Игровые технологии на уроках математики
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шулунова Марина Морзевна

Рассмотрены игры, применяемые на уроках математики в начальной школе. Даны полное описание к каждой игре, цель, предполагаемая аудитория 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n-_igrovye_tehnologii_na_urokah_matematiki.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках  математики

Игра «Фотограф»

Цель: формирование вычислительных навыков, зрительной памяти, внимания.

Описание: На доске (ИКТ) записаны числовые выражения с ответами  на сложение, вычитание, умножение или деление (таким образом можно заучивать  и табличные случаи) ,  ребятам нужно «сфотографировать»  числовые выражения за отведенное время от 2 до 5 минут. Потом ответы исчезают и ребятам нужно их восстановить, либо у доски, либо на индивидуальных карточках.

Форма проведения: коллективная, групповая и индивидуальная

Игра «Необычные задачи»

Цель: формирование  навыка и  умения решений задач от простых, до сложных и задач  обратных данной задаче, развитие логического  мышления, внимания, памяти, речи и моторики при раскрашивании.

Описание: Загадывается загадка про любой предмет.

Например: Пьет бензин как молоко.

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с  ней? (Машина)

Потом ребята раскрашивают на карточках машины. Потом предлагается краткое условие задачи и нужно составить задачу, а потом ее проинсценировать. (Дополняю эту игровую ситуацию историей возникновения предмета или интересным фактом про этот предмет. Дети остаются в восторге от такие уроков, а для меня, как учителя это самое главное)

Форма проведения: коллективная и групповая

Игра «Математический дождь (снег)»

Цель: формирование вычислительных навыков, логического мышления, внимательности.

Описание: Актуально проводить как при устном счете, так и при обобщении знаний по изученным темам. Ребята, стоящие в одном ряду друг за другом передают капельку (снежинку) товарищу проговаривая любой пример на сложение, вычитание, умножение, деление, а товарищ, получивший капельку ( снежинку) составляет пример используя ответ. Например: 7+2=9, значит, следующий игрок составляет пример, начиная с 9 и т.д. Хорошо проводить эту игру как соревнование между рядами, кто быстрее скатает снежный ком или чьи ручейки быстрее спустятся вниз с горы.

Форма проведения: коллективная и групповая.

Игра “ Старик Хотабыч”

Однажды в реке нашли старинный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: “ В этот сосуд заключён могущественный джин Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джинов аль - манфара”.

Задания (на рисунке кувшин с любыми числами)

Найдите “ лишнее” число.

Выпишите чётные, нечётные числа.

Составьте равенства и неравенства.

Увеличьте числа на2.

Уменьшите числа на 2.

Из кувшина вышел вдруг
Добрый джин – наш старый друг.
Кто решит всё без подсказки,
Тех возьмёт с собою в сказку.

Игра «Поймай рыбку».

На доске висит таблица, на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан пример: 7+8 9+6 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и решают выражения. Остальные выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в игре.

 

Игра «Самый быстрый почтальон»

Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).

Кто быстрее и правильнее разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Математические ручейки.

Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись, лицом друг к другу. Говорю, что только что прошел необычный дождь – математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеек самый быстрый, какой раньше достигнет озера?

По моему сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример на сложение или вычитание, на умножение или деление и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа.  Составив новое выражение, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера.

 

Игра «Забей мяч в корзину»

На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время (5 минут)  как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.

 

Игра "Чудесный мешочек"

Дидактическая цель: обобщение знаний о геометрических фигурах.

Средства обучения: Мешок из непрозрачной ткани 30*40 см, геометрические фигуры из плотного картона.

Содержание игры: В мешочек из непрозрачной ткани кладутся различные геометрические фигуры. Дети достают по одной фигуре. Есть два варианта: более простой - ребенок достает и называет предмет. И второй, более сложный - ребенок на ощупь должен угадать: "Что в мешочке?"


Игра "Поймай рыбку"

Дидактическая цель: обобщение знаний о геометрических фигурах.

Средства обучения: Рыбки в виде различных геометрических фигур.


Содержание игры: На доску выващиваются рыбки в виде различных геометрических фигур. Каждый ряд должен собрать определённый вид рыбок. Дети выходят по очереди к доске и выбирают нужную фигуру.

Побеждает тот ряд, который соберёт своих рыбок быстрее и правильнее.


Игра "Живой уголок"
Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, знакомство с понятиями “больше”, “меньше”.
Средства обучения: карточки с животными и кормом.

Содержание игры: учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых)». При помощи составления пар проводится сравнение. Аналогично можно проводить игры на уменьшение количества предметов.


Игра "Собирай - ка"

Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, обобщение знаний о геометрических фигурах.

Средства обучения: различные по размеру геометрические фигуры из плотного картона.

Содержание игры: Из набора геометрических фигур составляются различные предметы под руководством учителя или самостоятельно.

Например, дом. Учитель предлагает ученикам положить на середину листа большой квадрат, сверху на квадрат - подходящий по размеру треугольник. С правой стороны треугольника прикрепить маленький прямоугольник. В правый верхний угол выкладывается круг и т. д. Выбор предметов не ограничивается. Это могут быть и животные, техника и многое другое.


Дидактическая игра "Собери робота"

Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, обобщение знаний о геометрических фигурах.

Средства обучения: корзина, различные по размеру геометрические фигуры из плотного картона.

Содержание игры: участники команд по очереди берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше? 


Дидактическая игра "Хлопки"

Дидактическая цель: формирование умения соотносить количество предметов с нужной цифрой.

