Выступление по теме "Интегрированное обучение в начальной школе"
статья
В статье говорится о значении, уровнях, способах интеграции; формах и типах интегрированных уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА РМО
НА ТЕМУ
«Интегрированное
обучение
в начальной
школе»
подготовила учитель начальных классов
МБОУ КР ОО «Кривчиковская СОШ»
Сыромятникова. Е. И.
2019 год
В школе ученики обычно изучают отдельные предметы и не видят того, что мир един и целостен. Изучая математику, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство и другие предметы, ребята не осознают, что знания и умения, приобретенные на одном из предметов можно использовать и на другом предмете. Детский возраст тем и хорош, что ребенку дается различная база знаний, умений, навыков, способность научиться учиться и применять эти знания в жизни. В интегрированном обучении происходит некоторое стирание граней между предметами, и ребёнок (непроизвольно) учится добывать знания и умения не только по интересующему его предмету, но и по другим, не интересующим его.
Интегрированное обучение предоставляет для любого человека различные виды и возможности для раскрытия своей личности и способы достижения своей цели. Само понятие “интегрированное обучение” рассматривается, как система уроков, объединенных общими темой и целями. Соединяя знания, полученные по каждому предмету, у ребенка формируется целостное представление об изучаемом объекте или явлении. Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач. В этой технологии «спрятаны» различные виды обучения и воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные, проблемное обучение, дифференцированное, программное, развивающее.
Дети, пришедшие в школу, различны по темпераменту, видам памяти, усидчивости. Интегрированное обучение является одной из технологий, которая помогает ребятам лучше раскрыться. Здесь нет чётких границ между предметами. Нет страха, ответить «не то и не так».
Анализ историко-педагогических исследований показывает, что проблеме интеграции в обучении учащихся уделялось внимание во все периоды развития педагогики и школы, как отечественной, так и зарубежной.
Об элементах интегрирования говорил ещё Константин Дмитриевич Ушинский (правда, не называя данного термина), разрабатывая свои уроки, в которых часто прослеживалась проникающая связь между различными предметами, связанными какой-либо одной темой или одним видом деятельности.
Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь педагогам и учащимся видеть окружающий мир во всём его разнообразии, принимать его такой, какой он есть,
Интеграция – представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Интеграция совершенствует предметную систему, помогает преодолению её недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.
Существует три вида интеграции: элементарный, проникающий и сквозной.
Элементарный уровень представляет собой всем известные межпредметные связи.
Проникающий уровень основан на взаимопроникновении тем различных предметов (математика, конструирование, чтение и так далее).
Сквозной уровень основан на применении законов, теорий в изучении различных предметов.
Следует обратить внимание на то, что для успешного продвижения, для получения хороших результатов должны соблюдаться определенные условия интеграции.
- объемы изучения материала, исследования должны совпадать или быть близкими по содержанию;
- должны использоваться одинаковые или близкие методы изучения;
- интегрирование осуществляется на общих законах или концепциях.
Есть различные способы интеграции.
Во-первых, интеграция в одном предмете, известная нам в начальной школе по методу Софьи Николаевны Лысенковой (опережающее обучение и неоднократное повторение на каждом уроке), причем, говорится на уроках обо всех (или почти обо всех) главных темах изучаемого курса за данный учебный год.
Во-вторых, создание интегрированных учебных предметов, таких как: «Окружающий мир», «Речь и культура общения» («Риторика»), «Математика и конструирование», «Музыка и движение» («Ритмика») и другие.
В- третьих, создание интегрированных уроков, неблизких по содержанию: английский язык – окружающий мир, музыка – математика и другие.
Существует еще один способ интеграции (смешанный), когда интегрируются несколько предметов (близких по содержанию и не очень), но не более четырех предметов.
Интегрированный урок может иметь различную форму:
- урок – сказка (сюжетный урок);
- урок – путешествие по сказке (помоги главному герою);
- урок – путешествие ( по станциям: либо всем классом, либо командные соревнования);
- урок без учителя (когда роль учителя выполняет ученик или несколько учеников);
- урок обобщения знаний и так далее.
Можно привлекать обучающихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, интегрированный урок будет ролевым.
Интегрированные уроки могут быть любых типов:
- 1. Уроки овладения новыми знаниями.
- 2. Уроки формирования и совершенствования умений.
- 3. Уроки обобщения, систематизации знаний и умений.
- 4. Уроки повторения, закрепления знаний и умений.
- 5. Контрольно-проверочные уроки
Но в форме интегрированных уроков целесообразнее проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но один из нескольких предметов является ведущим.
Интегрированные задания.
Основная составляющая интегрированного урока – интегрированные задания. Интегрированные задания – это задания, в которых объединяются в блок несколько предметов.
Основной целью интегрированных заданий по математике является демонстрация обучающимся практико-ориентированной направленности математических знаний, применение математики в различных областях жизнедеятельности человека, формирование целостного восприятия окружающего нас мира. Приведем примеры интегрированных заданий.
Пример 1. Предметная область: окружающий мир и математика.
Среди животных много рекордсменов. Наш следующий герой – самое крупное наземное животное. Вы догадались, о ком идёт речь? Это наземное животное – африканский слон.
Слониха весит в 10 раз больше новорожденного слонёнка. Вместе они весят 6600 кг. Найдите вес слонихи и вес слонёнка. На сколько килограммов масса взрослого слона больше массы новорождённого слонёнка?
