РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: МОТИВАЦИЯ РЕБЕНКА НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (Результаты аналитического исследования)
статья на тему
Без мотивации человек не сможет работать над собой и достигать важных целей.
Интерес - мотив деятельности каждого человека, причина поступков. Познавательный интерес школьников проявляется в отношении обучаемого к объекту исследования, познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_anketam_roditeley.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: МОТИВАЦИЯ РЕБЕНКА
НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
(Результаты аналитического исследования)
Без мотивации человек не сможет работать над собой и достигать важных целей.
Интерес - мотив деятельности каждого человека, причина поступков. Познавательный интерес школьников проявляется в отношении обучаемого к объекту исследования, познания.
Представим: девочка занимается шитьем: она умеет делать выкройки, у нее получаются ровные строчки, она хорошо подбирает цвета в одежде.
Вот еще девочка: он тоже шьет, но мечтает скорее пойти домой, ведь там ее ждут мольберт и краски: она не умеет делать выкройки, у нее получаются кривые строчки, она неудачно подбирает цвет, другие девочки смеются над ней, а преподаватель недоволен.
Зададим вопрос: кто из девочек добьется больших результатов? Кто будет лучше заниматься?
Ребенок принимает решение: «Хочу заниматься плаванием, научусь лучше всех считать в уме, буду изучать историю, мне это нравится, это мое», - он почти победил. Но интерес может смениться, ребенок переключается с плавания на уроки биологии. Так учащийся идет к самостоятельности, к успеху.
Родители могут помочь ребенку найти любимое занятие: знакомить его с разными темами, вместе посещать выставки, спортивные мероприятия, экскурсии, лаборатории, то есть создавать вокруг ребенка эмоциональное, творческое, интеллектуальное поле.
Например, Артем Оганов, российский химик, физик, кристаллограф-теоретик, изобретатель новых материалов, который входит в десятку самых известных в мире российских ученых и номинировался на Нобелевскую премию, рассказывает, что нашел книгу по химии в шкафу в 4 года, она ему понравилась. Позже выяснилось, что книга оказалась там неслучайно: ее туда положила мама, чтобы посмотреть, какая будет реакция. Брату Артема Оганова она подложила книгу по математике, в результате он стал специалистом в области IT.
Очевидно, что родитель может обеспечить своему ребенку различные импульсы, толчки, предоставить выбор и внимательно следить за результатами.
Результаты таких наблюдений необходимо знать коллективу школы для организации работы с детьми.
Мы провели исследование, проанкетировав родителей по:
- выявлению запросов в направлении освоения детьми видов различных деятельности
- предпочтению самих детей в выборе видов деятельности (по результатам наблюдения родителей)
- выбору методов воспитания, которые предпочитают родители
Количество участников анкетирования – 128 родителей учащихся
2-х классов и 89 родителей учащихся 6-х, 9-х классов.
1. Развитие способностей детей:
Начальная школа | Средняя школа | |
Творческие способности - 28,9% | Интеллектуальные - 42,7% | |
Организаторские способности - 26,6% | Творческие способности - 34% | |
Интеллектуальные - 18,8% | Организаторские способности - 21,3% | |
Хореографические - 18,8% | Хореографические - 13,5% | |
Музыкальные - 7% | Музыкальные - 9% |
Из таблицы видно, что большинство родителей начальной школы замечают у детей творческие и организаторские способности, а в среднем звене - интеллектуальные и творческие.
2. Увлечения детей по мнению родителей:
Начальная школа | Средняя школа |
Спорт(активные игры, танцы, гимнастика, плавание, футбол) - 53,1% | Спорт(активные игры, танцы, борьба, плавание, футбол, лыжи) - 44,9% |
Искусство(пение, скрипка, рисование) -28,1% | Искусство(рисование, бисероплетение, работа с деревом) - 42,7% |
Техника - 14% | Ничем не увлекается - 19,1% |
Чтение - 3,9% | Английский язык - 4,5% |
Английский язык - 0,8% | Чтение - 2,2% |
Кулинария - 0,8% | Компьютер - 1,1% |
Рыбалка - 3,9% | |
Компьютер - 2,4% |
Сопоставив данные таблицы, можно сделать вывод: половина обучающихся начальной и средней школы увлекаются спортом, многих интересует искусство, это соотносимо с таблицей развития способностей детей.
