Живые свидетели прошлого.
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Районный этап
пятого городского фестиваля уроков
учителей общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга
«Петербургский урок» в 2015/2016 учебном году
Номинация
«Лучшее внеурочное занятие»
подноминация
«Общеинтеллектуальное направление»
Учитель начальных классов
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №643 Московского района Санкт-Петербурга
Прохоренко Елена Михайловна
Внеурочное занятие
Живые свидетели прошлого.
4 класс
Санкт-Петербург
2015/2016 учебный год
Макродизайн внеурочного занятия «Что? Где? Когда?»
Ф. И. О. педагога | Прохоренко Елена Михайловна |
Направление ВУД Программа ВУД | Общеинтеллектуальное «Что?Где?Когда?» заслушана педагогическим советом ГБОУ школы №643 протокол №1 от «28» августа 2015 года, утверждена директором ГБОУ школы №643Н.А.Андреевой приказ №56 от «2» сентября 2015года |
Выходные данные учебников/учебных пособий, использованных автором на занятии | Проектные задачи в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения».Авторы:А.Б.Воронцов,В.М.Заславский, С.В. Егорина, М.В. Енжевская, С.В.Клевцова, Н.И.Трояновская.М.:»Просвещение»,2009г. Современные педагогические технологии .О.Б.Даутова,Е.В.Иваньшина,О.А.Ивашедкина,Т.Б.Казачкова,О.Н.Крылова,И.В.Муштавинская.-С-Пб.:Каро,2014. Серия»Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования» |
Группа | Школьники 9-10 лет |
Место занятия в модуле программы | Проектная задача |
Вид (форма) занятия | Решение проектной задачи |
Тема занятия | Живые свидетели прошлого. |
Формы организации образовательного пространства на занятии | Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Цель занятия для учителя | Создать условия для получения и распространения опыта использования проектной задачи, используя приёмы технологии РКМ |
Цель занятия для обучающихся | Уточнить и расширить представления о значении фразеологизма «бить баклуши», используя различные приёмы РКМ |
Задачи занятия | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты | Предметные: расширить словарный запас обучающихся, провести наблюдение за значением и использованием в речи фразеологизмов, умение создать конечный продукт- рукописный иллюстрированный журнал «Калейдоскоп вопросов», работая в малой группе. Познавательные УУД: находить в источниках информацию, необходимую для решения учебных задач, осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению. Регулятивные УУД: определять цели обучения, формулировать учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении проектных задач; осуществлять рефлексию по результатам учебной работы, реально оценить свои знания и умения по теме и усовершенствовать их. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог; сотрудничать для достижения общезначимой для коллектива цели; использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей. Личностные УУД: формировать навыки работы во взаимодействии( распределять обязанности и время, уметь договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться). |
Образовательно-развивающая среда: привлеченные ресурсы, место проведения занятия, его оснащение и оборудование. | Интерактивная доска, компьютер, тексты сказки «Жила – была баклуша». Е.И.Синицина . «Умные занятия».М.:»Лист»,1999г., рукописный иллюстрированный журнал «Калейдоскоп вопросов». |
Педагогические технологии | Технология РКМ |
Методы обучения | Приём «зигзаг-2» |
Технологическая карта урока
Приложение 1
Отрывок сказки «Жила – была баклуша». Е.И.Синицина . «Умные занятия».М.:»Лист»,1999г.,
Текст:
Жил-был в одном селе Иван. Все уважали его за то, что он всю свою жизнь бил баклуши.
Начиналась его работа с того, что он брал в одну руку топор, в другую - острозубую пилу и отправлялся в березовую рощу. Там он рубил и подпиливал облюбованную заранее березку. Именно березку. Ведь бить баклуши Иван любил именно березовые - самые для его дела подходящие.
- Береза, - говорил Иван, дерево удивительное: и веселое, и плакучее, и для всякого дела - случая.
Затем он непременно добавлял:
- И хоть нет на ней шишек для белок, зато спрятано сорок поделок: и чашки, и плошки, игрушки и ложки!
После чего принимался Иван напиленные чурбаки разбивать топором на чурочки, которые в народе называют баклушами. Все баклуши он бил заданных размеров: большая баклуша - большая ложка, маленькая - маленькая ложечка.
Из баклуш Иван начинал делать ложки. Теслом выдалбливал углубленную часть, ручку аккуратно вытачивал пилкою. Остальное доделывал острым как бритва ножиком. Затем готовую ложку покрывал олифой - вареным льняным маслом, чтобы она была ни для чего жидкого непроницаемой. Танюшка и Василек, дети Ивана, занимались разрисовкой ложек и их сушкой в печи. Легкими и удобными выходили из жаркой печки ложки. Все они получались разными, не очень ровными.
Что же до выражения «бить баклуши», в ту пору означавшего раскалывать осиновые и березовые чурбаки на чурки и чурочки для изготовления из них деревянных изделий, то оно со временем приобрело новый смысл. Ведь «бить баклуши» означает сегодня еще и бездельничать, ничего не делать. Да, действительно, по сравнению с тяжелым крестьянским трудом, работа по битью баклуш считалась пустячной. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
Хотя битье баклуш, как мы теперь знаем, требовало и тонкого расчета, и умелых рук, и немалого усердия. За это и уважали Ивана односельчане.
