Развитие индивидуальности в массовой школе (общепедагогические технологии)
статья
Общепедагогические технологии |
Каждый здоровый ребенок рождается на свет с удивительной способностью —стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не находит необходимой поддержки и удовлетворения. Ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_individualnosti.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Общепедагогические технологии
Каждый здоровый ребенок рождается на свет с удивительной способностью —стремлением к
познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не находит необходимой
поддержки и удовлетворения. Ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его
творческий потенциал так и остается нераскрытым.
В педагогике хорошо известен тезис Я.А. Коменского о том, что обучение должно быть
природосообразным, должно отвечать природе ребенка и сообразовываться с законами ее развития.
Мы знаем, что обучение это один из видов человеческой практики, а любая практика может быть
успешной только тогда, когда она отвечает объективным законам природы и общества. Еще древние
говорили, что природу побеждают только повинуясь ей. Никакая практика не может быть успешной,
не может привести к положительным результатам, если она не согласуется с объективными законами
бытия, и тем более, если она противоречит им.
А педагогическая практика не может составлять здесь исключения.
В свое время Я.А. Коменский обратился к поиску законов умственного развития ребенка за которым,
как он считал, должно следовать обучение.
Нет сомнений, что со времен Я.А.Коменского обучение стало гораздо более природосообразным, и
овладение детьми, например, навыками чтения, началами математики и естественных наук требует
сейчас значительно меньшего времени и усилий. Многие дети с успехом овладевают обширными
знаниями в средней и высшей школе, что раньше было невозможно не только по общественно-
социальным, но и по педагогическим причинам.
Это очевидно каждому, кто сталкивается с практикой современной массовой школы, которая вместо
того, чтобы развивать в детях естественную любознательность, потребность в познании, широту
интересов, способность к интеллектуальному сотрудничеству, сплошь и рядом только убивает в них
эти качества, отбивает охоту к учению и к умственным усилиям.
Наиболее остро эта проблема проявляется в школе, в отношении детей с высокими
интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от
тех, на которых ориентировано традиционное обучение.
Как отмечает Е. И. Щебланова, ссылаясь на зарубежные и отечественные источники, было показано,
что «традиционное обучение сдерживает развитие таких детей и для раскрытия их потенциала
необходимы специальные модификации программ и методов обучения в соответствии с их
психологическими особенностями видом и уровнем одаренности, интересами, мотивационно-
личностными характеристиками)» Так или иначе мы разделяем тот подход к пониманию
одаренности, который опирается на понятие потенциальной одаренности и фактически отвечает
«прагматико-гуманистической» ориентации — одаренных детей столько, сколько не могут раскрыть
свою индивидуальность, достигнуть потенциально возможных для них высоких результатов в том
или ином виде деятельности в условиях традиционного обучения.
«Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или
ином виде деятельности»
Из такого понимания одаренности, подразумевающей не только актуальную, но и потенциальную
возможность достижения более высоких результатов, фактически следует, что одаренных детей
необходимо учить по-другому, по программам, отличным от традиционных таким, которые могут
обеспечить раскрытие их индивидуальности.
Так, например, Барбара Кларк считает, что одаренные дети — это такие дети, «которые показывают
или могут показывать высокий уровень выполнения чего-либо в какой-то из сфер деятельности и
которые, в силу своего продвинутого и ускоренного развития, нуждаются в обучении, отличном от
обычно принятого в школе. Это обучение обеспечивает большую вероятность роста или развития
способностей, а не их потерю или снижение»
Еще один из наиболее авторитетных зарубежных специалистов в области изучения одаренности —
Дж. Рензулли, в отличие от Барбары Кларк, не делает акцента на биологическом созревании и
особенностях функционирования мозга как основы развития одаренности ребенка. Согласно его
представлениям, одаренность обусловлена или определяется взаимодействием трех основных
«кластеров» характеристик, принадлежащих человеку: общие способности выше среднего уровня,
высокий уровень «преданности задаче», или, другими словами, мотивации, и, наконец, высокий
уровень креативности. Дети же, которые обнаруживают признаки одаренности, «нуждаются в
широких и разнообразных образовательных возможностях, которых обычно нет в стандартных
учебных программах», — отмечает Дж. Рензулли в заключительной части определения понятия
одаренности.
