РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: МОТИВАЦИЯ РЕБЕНКА НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (Результаты аналитического исследования)
статья на тему
Без мотивации человек не сможет работать над собой и достигать важных целей.
Интерес - мотив деятельности каждого человека, причина поступков. Познавательный интерес школьников проявляется в отношении обучаемого к объекту исследования, познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: МОТИВАЦИЯ РЕБЕНКА
НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
(Результаты аналитического исследования)
Без мотивации человек не сможет работать над собой и достигать важных целей.
Интерес - мотив деятельности каждого человека, причина поступков. Познавательный интерес школьников проявляется в отношении обучаемого к объекту исследования, познания.
Представим: девочка занимается шитьем: она умеет делать выкройки, у нее получаются ровные строчки, она хорошо подбирает цвета в одежде.
Вот еще девочка: он тоже шьет, но мечтает скорее пойти домой, ведь там ее ждут мольберт и краски: она не умеет делать выкройки, у нее получаются кривые строчки, она неудачно подбирает цвет, другие девочки смеются над ней, а преподаватель недоволен.
Зададим вопрос: кто из девочек добьется больших результатов? Кто будет лучше заниматься?
Ребенок принимает решение: «Хочу заниматься плаванием, научусь лучше всех считать в уме, буду изучать историю, мне это нравится, это мое», - он почти победил. Но интерес может смениться, ребенок переключается с плавания на уроки биологии. Так учащийся идет к самостоятельности, к успеху.
Родители могут помочь ребенку найти любимое занятие: знакомить его с разными темами, вместе посещать выставки, спортивные мероприятия, экскурсии, лаборатории, то есть создавать вокруг ребенка эмоциональное, творческое, интеллектуальное поле.
Например, Артем Оганов, российский химик, физик, кристаллограф-теоретик, изобретатель новых материалов, который входит в десятку самых известных в мире российских ученых и номинировался на Нобелевскую премию, рассказывает, что нашел книгу по химии в шкафу в 4 года, она ему понравилась. Позже выяснилось, что книга оказалась там неслучайно: ее туда положила мама, чтобы посмотреть, какая будет реакция. Брату Артема Оганова она подложила книгу по математике, в результате он стал специалистом в области IT.
Очевидно, что родитель может обеспечить своему ребенку различные импульсы, толчки, предоставить выбор и внимательно следить за результатами.
Результаты таких наблюдений необходимо знать коллективу школы для организации работы с детьми.
Мы провели исследование, проанкетировав родителей по:
- выявлению запросов в направлении освоения детьми видов различных деятельности
- предпочтению самих детей в выборе видов деятельности (по результатам наблюдения родителей)
- выбору методов воспитания, которые предпочитают родители
Количество участников анкетирования – 128 родителей учащихся
2-х классов и 89 родителей учащихся 6-х, 9-х классов.
1. Развитие способностей детей:
Начальная школа | Средняя школа | |
Творческие способности - 28,9% | Интеллектуальные - 42,7% | |
Организаторские способности - 26,6% | Творческие способности - 34% | |
Интеллектуальные - 18,8% | Организаторские способности - 21,3% | |
Хореографические - 18,8% | Хореографические - 13,5% | |
Музыкальные - 7% | Музыкальные - 9% |
Из таблицы видно, что большинство родителей начальной школы замечают у детей творческие и организаторские способности, а в среднем звене - интеллектуальные и творческие.
2. Увлечения детей по мнению родителей:
Начальная школа | Средняя школа |
Спорт(активные игры, танцы, гимнастика, плавание, футбол) - 53,1% | Спорт(активные игры, танцы, борьба, плавание, футбол, лыжи) - 44,9% |
Искусство(пение, скрипка, рисование) -28,1% | Искусство(рисование, бисероплетение, работа с деревом) - 42,7% |
Техника - 14% | Ничем не увлекается - 19,1% |
Чтение - 3,9% | Английский язык - 4,5% |
Английский язык - 0,8% | Чтение - 2,2% |
Кулинария - 0,8% | Компьютер - 1,1% |
Рыбалка - 3,9% | |
Компьютер - 2,4% |
Сопоставив данные таблицы, можно сделать вывод: половина обучающихся начальной и средней школы увлекаются спортом, многих интересует искусство, это соотносимо с таблицей развития способностей детей.
