Живые свидетели прошлого.
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс) на тему

Макродизайн внеурочного занятия «Что? Где? Когда?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx368.17 КБ

Предварительный просмотр:

Районный этап

пятого городского фестиваля уроков

учителей общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

«Петербургский урок» в 2015/2016 учебном году

Номинация

«Лучшее внеурочное занятие»

подноминация

«Общеинтеллектуальное направление»

Учитель начальных классов

Государственного  бюджетного  общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной  школы №643 Московского района Санкт-Петербурга

Прохоренко Елена Михайловна

F:\опыт\Городской конкурс\фотографии\DSC_3260.jpg

Внеурочное занятие

Живые свидетели прошлого.

4  класс

Санкт-Петербург

2015/2016 учебный год

Макродизайн внеурочного занятия «Что? Где? Когда?»

Ф. И. О. педагога

Прохоренко Елена Михайловна

 Направление ВУД

 Программа ВУД

Общеинтеллектуальное

«Что?Где?Когда?» заслушана педагогическим советом ГБОУ школы №643 протокол  №1 от «28» августа 2015 года, утверждена директором ГБОУ школы №643Н.А.Андреевой приказ №56 от  «2» сентября 2015года

Выходные данные учебников/учебных пособий, использованных автором на занятии

Проектные задачи в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения».Авторы:А.Б.Воронцов,В.М.Заславский, С.В. Егорина, М.В. Енжевская, С.В.Клевцова, Н.И.Трояновская.М.:»Просвещение»,2009г.

Современные педагогические технологии .О.Б.Даутова,Е.В.Иваньшина,О.А.Ивашедкина,Т.Б.Казачкова,О.Н.Крылова,И.В.Муштавинская.-С-Пб.:Каро,2014. Серия»Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»

 Группа

 Школьники   9-10 лет

Место занятия в модуле программы

 Проектная задача

Вид (форма) занятия

Решение проектной задачи

Тема занятия

 Живые свидетели прошлого.

Формы организации образовательного пространства на занятии

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Цель занятия для учителя

Создать условия для получения и распространения опыта использования проектной задачи, используя приёмы технологии РКМ

Цель занятия для обучающихся

Уточнить и расширить представления о значении фразеологизма «бить баклуши», используя  различные приёмы  РКМ

Задачи  занятия

Образовательные:

  • расширить представления о значении фразеологизмов;
  • совершенствовать навыки работы с текстами разных жанров.

Развивающие:

  • развивать умение учащихся находить дополнительный материал по теме и выступать  перед аудиторией;
  • развивать умения воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное;
  • развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание.

Воспитательные:

  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе,
  • развивать стремления быть терпимым в обществе,
  • воспитывать уважение к одноклассникам, взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над  проектной  задачей.

Планируемые результаты

Предметные: расширить словарный запас  обучающихся,  провести наблюдение за значением и использованием в речи  фразеологизмов, умение создать конечный продукт- рукописный иллюстрированный  журнал «Калейдоскоп вопросов», работая в малой группе.

Познавательные УУД: находить в источниках информацию, необходимую для решения учебных  задач, осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению.

Регулятивные УУД: определять цели обучения, формулировать учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении проектных задач; осуществлять рефлексию по результатам учебной работы, реально  оценить свои   знания и умения по теме и усовершенствовать их.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог; сотрудничать для достижения общезначимой для коллектива цели; использовать речевые средства  в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные УУД:  формировать навыки работы во взаимодействии( распределять обязанности и время, уметь договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться).

Образовательно-развивающая  среда: привлеченные ресурсы, место проведения занятия, его оснащение и оборудование.

Интерактивная доска, компьютер, тексты сказки «Жила – была баклуша». Е.И.Синицина . «Умные занятия».М.:»Лист»,1999г.,  рукописный иллюстрированный  журнал «Калейдоскоп вопросов».

