Мастер - класс " ТРИЗ - из прошлого в будущее"
методическая разработка на тему
«Чем выше в поколении процент творческих людей – тем лучше и выше общество»
Мастер-класс раскрывает особенности применения теории изобретательских задач, автором которой является Г.С. Альтшуллер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_komarovoy_rr.docx | 22.64 КБ |
Презентация к мастер-классу | 783.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема: ТРИЗ – шаг из прошлого в будущее
Слайд 2
« Чем выше в поколении процент творческих людей – тем лучше и выше общество»
Слайд 3 Видео
Ув коллеги, вы увидели автора ТРИЗ Г.С. Альтшуллера
Слайд 4
согласитесь, что любые изобретения, в том числе и технологии всегда запаздывают. Иногда должно пройти много лет, чтобы понять, что данное изобретение имеет право на существование.
Мой мастер-класс посвящен одной из технологии, которая зародилась в СССР в 1946 году, но успешно начала развиваться вначале 70 –х.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - отечественная технология творчества, известная в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и других. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, нашла много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знания. Появилось самостоятельное направление - ТРИЗ-педагогика, взявшее на вооружение все основные идеи классической ТРИЗ.
Слайд 5
Основными целями ТРИЗ-образования является:
1) развитие творческих способностей;
2) активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
3) формирование качеств творческой личности.
Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным».
Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия.
Слайд 6
Обязательные три составляющие ТРИЗ:
- ИКР – идеальный конечный Результат
- Ресурсы
- Противоречия
Я прошу Фокус-группу занять свои места.
Слайд 7
В технологии ТРИЗ бесконечное множество приемов. Некоторые из них мы сегодня с вами рассмотрим на примерах.
Слайд 8
Первый прием «СВЯЗИ». Круги Луллия
Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.
КУБ 1 | КУБ 2 | КУБ 3 |
Солнце | Жираф | Имя существительное |
Почва | Пчела | Имя прилагательное |
Вода | Одуванчик | Глагол |
Воздух | Стол | Предлог |
Песок | Завод | Наречие |
Нефть | Зонт | Местоимение |
КУБ 1 | КУБ 2 | КУБ 3 |
Точка | Прямая | Больше |
Куб | Квадрат | Меньше |
Луч | Прямоугольник | Умножение |
Площадь | Круг | Сложение |
Периметр | Треугольник | Деление |
Отрезок | Параллелепипед | Вычитание |
Формирует:
∙ умение находить связи между объектами в системе;
∙ умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;
∙ умение устанавливать связи между любыми объектами.
Слайд 10
«Проблемная задача»
Сказка «Иван Царевич и серый волк»
Иван пошел ловить Жар Птицу. Помочь Ивану не уснуть ночью.
ИКР – Поймать Жар Птицу.
Ресурсы:
- Сам герой
- Стог сена
- Отсутствие сна
- Желание
- Холодная вода
Противоречия:
- Может уснуть
Ресурсы, чтобы не уснуть:
- Холодная вода
- Дневной сон
- Кофе
- Спички в глаза
- Долго сидеть неподвижно тяжело
- Зарядка / йога
- Стог маленький, Ж-П может заметить
- Заранее натаскать сено, увеличить стог
- Надеть маскирующую одежду
«Ассоциации»
Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти
Правило №1. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.
Правило №2. Представляйте ваши ассоциации визуально.
Правило №3. Преувеличивайте ваши ассоциации.
Задача может состоять из ИКР и Ресурсов.
- Как научить детей запоминать место обитания белых медведей и пингвинов, используя метод ассоциаций.
- Как научить детей не писать в транскрипции буквы я,ё,ю,е,ь,ъ
«Плохо- хорошо»
Ситуация: В воскресенье вы собирались в гости, но в 5 утра гости приехали к вам сами без предупреждения.
Найти в этом положительные и отрицательные стороны.
Активно участвовал
Было интересно
Было понятно
+
Узнал новое
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем выше в поколении процент творческих людей - тем лучше и выше общество. Г.С. Альтшуллер
Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер ( псевдоним Генрих Альтов ) ( 1926 - 1998 ) советский писатель-фантаст и изобретатель автор ТРИЗ – теории решения изобретательских задач автор ТРТЛ (теории развития творческой личности )
Т - теория Р - решения И - изобретательских З - задач ЦЕЛЬ технологии ТРИЗ: 1) развитие творческих способностей; 2 ) активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; 3) формирование качеств творческой личности.
Три составляющие ТРИЗ: ИКР – и деальный к онечный р езультат Ресурсы Противоречия
Приемы технологии ТРИЗ : Круги Луллия Соседи Да-Нетка Я беру тебя с собой Лови ошибку Ложная альтернатива Нестандартный вход в урок Отсроченная отгадка Связи ТРИЗ - загадки Фантастическая добавка Хорошо-плохо
Прием « Связи» (окружающий мир, русский язык) КУБ 1 КУБ 2 КУБ 3 Солнце Жираф Имя существительное Почва Пчела Имя прилагательное Вода Одуванчик Глагол Воздух Стол Предлог Песок Завод Наречие Нефть Зонт Местоимение
Прием « Связи» (математика) КУБ 1 КУБ 2 КУБ 3 Точка Прямая Больше Куб Квадрат Меньше Луч Прямоугольник Умножение Площадь Круг Сложение Периметр Треугольник Деление Отрезок Параллелепипед Вычитание
Давайте попробуем устроить свою жизнь так, чтобы к концу ее сказать: да, я счастлив. Г. С. Альтшуллер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."
Цели урока:Образовательные- формировать представления детей о далеком прошлом Земли;- пополнить знания у...
Презентация творческого проекта "Детский парк. Прошлое. Настоящее. Будущее..."
Уважаемые коллеги, уважаемые гости! Предлагаем Вашему вниманию творческий проект, выполненный совместно родителями и обучающимися 3-а класса МБОУ СОШ № 1 г. Сарапула Удмуртской Республики. В работу вх...
Архитектура Самары(прошлое ,настоящее.будущее)
Урок , материал которого можно использовать на окружющем мире, на уроках изо при изучении архитектуры г.Самары...
Окружающий мир. Тема "Прошлое, настоящее, будущее".
Разработка урока по предмету окружающий мир для учащихся 2 классов....
внеклассное мероприятие"Олимпийские игры:прошлое, настоящее, будущее" для учащихся 3-4 классов Разработала Беляева Н.Н.
История Олимпийских игр....
Презентация "Гражданка. Из прошлого в будущее"
Виртуальная прогулка по микрорайону Гражданка 20 века....