Проект в начальной школе
статья на тему
Предварительный просмотр:
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях.
Учебный проект
Проблема проекта | “Почему?” | Актуальность проблемы — мотивация |
лично) | ||
Цель проекта | “Зачем?” | Целеполагание |
(мы делаем проект) | ||
Задачи проекта | “Что?” | Постановка задач |
(для этого мы делаем) | ||
Методы и способы | “Как?” (мы это можем делать) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | “Что получится?” | Ожидаемый результат |
(как решение проблемы) |
педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей — тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт – это одно из воплощений замысла.
Проблемное введение понятий план и планирование
Постепенно разворачивается работа, начатая в последней четверти 2-го класса по постановке заданий на проектирование через рассмотрение проблемной ситуации. От рассмотрения проблемной ситуации переходим к формулированию проблемы, затем цели и к получению результата проектирования — последовательности действий для решения проблемы (в виде инструкции, или алгоритма, или схемы, или эскиза и др.). Постепенное освоение цепочки шагов проектирования позволяет усвоить такие способы действий как: выделение проблемы и условий из проблемной ситуации, формулирование проблемы в виде вопроса, целеполагание, планирование.
На уроках курса «Проектная деятельность» в 3-ем классе происходит формирование:
- умения определять состав действий и операций, их количество, составлять план по действиям и операциям, составлять план по размещению деталей на изделии, распределять работу в группе и выполнять работу в соответствии с планом, используя табличную форму записи плана.
- умения планировать работу группы с учетом времени и составлять оптимальный план; умение использовать кодирование и декодирование; для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом.
- умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, определять задачи по составлению проекта, ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи.
- умения формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде карты-схемы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза, умение представлять ход и результат проделанной работы.
Задачи проекта - комплекс мер, необходимых для достижения цели проекта. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач.
Защита проекта - процесс представления результатов проектной работы (с обоснованием ее эффективности, социальной значимости и т. д.) и презентации проекта, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии. Используется, как правило, для исследовательских проектов
Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация в виде противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов, разрешение которой является прагматической целью проекта.
➢ Проект- 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем (проект в буквальном переводе с латинского - брошенный вперед), а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект, как метод обучения, не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.
➢ Проектирование - 1) Процесс разработки проекта (в значении 1) с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта; 2) Возможный элемент содержания образования. Как правило, "Проектирование" является разделом образовательной области "Технология".
➢ Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
➢ Проектные ситуации (для педагога) - различные социальные проблемы, которые можно решать с использованием метода проектов.
➢ Результаты проекта - 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных общеучебных умений и навыков (ОУУН) и др.
. Тезаурус.
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества.
Задачи – конкретизированные или более частные цели.
Исследование (научное) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта; воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет); схема, физический или информационный аналог объекта.
Объект – категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Предмет – конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий или аспект проблемы.
Тема (от греч. thema, букв. – то, что положено в основу) - предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д.
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.
Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения.
Экспертные оценки – количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются на суждениях специалистов.
Проектирование – вид интеллектуальной деятельности
Проектирование – процесс создания проекта
Проектирование – способ (технология) поиска решения проблемы
Проект – результат мыслительной деятельности, результат проектирования, замысел, наконец, в буквальном переводе «мысль, брошенная вперед»
«Проектная деятельность всегда возникает только там, где выявляется и формулируется конкретная проблема». – Е.С.Полат
Проектная деятельность направлена, нацелена на получение результата, который является результатом проектирования и, в самом общем виде, представляется как один из способов решения проблемы, лежащей в основе проекта.
Проблема проекта – это то, что определяет проект, инициирует проектирование, создает мотивацию проектной деятельности.
Гипотеза - предположительное (без доказательств) суждение об объекте исследования и закономерной связи явлений, основанное на фактах и анализе исходной информации, обязательный э
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...
Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа
Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А" НОУ ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...
Проект в начальной школе "Какой формы бывают листья" (работа+паспорт проекта)
Введение1. Теоретическая часть1.1 Общая характеристика листьев растений1.2 Функции листьев, их роль в жизнедеятельности растений1.3 Строение и виды листовой пластины1.4 Формы пластины листа2. Практиче...
Проект в начальной школе "Очищающие свойства кока-колы" (презентация+работа+паспорт проекта)
Введение1. Теоретическая часть1.1 История создания кока-колы1.2 «Классический» состав кока-колы и ее возможный вред2. Практическая часть2.1 Проведение эксперимента и наблюдениеВыводыСписок использован...
Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс
Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....
Проект "Зазеркалье"для Всероссийской олимпиады "Мой первый учитель". Руководитель проекта-учитель начальной школы Платунова Мария Александровна
Актуальность и новизна проекта: заключается в интеграции предметов художественно-эстетического, патриотического, экологического цикла и физического развития на уровне метапр...