Педагогические технологии

Технология РКМ

Методы обучения

 Приём «зигзаг-2»

 

Технологическая карта урока

п\п

Этапы занятия, время

Содержание

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 1

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) -1мин.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мобилизация внимания (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К)                              Саморегуляция (Р)

Включение детей в деятельность:

- Здравствуйте, ребята! Вижу: у вас ушки на макушке! Готовы трудиться не покладая рук? Тогда всё занятие держим ухо востро, а если что-то не получается, нос не вешаем! Что на занятие говорим, мотаем себе на ус!

Включение в работу, самоопределение.

Сидят по группам по 4человека 4 группы(рабочие группы)

 2

Стадия вызова

Цель этапа: повторение  известных понятий, необходимого для «открытия нового знания»,и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи (К)

 Самоопределение, установление связи  между целью открытия нового знания и  ее  мотивом, проявление интереса к изучению темы (Л)

Целеполагание  (Р)

Вопросами стимулирует вспомнить, что известно по теме, делать предположение.

-На прошлом занятии вас заинтересовало русское выражение «бить баклуши», как вы его понимаете?

-Пофантазируйте и  объясните это выражение с помощью рисунков.

-Рассмотрите рисунки в  своей группе, обсудите.

-Представьте, что авторы книги попросили вашу творческую группу сделать иллюстрацию к выражению «бить баклуши».

-Вы все по-своему правы, но сейчас прочитаете историю о том, откуда пошло выражение «бить баклуши2 и что  такое баклуша на самом деле.

Слушают и предполагают, о чём идет речь.

Поиск и выделение информации; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Высказывают свои мнения, обсуждение заканчивается выступлением, каждой группе даётся время для объяснения своего варианта.

 3

Смысловая стадия

Находить в источниках достоверную информацию, необходимую для решения проектной задачи, осмыслять текст на возрастном уровне; создавать собственный устный текст на основании имеющихся знаний(П)

Использовать речевые средства  в соответствии с  коммуникативной задачей,аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Создавать алгоритм деятельности при решении проектных задач(Р)

Распределять обязанности и время, уметь договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться(Л)

Предлагает текст  с историей по данной теме, готовит  обучающихся к  переформированию в группы «экспертов»:

-Достаньте карточки и возьмите по 1 вопросу. Прочитайте в группе.

-Переверните карточки  и теперь возьмите каждый себе 1 вопрос. Прочитайте.

-Перечитайте текст, если найдёте ответ на свой вопрос подчеркните .(1 мин.)

-Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому я предлагаю вам посоветоваться с  такими же специалистами  по этому вопросу.

-Объединитесь в  «экспертные» группы по цвету карточек с вопросами.

-За этот стол сядут специалисты на красной (синей, жёлтой, зелёной) карточке.

На столе ставятся цветовые карточки и все рассаживаются в новые группы.

-Теперь ваша задача- обменяться мнениями и утвердиться в правильности ответа на ваш вопрос.

Работа заканчивается ответами на вопросы желающих перед всеми участниками занятия. Вопросы:

-Почему именно берёзовые баклуш любил  Иван Васильевич?

-С чего начиналась работа по битью баклуш?

-Как делали чурочки, которые в народе называют баклушами?

-Что чаще всего изготавливали из баклуш?

Какой новый смысл приобрело выражение «бить баклуши»?

 Подводит итог работы на стадии осмысления.

-Да, действительно, по сравнению с очень крестьянским трудом, работа по битью баклуш считалась лёгкой.  Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья. Но  далеко не у каждого получится сейчас баклуши  бить.

-Посмотрите какой сюрприз вас ожидает ( выставка деревянных ложек, плошек…)http://funbook.com.ua/pic/images_3/Chto_takoe_baklushi-_dlya_chego_ih_delali-2.jpg

Разве пустяковое дело –баклуши бить? Ведь без этой работы нечем было бы  русским людям  щи, да кашу хлебать!

Каждая «рабочая»группа получает тексты и конверт с вопросами . Читают текст (2-3мин).

