Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста
методическая разработка на тему
Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_material_dlya_obsledovaniya_detey_rannego_vozrasta.doc | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Ульяновской области
Областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - областной центр
диагностики и консультирования
« Развитие»
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ Г.УЛЬЯНОВСКА
ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
г. Ульяновск
2009г.
Научный руководитель проекта – Клементьев В.В., учитель начальных классов, дефектолог высшей категории, директор ОГОУ ОЦДК «Развитие»
Материалы подготовлены:
Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории.
Фомина И.В.- председатель ГПМПК, педагог-психолог высшей квалификационной категории
Титенко Ю.В. – учитель-дефектолог ГПМПК, логопед высшей квалификационной категории
Клементьева О.А. – детский врач-невролог, педиатор
Рецензент: Ломбина С.А. – кандидат медицинских наук, преподаватель факультета коррекционной педагогики, кафедры медицинских основ дефектологии МГПИ имени М. Е. Евсевьева
© Областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи – областной центр диагнос-
тики и консультирования «Развитие», 2009.
Содержание и описание диагностического материала, используемого государственной психолого-медико-педагогической комиссией для диагностики психологического развития детей раннего возраста.
1. Содержание и описание диагностического материала, используемого государственной психолого-медико-педагогической комиссией для диагностики психологического развития детей 1-го года жизни.
Диагностика психологического развития детей 1 года жизни осуществляется в установленные сроки – ежемесячно. Каждый ребенок проверяется по показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, диагностика проводится по показателям предыдущего возрастного периода.
На первом году жизни в возрасте от 1 до 5-6 месяцев проверяется развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, положительных эмоций, движений руки, общих движений, подготовительных этапов активной речи и умений.
В возрасте от 6 до 12 месяцев контролируется развитие общих движений, понимания и активной речи, действий с предметами, умений и навыков в процессах.
Наиболее значимыми в первом полугодии являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции. Значение движений руки особенно велико во 2-ом полугодии (с 7 мес). В этом же возрасте значимым для многих функции оказывается понимание речи. Наиболее информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его состояние, и уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих умений являются показатели, которые могут быть отнесены к социальным (этапы развития активной речи, первые формы общения детей друг со взрослым). В случае задержки развития других они также формируются с отставанием. На каждом. этапе развития между функционально близкими показателями устанавливается двусторонняя связь. Два показателя определяют развитие друг друга и являются взаимно информативными.
Для проверки развития детей должен быть подобран материал, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности. Одномоментно проверяется развитие ребенка не более чем по 3-4 показателям.
Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК для диагностики психологического развития детей 1 месяца жизни
(по этапам обследования).
1.Зрительные ориентировочные реакции.
Цель : исследование умения плавного прослеживания движущегося предмета исследование умения плавного прослеживания движущегося предмета
Диагностический материал: яркая игрушка
Процедура исследования: внимание лежащего на спине ребенка привлекают к игрушке, которую затем передвигают вправо и влево до 20-30 см на высоте 40-50 см от глаз ребенка.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Сосредотачивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), поворачивая голову вправо и влево. | Сосредотачивает взгляд на игрушке, но не следит за ней. | Взгляд на игрушке не сосредотачивает. |
2.Слуховые ориентировочные реакции.
Цель: исследование умения прислушиваться к голосу взрослого, звуку игрушки
Диагностический материал: погремушка
Процедура исследования: на расстоянии 50 см от лежащего на спине ребенка, вне поля его зрения гремят погремушкой 5-10 сек..
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Прислушивается во время и после звучания погремушки (10-15 сек), движения заторможены. | Замирает на 2-3 сек. Во время звучания. После звучания реакций нет | Не прислушивается. |
3. Эмоции и социальное поведение.
Цель: исследование наличия первых эмоциональных реакций
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное сосредоточение на лице говорящего
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Неярко улыбается в ответ на 3-4 обращения к нему | Смотрит на взрослого, но нет улыбки. | Не сосредотачивает взгляд на взрослом. |
4.Общие движения.
Цель: исследование умения поднимать и удерживать голову
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: ребенка кладут на живот.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Приподнимает голову, удерживает ее 15-20 сек и опускает | Приподнимает голову, удерживает ее 5-7 сек и опускает | Не приподнимает голову |
5. Подготовительный этап развития активной речи.