Приложение 2
-Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
-Оцени, насколько сложным для тебя оказались предложенные задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
-Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Приложение 2
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
____________________________________________________________________________
ФИО претендента
_______________________________________________________________
ГБОУ
___________________________________
Номинация/подноминация
№ | Параметры технической экспертизы | Да/нет | |
Документы в печатном виде | |||
1 | Информация об участнике/ах | ||
1.1 | Полное наименование ОУ по Уставу | ||
1.2 | Фамилия, имя, отчество автора/ов разработки с указанием должности | ||
1.3 | Контактные телефоны (рабочий, мобильный) | ||
1.4 | Программа, по которой работает учитель, тема урока, класс (с определением уровня образования) | ||
1.5 | Выходные данные учебников/учебных пособий, использованные автором на уроке | ||
1.6 | Указание номинации/подноминации | ||
1.7 | Подпись руководителя ОУ, заверенная печатью | ||
2 | Методическая разработка (не более 12 листов) | ||
3 | Экспертное заключение | ||
Документы в электронном виде (CD-диск) | |||
1 | Информация об участнике/ах (в формате MS Word) не более 1 стр. | ||
2 | Методическая разработка (не более 12 листов) в формате MS Word | ||
Результат технической экспертизы | |||
Допущен до участия в Фестивале (ДА) | Не допущен до участия в Фестивале (НЕТ) |
Представитель оргкомитета________________/__________________________/
Приложение 3
Экспертное заключение оценки результата участия
Прохоренко Елена Михайловна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №643 Московского района Санкт-Петербурга
«Живые свидетели прошлого», 4 класс, номинация«Лучшее внеурочное занятие»,подноминация «Общеинтеллектуальное направление»
Критерии оценивания | Комментарии учителя | Баллы (от 0 до 5) |
Результаты самоанализа урока педагогом | Оценка внешнего эксперта | |
| ________ | |
|
| |
| Содержание урока направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов образования. Предметные: расширить словарный запас обучающихся, провести наблюдение за значением и использованием в речи фразеологизмов, умение создать конечный продукт- рукописный иллюстрированный журнал «Калейдоскоп вопросов», работая в малой группе. Познавательные УУД: находить в источниках информацию, необходимую для решения учебных задач, осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению. Регулятивные УУД: определять цели обучения, формулировать учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении проектных задач; осуществлять рефлексию по результатам учебной работы, реально оценить свои знания и умения по теме и усовершенствовать их. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог; сотрудничать для достижения общезначимой для коллектива цели; использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей. Личностные УУД: формировать навыки работы во взаимодействии( распределять обязанности и время, уметь договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться) | |
| Цель урока для учителя: Создать условия для получения и распространения опыта использования проектной задачи, используя приёмы технологии РКМ Цель урока для учащихся: Уточнить и расширить представления о значении фразеологизма «бить баклуши», используя различные приёмы РКМ Задачи урока: Образовательные: -расширить представления о значении фразеологизмов; -совершенствовать навыки работы с текстами разных жанров. Развивающие: -развивать умение учащихся находить дополнительный материал по теме и выступать перед аудиторией; -развивать умения воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное; -развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание. Воспитательные: -формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, -развивать стремления быть терпимым в обществе, -воспитывать уважение к одноклассникам, взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над проектной задачей. | |
| ________ | |
| ________ | |
| Использована технология развития критического мышления, в структуре занятия использованы 3 фазы технологии РКМ и следующие приёмы: -«зигзаг2»(автор Славин):текст изучается всеми обучающимися, принцип деления на группы-вопросы к данному тексту, их количество совпадает с количеством участников группы, в экспертные группы собираются специалисты по 1 вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы; -на стадии размышления использован приём «синквейн»; - рефлексия – по оценочной шкале ( даёт возможность не только узнать как усвоен материал, но и выяснить, могут ли обучающиеся применить полученные знания в различных ситуациях, как научились сотрудничать друг с другом в совместной деятельности. | |
| На данном занятии проектная задача рассчитана на участие четырёх человек в каждой малой группе, т.к. предполагается работа каждого участника с одним из 4 вопросов, обучающиеся вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия, а также, работая в малой группе, подобрать материал ( в течении года по программе «Что? Где? Когда?» создаётся конечный продукт- рукописный иллюстрированный журнал «Калейдоскоп вопросов»(банк вопросов к игре) для оформления в журнал. | |
| Во время занятия организована работа в группах, что способствовало формированию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. На данном занятии применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в решении проектной задачи. | |
| На занятии использованы следующие формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на занятии: -устные ответы учащихся на поставленные вопросы; -наблюдение за взаимодействием учащихся в группе; -итоги работы группы. В конце урока детям была предложена рефлексия, в ходе которой они смогли оценить свою работу и своё эмоциональное состояние во время урока. | |
| ________ | |
| ________ | |
| ________ | |
| ________ | |
| ________ | |
ИТОГО (max 75 баллов): |
Рекомендовано к тиражированию: ДА НЕТ
Эксперт: _________________/_____________________/ Дата ________________________
подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Живые картинки прошлого" (Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций жителей Старооскольского района)
Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций и духовного наследия жителей Старооскольского края. В разработке используются частушки, народные песни, поговорки присущие жителям Староосколья. С...
Сценарий праздника "Прошла война, прошла беда.."
Утренник, посвящённый Дню Победы....
Классный час по ПДД на тему: "Если ты оказался свидетелем или участником ДТП"
Данный классный час формирует у учащихся ответственность за свою жизнь и жизнь других людей....
Классный час «Если ты оказался свидетелем или участником ДТП»
конспект Классный час «Если ты оказался свидетелем или участником ДТП»...
Конкурсная работа "Живые картинки прошлого"
Лучшая методическая разработка внеклассного мероприятия...
Живой свидетель трагедии Михизеевой Поляны
В мире, особенно в последние годы, все больше внимания уделяется сохранению исторических памятников. Это и шедевры архитектуры, и творения известных скульпторов, и специальные монументальные сооружени...
Дети войны. Последние свидетели.
Видео представленное в разработке!...