Показ на слайдах иллюстраций.

http://player.myshared.ru/1215026/data/images/img20.png

Обучающиеся  обсуждают в «экспертных» группах ответ на вопрос, приходят к  общему мнению. По окончанию работы возвращаются в свои  рабочие группы и делятся информацией, каждый должен рассказать ответ на свой вопрос (3-5мин)

 4

Стадия размышления

 Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и участников занятия.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)            Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в решении проектной задачи; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)                                                                Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)                                             

Предлагает дополнить информацию в первоначальные записи( творческую практическую работу,  записи, рисунки и т. д.).

 Составить СИНКВЕЙН со словами: работа, безделье, труд, баклуши, ложки, мастер,…

Предлагает оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

-Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-Оцени, насколько сложным для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-Оцени свой вклад в решение задачи(насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Даёт  анализ работы в группах(что понравилось, совет –над чем  задуматься, потрудиться), советуется с обучающимися как интереснее построить занятие, обсуждает «новый заказ» на следующую проектную задачу.

Возвращаются к первоначальным записям, вносят изменения, дополнения, выполняют творческие  практические задания на основе изученной информации. Представляют свои работы на доске.

http://uduba.com/user_data/3a80d80df7533a3b37f01a3417ae97741543619768.jpg

Пишут  синквейн.

Труд
2. Развивающий, интересный
3.Не даёт расслабиться, оживляет, занимает
4. Сделал из обезьяны человека
5.  Деятельность

1.Баклуши

2.Берёзовые,напиленные чурбаки

3.Пилить, разбивать, вытачивать

4.Тяжёлый труд

5.Фразеологизм

Заполняют карту рефлексии, оценивают свою деятельность на уроке.

Предложения детей:

-Составить  шуточный текст из 7-8 связных предложений на тему «Жизнь моего класса», используя фразеологизмы.

-Продолжить рукописный иллюстрированный  журнал «Калейдоскоп вопросов».


                                                                                                                                 Приложение 1

Отрывок сказки «Жила – была баклуша». Е.И.Синицина . «Умные занятия».М.:»Лист»,1999г.,  

Текст:

   Жил-был в одном селе Иван. Все уважали его за то, что он всю свою жизнь бил баклуши.

   Начиналась его работа с того, что он брал в одну руку топор, в другую - острозубую пилу и отправлялся в березовую рощу. Там он рубил и подпиливал облюбованную заранее березку. Именно березку. Ведь бить баклуши Иван любил именно березовые - самые для его дела подходящие.

- Береза, - говорил Иван, дерево удивительное: и веселое, и плакучее, и для всякого дела - случая.

Затем он непременно добавлял:

- И хоть нет на ней шишек для белок, зато спрятано сорок поделок: и чашки, и плошки, игрушки и  ложки!

    После чего принимался Иван напиленные чурбаки разбивать топором на чурочки, которые в народе называют баклушами. Все баклуши он бил заданных размеров: большая баклуша - большая ложка, маленькая - маленькая ложечка.

    Из баклуш Иван начинал делать ложки. Теслом выдалбливал углубленную часть, ручку аккуратно вытачивал пилкою. Остальное доделывал острым как бритва ножиком. Затем готовую ложку покрывал олифой - вареным льняным маслом, чтобы она была ни для чего жидкого непроницаемой. Танюшка и Василек, дети Ивана, занимались разрисовкой ложек и их сушкой в печи. Легкими и удобными выходили из жаркой печки ложки. Все они получались разными, не очень ровными.

    Что же до выражения «бить баклуши», в ту пору означавшего раскалывать осиновые и березовые чурбаки на чурки и чурочки для изготовления из них деревянных изделий, то оно со временем приобрело новый смысл. Ведь «бить баклуши» означает сегодня еще и бездельничать, ничего не делать. Да, действительно, по сравнению с тяжелым крестьянским трудом, работа по битью баклуш считалась пустячной. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.

    Хотя битье баклуш, как мы теперь знаем, требовало и тонкого расчета, и умелых рук, и немалого усердия. За это и уважали Ивана односельчане.

