Общепедагогические технологии
методическая разработка на тему

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Поэтому в своём мастер классе я сопоставила современный урок с традиционным, начав его со стихотворения Н.Рыленкова "Урок как дорога в будущее". Далее предложила коллегам работу в группах, в ходе которой рассмотрели и сравнили уроки по их структуре, затем с позиции учителя и учеников.В практической части своего мастер-класса представила приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass-bugaenko.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс учителя начальных классов Бугаенко Н. В.

Тема: «Сопоставление традиционного и современного урока

(в контексте реализации ФГОС начального общего образования)».

  Задачи: 

  1. проанализировать структуру традиционного и современного урока;
  2. конкретизировать представления педагогов о современном уроке;
  3. создать условия для профессионального диалога.

Оборудование: презентация, карточки для групповой работы.

Уважаемые коллеги. Тема: «Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС)», затрагиваемая сегодня, неслучайна. (слайд с темой).

Система образования переживает новый этап в своём развитии.

Все мы знаем, что все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт целью, которого, становится общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников.      

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.

И мы с вами, уважаемые коллеги, учим наших учеников реальным видам деятельности, которыми они должны будут овладеть к концу обучения.  Учителя должны стать «новыми». Как же нам обновиться? Я думаю, мы должны пересмотреть свои принципы и методы обучения и оставить те из них, которые помогут научить детей учиться.

Умение учиться сводится к овладению обучающимися общеучебными умениями, среди которых следует выделить: (слайд)

  • Умения организовать свою деятельность;
  • Умения результативно мыслить;
  • Умения общаться, взаимодействовать с людьми.

- Значит, мы должны перейти от школы «памяти»  к «школе саморазвития».

Ведущим фактором развития является деятельность.

Что же такое деятельность?

    В свободной энциклопедии Википедия я прочитала: (на слайде)

«Де́ятельность (активность) — процесс  активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели..

Ученик будет усваивать какой - либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация.  Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность  что-либо понять. (Вспомним эти кадры. Перед вами Том Сойер, превративший принудительную побелку забора в увлекательное занятие, для участия в котором его друзья отдавали самые дорогие сокровища. Цель, техника выполнения остались прежними, но как изменилась мотивация. А следом за мотивацией эффективность и качество всей работы.)

Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у обучающихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

А учитель, как образно замечает Л. С. Выготский, “… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Эпиграфом к современному обучению может служить стихотворение

 Н. Рыленкова «Урок как дорога в будущее» (слайд)

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал,

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

На примере данного стихотворения можно сопоставить традиционный и современный урок.

Появляется слайд 1 с темой урока.

 «Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС )»

Я предлагаю поработать в группах, объединитесь в группы возьмите файл №1, вам необходимо сопоставить традиционный и современный уроки с точки зрения структуры урока.

Задание группам – осенний лист жёлтого цвета: выстроить из предложенного материала структуру традиционного урока

осенний лист оранжевого цвета: выстроить из предложенного материала урок современного типа

Традиционный урок

Урок современного типа

 1. Орг. момент.

1. Самоопределение деятельности.

( Орг. момент)

 2. Проверка домашнего задания.

2.Актуализация опорных знаний.

 3. Актуализация опорных знаний.

3.Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)

 4. Объяснение нового материала.

4.Открытие новых знаний.

 5. Первичное закрепление.

5.Первичное закрепление.

 6. Самостоятельная работа.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу.

 7. Итог урока.

7.Включение нового знания в систему знаний( повторение).

8.Рефлексия деятельности.

Зачитываются полученные варианты, одновременно высвечивается материал на слайде.

Видим, что структуры разные. Проанализируем в чём существенные различия.

Далее, я предлагаю поработать в парах, возьмите файл №2, с помощью материалов, находящихся там, вам необходимо сопоставить традиционный урок и урок современного типа с точки зрения деятельности учителя и ученика на разных этапах урока.

Традиционный урок

Урок современного типа

  1. Проверка д/з

Ученик выучил - пересказал

1. Мотивация к учебной деятельности

Настрой учащихся на работу. Ученики сами вспоминают знания, которые им пригодятся на уроке.

2. Сообщение темы и цели учителем.