Развитие исследований одаренности за последние десятилетия убедительно показало ошибочность
представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и «пробьют» себе дорогу.
Без особой заботы об обучении и развитии мы теряем одаренных детей.
Хотелось бы отметить и еще одно основание в пользу разработки программ и специального обучения
одаренных детей. Как отмечают многие зарубежные исследователи, специальные программы для
одаренных являются фактически настоящими «лабораториями», создающими передовой опыт
обучения. Их дальнейшая судьба — использование в обычном учебном процессе. «Приемы работы,
бывшие ядром многих специальных программ для одаренных, включаются в обычный учебный
процесс с целью развития всех учащихся», — пишут Дж. Рензулли и С. Риз. Таким образом, хорошая
программа для одаренных детей сегодня — перспектива хорошей программы для большинства детей
«завтра».
В чем же заключается специфика программ для одаренных? Есть ли она вообще? Мы уже говорили о
том, что традиционная программа обучения может стать непреодолимым препятствием для развития
одаренного ребенка, и это был один из аргументов в пользу необходимости решения проблемы
обучения одаренных детей. Кроме того, есть и другой аспект рассмотрения этой проблемы. Хорошо
известно, что эффективность программ обучения зависит от их соответствия потребностям и
возможностям тех детей, для которых они предназначены. Если познавательная деятельность,
которая составляет основу обучения в школе, не соответствует мотивационным и когнитивным
характеристикам ребенка, то трудно ожидать, что им будут достигнуты высокие уровни развития. И
если мы признаем, что одаренные дети характеризуются особыми потребностями и возможностями,
отличающими их от других сверстников, то это означает, что для их обучения необходимы
специальные программы или, по крайней мере, какие-то модификации традиционных
образовательных программ, которые ориентированы на гипотетического «среднего» ученика.
Известно, что большинство одаренных учащихся способно к самостоятельному изучению
интересующих их тем, обнаружению связей между предметами и идеями, высокому уровню
рассуждения и обобщения. В результате они уже до начала школьного обучения обладают
информацией экстраординарного качества, поэтому учебный материал может их не интересовать, а
ожидание, пока одноклассники освоят то, что им давно известно, вызывать скуку и нетерпение. Такие
учащиеся нуждаются в новой, изменяющейся и стимулирующей информации, постоянно создающей
вызов их способностям. Одна из стратегий помощи в таких ситуациях — это применение системы
индивидуальных заданий, в которых учащиеся могут сами регулировать уровень сложности
материала, выполняя проверочные задания до и после изучения тем, причем методы такого обучения
должны соответствовать сложности материала.
Например: как бы ни было велико количество учащихся, желающих изучать диких животных,
растения или освоение космоса, для ряда детей эти темы не будут представлять никакого интереса —
в силу ли их изученности (ведь одаренные дети часто знают значительно больше своих сверстников),
излишней конкретности (их интересуют объяснения, абстрактные идеи и теории) или увлеченности
другой темой, не предусмотренной планом. Каждая же из этих частных тем «накладывает» жесткие
содержательные рамки, которые препятствуют подлинной индивидуализации обучения с учетом
интересов, потребностей и уровня развития каждого ребенка.