                                                                                                                                Приложение 2

-Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-Оцени, насколько сложным для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Приложение 2

     РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

____________________________________________________________________________

ФИО претендента

_______________________________________________________________

ГБОУ

___________________________________

Номинация/подноминация

Параметры технической экспертизы

Да/нет

Документы в печатном виде

1

Информация об участнике/ах

1.1

Полное наименование ОУ по Уставу

1.2

Фамилия, имя, отчество автора/ов разработки с указанием должности

1.3

Контактные телефоны (рабочий, мобильный)

1.4

Программа, по которой работает учитель, тема урока, класс

(с определением уровня образования)

1.5

Выходные данные учебников/учебных пособий, использованные автором на уроке

1.6

Указание номинации/подноминации

1.7

Подпись руководителя ОУ, заверенная печатью

2

Методическая разработка (не более 12 листов)

3

Экспертное заключение

Документы в электронном виде (CD-диск)

1

Информация об участнике/ах (в формате MS Word) не более 1 стр.

2

Методическая разработка (не более 12 листов) в формате MS Word

Результат технической экспертизы

Допущен до участия в Фестивале

(ДА)

Не допущен до участия в Фестивале

 (НЕТ)

Представитель оргкомитета________________/__________________________/

Приложение 3

Экспертное заключение оценки результата участия

Прохоренко Елена Михайловна

Государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа №643 Московского района Санкт-Петербурга

«Живые свидетели прошлого», 4 класс, номинация«Лучшее внеурочное занятие»,подноминация «Общеинтеллектуальное направление»

Критерии

оценивания

Комментарии учителя

Баллы

(от 0 до 5)

Результаты самоанализа урока педагогом

Оценка внешнего эксперта

  1. Актуальность и оригинальность замысла урока/внеурочного учебного занятия в контексте ФГОС

________

  1. Структура и методы урока/внеурочного учебного занятия, направлены на реализацию системно-деятельностного подхода
  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
  2. Стадия вызова
  3. Смысловая стадия.
  4. Стадия размышления

  1. Направленность содержания урока/внеурочного учебного занятия на формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов образования. Возможности урока/внеурочного учебного занятия для формирования универсальных учебных действий (УУД)

Содержание урока направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов образования. Предметные: расширить словарный запас  обучающихся,  провести наблюдение за значением и использованием в речи  фразеологизмов, умение создать конечный продукт- рукописный иллюстрированный  журнал «Калейдоскоп вопросов», работая в малой группе.

Познавательные УУД: находить в источниках информацию, необходимую для решения учебных  задач, осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению.

Регулятивные УУД: определять цели обучения, формулировать учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении проектных задач; осуществлять рефлексию по результатам учебной работы, реально  оценить свои   знания и умения по теме и усовершенствовать их.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог; сотрудничать для достижения общезначимой для коллектива цели; использовать речевые средства  в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные УУД:  формировать навыки работы во взаимодействии( распределять обязанности и время, уметь договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться)

  1. * Направленность содержания урока/внеурочного учебного занятия на решение задач духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, формирования базовых национальных ценностей

Цель урока для учителя: Создать условия для получения и распространения опыта использования проектной задачи, используя приёмы технологии РКМ

Цель урока для учащихся: Уточнить и расширить представления о значении фразеологизма «бить баклуши», используя  различные приёмы  РКМ

Задачи урока:

Образовательные:

-расширить представления о значении фразеологизмов;

-совершенствовать навыки работы с текстами разных жанров.

Развивающие:

-развивать умение учащихся находить дополнительный материал по теме и выступать  перед аудиторией;

-развивать умения воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное;

-развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание.

Воспитательные:

-формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе,

-развивать стремления быть терпимым в обществе,

-воспитывать уважение к одноклассникам, взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над  проектной  задачей.