Цель: исследование наличия предпосылок развития речи
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, произносят певучие звуки
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Сосредоточив взгляд на лице взрослого, отвечает 2-3 раза отдельными звуками | Сосредоточивает взгляд на лице взрослого, звуки не произносит | Не сосредотачивает взгляд на взрослом. |
Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК для диагностики психологического развития детей 2 месяца жизни
(по этапам обследования).
1.Зрительные ориентировочные реакции.
Цель : исследование длительного зрительного сосредоточения
Диагностический материал: мягкая игрушка
Процедура исследования: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушкой, подвешенной на высоте 50-70 см над его грудью, или на этой же высоте неподвижно держат игрушку.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Сосредотачивает взгляд на игрушке 20-25 сек, не двигается | Сосредотачивает взгляд на игрушке на 3-4 сек. (скользящий взгляд) | Взгляд на игрушке не сосредотачивает. |
2.Слуховые ориентировочные реакции.
Цель: исследование умения сосредотачиваться на голосе взрослого
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: на расстоянии 50 см от лежащего на спине ребенка, вне поля его зрения ласково говорят с ним в течение 1 минуты
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Прислушивается 5-10 сек, поворачивает голову, ищет глазами говорящего | Замирает на 2-3 сек. Во время звучания голоса. После звучания реакций нет | Не прислушивается. |
3. Эмоции и социальное поведение.
Цель: исследование наличия эмоциональных реакций
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное сосредоточение на лице говорящего
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Неярко улыбается в ответ на 2-3 обращения к нему | Смотрит на взрослого, но нет улыбки. | Не сосредотачивает взгляд на взрослом. |
4.Общие движения.
Цель: исследование умения поднимать и удерживать голову
Диагностический материал: яркая звучащая игрушка
Процедура исследования: ребенка кладут на живот и на расстоянии 30-40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, поднимают.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Приподнимает голову, удерживает ее до 40 сек и опускает | Приподнимает голову, удерживает до 10 сек и опускает | Не приподнимает голову. Нет реакции на игрушку. |
5. Подготовительный этап развития активной речи.
Цель: исследование наличия предпосылок развития речи
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: наблюдают за ребенком, лежащим на спине
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Издает отдельные звуки без учитываемого раздражителя | Издает отдельные звуки при наличие внешнего раздражителя | Звуки не издает |
Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК для диагностики психологического развития детей 3 месяца жизни
(по этапам обследования).
1.Зрительные ориентировочные реакции.
Цель : исследование умения зрительного сосредоточения в вертикальном положении
Диагностический материал: яркая игрушка
Процедура исследования: взрослый одной рукой держит ребенка, а другой показывает игрушку, держит ее неподвижно.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
После 2-3 обращений смотрит на лицо говорящего или игрушку 30-40 сек | Сосредотачивает взгляд на игрушке на 3-4 сек. (скользящий взгляд) | Взгляд на игрушке и на взрослом не сосредотачивает. |
2. Эмоции и социальное поведение.
Цель: исследование наличия «комплекса оживления»
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются (1-2 мин)
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Смотрит на лицо взрослого. После 1-2 обращений улыбается, издает тихие короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется до 15-20 сек. | Смотрит на лицо взрослого. После 1-2 обращений неярко улыбается в ответ на 2-3 обращения к нему. | Смотрит на взрослого, но нет улыбки. Или не сосредотачивает взгляд на взрослом. |
3.Движения руки.
Цель: исследование появления зрительно-моторной координации
Диагностический материал: 2 погремушки висят на лентах на высоте 10-15 см над грудью ребенка справа и слева
Процедура исследования: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушками. Если ребенок неподвижен, вызывают у него комплекс оживления.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку 2-3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения рук. | Оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку 1-2 раза. Но не пытается захватить игрушку и не прослеживает глазами движения рук. | Нет реакции на игрушку. |
4.Общие движения.
