публичное представление педагогического опыта
статья

Публичное представление педагогического опыта воспитателя ГПД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavleni_sobstvenogo_opyta_mishunina_t.n.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

воспитателя ГПД

МБОУ «Умётская средняя общеобразовательная школа»

Зубово-Полянского муниципального района

Республики Мордовия

Мишуниной Татьяны Николаевны.

Тема инновационного педагогического опыта:

«Оригами, как способ развития творческой активности детей на занятиях во внеурочное время».

                        Едва ли есть высшее из наслаждений,

как наслаждение творить.
Н. Гоголь

         Я, Мишунина Татьяна Николаевна – воспитатель группы продлённого дня в МБОУ «Умётская СОШ». В 2003 году окончила Зубово-Полянское педагогическое училище-колледж  по специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста». Свой трудовой стаж начала до окончания педагогического колледжа. С 1997 г.  я работала в Зубово-Полянском реабилитационном центре для детей инвалидов. В 2011г. я продолжила свою педагогическую работу в МБОУ «Умётский д/сад №1». В 2015г. я пришла работать в МБОУ «Умётская средняя общеобразовательная школа» на должность воспитателя в группу продлённого дня. Общий педагогический стаж работы –  22года, в школе -4 года.

Тема моего самообразования: «Оригами, как способ развития творческой активности детей на занятиях во внеурочное время».

         Идея опыта -совершенствование развития творческих способностей младших школьников возможно путем целенаправленного, систематического формирования интереса к творческой активности,   умение переводить идеи в образы; развитие воображения и фантазии в определенной ситуации; оригинальность мышления поделок из бумаги «оригами». В качестве условия эффективности предполагаются целенаправленные и систематические занятия в классе. 

Актуальность опыта. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. В настоящее время в рамках ФГОС перед воспитателем группы продлённого дня стоит важная задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом. Творчество основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творчество - это целенаправленная деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда обучающийся воображает, комбинирует, изменяет, создает такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел. Творческая деятельность имеет большое значение в жизни детей. В процессе творчества у ребенка возникает ощущение собственной личностной значимости, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Теоретическая база опыта : развитие творческих способностей происходит через: умение переводить идеи в образы; развитие воображения и фантазии в определенной ситуации; оригинальность мышления. Развивать техническое творчество ребёнка можно с самого простого – складывания фигурок из бумаги. Можно взять лист бумаги и научить ребёнка складывать из него простейшую фигурку, через некоторое время – сложить с ним вместе другую фигурку. И когда он научится их складывать сам, предложить подумать – что ещё можно сделать из этого листа бумаги. Или, например, сделав несколько одинаковых корабликов, предложить сделать что-то, чтобы кораблики стали разными. По-разному раскрасить или одному из них приделать флаг. Многие дети сами предложат сделать поделки красивее и разнообразнее. Любой ребёнок, складывая фигурки из бумаги, и, увлёкшись этим занятием, со временем начинает творить что-то новое, своё. Ему уже не интересно действовать шаблонно, по образцу, он стремится найти что-то такое, что ни у кого ещё не получалось. Может, вначале это будут какие-нибудь элементы декора уже знакомой всем фигуры, затем - диковинные животные или герои любимых мультфильмов. Главное – у ребёнка появляется желание улучшать то, что он уже сделал, творить, моделировать. И именно искусство оригами может стать тем толчком, который позволит расцвести творчеству, привить интерес к нему, и мир узнает о новых удивительных изобретениях и неожиданных конструкциях.

Педагогическая идея заключается в приобщении детей к миру оригами, умению самостоятельно создать «произведение искусства».

Новизна состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков творческой деятельности, накопление знаний об оригами, как одного из видов искусства; способах создания поделок и материала для этого, которые переплетаются, дополняются друг в друге.

Проанализировав теоретические основы проблемы творческого воспитания у детей младшего школьного возраста, я пришла к выводу, что необходима система в работе в данном направлении, включая в себя систему комплексных занятий и организацию самостоятельной и совместной деятельности во внеурочное время.

         Теоретическая значимость состоит в обобщении и развитии научных представлений о возможностях формирования творческих способностей младших школьников средствами  искусства оригами.

Практическая значимость  моей работы заключается в систематизации учебных заданий по  искусству «Оригами» с учетом эстетико-оценочной и эстетико-творческой функции воспитания младших школьников. Разработанные дидактические материалы, игры и методические рекомендации обеспечивают успешное включение младших школьников в  творческую и практическую деятельность.

         Инновационная модель  творческого курса оригами предполагает три этапа. На начальном этапе главная задача - познакомить и приобщить младших школьников к  искусству оригами, дать почувствовать его специфику, роль в жизни человека, одновременно учить преодолевать трудности при складывании бумажных модулей, развивать творческое  воображение, мелкую моторику рук.

Задача второго этапа  - это сохранить и развивать интерес определившиеся на начальном этапе, способствовать дальнейшему развитию творческих способностей школьников и потребности в творчестве. Основной акцент сделан на развитие возможностей школьников, их активное участие во время занятий, желание работать с бумагой. Конкретно-педагогические и творческие задачи в программе "Мир Оригами"усложняются от года к году. Главный акцент этапа -  практическая деятельность, самостоятельное  творчество. Каждое занятие обязательно завершается выставкой работ учеников.

Третий этап. Главная задача – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, самостоятельности в работе, где воспитатель выступает в качестве помощника и консультанта. Основной акцент направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию детей на творческую работу и создания «нового на старом». Основной формой работы является создание более сложных   моделей из бумаги.

