Программа развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка в начальной школе
учебно-методический материал (2 класс)

Давыдова Дина Алексеевна

Развитие логического мышления детей в начальной школе является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения и развития. Для более полной и успешной работы по развитию логического мышления учитель должен представлять, какие мыслительные операции он будет развивать на данном уроке, посредством каких приемов и методов, а также четко представлять: у кого развивать и как развивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система специально подобранных заданий

( 2 класс,

карточки-задания)

Составила:    

Давыдова  Дина  Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34

г.Ставрополя  

                          Ставрополь

                                       2014

 Развитие логического мышления детей в начальной школе является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения и развития. Для более полной и успешной работы по развитию логического мышления учитель должен представлять, какие мыслительные операции он будет развивать на данном уроке, посредством каких приемов и методов, а также четко представлять: у кого развивать и как развивать.

Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальной школе


Развитие логического мышления на уроках

     русского языка в начальной школе

Объяснительная записка

Развитие логического мышления детей в начальной школе является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения и развития. В настоящее время содержание всех образовательных программ направлено на формирование логических навыков и умений. Это формирование происходит в зависимости от уровня их развития. Перед учителем встает проблема: на основании имеющегося уровня сформированности логических навыков и умений продолжить не просто развитие логического мышления, а, опираясь на имеющийся опыт учащихся, его саморазвитие, т.е. вовлечь учеников в процесс составления заданий. В качестве учебного материала можно использовать любую из школьных программ по русскому языку в начальной школе.

Для более полной и успешной работы по развитию логического мышления учитель должен представлять, какие мыслительные операции он будет развивать на данном уроке, посредством каких приемов и методов, а также четко представлять: у кого развивать и как развивать. Для этого необходимо овладеть навыками диагностики для фиксации исходного уровня и контроля за развитием логического мышления. т.к. переход к понятийному отвлеченному мышлению совершается постепенно, по мере овладения детьми словарем, грамматическим строем языка, словесной речью. Но, в настоящее время, важно выработать у учащихся не только умения: сравнивать, обобщать, классифицировать, но и дорабатывать их путем составления собственных заданий, т. е. заниматься саморазвитием логического мышления, устраняя те недочеты, которые они увидели.

Для полноценного усвоения учебных знаний должны быть сформированы следующие логические навыки и умения:

  • Оперирование признаками предметов (слов);
  • Владение логическим действием классификации;
  • Определение знакомого понятия через род и родовое отличие;
  • Умение делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки.

В первом классе отрабатывается умение детей оперировать признаками предмета (слов). В процессе выполнения данного вида работ идет развитие таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение и выделение главного. Во втором, третьем и четвертом классах происходит дальнейшее формирование умения оперировать признаками предметов слов с учетом содержания курса «Русский язык в начальной школе».

Во втором классе происходит знакомство учащихся с понятием «классификация» без обозначения термином «классификация», всех действий связанных с ним. В третьем и четвертом классах происходит дальнейшая отработка умений делить объекты (слова) по заданному основанию, относить объекты (слова) к классу, проверять результаты проведенной классификации, формировать умения выбирать основания для классификации. В третьем классе дети учатся определять понятия через род и видовое отличие. Происходит формирование умений относить объекты (слова) к роду. В четвертом классе происходит дальнейшее закрепление умений относить объекты (слова) к роду, а также отрабатывается умение ограничивать и обобщать эти понятия, проверять определения на соразмерность.

Там же учащиеся знакомятся с построением простейших умозаключений, опираясь на предметную модель и словесное описание.

Перечисленные логические умения должны формироваться исподволь, как побочный продукт усвоения учебного материала начальных классов.

Предлагаемая система заданий по саморазвитию логического мышления направлена на практическое владение содержанием логических понятий и действий.

Для того чтобы усвоение логических понятий и действий было доступно учащимся, в заданиях используется принцип их материализации, т.е содержание заданий, опираясь на пройденный материал предполагает изучение нового.

  Система упражнений по развитию логического

     мышления

    (2 класс)

 1а.

б.

Выделение признаков предметов (слов)

На доске записано:

Вода            - животное с рогами

Старик        - прозрачная жидкость

Олень          - старый человек

Трава          - растение с зелеными стеблями 

(Правая сторона доски закрыта)

  • Что обозначает каждое слово?
  • Подберите к каждому слову подходящее значение. Вывод: слово что-то обозначает.