Цель: исследование умения удерживать голову в вертикальном полложении
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: ребенка держат на руках вертикально.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Удерживает голову прямо до 1-1.5 мин. | Удерживает голову прямо до 15-20 сек. | Не удерживает голову. |
Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК для диагностики психологического развития детей 4 месяца жизни
(по этапам обследования).
1.Зрительные ориентировочные реакции.
Цель : исследование зрительной дифференциации
Диагностический материал: ----
Процедура исследования: к лежащему на спине ребенку поочередно (с паузой 10-15 сек) и повторно подходят и наклоняются над ним мать и незнакомый взрослый
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
На мать смотрит выжидающе, улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, тянется к ней. Недоволен, когда мать отходит и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно. | На мать смотрит, улыбается. При повторном появлении оживляется. Когда мать отходит сразу переводит взгляд на незнакомого, улыбается ему. | Взгляд на взрослых не сосредотачивает. |
2.Слуховые ориентировочные реакции.
Цель: исследование умения прислушиваться к звуку игрушки
Диагностический материал: погремушка
Процедура исследования: на расстоянии 70 см от лежащего на спине ребенка, вне поля его зрения гремят погремушкой 3-4 раза (паузы 2 сек)
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Слушает 2-3 сек и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку и смотрит на нее до 10 сек | Слушает 2-3 сек, поворачивает голову в стороны, погремушку не находит. | Не прислушивается. |
3. Эмоции и социальное поведение.
Цель: исследование наличия «комплекса оживления», развития зрительно-моторной координации
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: издали наблюдают за ребенком, лежащим на спине под низко висящими игрушками
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Рассматривает игрушки, захватывает их. Приходит в оживленное состояние, которое может длиться до 4 минут | Рассматривает игрушки. Попытки захвата оканчиваются неудачей. Приходит в кратковременное оживленное состояние | Не обращает внимание на игрушки |
4.Движения руки и действия с предметами.
Цель: исследование появления зрительно-моторной координации
Диагностический материал: 2 погремушки висят на лентах на высоте 10-15 см над грудью ребенка справа и слева
Процедура исследования: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушками. Если ребенок неподвижен, вызывают у него комплекс оживления.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (около 3 минут). | Оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку 1-2 раза. Пытается захватить игрушку (чаще неудачно) и не прослеживает глазами движения рук. | Нет реакции на игрушку. |
5.Общие движения.
Цель: исследование умения поднимать и удерживать голову
Диагностический материал: яркая звучащая игрушка
Процедура исследования: ребенка кладут на живот и на расстоянии 30-40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, поднимают.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Приподнимает голову, удерживает ее до 40 сек и опускает | Приподнимает голову, удерживает до 10 сек и опускает | Не приподнимает голову. Нет реакции на игрушку. |
6. Подготовительный этап развития активной речи.
Цель: исследование наличия гуления
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: наблюдают за ребенком, лежащим на спине под игрушками. Если ребенок не гулит, то наклонившись над ним, произносят гласные звуки и наблюдают.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Гулит сам, или через 1-3 мин после общения со взрослым | Не гулит | Звуки не издает |
Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК для диагностики психологического развития детей 5 месяца жизни
(по этапам обследования).
1.Зрительные ориентировочные реакции.
Цель : исследование зрительной дифференциации (дифференциация «свой» - «чужой»)
Диагностический материал: ----
Процедура исследования: к лежащему на спине ребенку поочередно (с паузой 10-15 сек) и повторно подходят и наклоняются над ним мать и незнакомый взрослый
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
При виде матери радуется, оживляется. При появлении незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, хмурится, может заплакать | Улыбается при появлении и матери и незнакомого взрослого. | Взгляд на взрослых не сосредотачивает. |
2.Слуховые ориентировочные реакции.
Цель: исследование умения узнавать голос близкого человека, различения интонации обращенной к нему речи
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: на расстоянии 70 см от лежащего на спине ребенка, вне поля его зрения стоит мама и посторонний взрослый, каждый из которых произносит слова с интервалом 10-15 сек.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
На голос матери оживляется, улыбается, поворачивает голову, ищет ее. К незнакомому прислушивается. | Различает ласковую и строгую интонации. Но нет дифференциации «свой» - «чужой» | Не прислушивается. Не дифференцирует голоса. |
3.Движения руки и действия с предметами.
