Программа развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка в начальной школе
учебно-методический материал (2 класс)
Развитие логического мышления детей в начальной школе является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения и развития. Для более полной и успешной работы по развитию логического мышления учитель должен представлять, какие мыслительные операции он будет развивать на данном уроке, посредством каких приемов и методов, а также четко представлять: у кого развивать и как развивать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система специально подобранных заданий ( 2 класс, карточки-задания) | Составила: Давыдова Дина Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34 г.Ставрополя Ставрополь 2014 | |
Развитие логического мышления детей в начальной школе является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения и развития. Для более полной и успешной работы по развитию логического мышления учитель должен представлять, какие мыслительные операции он будет развивать на данном уроке, посредством каких приемов и методов, а также четко представлять: у кого развивать и как развивать. | Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальной школе |
Развитие логического мышления на уроках
русского языка в начальной школе
Объяснительная записка
Развитие логического мышления детей в начальной школе является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения и развития. В настоящее время содержание всех образовательных программ направлено на формирование логических навыков и умений. Это формирование происходит в зависимости от уровня их развития. Перед учителем встает проблема: на основании имеющегося уровня сформированности логических навыков и умений продолжить не просто развитие логического мышления, а, опираясь на имеющийся опыт учащихся, его саморазвитие, т.е. вовлечь учеников в процесс составления заданий. В качестве учебного материала можно использовать любую из школьных программ по русскому языку в начальной школе.
Для более полной и успешной работы по развитию логического мышления учитель должен представлять, какие мыслительные операции он будет развивать на данном уроке, посредством каких приемов и методов, а также четко представлять: у кого развивать и как развивать. Для этого необходимо овладеть навыками диагностики для фиксации исходного уровня и контроля за развитием логического мышления. т.к. переход к понятийному отвлеченному мышлению совершается постепенно, по мере овладения детьми словарем, грамматическим строем языка, словесной речью. Но, в настоящее время, важно выработать у учащихся не только умения: сравнивать, обобщать, классифицировать, но и дорабатывать их путем составления собственных заданий, т. е. заниматься саморазвитием логического мышления, устраняя те недочеты, которые они увидели.
Для полноценного усвоения учебных знаний должны быть сформированы следующие логические навыки и умения:
- Оперирование признаками предметов (слов);
- Владение логическим действием классификации;
- Определение знакомого понятия через род и родовое отличие;
- Умение делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки.
В первом классе отрабатывается умение детей оперировать признаками предмета (слов). В процессе выполнения данного вида работ идет развитие таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение и выделение главного. Во втором, третьем и четвертом классах происходит дальнейшее формирование умения оперировать признаками предметов слов с учетом содержания курса «Русский язык в начальной школе».
Во втором классе происходит знакомство учащихся с понятием «классификация» без обозначения термином «классификация», всех действий связанных с ним. В третьем и четвертом классах происходит дальнейшая отработка умений делить объекты (слова) по заданному основанию, относить объекты (слова) к классу, проверять результаты проведенной классификации, формировать умения выбирать основания для классификации. В третьем классе дети учатся определять понятия через род и видовое отличие. Происходит формирование умений относить объекты (слова) к роду. В четвертом классе происходит дальнейшее закрепление умений относить объекты (слова) к роду, а также отрабатывается умение ограничивать и обобщать эти понятия, проверять определения на соразмерность.
Там же учащиеся знакомятся с построением простейших умозаключений, опираясь на предметную модель и словесное описание.
Перечисленные логические умения должны формироваться исподволь, как побочный продукт усвоения учебного материала начальных классов.
Предлагаемая система заданий по саморазвитию логического мышления направлена на практическое владение содержанием логических понятий и действий.
Для того чтобы усвоение логических понятий и действий было доступно учащимся, в заданиях используется принцип их материализации, т.е содержание заданий, опираясь на пройденный материал предполагает изучение нового.
Система упражнений по развитию логического
мышления
(2 класс)
1а. б. | Выделение признаков предметов (слов) На доске записано: Вода - животное с рогами Старик - прозрачная жидкость Олень - старый человек Трава - растение с зелеными стеблями (Правая сторона доски закрыта)
На доске записано: Я ночевал на озере, оно заросло камышом, в воде отражались первые звезды. Задание:
А.Весь текст. Б.Второе и третье предложения. В.Третье предложение. А1,Б1,В1 – подчеркнуть слово в котором звуков больше чем букв. А2,Б2,В2 – подчеркнуть в словах слоги с мягкими согласными. | ||
2а. б. | На доске записаны слова: Снег, кот, кит.
(похожи: 1) значением; 2) количеством букв, звуков; 3) первой и последней буквами; 4) количеством слогов и т.д. Различаются: гласными буквами и звуками. На доске записано: Вот норка там мышка в норке кошка Задание.
А1,Б1,В1 – подчеркнуть согласные буквы, которые обозначают только твердые согласные звуки. А2,Б2,В2 – обозначить количество букв и количество звуков в двусложных словах. | ||
3а. б | На доске записано: Зима.
ударный. На доске записано: Воробей, обедал, где В, лесу, хорошо, как, весной Щебечут, в, птицы, саду Задание:
А1,Б1,В1 – трехсложные. А2,Б2,В2 – двусложные. | ||
4а. б | Укажите признаки слов: Ручка, карандаш. Общие – 1) значение - школьные принадлежности; и др. Различаются – 1) количеством букв, звуков; 2) количеством слогов; 3) местом ударного слога. На доске записано: Белка сушит белье. Ветер сушит грибы. Задание:
А1,Б1,В1 – в обоих предложениях. А2,Б2,В2 – в первом предложении. | ||
5. | Контрольный срез 1)Укажите признаки слов (на выбор 1 слово, используя записанный на доске план ответа) Стол, тарелка.