Используемая мной технология проведения  занятий, заключается в использовании целого комплекса средств, приемов и методов, которые являются активными действенными способами развития творческих способностей школьников, способами вовлечения в разнообразную творческую деятельность, пробуждающая  интерес к оригами, развивая творческое воображение у детей.

Концептуальность моей работы заключается в разработке модели системы творческой деятельности младших школьников и в определении ее возможностей, влияющих на формирование качественных личностных свойств, которые способствуют творческому развитию учащихся.

         Цель и предмет определили ЗАДАЧИ:

1. Раскрыть сущность, структуру и место творческой деятельности в учебном

процессе начальной школы. 

2. Обосновать возможности творческой деятельности младших школьников.

Определить ее влияние на формирование личности. 

3. Разработать критерии оценки и показатели уровня развития  умений  и навыков учащихся в процессе творческой деятельности. 

4. Разработать модель системы творческой деятельности младших школьников и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность в развитии учащихся. 

         В своей работе я руководствуюсь принципами:

-Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка младшего школьного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).

-Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности).

-Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий).

-Принцип эмоционально-насыщенной тематики занятий и заданий.

-Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности.

Исходя из собственного опыта, я сделала вывод, что важным условием успешного развития детского творчества является умение воспитателя использовать в своей работе современные педагогические технологии. От выбранных методов, приёмов, способов воздействия на ребёнка во многом зависит качество обучения. Одной из уникальных форм обучения является игра. Игра наряду с трудом и ученьем - это один из основных видов деятельности человека любого возраста. Включение в ход занятия игровых приемов и ситуаций создает у детей бодрое рабочее настроение, помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала, в игровой форме быстрее и легче усваиваются знания, закрепляются навыки. В.А. Сухомлинский говорил, что игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Работа по изготовлению поделок кропотлива, поэтому на своих занятиях я использую разнообразные учебно-игровые формы:

 - показ готовой модели, объяснение, пошаговая демонстрация приёмов (использование схем), копирование детьми действий педагога (самая распространенная форма);

 - занятие-загадка (нет образца – результат в конце занятия, изготовление по словесному описанию;

 - взрослый показывает несколько этапов складывания фигурки, а затем дети по памяти повторяют увиденные действия (выбор количества этапов позволяет упрощать или усложнять игру);

-педагог дает команды, а дети, не имея перед глазами примера действия, выполняют команды, чем достигается постижение начала логического мышления (педагог переводит зрительные образы в понятия и поправляет действия детей по уговору, как “тепло” или ”холодно”;

-дети отворачиваются или зажмуриваются, а педагог выполняет одну или несколько оригамных операций, после чего дети отгадывают, что было сделано;

-дети получают задание изготовить фигурки по готовой фигурке (с разрешением ее развернуть);

 - дети получают задание изготовить фигурки одной рукой, ногами на время; - дети получают задание придумать и составить сюжетную композицию, используя сложенные объёмные фигурки;

- выполнение творческих коллективных работ на определённую тему, где воспитывается дружелюбие, умение договариваться;

- изготовление сувениров, оформление поздравительных открыток, помещения к празднику, используя метод аппликации, самостоятельный выбор цветового решения;

- использование художественной литературы, стихов, поговорок, пословиц, потешек; обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

На занятиях оригами можно использовать такие упражнения: например, детям предлагаются схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками; восстановить последовательность складывания фигурки; задачи на комбинирование приемов

Доступность и перспективы применения. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Также оно имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, стимулирует и развивает память, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Мой опыт показал, что систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешного усвоения школьной программы, становления личности.

В своей работе я использую литературу:  

Агапова, И. 100 лучших оригами для детей / И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Лада, 2009. ,Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2009.

 Гарматин, А. Оригами делаем сами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2011.
Журавлева, И.В. Искусство оригами / И.В. Журавлева. - М.: АСТ, 2008.
Кирьянова, Ю. С. Большая книга оригами / Ю.С. Кирьянова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2010. Робинсон, Н. Большая книга оригами / Н. Робинсон. - М.: Рипол Классик, 2011. Рудник, Т. Ф. Волшебная страна оригами / Т.Ф. Рудник. - М.: Феникс, 2005. Сергей Все об оригами. Игры и фокусы с бумагой / Сергей, Елена Афонькины. - М.: СЗКЭО, 2009.  Сержантова, Т.Б. 366 моделей оригами / Т.Б. Сержантова. - М.: Айрис-пресс; Издание 3-е, 2004.
 Смородкина, О.Г. Оригами / О.Г. Смородкина. - М.: Астрель, 2009.
 Соколова Бумажные цветы, букеты, кусудамы. Лучшие приемы искусства оригами / Соколова, Светлана. - М.: Эксмо, 2008.
Шнуровозова, Татьяна Владимировна Лучшие поделки своими руками. Бисер, оригами, соленое тесто, поделки из природных материалов / Шнуровозова Татьяна Владимировна. - М.: Владис, 2011. Щеглова, О. Все об оригами / О. Щеглова, А. Щеглова.М.: Владис, Рипол Классик, 2008.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудность опыта  в том и состоит, что воспитатель должен учитывать все

условия индивидуально и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление педагогического опыта...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...

Публичное представление педагогического опыта Шелтуковой Т.Б.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного опыта....

Публичное представление педагогического опыта.

Публичное представление педагогического опыта....