3. Для развития способностей своих детей родители выбирают:
Начальная школа | Средняя школа |
Экскурсии - 26,9% | Экскурсии - 66,3% |
Соревнования - 24,2 % | Кружки, секции - 34,8% |
Интеллектуальная направленность (научные общества, конференции, олимпиады, исследования) - 34,4% | Интеллектуальная направленность (научные общества, конференции, олимпиады, исследования) - 32,8% |
Кружки, секции - 11,7% | Соревнования - 24,7 % |
Как показывают данные таблиц, запрос родителей практически подтверждается выбором форм организации деятельности обучающихся, которые предполагают развитие детей в общеразвивающем, творческом, интеллектуальном направлении.
4. При этом родители предпочитают видеть своих детей в качестве:
Начальная школа | Средняя школа |
Участников - 46,9% | Участников - 74,1% |
Организаторов - 26,6% | Исполнителей - 18% |
Исполнителей - 24,2% | Организаторов - 18% |
Зрителей - 2,3% | Зрителей - 5,6% |
Из данных видно, что большинство родителей хотят видеть своих детей в качестве участников при проведении различного рода мероприятий.
Каковы предпочтения самих учащихся с точки зрения родителей, наблюдавших за своими детьми?
5. Приоритеты детей:
Начальная школа | Средняя школа |
Гулять - 26,6% | Гулять - 62,9% |
Играть в игры на компьютере, планшете, телефоне - 22,7% | Играть в игры на компьютере, планшете, телефоне - 53,9% |
Смотреть телевизор - 21,9% | Помогать по дому - 48,3% |
Помогать по дому - 12,5% | Смотреть телевизор - 34,8% |
Мастерить, рисовать - 10,2% | Мастерить, рисовать - 33,7% |
Читать книги - 8,6% | Читать книги - 27% |
Показатели наиболее популярных видов деятельности в свободное время у учеников начального и среднего звена совпадают - гулять и играть в игры на компьютере, планшете, телефоне. К сожалению, чтение книг у школьников занимает последнее место.
6. Что конкретно интересует детей при просмотре телепередач, использовании компьютера:
Начальная школа | Средняя школа |
развлечения (мультфильмы по телевизору, игры на компьютере) - 56,3% | развлечения (мультфильмы по телевизору, игры на компьютере) - 67,4% |
познавательная информация (передачи развивающего и обучающего направления, интерактивные экскурсии по различным музеям, работа с электронными энциклопедиями) - 40,6% | познавательная информация (передачи развивающего и обучающего направления, интерактивные экскурсии по различным музеям, работа с электронными энциклопедиями) - 41,6% |
Сопоставив результаты 6 таблицы, делаем вывод: современные обучающиеся предпочитают компьютер и телевизор больше как способ развлечения, чем развития и обучения.
7. Игры, в которые предпочитают играть дети:
Начальная школа | Средняя школа |
Спортивные - 40,6% | Спортивные - 62,9% |
Настольные - 21,1% | Развлекательные - 44,9% |
Развлекательные - 19,5% | Настольные - 19,1% |
Интеллектуальные - 10,6% | Логические - 15,7% |
Логические - 8,6% | Интеллектуальные - 12,4% |
Стоит обратить внимание, что около половины родителей, выделили игры спортивные. Это соотносимо с предпочтениями детей в выборе игр.
8. Предпочтения родителей в выборе проведения досуга с детьми:
Начальная школа | Средняя школа |
на прогулке - 41,4% | дома - 67,4% |
дома - 24,2% | поход по магазинам - 40,4% |
в театре, кино - 13,3% | на прогулке - 39,3% |
поход по магазинам - 8,6% | у телевизора, компьютера - 14,6% |
у телевизора, компьютера - 6,3% | в театре, кино - 11,2% |
на совместный досуг нет времени - 1,6% | на совместный досуг нет времени - 2,2% |
Большинство родителей начальной школы предпочитают проводить время с детьми на прогулке – это соотносимо с точкой зрения детей (26,6%, на первом месте).
Родители среднего звена - дома. Но, дома - не значит у телевизора. Предпочитают смотреть телепередачи с детьми лишь 14,6%, а у детей этот показатель на четвертом месте.
9. Использование досуговых/культурных центров при организации внеурочной деятельности по мнению родителей:
Начальная школа | Средняя школа |
Музеи - 61,7 % | Театры - 47,2% |
Районная библиотека - 57,8% | Музеи - 46,1 % |
Театры - 29,7% | Районная библиотека - 16,4% |
КМЖ - 7,8% | Другое(кинотеатры, спорткомплексы) - 14,6% |
Другое:(спорт. комплексы, кинотеатры, питомники, станции юннатов) - 3,9% | КМЖ - 12,4% |
Таблица показывает, что при организации деятельности обучающихся, родители начального и среднего звена предпочитают музеи, театры, библиотеки, в начальной школе наиболее популярны музеи, а в средней - театры.