  1. Продуманность деятельности педагога, логика построения урока/внеурочного учебного занятия

________

  1. Фундаментальность и глубина содержания урока/внеурочного учебного занятия

________

  1. Использование современных методов и технологий организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности (краткое описание этих методов или ссылка на источники)

Использована  технология развития критического мышления, в структуре занятия использованы 3 фазы технологии РКМ и следующие приёмы:

-«зигзаг2»(автор Славин):текст изучается всеми  обучающимися, принцип деления на группы-вопросы к данному тексту, их количество совпадает с количеством участников группы, в экспертные группы собираются специалисты по 1 вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы;

-на стадии размышления использован приём «синквейн»;

- рефлексия – по оценочной шкале ( даёт возможность не только узнать как усвоен материал, но и выяснить, могут ли обучающиеся применить полученные знания в различных ситуациях, как научились сотрудничать друг с другом в совместной деятельности.

  1. Включение в структуру и содержание урока/внеурочного учебного занятия современных  методов и приемов, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся (краткое описание этих методов или ссылка на источники)

На данном  занятии проектная задача рассчитана на участие четырёх человек в каждой малой группе, т.к. предполагается работа каждого участника с одним  из 4 вопросов, обучающиеся вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия, а также, работая в малой группе, подобрать материал ( в течении года по программе  «Что? Где? Когда?» создаётся  конечный продукт- рукописный иллюстрированный  журнал «Калейдоскоп вопросов»(банк вопросов к игре) для  оформления  в журнал.

  1. Включение в структуру и содержание урока/внеурочного учебного занятия современных  методических приемов активного целеполагания, групповой/совместной работы, элементов проектной деятельности (описание этих методов и приемов или ссылка на источники)

Во время занятия организована работа в группах, что способствовало формированию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. На данном занятии применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в решении проектной задачи.

  1. Включение в структуру и содержание урока/внеурочного учебного занятия  современных методов оценки, позволяющих измерять метапредметные результаты, формировать самооценку у учащихся (описание этих методов и  приемов или ссылка на источники)

На занятии  использованы следующие формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на занятии:

-устные ответы учащихся на поставленные вопросы;

-наблюдение за взаимодействием учащихся в группе;

-итоги работы группы.

В конце урока детям была предложена рефлексия, в ходе которой они смогли оценить свою работу и своё эмоциональное состояние во время урока.

  1. *Включение в описание урока/внеурочного учебного рефлексивной самооценки педагогом итогов урока, соотнесение полученных результатов с поставленной целью

________

  1. Глубина анализа и отражение вышеперечисленных и иных характеристик урока/ внеурочного учебного занятия в отзыве методиста

________

  1. Строгое соответствие  требованиям к содержанию и оформлению конкурсной работы

________

  1. Культура оформления материала, соответствие требованиям технической экспертизы

________

  1. Дополнительный балл эксперта. Краткий комментарий.

________

ИТОГО (max 75 баллов):

Рекомендовано к тиражированию:    ДА                                НЕТ

Эксперт: _________________/_____________________/   Дата ________________________

                                   подпись                           расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Живые картинки прошлого" (Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций жителей Старооскольского района)

Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций и духовного наследия жителей Старооскольского края. В разработке используются частушки, народные песни, поговорки присущие жителям Староосколья. С...

Сценарий праздника "Прошла война, прошла беда.."

Утренник, посвящённый Дню Победы....

Классный час по ПДД на тему: "Если ты оказался свидетелем или участником ДТП"

Данный классный час формирует у учащихся ответственность за свою жизнь и жизнь других людей....

Классный час «Если ты оказался свидетелем или участником ДТП»

конспект Классный час «Если ты оказался свидетелем или участником ДТП»...

Конкурсная работа "Живые картинки прошлого"

Лучшая методическая разработка внеклассного мероприятия...

Живой свидетель трагедии Михизеевой Поляны

В мире, особенно в последние годы, все больше внимания уделяется сохранению исторических памятников. Это и шедевры архитектуры, и творения известных скульпторов, и специальные монументальные сооружени...

Дети войны. Последние свидетели.

Видео представленное в разработке!...