Важный шаг в решении возникающих проблем — «расширение», раздвижение содержательных
рамок, т. е. переход к более крупным содержательным единицам вместо традиционных
«тематических разделов» как способу организации содержания обучения по предметам. Например,
вместо тем «Растения» и «Животные» возьмем проблему «Исчезновение растительного и животного
мира» или, еще шире, «Выживание». Такая формулировка темы, основанная на содержательной
интеграции многих более узких тем и проблем, отвечает стихийному интересу одаренных детей к
глобальным проблемам, абстрактным идеям и теориям. В то же время она позволяет изучать
конкретные сведения о динозаврах и других видах животных и растений, а наряду с этим дает
возможность другим детям заниматься изучением климатических изменений, способствующих или
препятствующих сохранению окружающего мира, космических влияний, исторических эпох и т. п.
Таким образом, каждый ребенок может найти себе тему, соответствующую его индивидуальным
интересам. А если мы возьмем еще более широкую или глобальную тему, например «Выживание»
или «Изменение», то легко продемонстрировать, как стремительно расширяются и становятся
практически неограниченными возможности изучения тех или иных тематических разделов,
традиционно «разбросанных» по различным дисциплинам.
Легкость понимания учебного материала одаренными детьми связана также с потребностью его
углубленного изучения и обсуждения с детьми равных интеллектуальных возможностей. Нелюбовь к
повторению уже понятых правил, принципов, теорий может восприниматься их менее способными
сверстниками, а часто и учителями, как проявления «всезнайства» и отрицательно влиять на
отношение к ним.
Психологические особенности одаренных детей, или так называемые «признаки одаренности», часто
являются предметом больших споров среди психологов.
Обеспечивая же развитие и раскрытие индивидуальности не только 1—2 % вундеркиндов, а широкой
«прослойки» детей, составляющей около 20 % от всей возрастной выборки, мы создаем условия для
больших и малых открытий в области науки и техники, расцвета культуры и искусства. Ведь
творения столь редко встречающихся гениев опираются на те потребности и возможности, которые
были созданы благодаря безымянной творческой работе множества изобретателей, ученых,
художников и т. п. Это хорошо проанализировал Л. С. Выготский, который показал, что, «как бы ни
было индивидуально всякое творение, оно всегда заключает в себе социальный коэффициент. В этом
смысле никакое изобретение не будет в строгом смысле личным, в нем всегда остается кое-что от
анонимного сотрудничества».
Действительно, особенностей этих детей, таких как чрезвычайная любознательность и потребность в
познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития,
выраженное стремление к самостоятельности в процессе познания, независимость мышления и
многое другое, вряд ли могут быть в полной мере «учтены» в рамках традиционных учебных
программ и методов их преподавания. В результате несоответствия учебной программы
потребностям и возможностям одаренных детей, происходит быстрое снижение интереса к
обучению, и нарастающая скука, сопровождающая этот процесс.
Детская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики.
Может быть, поэтому уже само упоминание о ней вызывает у многих родителей чувство тревоги,
внутреннего напряжения.
Необычные способности детей к обработке информации позволяют воспринимать разнообразные
идеи одновременно на нескольких уровнях. Этому соответствуют стратегии обучения, которые
включают выполнение исследовательских проектов по самостоятельно выбираемым темам с
выдвижением гипотез и их проверкой и развитие исследовательских навыков. Окружающие могут
воспринимать таких детей как не по возрасту серьезных. В то же время рутинные упражнения,
натаскивание, зубрежка часто вызывают у одаренных детей острое неприятие и нарушения
поведения.
Высокая скорость мыслительных процессов у таких детей требует соответствующей скорости
предъявления идей, возможности самостоятельно регулировать скорость учения. Эффективным
является использование в обучении «мозгового штурма», «быстрого чтения», тогда как отсутствие
активности и прогресса в обучении может вызывать фрустрацию — переживание «чувства
крушения», ведущее к формированию отрицательных черт поведения.
Способность мыслить, творить — величайший из полученных человеком природных даров. Есть те,
кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о
детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского
наследия — одаренных детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.
Где граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее
определить, кто в будущем достигнет высот гения?