2) Выпишите слова, которые имеют какой-то общий признак и укажите какой, используя план ответа. Стол, зима, тюльпан, роза, астра. 1.по значению - цветы; 2.по количеству букв, звуков - зима, роза, стол; 3.по количеству слогов - все, кроме слова «стол» 4.по месту ударного слога. стакан астра тюльпан роза зима | ||
1а. б | Сравнение двух и более предметов (слов). Даны слова: Кошка, книга, крыша Число, буква, цифра
1 строчка 1. 2 слога; 2. 5 букв, 5 звуков; 3. нахождением ударного слога; и т.д. 2 строчка 1. 2 слога; 2. 5 букв, 5 звуков. На доске записано: Скоро урок. Дети идут в класс. Задание:
А1,Б1,В1 – подчеркнуть согласные буквы в обоих предложениях. А2,Б2,В2 – подчеркнуть согласные буквы во втором предложении. | ||
2а. б | Даны слова: а) кошка, собака. Назовите общие признаки этих слов?
б) ромашка, гвоздика. 1.по значению; 2.по количеству слогов; 3.по нахождению ударного слога; 4. и т.д. (безударный гласный в 1 слоге»о», есть буквы «К», «А», «О»). На доске записано: Май, майка, Илья, судья, Юля, поем, сарай. Задание:
А1,Б1,В1 – подчеркнуть слова в которых букв больше чем звуков и наоборот. | ||
3. | Назовите общие признаки слов: а) голубь, снегирь 1.по значению; 2.по количеству слогов; 3. и т.д.( ь – на конце слов, буква «г»). б) Окунь, карп. 1. по значению; 2.и т.д. ( есть буква «к»). | ||
4а. б | Чем отличаются слова. а) лето, зима. 1) значением; 2)нахождением ударного слога. б) Чашка стакан.
2)количеством букв; 3)нахождением ударного слога. 4)и т.д. на доске записано: рубка, стол, лапа, усы, роза, дар задание:
А1,Б1,В1 – подчеркнуть согласные. А2,Б2,В2 – поставить ударение. | ||
5. | Чем отличаются слова. а) книга, тетрадь. 1) значением; 2)количеством букв, звуков; 3)нахождением ударного слога. | ||
6. | Чем отличаются слова. а) стол, стул. 1) значением; 2)буквами «о», «у». | ||
7а. б | Чем отличаются слова. а) дерево, куст. 1) значением; 2)количеством слогов, букв, звуков; 3) и т.д.(в 1 слове есть согласные буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, во втором слове – нет) На доске записано: [йэсл`и бйот др`анной драчун слабого мал`чишку, йа такого н`э хочу дажэ встав`ит` в кн`ижку] Задание:
А1,Б1,В1 – подчеркнуть согласные глухие во всем тексте. А2,Б2,В2 – подчеркнуть гласные. | ||
8. | Чем отличаются слова. а) рыжик, мухомор. 1) значением; 2)количеством слогов, букв, звуков; 3)нахождением ударного слога. | ||
9) а. На доске записаны слова в трех столбиках: мальчик веселая играет солнце смелый бежит девочка дружные учатся ребята яркое светит - Как разделены слова по столбикам? Доказать. - Что можно сказать о словах в третьем столбике? Найдите признак, объединяющий эти слова? (Они обозначают действие предметов). - На какие вопросы они отвечают? (Они отвечают на вопросы: что делает? что делают?) Мы будем говорить о словах, которые обозначают действия предметов, отвечают на вопросы: что делает? что делают? Слова этой части речи называются глаголами. - Правильно ли мы с вами сказали, что слова распределены в столбики по частям речи? | |||
б) Упражнение в распознавании глаголов среди других частей речи. На доске в двух кругах записаны слова: цветок мелькает пчела сверкает солнце шелестит Задание: а) Выбери правильную подпись: 1) слова разделены по числу букв; 2) слова разделены по количеству слогов; 3) слова разделены как части речи; (Верными являются 2 и 3 подписи). Доказать. - Что важнее для говорящего: количество слогов или что обозначает это слово (какой частью речи оно является)? - Какая из подписей указывает на более важный признак? б) Придумать предложение с одним из глаголов, лучше записать. в) Разобрать по членам предложения. | |||
Упражнение в установлении связи слов в предложении и изменение глаголов по числам. 10) На доске написаны 2 предложения: Мальчик идет в школу. Мальчики идут в школу. - Что общего в этих предложениях (повествовательное, состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенного члена предложения.) Чем отличаются? (В первом предложении подлежащее выражено существительным в единственном числе, во втором во множественном числе) А сказуемое? Что можно сказать о нем? Можно ли сказать, что глаголы тоже изменяются по числам? Приведите примеры. Отчего зависит число глагола? (От имени существительного, с которым оно связано.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения
Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...
Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках русского языка.
Приоритеты при развитии творческих способностей личности на уроках русского языка....
"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"
Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...
Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...
Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка
Развитие логического мышления учащихся – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Детям на уроках русского языка непрерывно приходится занимат...
Программа "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Программа содержит диагностические методики, а также формы и методы развития логического мышления на уроках и во внеурочной деятельности....