  1. Тему формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.

3. Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.

3. Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели.

4. Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности).

4. Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).

5. Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы.

5. Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

6. Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию.

6. Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

7. Оценка деятельности.

Осуществляет учитель за работу на уроке.

7. Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

8. Итог урока.

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили.

8. Проводится рефлексия.

Зачитываются полученные варианты, одновременно высвечивается материал на слайде.

Итак, мы с вами попытались сопоставить традиционный урок и урок современного типа с точки зрения деятельности учителя и учеников на разных этапах урока. Думаю, это у нас получилось.

Так скажите пожалуйста, какую роль выполняет ученик на традиционном уроке? (Ученик пассивный,слушает лекцию, его насильно пичкают знаниями, ученик не испытывает потребности в знаниях). А на уроке современного типа? (Он конкретно знает, для чего он получает знания и как их будет применять в жизни). А учитель? Какую роль он выполняет на традиционном уроке? (Учитель является лектором, человек, который преподносит готовые знания). А какую же роль играет учитель на уроке современного типа. (Учитель-ученик субъект-субъектные отношения, они на равных, они партнёры). Т.е. учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом ведёт к формированию Универсальных Учебных Действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

При работе с вами мы использовали активные формы работы: это работа в парах и в группах, при этом работа была организована так, что вы сами добывали информацию. Т.е. мы использовали какой подход???? (Деятельностный).

Вернёмся к структуре урока. Одним из составляющих, самым главным и сложным является этап «Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)».

В своём мастер классе  хочу представить вам приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.

1 приём самый простой. Цель данного приёма: одновременно предъявить классу противоречивые факты.

Итак мы на уроке математики. На доске запись: 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Что заметили? (Примеры одинаковые, а ответы разные!) Значит над каким вопросом подумаем? (Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?) Какое чувство вы испытали при создании проблемной ситуации? (Чувство удивления)

Так как мы можем назвать такие проблемные ситуации?

Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"

А вот ещё один приём, который вызывает у школьников удивление.

На доске записаны слова: пропасть, замок, кружки, хлопок, мука. Распределите слова в два столбика. В первый столбик запишите слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – те, где ударение падает на второй слог. Итак, что же получается? (Поднимите листы) Я вижу, что одни и те же слова записаны в оба столбика. Почему так вышло? Ведь задание я вам давала одно, а ответы получились разные? (Ударение может изменить смысл слова и каждый из вариантов будет правильный)

В результате выполнения данного задания возникший разброс мнений вызывает у школьников удивление.

 

Переходим к следующему типу создания проблемной ситуации на уроке.

Поработаем с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса –ник. (пожар-пожарник, чай-чайник, соус-соусник, ель-ельник, лес-лесник). Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: мост, пол, портрет). Смогли выполнить задание? (от этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса –ник). Какой возникает вопрос? (Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса – ник?)

А какое чувство вы испытали при создании такой проблемной ситуации?

Так как мы можем назвать такие проблемные ситуации?

Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"

ИТОГ

- Уважаемые коллеги! Я познакомила вас с некоторыми приёмами создания проблемных ситуаций, которые использую на своих уроках.

- Для чего вам могут понадобиться эти приемы?

(заинтересовывать, создавать ситуации удивления, затруднения, включать в активную деятельность)

-Свой мастер – класс я построила на материале предметов русского языка и математики.

-На каких предметах вы можете использовать эти приёмы?

(на всех)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общепедагогические технологии на уроках СБО.

Презентация опыта работы по социально-бытовой ориентировке обучающихся коррекционной школы 8 вида...

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.

Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в ...

Общепедагогические технологии

Полихудожественный подход как способ развития креативных способностей личностиНа современном этапе развития педагогической теории и практики  в области музыкального образования особое внима...

Общепедагогические технологии.

Общепедагогические технологии....

Развитие индивидуальности в массовой школе (общепедагогические технологии)

Общепедагогические технологии Каждый здоровый ребенок рождается на свет с удивительной способностью —стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не...

Общепедагогические технологии

Общепедагогические технологии...

Общепедагогические технологии

Этот материал содержит информацию о том, что деятельностный подход в обучении - необходимое условие овладения знаниями....