Существует большое количество основных признаков одаренности, в которых отражаются
особенности одаренных детей, проявляемые ими в их реальной жизни и деятельности. Как правило,
наличие таких признаков можно оценить при наблюдении за особенностями поведения ребенка.
Трудность заключается в том, что сами признаки одаренности весьма разнообразны и сильно зависят
от социокультурной среды. Это порождает значительные расхождения в представлениях о том, что
должно быть включено в «список» особенностей одаренных детей, а что нет, какие признаки
обязательно должны проявляться, а какие нет и т. п. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, можно
считать такую позицию в этом вопросе, согласно которой наличие хотя бы одного из выделяемых
признаков должно привлекать внимание специалиста и побуждать его к тщательному и
продолжительному анализу конкретного случая.
Анализ существующих признаков одаренности позволяет отметить наличие в них характеристик,
связанных с мотивационными аспектами поведения (со специфическими потребностями) и
инструментальными (возможностями ребенка), относящимися к способам и успешности
деятельности ребенка. Многие отмечают наличие некоторых общих, абсолютных, или
универсальных, атрибутов одаренности, которые можно наблюдать во всех культурах (практически
вне зависимости от культурного контекста), и специфических признаков, которые наблюдаются в
одних и не наблюдаются в других социокультурных слоях.. Так, например, в очень известной во всем
мире книге Барбары Кларк приводится пять таких признаков, характеризующих умственную
(интеллектуальную), академическую, творческую, лидерскую одаренность и одаренность в области
визуального и исполнительского искусства (музыка, живопись, танец, драма).
Существует недостаток в подготовке педагогических кадров — их невладение методами диагностики
уровня развития личности и прежде всего умственного развития детей. Поэтому одна из актуальных
задач совершенствования подготовки педагога к практической работе — вооружение его не только
знаниями возрастных и индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития
детей, но и умениями выявлять их и измерять с помощью современных психодиагностических
методик.
Психодиагностика необходима современному учителю для того чтобы:
наблюдать за динамикой психического и особенно умственного развития ребенка;
иметь возможность ему определять программу дальнейшего развития детей с тем, чтобы создавать
оптимальные условия развития как для слабых, так и для сильных;
осуществлять индивидуальный подход к школьникам при оказании им помощи в случае затруднений.
Известный педагог Ш.А.Амонашвили в одном из интервью говорил, что, хотя педагогика как наука,
конечно, существует, но строго научно обоснованного в ней так мало, что на ладони поместится, а
если говорить о педагогической мудрости, то ее еще меньше.
Современная практика работы с одаренными детьми весьма разнообразна. В этом разнообразии
особенно ясно выступают нерешенные или слабо изученные проблемы. Одной из таких важнейших
проблем является поддержка и развитие детей с общей (умственной) одаренностью в условиях
обучения в средней общеобразовательной школе. Именно эта категория детей часто оказывается вне
специального внимания и поддержки в процессе обучения в школе, в то время как школа должна
быть основным местом развития таких детей. В самом деле, ребенок, демонстрирующий те или иные
специальные способности, может успешно развивать их как в системе дополнительного образования,
имеющей большой опыт работы с такими детьми, так и в процессе обучения в школе по специальным
программам повышенной сложности — математической, лингвистической и г. д. А для ребенка с
признаками общей одаренности не остается ничего другого, как «учиться как все» или
«присоединиться» к тем, кто проявляет повышенные способности и склонности к определенной
области. Проблема усугубляется также тем, что ранняя специализация обучения для детей с общей
одаренностью, как правило, является неприемлемой ни с точки зрения удовлетворения их широких
познавательных потребностей, ни с точки зрения задач их развития.
Мы можем сформулировать четыре организации содержания обучения для одаренных школьников:
Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или
иных тематических разделов.
Крупные содержательные единицы; изучение широких (глобальных), основополагающих тем и
проблем.
Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности
одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития
целостной картины мира.
Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем
установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.