Цель: исследование появления зрительно-моторной координации, моторной ловкости
Диагностический материал: погремушка с длинной ручкой
Процедура исследования: перед ребенком держат погремушку в течение 20-30 сек, привлекают к ней внимание.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Смотрит на игрушку, выпрямляет руки и четко берет ее. Взяв игрушку не роняет ее, удерживает 1-2 мин. | Смотрит на игрушку, выпрямляет руки и четко берет ее. Взяв игрушку роняет ее через 5-10 сек | Нет реакции на игрушку. |
4.Общие движения.
Цель: исследование умения переворачиваться со спины на живот, устойчиво стоять при поддержке.
Диагностический материал: яркая игрушка
Процедура исследования: ребенка кладут на спину показывают ему игрушку, перемещая ее в стороны. Затем кладут игрушку рядом с ребенком, так, чтобы он мог ее взять. Затем ребенка берут под мышки и опускают на твердую опору.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Следит за игрушкой. Поворачивает голову, корпус, ложиться на бок, поворачивается на живот. Твердо опирается прямыми ногами о поверхность 3-4 мин. | Следит за игрушкой. Поворачивает голову, корпус, ложиться на бок. На живот не переворачивается самостоятельно. Твердо опирается прямыми ногами о поверхность 1-2 мин. | Не приподнимает голову. Нет реакции на игрушку. На ногах не стоит. |
5. Подготовительный этап развития активной речи.
Цель: исследование наличия гуления
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: наблюдают за ребенком, лежащим на спине до 30 мин. В помещении тихо.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Длительно, нараспев произносит гласные звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки) | Произносит короткие гласные звуки только при виде взрослого, игрушки. | Не гулит. Звуки не издает |
Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК для диагностики психологического развития детей 6 месяца жизни
(по этапам обследования).
1.Слуховые ориентировочные реакции.
Цель: исследование реакции ребенка на свое и чужое имя
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: взрослый находится вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, называет имя ребенка, и после паузы - чужое имя.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
На свое имя радуется, быстро оборачивается. На чужое не реагирует. | На свое и чужое имя реагирует одинаково. | Не прислушивается. Реакции на имя нет. |
2.Движения руки и действия с предметами.
Цель: исследование появления зрительно-моторной координации, моторной ловкости
Диагностический материал: 2 погремушки
Процедура исследования: перед ребенком кладут погремушки и наблюдают в течение 10 мин.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Берет , рассматривает, перекладывает, размахивает, прислушивается к звуку. Манипулирует 2-3 мин. | Смотрит на игрушку, выпрямляет руки и четко берет ее. Манипулирует около 1 мин. | Нет реакции на игрушку. |
3.Общие движения.
Цель: исследование умения передвигаться, переставляя руки или немного подползая.
Диагностический материал: яркая устойчивая игрушка
Процедура исследования: ребенка кладут на живот, показывают ему игрушку, поставленную перед ним, не недосягаемую.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Смотрит, пытается достать, подползает вперед. Двигается вперед, переставляя руки. | Смотрит, пытается достать, капризничает, прости игрушку. | Не приподнимает голову. Нет реакции на игрушку. |
5. Подготовительный этап развития активной речи.
Цель: исследование наличия лепета
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: наблюдают за ребенком, можно перекликаться с ним.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Однократно произносит слог «ба», «ма», может повторить за взрослым. | Редко произносит слог «ба», «ма» За взрослым не повторяет. | Появляется гуление. |
Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК для диагностики психологического развития детей 7 месяца жизни
(по этапам обследования).
1.Движения руки и действия с предметами.
Цель: исследование появления зрительно-моторной координации, моторной ловкости
Диагностический материал: погремушка
Процедура исследования: перед ребенком кладут погремушку и наблюдают в течение 5 мин.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Берет , рассматривает, перекладывает, размахивает, бросает, стучит, прислушивается к звуку. Манипулирует 2-3 мин. | Смотрит на игрушку, выпрямляет руки и четко берет ее. Манипулирует около 1 мин. | Нет реакции на игрушку. |
3.Общие движения.
Цель: исследование умения ползать.
