Мастер - класс " ТРИЗ - из прошлого в будущее"
методическая разработка на тему

Комарова Равиля Равильевна

«Чем выше в поколении процент творческих людей – тем лучше и выше общество» 

Мастер-класс раскрывает особенности применения теории изобретательских задач, автором которой является Г.С. Альтшуллер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: ТРИЗ – шаг из прошлого в будущее

Слайд 2

« Чем выше в поколении процент творческих людей – тем лучше и выше общество»

Слайд 3 Видео

Ув коллеги, вы увидели автора ТРИЗ     Г.С. Альтшуллера

Слайд 4

 согласитесь, что любые изобретения, в том числе и технологии всегда запаздывают. Иногда должно пройти много лет, чтобы понять, что данное изобретение имеет право на существование.

Мой мастер-класс посвящен одной из технологии, которая зародилась в СССР в 1946 году, но успешно начала развиваться вначале 70 –х.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - отечественная технология творчества, известная в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и других. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, нашла много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знания. Появилось самостоятельное направление - ТРИЗ-педагогика, взявшее на вооружение все основные идеи классической ТРИЗ.

Слайд 5

 Основными целями ТРИЗ-образования является:

1) развитие творческих способностей;

2) активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;

3) формирование качеств творческой личности.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным»,  дивергентного – «креативным».

Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия.

Слайд 6

Обязательные три составляющие ТРИЗ:

  1. ИКР – идеальный конечный Результат
  2. Ресурсы
  3. Противоречия

Я прошу Фокус-группу занять свои места.

Слайд 7

В технологии ТРИЗ бесконечное множество приемов. Некоторые из них мы сегодня с вами рассмотрим на примерах.

Слайд 8

Первый прием «СВЯЗИ». Круги Луллия

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.

КУБ 1

КУБ 2

КУБ 3

Солнце

Жираф

Имя существительное

Почва

Пчела

Имя прилагательное

Вода

Одуванчик

Глагол

Воздух

Стол

Предлог

Песок

Завод

Наречие

Нефть

Зонт

Местоимение

КУБ 1

КУБ 2

КУБ 3

Точка

Прямая

Больше

Куб

Квадрат

Меньше

Луч

Прямоугольник

Умножение

Площадь

Круг

Сложение

Периметр

Треугольник

Деление

Отрезок

Параллелепипед

Вычитание

Формирует:

 умение находить связи между объектами в системе;

 умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;

 умение устанавливать связи между любыми объектами.

Слайд 10

«Проблемная задача»

Сказка «Иван Царевич и серый волк»

Иван пошел ловить Жар Птицу. Помочь Ивану не уснуть ночью.

 

ИКР – Поймать Жар Птицу.

Ресурсы:

  1. Сам герой
  2. Стог сена
  3. Отсутствие сна
  4. Желание
  5. Холодная вода

Противоречия:

  1. Может уснуть

Ресурсы, чтобы не уснуть:

  • Холодная вода
  • Дневной сон
  • Кофе
  • Спички в глаза
  1. Долго сидеть неподвижно тяжело
  • Зарядка / йога

  1. Стог маленький,  Ж-П может заметить
  • Заранее натаскать сено, увеличить стог
  • Надеть  маскирующую одежду

«Ассоциации»

Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти

Правило №1. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.

Правило №2. Представляйте ваши ассоциации визуально.

Правило №3. Преувеличивайте ваши ассоциации.

Задача может состоять из ИКР и Ресурсов.

  1. Как научить детей запоминать место  обитания белых медведей и пингвинов, используя метод ассоциаций.
  2. Как научить детей не писать в транскрипции буквы я,ё,ю,е,ь,ъ

«Плохо- хорошо»

Ситуация:  В воскресенье вы собирались в гости, но в 5 утра гости приехали к вам сами без предупреждения.

Найти в этом положительные и отрицательные стороны.

 

Активно участвовал

Было интересно

Было понятно

+

Узнал новое


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т Р И З - из прошлого в будущее Мастер класс учителя начальных классов МАОУ «СОШ №17» г . Альметьевска Республики Татарстан Комаровой Равили Равильевны

Слайд 2

Чем выше в поколении процент творческих людей - тем лучше и выше общество. Г.С. Альтшуллер

Слайд 4

Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер ( псевдоним Генрих Альтов ) ( 1926 - 1998 ) советский писатель-фантаст и изобретатель автор ТРИЗ – теории решения изобретательских задач автор ТРТЛ (теории развития творческой личности )

Слайд 5

Т - теория Р - решения И - изобретательских З - задач ЦЕЛЬ технологии ТРИЗ: 1) развитие творческих способностей; 2 ) активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; 3) формирование качеств творческой личности.

Слайд 6

Три составляющие ТРИЗ: ИКР – и деальный к онечный р езультат Ресурсы Противоречия

Слайд 7

Приемы технологии ТРИЗ : Круги Луллия Соседи Да-Нетка Я беру тебя с собой Лови ошибку Ложная альтернатива Нестандартный вход в урок Отсроченная отгадка Связи ТРИЗ - загадки Фантастическая добавка Хорошо-плохо

Слайд 8

Прием « Связи» (окружающий мир, русский язык) КУБ 1 КУБ 2 КУБ 3 Солнце Жираф Имя существительное Почва Пчела Имя прилагательное Вода Одуванчик Глагол Воздух Стол Предлог Песок Завод Наречие Нефть Зонт Местоимение

Слайд 9

Прием « Связи» (математика) КУБ 1 КУБ 2 КУБ 3 Точка Прямая Больше Куб Квадрат Меньше Луч Прямоугольник Умножение Площадь Круг Сложение Периметр Треугольник Деление Отрезок Параллелепипед Вычитание

Слайд 11

Давайте попробуем устроить свою жизнь так, чтобы к концу ее сказать: да, я счастлив. Г. С. Альтшуллер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."

Цели урока:Образовательные-         формировать представления детей о далеком прошлом Земли;-         пополнить знания у...

Презентация творческого проекта "Детский парк. Прошлое. Настоящее. Будущее..."

Уважаемые коллеги, уважаемые гости! Предлагаем Вашему вниманию творческий проект, выполненный совместно родителями и обучающимися 3-а класса МБОУ СОШ № 1 г. Сарапула Удмуртской Республики. В работу вх...

Архитектура Самары(прошлое ,настоящее.будущее)

Урок , материал  которого  можно использовать на окружющем мире, на уроках изо при изучении архитектуры  г.Самары...

Окружающий мир. Тема "Прошлое, настоящее, будущее".

Разработка урока по предмету окружающий мир для учащихся 2 классов....

Презентация "Гражданка. Из прошлого в будущее"

Виртуальная прогулка по микрорайону Гражданка 20 века....