На доске записано:

Я ночевал на озере, оно заросло камышом, в воде отражались первые звезды.

Задание:

  1. Прочитать. Разделить текст на предложения.
  2. Списать:

А.Весь текст.

Б.Второе и третье предложения.

В.Третье предложение.

А1,Б1,В1 – подчеркнуть слово в котором звуков больше чем букв.

А2,Б2,В2 – подчеркнуть в словах слоги с мягкими согласными.

 2а.

б.

На доске записаны слова:

 Снег, кот, кит.

  • Что обозначает каждое из этих слов?
  • Сколько в них букв?
  • Какое слово лишнее? Почему?
  • Что можно сказать о словах «кот» и «кит»
  • Чем похожи, чем различаются?

(похожи: 1) значением;

              2) количеством букв, звуков;

              3) первой и последней буквами;

             4) количеством слогов и т.д.

Различаются: гласными буквами и звуками.

На доске записано:

Вот норка там мышка в норке кошка

Задание.

  1. Прочитать. Разделить текст на предложения.
  2. Списать:

А1,Б1,В1 – подчеркнуть согласные буквы, которые обозначают только твердые согласные звуки.

А2,Б2,В2 – обозначить количество букв и количество звуков в двусложных словах.

3а.

б

На доске записано:

     Зима.

  • Назовите признаки этого слова?
  1. Значение                              - время года;
  2. количество букв, звуков       - 4 бук., 4 зв.;
  3. количество слогов                - 2 слога;
  4. нахождение ударного слога  - второй слог

                                                  ударный.

На доске записано:

Воробей, обедал, где

В, лесу, хорошо, как, весной

Щебечут, в, птицы, саду

Задание:

  1. Составить и записать из слов каждой строчки предложение, поставив в конце нужный знак.
  2. Разделить слова для переноса.

А1,Б1,В1 – трехсложные.

А2,Б2,В2 – двусложные.

4а.

б

Укажите признаки слов:

     Ручка, карандаш.

Общие – 1) значение  - школьные принадлежности; и др.

Различаются – 1) количеством букв, звуков;

                       2) количеством слогов;

                       3) местом ударного слога.

На доске записано:

Белка сушит белье. Ветер сушит грибы.

Задание:

  1. Прочитать, построить предложения правильно.
  2. Списать, подчеркнуть главные члены предложения.
  3. Разделить слова для переноса.

А1,Б1,В1 – в обоих предложениях.

А2,Б2,В2 – в первом предложении.

5.

Контрольный срез

1)Укажите признаки слов (на выбор 1 слово, используя записанный на доске план ответа)

      Стол, тарелка.

  1. значение;
  2. количество букв, звуков;
  3. количество слогов;
  4. место ударного слога.

2) Выпишите слова, которые имеют какой-то общий признак и укажите какой, используя план ответа.

     Стол, зима, тюльпан, роза, астра.

1.по значению                           - цветы;

2.по количеству букв, звуков    - зима, роза,

                                                    стол;

    3.по количеству слогов             - все, кроме

                                                      слова «стол»

4.по месту ударного слога.

стакан               астра

    тюльпан            роза

     зима                      

1а.

б

Сравнение двух и более предметов (слов).

Даны слова:

      Кошка, книга, крыша

      Число, буква, цифра

  • Чем похожи слова каждой строчки?

1 строчка     1. 2 слога;

                    2. 5 букв, 5 звуков;

                    3. нахождением ударного слога;

                                  и т.д.

2 строчка     1. 2 слога;

                    2. 5 букв, 5 звуков.

На доске записано:

Скоро урок. Дети идут в класс.

Задание:

  1. Списать, подчеркнуть гласные буквы одной чертой.

А1,Б1,В1 – подчеркнуть согласные буквы в обоих предложениях.

А2,Б2,В2 – подчеркнуть согласные буквы во втором предложении.

2а.

б

Даны слова:

    а) кошка, собака.

Назовите общие признаки этих слов?

  1. по значению;
  2. и т.д. (буквы «О», «А», «К»).

б) ромашка, гвоздика.    

1.по значению;

2.по количеству слогов;

3.по нахождению ударного слога;

4. и т.д. (безударный гласный в 1 слоге»о», есть буквы «К», «А», «О»).