Диагностический материал: яркая устойчивая игрушка
Процедура исследования: ребенка кладут на живот, показывают ему игрушку, поставленную перед ним, не недосягаемую на расстоянии до 1-1.5м.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Ползет энергично, быстро, любым способом, меняя направления. | Ползет медленно, одним способом. | Смотрит на игрушку, пытается достать. Ползание не доступно. |
4. Подготовительный этап развития понимания речи.
Цель: исследование умения понимать обращенную речь
Диагностический материал: 2 крупных игрушки
Процедура исследования: ребенку задают вопрос «Где….?
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Находит взглядом запрашиваемую игрушку, иногда хочет взять | Находит взглядом запрашиваемую игрушку после многократных повторений. | Игрушку не находит. |
5. Подготовительный этап развития активной речи.
Цель: исследование наличия лепета
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: наблюдают за ребенком, можно перекликаться с ним.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Многократно произносит слоги «ба», «ма», может повторить за взрослым. | Однократно произносит слог «ба», «ма» За взрослым не повторяет. | Появляется гуление. |
Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК для диагностики психологического развития детей 8 месяца жизни
(по этапам обследования).
1.Действия с предметами.
Цель: исследование умения подражать действиям взрослого с игрушками
Диагностический материал: мяч
Процедура исследования: привлекают внимание ребенка к игрушке, повторно показывают и называют 2-3 действия с ней (покатили мяч, опять покатили…).
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Смотрит на действия взрослого и подражает. | Подражание появляется только после многократного повторения. | Нет подражания. |
2.Общие движения.
Цель: исследование умения держаться руками за барьер, самостоятельно вставать и опускться
Диагностический материал: яркая устойчивая игрушка
Процедура исследования: ребенка кладут на живот, показывают ему игрушку, поставленную на барьер (2 минуты). Затем игрушку перемещают за стоящего ребенка.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Цепляется за перекладину, встает на колено и 1 ногу. Затем на обе ноги и выпрямляется. Оборачивается за игрушкой, переставляя руки и становится на четвереньки или садится. | Цепляется за перекладину, встает на колени. Оборачивается за игрушкой и садится. | Смотрит на игрушку, пытается достать. |
4. Подготовительный этап развития понимания речи.
Цель: исследование умения понимать обращенную речь
Диагностический материал: 3-4 игрушки
Процедура исследования: ребенку задают вопрос «Где….?» о 2-3 предметах поочередно.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Находит взглядом запрашиваемую игрушку, иногда хочет взять | Находит взглядом запрашиваемую игрушку после многократных повторений. | Игрушку не находит. |
5. Подготовительный этап развития активной речи.
Цель: исследование наличия лепета
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: наблюдают за ребенком, можно перекликаться с ним.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Многократно произносит слоги «ба», «ма», повторяет за взрослым. | Однократно произносит слог «ба», «ма». За взрослым не повторяет. | Появляется гуление. |
Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК для диагностики психологического развития детей 9 месяца жизни
(по этапам обследования).
1.Слуховые ориентировочные реакции.
Цель: исследование умения дифференцировать музыку
Диагностический материал: магнитофон
Процедура исследования: звучит спокойная музыка (1.5-2 мин), после паузы (30 сек) звучит плясовая мелодия.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Спокойную мелодию слушает спокойно. Под плясовую воспроизводит плясовые движения. | Танцует под любую музыку. | Реакции на музыку нет. |
2.Действия с предметами.
Цель: исследование умения действовать с предметами в зависимости от их свойств. Диагностический материал: игрушки
Процедура исследования: игрушки раскладывают перед ребенком и наблюдают.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Действует с предметами в зависимости от их свойств | Действует со знакомыми предметами после обучения | Действия с предметами манипулятивны. |
3.Общие движения.
Цель: исследование умения самостоятельно передвигаться держась руками за барьер, ориентируясь в пространстве.
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: ребенка стоящего у опоры, привлекают игрушкой на расстоянии около 70 см, по мере приближения переходят дальше
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Идет, держась 1 рукой в полоборота, приставным и чередующим шагом. | Идет, держась двумя руками прямо. | Смотрит на игрушку, переступает ногами. |
4. Подготовительный этап развития понимания речи.