Таким образом, одним из важнейших источников трудностей одаренных детей в школьном обучении
служит расхождение между условиями, необходимыми для проявления и развития разных граней
одаренности и предлагаемыми конкретной структурой образования. Достижение этого соответствия
призвано обеспечить специально создаваемые программы обучения и поддержки детей с разными
видами одаренности, многие из которых доказали свою полезность и эффективность. И все же вне
сферы внимания таких программ остаются как раз те, кто больше всего нуждается в помощи,
поскольку отбираются для них главным образом самые успешные в той или иной деятельности дети.
Предлагаем опросник для выявления одаренности детей младшего школьного возраста.
Мне нравится доказывать или опровергать идеи, которые предлагает нам учитель на занятиях. (+)
Больше всего мне нравится, когда на уроке мне надо самому (самой) додуматься до чего-то, открыть
какую-то закономерность или прийти к новой идее. (+)
Я люблю отгадывать слова (понятия), строить догадки о смысле каких-то непонятных изображений,
высказываний. (+)
Мне нравится изучать проблему с разных сторон. (+)
Я люблю находить разные пути (варианты) решения одной и той же проблемы или задачи. (+)
Мне нравится оценивать разные факты, идеи и решения с помощью различных критериев. (+)
Больше всего мне нравится, когда на уроке есть возможность самому (самой) сформулировать
проблему для изучения. (+)
Я люблю тратить много времени на решение проблемы, которую я не смог (смогла) решить сразу (+)
Мне нравится, когда учитель все подробно объясняет и рассказывает и не надо много думать самому
(-)
Я люблю, когда мне приходится самостоятельно искать необходимую информацию или объяснение
чему-либо. (+)
Больше всего мне нравится, когда учитель помогает нам думать, а не делает это за нас. (+)
Я предпочитаю работать один (а не в группе). (-)
Мне интересно изучать глобальные темы и проблемы (такие, как «Влияние», «Изменение»,
«Порядок»). (+)
Мне нравится, когда на уроке у меня есть возможность выступать или отвечать перед классом,
представляя найденные мною новые факты, мысли и идеи своим одноклассникам или друзьям. (+)
Мне нравится находить что-то общее, связь между различными явлениями и процессами. (+)
Мне трудно учиться в школе.
Мне неинтересно учиться в школе. (-)
Больше всего я люблю выполнять такие задания, когда нужно что-либо запомнить, а не ломать
голову над сложной задачей. (-)
Я предпочитаю готовить домашние задания по междисциплинарному обучению и другим предметам
самостоятельно, не рассчитывая на помощь родителей. (+)
Я не очень люблю слушать выступления своих товарищей, мне это кажется неинтересным. (-)
Примечание: знак «плюс» или «минус» после каждого высказывания означает тот вариант ответа
(«согласен» или «не согласен»), который оценивается в два балла, как соответствующий
положительному отношению к особенностям обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общепедагогические технологии на уроках СБО.
Презентация опыта работы по социально-бытовой ориентировке обучающихся коррекционной школы 8 вида...
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.
Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в ...
Общепедагогические технологии
Полихудожественный подход как способ развития креативных способностей личностиНа современном этапе развития педагогической теории и практики в области музыкального образования особое внима...
Формирование универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития в условиях массовой школы
В работе дан обзор проблемы формирования универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития: основные характеристики, обоснование актуальности темы, проблем, возникающих на практике. Осн...
Развитие у обучающихся интереса к чтению через использование различных форм и методов индивидуальной и массовой работы
В статье рассматриваются различные формы и методы работы с учащимися на уроках чтения...
Психолого – педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях массовой школы
Данный материал будет полезен учителям начальных классов как теоретическая основа построения работы с детьми с ОВЗ (ЗПР). В презентации рассматриваются трудности, которые могут встретиться при организ...
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.
Данный материал предназначен для консультаций педагогов, в классах которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....