Средства обучения: карточки с рисунками.
Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задаёт ритм хлопков).


Дидактическая игра "Лучший счётчик"

Дидактическая цель: формирование умения соотносить количество предметов с нужной цифрой, сравнивать группы предметов.

Средства обучения: карточки с рисунками и цифрами.

Содержание игры: учитель на доске по секторам размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.

Дидактическая игра "По порядку номеров"


Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.

Средства обучения: карточки с цифрами.
Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

Дидактическая игра "Составим поезд"

Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них исполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, играя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон,  и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”. 
На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

Дидактическая игра "Подарки Петрушки"


Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.

Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.

Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Весёлый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их? 
Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.


Дидактическая игра "Украсим ёлку игрушками"


Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся, рисунки игрушек с цифрами.
Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке  - звезда с числом 10.  Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе  сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.

Дидактическая игра "Числа, бегущие навстречу друг другу"

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:

0  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10 
0 + 10 = 10                10 + 0 = 10 
1 +  9  = 10                   9 + 1 =10 
Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”.


Дидактическая игра "Слушай и считай"

Дидактическая цель: закрепление знаний о составе чисел первого десятка.

Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами  от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов. 
Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.

Дидактическая игра "Войди в ворота"

Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.

Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами.  В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар


Дидактическая игра "Контролёры"


Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй  - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например, 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков. 
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.


Дидактическая игра "В гости к Белоснежке"

Дидактическая цель: закрепить умение измерять отрезки при помощи линейки, знание состава чисел в пределах десяти.

Средства обучения: картинки с Белоснежкой , гномиками. Отрезки разной длины из картона.

Содержание игры: на доске вывешивается картинка с Белоснежкой, каждый ряд получает картинку с гномом. На каждую парту выдается два отрезка из картона : 1 ряд – 3см и 4см; 2 ряд – 6см и 2см; 3 ряд – 5см и 4см. Детям предлагается измерить длину своего отрезка и проверить измерения соседа. Затем вычисляется сумма длин отрезков и узнаётся путь гномика к Белоснежке. Выясняют, чей гномик добрался быстрее и почему, путём сравнения чисел.

Дидактическая игра " Угадай число"

Дидактическая цель: подготовить к изучению буквенных выражений.

Средства обучения: карточки с примерами и цифрами.

Содержание игры: на доске или на карточках учитель даёт примеры с пропущенными числами (вместо числа - окошко). Ученики показывают нужную цифру или вписывают её в карточки.

Дидактическая игра "Число потерялось"

Дидактическая цель: закрепить умение находить значения простейших числовых и буквенных выражений.

Средства обучения: карточки с буквенными выражениями и цифрами.

Содержание игры: на доске или на карточках детям предлагаются буквенные выражения. Первоклассники объясняют разницу между буквенным и числовым выражением. Ученики заменяют буквы подходящими цифрами.


Дидактическая игра "Кто быстрее?"

Дидактическая цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10.

Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры: на доске записаны числовые выражения в три столбика. Учащиеся с каждого ряда по очереди выходят к доске и находят значения выражений. Остальные ученики контролируют правильность ответов. Побеждает ряд , который правильно и быстро выполнил вычисления.

Дидактическая игра "Живые примеры"

Дидактическая цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10, закрепить знание терминов связанных со сложением и вычитанием.

Средства обучения: карточки с цифрами и знаками.

Содержание игры: учитель предлагает: « Увеличьте число 7 на 3.» Учащиеся с помощью карточек составляют и находят значение выражения. Для поверки к доске приглашаются несколько человек, в руках у которых карточки с нужными цифрами и знаками. Они составляют выражение с ответом. После этого ученик с цифрой называет, каким компонентом является его число в выражении.

Дидактическая игра "Будь внимательным"

Дидактическая цель: закрепить умение решать простые задачи на сложение и вычитание, развивать внимание.

Содержание игры: Учитель предлагает ученикам решить задачи в стихах.


Дидактическая игра "Спор цифр"

Дидактическая цель: познакомить учащихся с записью полных десятков. Повторить свойство нуля при сложении и вычитании.

Содержание игры: Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит. 
               - Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка. 
               - Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры. 
- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я  встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай! 
Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой). 
- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! – Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50) 
Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала. 
- Я  увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить. 
Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой. 
- Я  больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица. 
Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала: 
- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19) 
- Я  десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь? 
Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79). 
- Я  семь десятков, 70, понимаешь? 
Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…
Учитель спрашивает: 
- Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать? 
- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки. 
Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше. 

Дидактическая игра "Молчанка"

Дидактическая цель: закрепить умение читать и записывать полные десятки.

Средства обучения: абак, карточки с разрезными цифрами.

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках полные десятки , а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.


Дидактическая игра "Освободи птичку"


Дидактическая цель: закрепить знание полных десятков.

Средства обучения: картинки с птицами и клеткой, деревом, карточки с цифрами.

Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку  из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 0 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.


Дидактическая игра "Найди цифру"

Дидактическая цель: закрепить знания последовательности полных десятков.

Средства обучение: карточки с числами: 10, 20, 30, 40,50,60, 70, 80, 90, 100 .

Содержание игры: на доске два плаката, где в беспорядке прикреплены числа от 10 до 100. Участники команд по очереди снимают числа по порядку и составляют из них ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

"Игровые технологии на уроках математики" из опыта работы.

Хочу поделиться с коллегами своими наработками....

Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Итоговый практико-значимый проект "Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"...

Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Принципы реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе  ………………Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе...

Использавние игровой технологии на уроках математики

С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Именно игра призвана помочь ре...