Общепедагогические технологии
методическая разработка на тему
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Поэтому в своём мастер классе я сопоставила современный урок с традиционным, начав его со стихотворения Н.Рыленкова "Урок как дорога в будущее". Далее предложила коллегам работу в группах, в ходе которой рассмотрели и сравнили уроки по их структуре, затем с позиции учителя и учеников.В практической части своего мастер-класса представила приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterklass-bugaenko.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя начальных классов Бугаенко Н. В.
Тема: «Сопоставление традиционного и современного урока
(в контексте реализации ФГОС начального общего образования)».
Задачи:
- проанализировать структуру традиционного и современного урока;
- конкретизировать представления педагогов о современном уроке;
- создать условия для профессионального диалога.
Оборудование: презентация, карточки для групповой работы.
Уважаемые коллеги. Тема: «Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС)», затрагиваемая сегодня, неслучайна. (слайд с темой).
Система образования переживает новый этап в своём развитии.
Все мы знаем, что все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт целью, которого, становится общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.
И мы с вами, уважаемые коллеги, учим наших учеников реальным видам деятельности, которыми они должны будут овладеть к концу обучения. Учителя должны стать «новыми». Как же нам обновиться? Я думаю, мы должны пересмотреть свои принципы и методы обучения и оставить те из них, которые помогут научить детей учиться.
Умение учиться сводится к овладению обучающимися общеучебными умениями, среди которых следует выделить: (слайд)
- Умения организовать свою деятельность;
- Умения результативно мыслить;
- Умения общаться, взаимодействовать с людьми.
- Значит, мы должны перейти от школы «памяти» к «школе саморазвития».
Ведущим фактором развития является деятельность.
Что же такое деятельность?
В свободной энциклопедии Википедия я прочитала: (на слайде)
«Де́ятельность (активность) — процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели..
Ученик будет усваивать какой - либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. (Вспомним эти кадры. Перед вами Том Сойер, превративший принудительную побелку забора в увлекательное занятие, для участия в котором его друзья отдавали самые дорогие сокровища. Цель, техника выполнения остались прежними, но как изменилась мотивация. А следом за мотивацией эффективность и качество всей работы.)
Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у обучающихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
А учитель, как образно замечает Л. С. Выготский, “… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Эпиграфом к современному обучению может служить стихотворение
Н. Рыленкова «Урок как дорога в будущее» (слайд)
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал,
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
На примере данного стихотворения можно сопоставить традиционный и современный урок.
Появляется слайд 1 с темой урока.
«Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС )»
Я предлагаю поработать в группах, объединитесь в группы возьмите файл №1, вам необходимо сопоставить традиционный и современный уроки с точки зрения структуры урока.
Задание группам – осенний лист жёлтого цвета: выстроить из предложенного материала структуру традиционного урока
осенний лист оранжевого цвета: выстроить из предложенного материала урок современного типа
Традиционный урок | Урок современного типа |
1. Орг. момент. | 1. Самоопределение деятельности. ( Орг. момент) |
2. Проверка домашнего задания. | 2.Актуализация опорных знаний. |
3. Актуализация опорных знаний. | 3.Постановка проблемы (создание проблемной ситуации) |
4. Объяснение нового материала. | 4.Открытие новых знаний. |
5. Первичное закрепление. | 5.Первичное закрепление. |
6. Самостоятельная работа. | 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу. |
7. Итог урока. | 7.Включение нового знания в систему знаний( повторение). |
8.Рефлексия деятельности. |
Зачитываются полученные варианты, одновременно высвечивается материал на слайде.
Видим, что структуры разные. Проанализируем в чём существенные различия.
Далее, я предлагаю поработать в парах, возьмите файл №2, с помощью материалов, находящихся там, вам необходимо сопоставить традиционный урок и урок современного типа с точки зрения деятельности учителя и ученика на разных этапах урока.