10. Методы воспитания, которые предпочитают родители:
Начальная школа | Средняя школа |
Разъяснения - 31,2% | Разъяснения - 79,8% |
Дружеский контакт - 25,8% | Дружеский контакт - 47,2% |
Уговоры - 25,8% | Строгие требования - 25,4% |
Поощрения - 18,8% | Наказания - 20,2% |
Наказания - 4,7% | Уговоры - 16,9% |
Строгие требования - 3,1% | Поощрения - 15,7% |
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что среди родителей начальной и средней школы преобладают методы разъяснения и дружеского контакта( первое и второе места).
11. Родители готовы помочь школе в организации внеурочной деятельности:
Начальная школа | Средняя школа |
Ничем не могут помочь - 39,1% | Сопровождение детей совместно с педагогом на экскурсию, в поход - 64% |
Сопровождение детей совместно с педагогом на экскурсию, в поход - 26,6% | Другое - 13,5% |
Разработка проекта - 22,7% | Разработка проекта - 12,4% |
Подготовка и проведение классного часа - 11,7% | Подготовка и проведение классного часа - 11,2% |
Подводя итог результатов анкетирования родителей по выявлению интересов детей, можно сказать, что соответствия в пожеланиях организации деятельности детей и родителей есть, но и есть направления, над которыми необходимо работать.
Например, поднять процент помощи родителей в подготовке в организации внеурочной деятельности в начальной школе, достичь приоритета по получению полезной информации при работе с компьютером (в предпочтениях обучающихся компьютер - на втором месте), активизировать работу по формированию читательской компетенции (в предпочтениях детей начальной и средней школы - последнее место), увеличить процент посещаемости кружков и секций(начальная школа - 11,7%, средняя - 34,8%), ведь в предпочтениях у учащихся занятия спортом и искусством на первых местах. Имеет смысл скорректировать проведение досуга детей и родителей в среднем звене: родители предпочитают проводить время с детьми дома (67,4%), в то время как обучающихся привлекают спортивные игры(62,9%). Необходимо поддерживать высокий уровень использования культурных центров в организации деятельности детей (начальная школа: музеи - 61,7 %, районная библиотека - 57,8%, театры - 29,7%, средняя школа - театры - 47,2%, музеи - 46,1 %, районная библиотека - 16,4%).
Методы воспитания - это средства, решающие задачи воспитательного процесса, это то, как взаимодействуют родители и обучающиеся, в процессе чего происходят изменения в развитии качеств личности школьника.
Здесь родители начальной и средней школы предпочитают методы разъяснения и дружеского контакта(первое и второе места), это положительный момент, но желательно уменьшить показатели в среднем звене: на третьем и четвертом местах - строгие требования(25,4%) и наказания(20,2%).
Чтобы сформировать учебную мотивацию у обучающихся, коллективу школы важно учить тому, что интересует детей, использовать то, что привлекает их внимание.
Каковы условия для влияния на мотивационную сферу учащихся?
1.Необходимо привлечь внимание к деятельности, формируя любознательность учащегося.
2.Обучать сотрудничеству, поощряя обучающихся, помогать каждому в поиске своей стези.
3.Учить формулировать цель, предвидеть результат, планировать деятельность.
4.Учить объяснять свои неудачи и победы.
6.Сравнивать результаты ученика не с результатами других, а с его прежними успехами.
7.Поддерживать любопытство и исследовательский интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.
Родительское собрание Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей....
Родительское собрание "«Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.»
Родительское собрание в 3 классе.Предлагается конспект собрания....
Рекомендации родителям одарённых детей «Одаренный ребенок: как помочь ему?»
Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, мы собрали здесь самые ценные советы и рекомендации....
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Дружба" при МОУ "Ковернинская средняя школа №1" - "Путешествие по стране ГТО"
В настоящее время воспитание здоровой и физически развитой личности является одной из приоритетных задач нашего государства. Для её решения необходимо обеспечить круглогодичное включение детей и подро...
Комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания начального образования на основе результатов мониторинговых исследований.
В докладе рассказано о том, как учитель может дополнить содержание образования, чтобы качественно подготовить ребёнка к аттестации....
Конспект урока по русскому языку "Части речи. Повторение" (ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ), 4 класс, Школа России
Тема: Повторение знаний по теме «Части речи»Цели:Образовательная: Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки распознавания частей речи по ...