Пример 2. Предметные области: литература и математика.
Реши примеры и прочитай знаменитое выражение Александра Сергеевича Пушкина о сказках.
19+7•80:10 = Ж
(600:5–72) :8 •60 = Р
(52:13+7)•3= З
(90 – 450:9) : 8 • 6 = Т
(12 – 5) • 8:1 = Е
200: ( ( 21•7 +13) : 40) = Л
81 : (36: 4)+45 = П
( (420 :7• 9 – 50) : 70) • 6 = Ь
40 • 8:2:5 = Ч
32 – (70•9 – 390) : 60 = О
(7•4 – 27:3) • 2= А
32 +34+36+38 = И
(60 – 360: 60) : 2= Э
7•15 + 7• 85 = С
(704:704 + 0 • 51) :1= М
18• (6•8–12•4) = Я
5000:100:25 + 18= К
4•56•25 = Д
Пример 3. Предметная область: математика и литературное чтение, изобразительное искусство. Загадки про цифры и числа
А) Сколько людей одного не ждут? 7
Б) С цифрой … на медной бляшке, В синей форменной рубашке (С. Маршак «Почта») пять
В) Какое число в названии этой картины? (изображена картина И.А. Айвазовского «Девятый вал»)
Пример 4. Предметная область: математика и литературное чтение.
Когда родился Михаил Юрьевич Лермонтов, Пушкину было 15 лет. В год смерти Пушкина (1837) Лермонтов написал прославившее его стихотворение «На смерть поэта». Сколько лет исполнилось Лермонтову в тот год?
Год рождения Пушкина – 1799, Лермонтову было 38
Пример 5. Предметная область: математика и изобразительное искусство.
На выставке было 15 картин. Из них 7 картин Айвазовского, 4 картины Шишкина и столько же картин Левитана. Сколько всего картин художников- пейзажистов было представлено на выставке?
Пример 6. Предметная область: математика и литературное чтение.
У Коли очень изобретательная мама: каждый день, прежде чем играть в любимые игры, мальчик должен забрать их из сейфа, пароль которого он может узнать с помощью своих знаний. Так и в этот раз, Коля откроет сейф, если решит правильно все примеры и расположит их ответы в порядке возрастания. Помоги Коле открыть сейф.
1) 294: (количество букв в фамилии поэта, написавшего стихотворение «Черемуха» = Есенин = 49
2) 649: (количество букв в фамилии автора рассказа «Растрепанный воробей» Паустовский = 59
3) 333: (количество букв в фамилии автора поэтического произведения «Странное дело») = Сеф 111
4) 896: (количество букв в фамилии автора произведения «Капалуха» = Астафьев 112
5) 336: (количество букв в фамилии автора произведения «Золотые слова») = Зощенко 48
6) 35· (количество букв в фамилии автора рассказа «Федина задача» = носов 7
7, 48, 49, 59, 111, 112
Пример 7. Предметная область: математика и русский язык.
Какое слово зашифровано? Каждое число в ответе соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.
94 – 77 = 82 – 66 = 35 : 7 = 27 – 14 = 12: 2 = 88:11 =
105: 105 = 12+15= 2*3 = 93 – 87 =
Пример 8. Предметная область: математика и изобразительное искусство.
На прошлых выходных Миша с папой ходили по картинной галерее, где были картины самых разных времен. И, проходя мимо картин эпохи Ренессанса, они наткнулись на картины Леонардо да Винчи. Тогда Миша задал интересный вопрос: «Папа, а сколько лет этим картинам?». Папе стало тоже очень интересно, и они отправились к экскурсоводу. Он, увидев мальчика, сказал: «Если тебе действительно интересно, предлагаю самому узнать ответ!», и дал ему буклет, на котором были написаны различные примеры, решив которые, Миша узнает, сколько лет назад были написаны эти старые, но всегда актуальные и завораживающие картины. Помоги Мише узнать, сколько лет картинам Леонардо да Винчи. Расположи эти картины в его альбоме от самой «старой» до самой «молодой».
1. «Благовещение»: 30•2•9+1=
2. «Тайная вечеря»: (50•5 + 9)• 2=
3. «Мона Лиза»: 73•7 =
4. «Мадонна Бенуа»: 67•4•2=
Идея интегрированного обучения сегодня особенно актуальна, поскольку способствует успешной реализации новых образовательных задач, определённых государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
Эффективность интегрированного обучения очевидна. В процессе такого обучения развиваются самостоятельность, познавательная активность и интересы учащихся. Содержание интегрированных уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"
Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Презентация к выступлению на пед.совете на тему: "Проблемное обучение в начальной школе"
Данная презентация предназначена для выступления на пед. совете....
Выступление на городской педагогической секции учителей начальных классов «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в образовательно-воспитательной среде детского дома»
В данном выступлении отражены основные приемы введения проблемной ситуации на уроках в начальной школе....
Презентация к выступлению на городском семинаре " Дифференцированное обучение в начальной школе"
Презентация к выступлению на городском семинаре "Дифференцированное обучение". Цель; познакомить учителей с приёмами опроса, подачи домашнего задания и оценивания....
Презентация к выступлению Тема: «Дифференцированное обучение в начальной школе»
В докладе расскрывается вопрос Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?...
Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"
Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....