Традиционный урок | Урок современного типа |
Ученик выучил - пересказал | 1. Мотивация к учебной деятельности Настрой учащихся на работу. Ученики сами вспоминают знания, которые им пригодятся на уроке. |
2. Сообщение темы и цели учителем. |
|
3. Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. | 3. Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели. |
4. Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). | 4. Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы). |
5. Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы. | 5. Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). |
6. Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию. | 6. Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. |
7. Оценка деятельности. Осуществляет учитель за работу на уроке. | 7. Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). |
8. Итог урока. Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили. | 8. Проводится рефлексия. |
Зачитываются полученные варианты, одновременно высвечивается материал на слайде.
Итак, мы с вами попытались сопоставить традиционный урок и урок современного типа с точки зрения деятельности учителя и учеников на разных этапах урока. Думаю, это у нас получилось.
Так скажите пожалуйста, какую роль выполняет ученик на традиционном уроке? (Ученик пассивный,слушает лекцию, его насильно пичкают знаниями, ученик не испытывает потребности в знаниях). А на уроке современного типа? (Он конкретно знает, для чего он получает знания и как их будет применять в жизни). А учитель? Какую роль он выполняет на традиционном уроке? (Учитель является лектором, человек, который преподносит готовые знания). А какую же роль играет учитель на уроке современного типа. (Учитель-ученик субъект-субъектные отношения, они на равных, они партнёры). Т.е. учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом ведёт к формированию Универсальных Учебных Действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
При работе с вами мы использовали активные формы работы: это работа в парах и в группах, при этом работа была организована так, что вы сами добывали информацию. Т.е. мы использовали какой подход???? (Деятельностный).
Вернёмся к структуре урока. Одним из составляющих, самым главным и сложным является этап «Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)».
В своём мастер классе хочу представить вам приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
1 приём самый простой. Цель данного приёма: одновременно предъявить классу противоречивые факты.
Итак мы на уроке математики. На доске запись: 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Что заметили? (Примеры одинаковые, а ответы разные!) Значит над каким вопросом подумаем? (Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?) Какое чувство вы испытали при создании проблемной ситуации? (Чувство удивления)
Так как мы можем назвать такие проблемные ситуации?
Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"
А вот ещё один приём, который вызывает у школьников удивление.
На доске записаны слова: пропасть, замок, кружки, хлопок, мука. Распределите слова в два столбика. В первый столбик запишите слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – те, где ударение падает на второй слог. Итак, что же получается? (Поднимите листы) Я вижу, что одни и те же слова записаны в оба столбика. Почему так вышло? Ведь задание я вам давала одно, а ответы получились разные? (Ударение может изменить смысл слова и каждый из вариантов будет правильный)
В результате выполнения данного задания возникший разброс мнений вызывает у школьников удивление.
Переходим к следующему типу создания проблемной ситуации на уроке.
Поработаем с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса –ник. (пожар-пожарник, чай-чайник, соус-соусник, ель-ельник, лес-лесник). Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: мост, пол, портрет). Смогли выполнить задание? (от этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса –ник). Какой возникает вопрос? (Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса – ник?)
А какое чувство вы испытали при создании такой проблемной ситуации?
Так как мы можем назвать такие проблемные ситуации?
Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"
ИТОГ
- Уважаемые коллеги! Я познакомила вас с некоторыми приёмами создания проблемных ситуаций, которые использую на своих уроках.
- Для чего вам могут понадобиться эти приемы?
(заинтересовывать, создавать ситуации удивления, затруднения, включать в активную деятельность)
-Свой мастер – класс я построила на материале предметов русского языка и математики.
-На каких предметах вы можете использовать эти приёмы?
(на всех)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общепедагогические технологии на уроках СБО.
Презентация опыта работы по социально-бытовой ориентировке обучающихся коррекционной школы 8 вида...
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.
Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в ...
Общепедагогические технологии
Полихудожественный подход как способ развития креативных способностей личностиНа современном этапе развития педагогической теории и практики в области музыкального образования особое внима...
Общепедагогические технологии.
Общепедагогические технологии....
Развитие индивидуальности в массовой школе (общепедагогические технологии)
Общепедагогические технологии Каждый здоровый ребенок рождается на свет с удивительной способностью —стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не...
Общепедагогические технологии
Общепедагогические технологии...
Общепедагогические технологии
Этот материал содержит информацию о том, что деятельностный подход в обучении - необходимое условие овладения знаниями....