Проблемное обучение в начальной школе
статья

Мунгунова Дашима Михайловна

 

Проблемное обучение в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_v_nachalnoy_shkole.docx63.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение в начальной школе

Мунгунова Дашима Михайловна

Наряду с другими личностно ориентированными технологиями большое место в современной школе отводится проблемному обучению.

Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи. В широком смысле проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения и разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности школьников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.

Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать - исследуя,исследовать - обучая. Только так можно формировать творческую личность, а значит, выполнять сверхзадачу нашего педагогического труда.

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (В. Т. Кудрявцев, 1991).

  • разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали следующие педагоги: Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин и другие.

Исходя из практики проблемного обучения, выделяются следующие методы: использование проблемного вопроса, использование проблемной ситуации, использование проблемного урока.

Под проблемным вопросом понимается такой вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.

Проблемная ситуация представляет собой сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения нескольких людей.

Несоответствие, доходящее иногда до противоречия, возникает:

  1. Между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения данных задач.

Пример 1. Урок математики. Мальчик записывал математические выражения

  • заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, помноженное на 3. У него получились вот такие записи: 2+5*3=21

2+5*3=17

Найди ошибку в записях. Верный вариант: (2+5)*3=21

2+5*3=17

  1. Между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня.

Пример 2. Урок русского языка. Учитель говорит: «У дороги дуб. Какое последнее слово? (Дуб) Какие звуки по порядку мы слышим, произнося это слово? [д][у] [п] Посмотрите, как пишется это слово. Сравните со звуковым составом слова.» Далее дается представление об орфограмме.

Пример 3. Урок «Русский язык». Тема урока: «Образование слов при помощи приставок». Ученику задается вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» Вероятнее всего, в большинстве случаев дети будут отвечать: «Можно придумать новые слова или заимствовать их из другого языка». В этом случае следует еще раз повторить ребенку вопрос, делая в нем явные логические ударения: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» и предложить следующий рисунок:

при        у        за

пере               под

катился

с                      вы

до

На рисунке не указано, что вокруг слова «катился» - приставки. Задается вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?». Одним из вариантов ответов будет: «За счет приставок». Затем предлагается при помощи данного рисунка образовать слова и выделить в них приставки.

Пример 4. Урок «Русский язык». Тема урока: «Правила переноса слов» 2.Словарная работа.

Запись слов под диктовку:

Капуста, топор, молоток, товарищ, тетрадь, хорошо, сорока.

3.Подготовка к введению нового материала.

  • записанных словах обозначить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Знакомство с новым  словарным словом.

Отгадайте, о ком идет речь:

  • Я уроки посещаю

  • всегда веду дневник. Сам себя я называю Школьник или... (ученик)

4.Введение темы урока.

Учитель предлагает написать слово «ученик» на строке (продолжает запись до конца строки).

Ученики наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?   -Надо перенести.

-А что значит перенести?     -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. 

-Какой знак нам нужен? (знак переноса - )

-Помогите мне перенести слово «ученик». Работайте в парах, результаты записывайте на листе.

-Посмотрим, что вы предлагаете ( у-ченик, уч-еник, уче-ник, учени-к)

Проблемная ситуация!

-Задание было одно? (да).

-А выполнили его как? (по-разному).

Осознание противоречия!

-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов».

(Записывается тема на доске).

  • пишу: «Мычит корова» Белым мелом на доске. Что же делать, если слову Мало места на строке? Мне ответит на вопрос Мой помощник-перенос.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как надо переносить слова в различных ситуациях, а в конце урока попробуем сформулировать правило переноса.

-Рассмотрите плакат, какое первое правило мы должны помнить, чтобы правильно перенести слово?

«Слова переносятся с одной строки на другую по слогам».

-Рассмотрите следующий плакат, какое еще правило мы должны помнить? «Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку».

Учитель читает шуточное стихотворение.

Мы изучали перенос.

Вот как слова я перенес:

Едва- е-два,

получил за это два. Укол- у-кол,

получил за это кол. Опять- о-пять, Теперь, наверно будет пять? На доске запись:

Едва—е-два, укол—у-кол, опять - о-пять.

-Как вы считаете, получит ли мальчик «пять» за перенос этих слов? Почему? Второе и третье слово переносить нельзя, можно перенести слово «ед-ва».

-Надо помнить, что встречаются слова, которые нельзя переносить, поэтому, если мало места остается на строке, необходимо заранее проанализировать, уместится ли слово.

Пример 5. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Обучащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, обучающиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

  1. Одновременно предъявляются противоречивые факты, точки зрения. Младшим школьникам предлагается ответить на вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного вы заметили?».

Пример 6. Урок математики по теме «Числа и цифры.» На доске вывешены рисунки с изображением одного, двух, пяти, десяти предметов. Под каждым из них записано число предметов на рисунке с помощью римских цифр, цифр народа майя или арабских.

Учитель

Ученики

-В одной старинной книжке Петя

Считают число предметов на

увидел рисунки. Рассмотрите их.

рисунке. Выполняют разбиение.

Сосчитайте число предметов на

каждом рисунке. Разбейте рисунки

на группы по количеству

предметов.

(Предъявление первого факта.)

-Записи под рисунками разные.

-Посмотрите на записи под

- Одно и то же число предметов на

рисунками в каждой группе.

рисунке, а записи разные.

(Предъявление второго факта.)

-Записи могут означать числа,

-Что вы заметили?

записанные разными знаками

(цифрами).