3. Для развития способностей своих детей родители выбирают:
Начальная школа | Средняя школа |
Экскурсии - 26,9% | Экскурсии - 66,3% |
Соревнования - 24,2 % | Кружки, секции - 34,8% |
Интеллектуальная направленность (научные общества, конференции, олимпиады, исследования) - 34,4% | Интеллектуальная направленность (научные общества, конференции, олимпиады, исследования) - 32,8% |
Кружки, секции - 11,7% | Соревнования - 24,7 % |
Как показывают данные таблиц, запрос родителей практически подтверждается выбором форм организации деятельности обучающихся, которые предполагают развитие детей в общеразвивающем, творческом, интеллектуальном направлении.
4. При этом родители предпочитают видеть своих детей в качестве:
Начальная школа | Средняя школа |
Участников - 46,9% | Участников - 74,1% |
Организаторов - 26,6% | Исполнителей - 18% |
Исполнителей - 24,2% | Организаторов - 18% |
Зрителей - 2,3% | Зрителей - 5,6% |
Из данных видно, что большинство родителей хотят видеть своих детей в качестве участников при проведении различного рода мероприятий.
Каковы предпочтения самих учащихся с точки зрения родителей, наблюдавших за своими детьми?
5. Приоритеты детей:
Начальная школа | Средняя школа |
Гулять - 26,6% | Гулять - 62,9% |
Играть в игры на компьютере, планшете, телефоне - 22,7% | Играть в игры на компьютере, планшете, телефоне - 53,9% |
Смотреть телевизор - 21,9% | Помогать по дому - 48,3% |
Помогать по дому - 12,5% | Смотреть телевизор - 34,8% |
Мастерить, рисовать - 10,2% | Мастерить, рисовать - 33,7% |
Читать книги - 8,6% | Читать книги - 27% |
Показатели наиболее популярных видов деятельности в свободное время у учеников начального и среднего звена совпадают - гулять и играть в игры на компьютере, планшете, телефоне. К сожалению, чтение книг у школьников занимает последнее место.
6. Что конкретно интересует детей при просмотре телепередач, использовании компьютера:
Начальная школа | Средняя школа |
развлечения (мультфильмы по телевизору, игры на компьютере) - 56,3% | развлечения (мультфильмы по телевизору, игры на компьютере) - 67,4% |
познавательная информация (передачи развивающего и обучающего направления, интерактивные экскурсии по различным музеям, работа с электронными энциклопедиями) - 40,6% | познавательная информация (передачи развивающего и обучающего направления, интерактивные экскурсии по различным музеям, работа с электронными энциклопедиями) - 41,6% |
Сопоставив результаты 6 таблицы, делаем вывод: современные обучающиеся предпочитают компьютер и телевизор больше как способ развлечения, чем развития и обучения.
7. Игры, в которые предпочитают играть дети:
Начальная школа | Средняя школа |
Спортивные - 40,6% | Спортивные - 62,9% |
Настольные - 21,1% | Развлекательные - 44,9% |
Развлекательные - 19,5% | Настольные - 19,1% |
Интеллектуальные - 10,6% | Логические - 15,7% |
Логические - 8,6% | Интеллектуальные - 12,4% |
Стоит обратить внимание, что около половины родителей, выделили игры спортивные. Это соотносимо с предпочтениями детей в выборе игр.
8. Предпочтения родителей в выборе проведения досуга с детьми:
Начальная школа | Средняя школа |
на прогулке - 41,4% | дома - 67,4% |
дома - 24,2% | поход по магазинам - 40,4% |
в театре, кино - 13,3% | на прогулке - 39,3% |
поход по магазинам - 8,6% | у телевизора, компьютера - 14,6% |
у телевизора, компьютера - 6,3% | в театре, кино - 11,2% |
на совместный досуг нет времени - 1,6% | на совместный досуг нет времени - 2,2% |
Большинство родителей начальной школы предпочитают проводить время с детьми на прогулке – это соотносимо с точкой зрения детей (26,6%, на первом месте).
Родители среднего звена - дома. Но, дома - не значит у телевизора. Предпочитают смотреть телепередачи с детьми лишь 14,6%, а у детей этот показатель на четвертом месте.
9. Использование досуговых/культурных центров при организации внеурочной деятельности по мнению родителей:
Начальная школа | Средняя школа |
Музеи - 61,7 % | Театры - 47,2% |
Районная библиотека - 57,8% | Музеи - 46,1 % |
Театры - 29,7% | Районная библиотека - 16,4% |
КМЖ - 7,8% | Другое(кинотеатры, спорткомплексы) - 14,6% |
Другое:(спорт. комплексы, кинотеатры, питомники, станции юннатов) - 3,9% | КМЖ - 12,4% |
Таблица показывает, что при организации деятельности обучающихся, родители начального и среднего звена предпочитают музеи, театры, библиотеки, в начальной школе наиболее популярны музеи, а в средней - театры.
