой информацией.

Классическим примером учебной дисциплины, предполагающей установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающей интеграцию в начальных классах, является окружающий мир. Содержание этого курса может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Установление межпредметных связей с дисциплинами различных направлений позволяет формировать целостную картину мира, мировоззрение ребенка.

Поэтому изучение окружающего мира как средства обеспечения интегрированного подхода в начальной школе представляет собой актуальную проблему, решение которой отвечает потребностям современного образования и требованиям стандарта начального образования.

Содержание этого курса может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Установление межпредметных связей с дисциплинами различных направлений позволяет формировать целостную картину мира, мировоззрение ребенка.

Наиболее распространенным является установление интегративных межпредметных связей окружающего мира с чтением, технологией, ИЗО, ОБЖ.

Действительно, на уроках окружающего мира учащиеся накапливают, обогащают и систематизируют представления о предметах и явлениях окружающей жизни, о природе. А на уроках чтения – ребенок видит окружающий мир в образном художественном описании. Поэтический образ служит для лучшего восприятия и запоминания учащимися научных сведений о природе. Таким образом, реализация связей окружающего мира и чтения позволяют интересно построить урок, сделать его более интересным и запоминающимся. Знания окружающего мира позволяют ученику глубже понять художественное произведение, делают речь ребенка более образной и эмоциональной. 

В целом, можно выделить следующие принципы интеграции начального образования на основе курса окружающего мира.

- Принцип многоаспектной целостности. В содержании гуманитарной составляющей курса «Окружающий мир» интегрируются знания из истории, обществоведения, социологии, психологии, что позволяет формировать целостное представление о человеке и обществе. Знания о самом человеке также интегративны: они включают начальные знания из анатомии, физиологии, гигиены, социальные вопросы, что позволяет формировать представление о человеке как биосоциальном существе. Естественнонаучная компонента содержания, в свою очередь, интегрирует знания из биологии, физики, астрономии, географии, экологии, что позволяет формировать целостную естественнонаучную картину мира.

- Принцип иерархичности и преемственности. Соблюдение этого принципа позволит избежать механистичности в отборе интегративного содержания, создать строгую последовательность в изучении учебного материала с учетом возрастных особенностей младших школьников на разных этапах их развития, проследить взаимосвязи между темами внутри курса и между дошкольным периодом, начальной и основной школой.

- Принцип комплексности. Следуя этому принципу, интегративное содержание курса «Окружающий мир» формируется с учетом того, чтобы предоставить учителю возможность интегрировать разные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский), разные способы и методы познания (эмпирический и теоретический, общенаучный и специфический), а также разные виды учебной деятельности.

- Принцип эмоциональной активности. В соответствии с этим принципом,  в содержание обучения интегрируются такие его компоненты, которые предоставляют ученику возможность включаться в мыслительный процесс с предвосхищающей или опосредующей эмоциональной оценкой: поразиться красотой природы, удивиться познаваемости окружающего мира, восхититься мудростью природы, взаимосогласованностью и взаимообусловленностью предметов и явлений окружающего мира, испытать нравственное напряжение при решении этических и нравственных проблем взаимоотношений человека с человеком, человека с природой, человека с обществом, испытать чувства собственного успеха и интуитивного озарения.

- Принцип вариативности. Согласно этому принципу, в учебном материале курса «Окружающий мир» интегрируются различные формы предъявления учебной информации: текст, иллюстрация, инструкция к выполнению опыта, таблица, диаграмма, схема, дидактический рисунок, алгоритм, карта, загадка, кроссворд и другие. Такой подход к формированию учебного содержания, в свою очередь, предполагает вариативность в выборе учащимися методов получения знаний, способов их отражения, видов учебной деятельности. Система вопросов и заданий подбирается таким образом, чтобы ученики могли предложить разные варианты ответов, разные способы решения проблем, что позволит большему числу учащихся активно включаться в познавательный процесс.

- Принцип многоуровневости и сбалансированности. Данный принцип нацеливает на формирование системы заданий с учетом уровней развития учащихся и индивидуальных особенностей восприятия ими окружающего мира. При этом, в зависимости от сложности учебного материала и возрастных особенностей учащихся регулируются доли эмпирического и теоретического уровней усвоения знаний, репродуктивных, продуктивных и креативных заданий, рационально-логического и эмоционально-образного мышления.

Таким образом, в содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и утилитарные знания о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей знаний синтезирует знания нескольких наук. Так человек предстает перед учениками и как биологический вид, и как социальное явление, что позволяет заложить основу для освоения в основной школе таких наук, как анатомия, физиология, гигиена, обществоведение, создать условия для начала формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В блок знаний о природе интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания об окружающем мире, что позволяет осуществить подготовку к дальнейшему изучению предметов естественного цикла в основной школе.

Формы организации учебного процесса при реализации интегративного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, в кабинетах географии, биологии, физики, истории; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез, уроки фантазии, уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции и другие. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

Таким образом, интегрированные уроки окружающего мира способствуют формированию у обучающихся начальной школы целостной картины мира, стремлению к самостоятельному познанию нового, способствуют пониманию взаимосвязей различных областей науки, развивают познавательные интересы школьников, создают положительный эмоциональный фон обучения. Интеграция на уроках окружающего мира позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся по применению этих знаний, тем самым реализуя одно из требований стандарта нового поколения – формирование целостного мировоззрения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

Особенности обучения учащихся начальной школы устной коммуникативной компетенции (английский язык, 2 класс).

в работе дается описание работы педагогов по развитию коммуникативной компетенции кчащихся вторых классов на уроках английского языка...

Особенности применения технологии группового обучения в начальной школе

правила общения в группе, формы образования групп, способы организации работы в группе, индивидуально-коллективный способ организации работы в группе, совместно-последовательный способ организации раб...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Особенности подготовки и проведения интегрированных уроков в начальной школе

Особенности подготовки и проведения интегрированных уроков в начальной школе. Выступление на методобъединении учителей начальных классов....

Выступление по теме "Интегрированное обучение в начальной школе"

В статье говорится о значении, уровнях, способах интеграции; формах и типах интегрированных уроков....

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Что такое проблемное обучение? Сейчас перед современной школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самос...