Цель: исследование умения понимать обращенную речь
Диагностический материал: 3-4 игрушки
Процедура исследования: ребенку задают вопрос «Где….?» о 3-4 предметах поочередно.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Находит взглядом запрашиваемую игрушку, иногда хочет взять | Находит взглядом запрашиваемую игрушку после многократных повторений. | Игрушку не находит. |
5. Подготовительный этап развития активной речи.
Цель: исследование наличия лепета
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: наблюдают за ребенком, можно перекликаться с ним.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Подражает взрослому, повторяя за ним слоги. | Однократно произносит слоги «ба», «ма». За взрослым повторяет после стимуляции. | Появляется гуление. |
Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК для диагностики психологического развития детей 10 месяца жизни
(по этапам обследования).
1.Слуховые ориентировочные реакции.
Цель: исследование умения дифференцировать музыку
Диагностический материал: магнитофон
Процедура исследования: звучит спокойная музыка (1.5-2 мин), после паузы (30 сек) звучит плясовая мелодия.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Спокойную мелодию слушает спокойно. Под плясовую воспроизводит плясовые движения. | Танцует под любую музыку. | Реакции на музыку нет. |
2.Действия с предметами.
Цель: исследование умения действовать с предметами в зависимости от их свойств. Диагностический материал: игрушки
Процедура исследования: игрушки раскладывают перед ребенком и наблюдают.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Действует с предметами в зависимости от их свойств. Действия с предметами приобретают устойчивый характер. | Действует со знакомыми предметами после обучения. | Действия с предметами манипулятивны. |
3.Общие движения.
Цель: исследование умения самостоятельно передвигаться, держась руками за барьер, ориентируясь в пространстве.
Диагностический материал: мяч
Процедура исследования: ребенка стоящего у опоры, привлекают к игрушке и зовут «Иди сюда! Покати мяч!».
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Идет, держась 1 рукой в полоборота, приставным и чередующим шагом, толкает мяч. | Идет, держась двумя руками прямо, делает попытки толкнуть мяч. | Смотрит на мяч, переступает ногами. |
4. Подготовительный этап развития понимания речи.
Цель: исследование умения понимать обращенную речь
Диагностический материал: 3-4 игрушки
Процедура исследования: ребенку задают вопрос «Дай….?» 3-4 предмета поочередно.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Находит взглядом запрашиваемую игрушку, берет и дает игрушку взрослому. | Находит взглядом запрашиваемую игрушку после многократных повторений. Берет в руки, взрослому игрушку не дает. | Игрушку не находит. |
5. Подготовительный этап развития активной речи.
Цель: исследование наличия лепета
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: наблюдают за ребенком, можно перекликаться с ним.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Подражает взрослому, повторяя за ним слоги. Объем слогов увеличивается. | Однократно произносит слоги «ба», «ма». За взрослым повторяет после стимуляции. | Гулит. Пытается произнести слог. |
Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК для диагностики психологического развития детей 11 месяца жизни
(по этапам обследования).
1.Действия с предметами.
Цель: исследование уровня развития практического ориентирования на величину предметов.
Диагностический материал: пирамидка
Процедура исследования: ребенку предлагают : положи…, сними…, надень….
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Ребенок сам или по инструкции выполняет 2-3 действия | Ребенок по инструкции выполняет 2-3 действия только после обучения. | Действия с предметами манипулятивны. |
2.Общие движения.
Цель: исследование умения стоять самостоятельно
Диагностический материал: ---
Процедура исследования: ребенка отводят от опоры и оставляют без поддержки
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Стоит 20-30 сек, балансируя руками. | Стоит только с поддержкой. | Стоит с поддержкой неустойчиво, падает. |
4. Подготовительный этап развития понимания речи.
Цель: исследование умения понимать обращенную речь, действовать по инструкции.
Диагностический материал: 3-4 игрушки
Процедура исследования: ребенку задают вопрос «Покорми…., Поводи….Покатай…»
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Четко выполняет инструкции взрослого. | Выполняет инструкции взрослого после многократного повторения. | Действия с игрушками манипулятивные |
5. Подготовительный этап развития активной речи.