На доске записано:

Май, майка, Илья, судья, Юля, поем, сарай.

Задание:

  1. Списать все слова.
  2. Определить количество букв и количество в каждом слове.

А1,Б1,В1 – подчеркнуть слова в которых букв больше чем звуков и наоборот.

3.

Назовите общие признаки слов:

    а) голубь, снегирь

1.по значению;

2.по количеству слогов;

3. и т.д.( ь – на конце слов, буква «г»).

    б) Окунь, карп.

1. по значению;

2.и т.д. ( есть буква «к»).

4а.

б

Чем отличаются слова.

     а) лето, зима.

1) значением;

2)нахождением ударного слога.

     б) Чашка стакан.

  1. материалом, из которого они сделаны;

2)количеством букв;

3)нахождением ударного слога.

4)и т.д.

на доске записано:

рубка, стол, лапа, усы, роза, дар

задание:

  1. Прочитать, списать, добавив одну букву так, чтобы получилось слово.

А1,Б1,В1 – подчеркнуть согласные.

А2,Б2,В2 – поставить ударение.

5.

Чем отличаются слова.

      а) книга, тетрадь.

1) значением;

2)количеством букв, звуков;

3)нахождением ударного слога.

6.

Чем отличаются слова.

      а) стол, стул.

1) значением;

2)буквами «о», «у».

7а.

б

Чем отличаются слова.

      а) дерево, куст.

1) значением;

2)количеством слогов, букв, звуков;

3) и т.д.(в 1 слове есть согласные буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, во втором слове – нет)

На доске записано:

[йэсл`и бйот др`анной драчун слабого мал`чишку, йа такого н`э хочу дажэ встав`ит` в кн`ижку]

Задание:

  1. Прочитать, записать буквами этот отрывок.
  2. Подчеркнуть:

А1,Б1,В1 – подчеркнуть согласные глухие во всем тексте.

А2,Б2,В2 – подчеркнуть гласные.

8.

Чем отличаются слова.

      а) рыжик, мухомор.

1) значением;

2)количеством слогов, букв, звуков;

3)нахождением ударного слога.

9) а. На доске записаны слова в трех столбиках:

мальчик   веселая   играет

солнце    смелый    бежит

девочка   дружные   учатся

ребята    яркое     светит

- Как разделены слова по столбикам? Доказать.

- Что можно сказать о словах в третьем столбике? Найдите признак, объединяющий эти слова? (Они обозначают действие предметов).

- На какие вопросы они отвечают?

(Они отвечают на вопросы:

что делает? что делают?)

Мы будем говорить о словах, которые обозначают действия предметов, отвечают на вопросы:

что делает? что делают?

Слова этой части речи называются глаголами.

- Правильно ли мы с вами сказали, что слова распределены в столбики по частям речи?

б) Упражнение в распознавании глаголов среди других частей речи. На доске в двух кругах записаны слова:

цветок              мелькает

пчела               сверкает

солнце              шелестит

Задание: а) Выбери правильную подпись:

1) слова разделены по числу букв;

2) слова разделены по количеству слогов;

3) слова разделены как части речи;

(Верными являются 2 и 3 подписи). Доказать.

- Что важнее для говорящего: количество слогов или что обозначает это слово (какой частью речи оно является)?

- Какая из подписей указывает на более важный признак?

б) Придумать предложение с одним из глаголов, лучше записать.

в) Разобрать по членам предложения.

 Упражнение в установлении связи слов в предложении и изменение глаголов по числам.

10) На доске написаны 2 предложения:

Мальчик идет в школу.

Мальчики идут в школу.

- Что общего в этих предложениях

(повествовательное, состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенного члена предложения.)

Чем отличаются? (В первом предложении подлежащее выражено существительным в единственном числе, во втором во множественном числе)

А сказуемое? Что можно сказать о нем? Можно ли сказать, что глаголы тоже изменяются по числам? Приведите примеры.

Отчего зависит число глагола? (От имени существительного, с которым оно связано.)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...

Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках русского языка.

Приоритеты при развитии творческих способностей личности на уроках русского языка....

"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"

  Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...

Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...

Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка

Развитие логического мышления учащихся  – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Детям на уроках русского языка  непрерывно приходится занимат...

Программа "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности"

Программа содержит диагностические методики, а также  формы и методы развития логического мышления на уроках и во внеурочной деятельности....