10. Методы воспитания, которые предпочитают родители:
Начальная школа | Средняя школа |
Разъяснения - 31,2% | Разъяснения - 79,8% |
Дружеский контакт - 25,8% | Дружеский контакт - 47,2% |
Уговоры - 25,8% | Строгие требования - 25,4% |
Поощрения - 18,8% | Наказания - 20,2% |
Наказания - 4,7% | Уговоры - 16,9% |
Строгие требования - 3,1% | Поощрения - 15,7% |
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что среди родителей начальной и средней школы преобладают методы разъяснения и дружеского контакта( первое и второе места).
11. Родители готовы помочь школе в организации внеурочной деятельности:
Начальная школа | Средняя школа |
Ничем не могут помочь - 39,1% | Сопровождение детей совместно с педагогом на экскурсию, в поход - 64% |
Сопровождение детей совместно с педагогом на экскурсию, в поход - 26,6% | Другое - 13,5% |
Разработка проекта - 22,7% | Разработка проекта - 12,4% |
Подготовка и проведение классного часа - 11,7% | Подготовка и проведение классного часа - 11,2% |
Подводя итог результатов анкетирования родителей по выявлению интересов детей, можно сказать, что соответствия в пожеланиях организации деятельности детей и родителей есть, но и есть направления, над которыми необходимо работать.
Например, поднять процент помощи родителей в подготовке в организации внеурочной деятельности в начальной школе, достичь приоритета по получению полезной информации при работе с компьютером (в предпочтениях обучающихся компьютер - на втором месте), активизировать работу по формированию читательской компетенции (в предпочтениях детей начальной и средней школы - последнее место), увеличить процент посещаемости кружков и секций(начальная школа - 11,7%, средняя - 34,8%), ведь в предпочтениях у учащихся занятия спортом и искусством на первых местах. Имеет смысл скорректировать проведение досуга детей и родителей в среднем звене: родители предпочитают проводить время с детьми дома (67,4%), в то время как обучающихся привлекают спортивные игры(62,9%). Необходимо поддерживать высокий уровень использования культурных центров в организации деятельности детей (начальная школа: музеи - 61,7 %, районная библиотека - 57,8%, театры - 29,7%, средняя школа - театры - 47,2%, музеи - 46,1 %, районная библиотека - 16,4%).
Методы воспитания - это средства, решающие задачи воспитательного процесса, это то, как взаимодействуют родители и обучающиеся, в процессе чего происходят изменения в развитии качеств личности школьника.
Здесь родители начальной и средней школы предпочитают методы разъяснения и дружеского контакта(первое и второе места), это положительный момент, но желательно уменьшить показатели в среднем звене: на третьем и четвертом местах - строгие требования(25,4%) и наказания(20,2%).
Чтобы сформировать учебную мотивацию у обучающихся, коллективу школы важно учить тому, что интересует детей, использовать то, что привлекает их внимание.
Каковы условия для влияния на мотивационную сферу учащихся?
1.Необходимо привлечь внимание к деятельности, формируя любознательность учащегося.
2.Обучать сотрудничеству, поощряя обучающихся, помогать каждому в поиске своей стези.
3.Учить формулировать цель, предвидеть результат, планировать деятельность.
4.Учить объяснять свои неудачи и победы.
6.Сравнивать результаты ученика не с результатами других, а с его прежними успехами.
7.Поддерживать любопытство и исследовательский интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/18/picture-42565.jpg)
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.
Родительское собрание Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей....
Родительское собрание "«Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.»
Родительское собрание в 3 классе.Предлагается конспект собрания....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/07/picture-166498-1665126713.jpg)
Рекомендации родителям одарённых детей «Одаренный ребенок: как помочь ему?»
Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, мы собрали здесь самые ценные советы и рекомендации....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/28/picture-774350-1459178345.jpg)
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Дружба" при МОУ "Ковернинская средняя школа №1" - "Путешествие по стране ГТО"
В настоящее время воспитание здоровой и физически развитой личности является одной из приоритетных задач нашего государства. Для её решения необходимо обеспечить круглогодичное включение детей и подро...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-58997-1508104691.jpg)
Комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания начального образования на основе результатов мониторинговых исследований.
В докладе рассказано о том, как учитель может дополнить содержание образования, чтобы качественно подготовить ребёнка к аттестации....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-1291735-1606037560.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Части речи. Повторение" (ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ), 4 класс, Школа России
Тема: Повторение знаний по теме «Части речи»Цели:Образовательная: Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки распознавания частей речи по ...