-Подумайте, что могут означать

записи под рисунками? (Побуждение

к осознанию противоречия.)

-Какова же сегодня тема урока?

(Побуждение к формулировке

-Числа и цифры. (Учебная

проблемы.)

проблема как тема.)

  1. Сталкиваются мнения учеников вопросом или практическим заданием. Обучающимся предлагается ответить на вопросы: «Сколько в классе мнений?», «Почему так получилось?». Этот прием целесообразно использовать при ознакомлении обучающихся с различными способами решения уравнений, задач, вычислений.

Пример 7. Урок математики по теме «Задачи в два действия (решение задачи различными способами)».

Учитель

Ученик

-Прочитайте задачу (задача в

учебнике).

Испытывают удивление.

-Петя и Катя решили эту задачу по-

(Возникновение проблемной ситуации.)

разному. Рассмотрите их решения.

-Два мнения. (Осознание

-Сколько мнений в классе?

противоречия.)

(Побуждение к осознанию

противоречия.)

-Кто прав? Можно ли задачу решить

-Какой же вопрос возникает?

разными способами? (Учебная

(Побуждение к формулированию

проблема как вопрос.)

проблемы.)

  1. Ученикам предлагается вопрос или практическое задание «на ошибку». Затем с помощью наглядности показывается ошибочность выполнения задания. Этот прием целесообразно использовать при изучении величин и единиц их измерения.

Пример 8. Урок математики по теме «Длина»

Учитель

Ученик

-Измерьте длину полоски с

помощью мерки (у обучающихся на

Обучающиеся измеряют полоски и

каждом столе полоски одинаковой

называют свои ответы (2, 3, 4).

длины, мерки на разных столах

разные). (Задание на ошибку.)

Учащиеся сравнивают длину полосок

-Давайте сравним длину ваших

наложением. (Возникновение

полосок. (Предъявление

проблемной ситуации.)

действительного факта.)

-Полоски разной длины.

-Итак, что вы сказали сначала?

-Все полоски одинаковой длины.

-А что оказывается на самом деле?

(Осознание противоречия.)

(Побуждение к осознанию

противоречия.)

-Как можно сравнить длины полосок,

-Какой же возникает вопрос?

отрезков? (Учебная проблема как

(Побуждение формулированию

вопрос.)

проблемы)

  1. Обучающимся предлагается задание, не сходное с предыдущими. Ученикам предлагается ответить на вопросы: «Почему вы не смогли выполнить это задание?», «Чем оно не похоже на предыдущие?». Этот прием можно использовать при ознакомлении обучающихся с новыми вычислительными приемами.

Пример 9. Урок математики по теме «Табличное сложение»

Учитель

Ученик

Найдите значения выражений: 5 + 4,

При нахождении значения выражения

8 + 2, 10 + 7, 9 + 5 (последнее

9 + 5 обучающиеся испытывают

выражение не сходное с

затруднение (возникает проблемная

предыдущими).

ситуация).

-Вы смогли выполнить задание?

-Нет, не смогли.

-В чем затруднение? Чем это задание

-Здесь надо сложить два числа, сумма

не похоже на предыдущие?

которых больше 10. Мы такие задания

(Побуждение к осознанию

еще не выполняли. (Осознание

противоречия.)

противоречия.)

-Какова сегодня тема урока?

-Сложение двух чисел, сумма которых

(Побуждение к формулированию

больше 10. (Учебная проблема как

проблемы.)

тема урока.)

  1. Ученикам предлагается задание, сходное с предыдущими. Затем показывается ошибочность его выполнения. Этот прием можно использовать при ознакомлении с новыми способами действий, похожими внешне на ранее изученные.

Пример 10. Урок по теме «Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма)»

Учитель

Ученик

-Составьте схему к задаче: У

Ученик у доски составляет схему:

Кати 6 шаров, это на 2 больше,

чем у Пети. Сколько шаров у

Пети? (Задание, сходное с

предыдущими. Ученики

ориентируются на смысл слов «на

2 больше».)

-Теперь посмотрите на мою

схему. (Сравните ее с той, что

составили вы.)

-Для какой задачи вы пытались

У Кати 6 шаров, а у Пети па 2 больше, чем у

составить схему?

Кати. Сколько шаров у Пети?

-А почему вам не удалось

-Потому, что в задаче сказано «это на 2

выполнить задание верно?

больше». (Осознание противоречия.)

-Какая будет сегодня тема урока?

-Решение задач со словами «это на ...

(Побуждение к формулированию

больше, чем ...». (Учебная проблема как тема

проблемы.)

урока.)

Проблемные задания - это такие задания, которые ставят перед обучающимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

Проблемное обучение осуществляется в основном в трех формах, которые отличаются по степени познавательной самостоятельности обучающихся:

проблемное изложение;

  • частично-поисковая деятельность;

  • самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся.


Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач - формировать у обучающихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить школьников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. Однако эффективное развитие творческого мышления обеспечивает лишь система проблемных ситуаций. Кроме того, включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приѐмами самостоятельной работы. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемное обучение в начальной школе

статья, отнесенная к использованию проблемного обучения в начальной школе. в статье имеется теория, наглядность и практика. по программе "школа 21 века"...

Проблемное обучение в начальной школе

проблемное обучение в начальной школе...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

Условия и способы организации проблемного обучения в начальной школе

Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности  связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах уче...

Проблемное обучение в начальной школе

Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения в начальной школе....

Презентация к выступлению на пед.совете на тему: "Проблемное обучение в начальной школе"

Данная презентация предназначена для выступления на пед. совете....