Цель: исследование появления активной речи
Диагностический материал: игрушки, знакомые ребенку
Процедура исследования: ребенку показывают игрушку и спрашивают «Кто это?»
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Подражая взрослому, или сам произносит 2-3 слова | 1-2 слова произносит подражая взрослому. | Появляется лепет. Пытается произнести слоги. |
Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК для диагностики психологического развития детей 12 месяца жизни
(по этапам обследования).
1.Зрительные ориентировочные реакции.
Цель : исследование умения дифференцировать форму предметов
Диагностический материал: кубик и кирпичик
Процедура исследования: перед ребенком кладут кубик и кирпичик и спрашивают «Где кубик?», «Где кирпичик?»
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Показывает рукой, дает взрослому. | Смотрит и показывает рукой. Может допустить ошибку. | Инструкцию не понимает. |
2.Действия с предметами.
Цель: исследование уровня развития практического ориентирования на величину предметов, согласованности действий рук.
Диагностический материал: пирамидка
Процедура исследования: ребенку предлагают: положи…, сними…, надень….
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Ребенок самостоятельно четко и точно выполняет 2-3 действия. | Ребенок по инструкции выполняет 2-3 действия. | Действия с предметами манипулятивны. |
2.Общие движения.
Цель: исследование умения ходить самостоятельно
Диагностический материал: игрушка
Процедура исследования: наблюдают за ребенком или зовут его, привлекая жестом, игрушкой.
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Идет чередующим шагом, поворачивается, меняет направление. Проходит до 3-х метров. | Идет чередующим шагом, поворачивается, меняет направление. Проходит до 1 метров | Стоит неустойчиво, переступает ногами с поддержкой. |
4. Подготовительный этап развития понимания речи.
Цель: исследование умения понимать обращенную речь, действовать по инструкции (вводится слово «нельзя»).
Диагностический материал: 3-4 игрушки
Процедура исследования: ребенку говорят «Убери…., Отнеси….Найди.…»
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Четко выполняет инструкции взрослого. | Выполняет инструкции взрослого после многократного повторения. | Действия с игрушками манипулятивные. Инструкции не понимает. |
5. Подготовительный этап развития активной речи.
Цель: исследование появления активной речи
Диагностический материал: игрушки, знакомые ребенку
Процедура исследования: ребенку показывают поочередно игрушки и спрашивают «Кто это?», или предлагают: «Скажи ляля».
Оценка результатов:
Дети с нормальным психологическим развитием | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Подражая взрослому, или сам произносит 3-4 слова | 2-3 слова произносит, подражая взрослому. | Появляется лепет. Пытается произнести отдельные слоги. |
2. Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей раннего возраста от 1 года до 2х лет
(по этапам обследования).
- Установление контакта.
Цель:
- Снятие напряжения, настороженности; пробуждение интереса к предстоящей работе.
- Вызвать доверие к исследователю и членам комиссии.
Средства, облегчающие установление контакта:
- Игрушки и беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.
Если ребенок готов вступить в контакт, ему предоставляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.
- Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.
Диагностическим материалом являются игрушки, бумага, карандаши.
При беседе задаются вопросы.
Оценка результатов первого этапа
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу. | Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание. Для установления контакта требуется предварительная игра или игрушка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести в работу. | Не испытывают волнения, некоторые дети начинают плакать. Поведение их и требования чаще спонтанны, внимание пассивное. Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу. |
- Общая осведомленность.
Цель:
- Выявление точности представлений ребенка о себе, о родственниках.
- Знакомство со сферой интересов ребенка, запасом знаний, представлений и умений.
- Оценка возможностей ориентировки в пространстве.
- Оценка качества речи, умения понимать речь.
Используемые диагностические приемы:
- Вопросы специального характера, позволяющие выявить имеющийся у ребенка запас знаний и представлений о себе и окружающей действительности.
- Предметные картинки, игрушки, помогающие облегчить диагностику.
Процедура проведения диагностики общей осведомленности:
В возрасте 1 -1г 6 мес ребенку предъявляются задания :
- Умение показывать себя и родителей.
- Знания частей тела.
- Знание бытовых предметов.
В возрасте 1г6месяцев – 2х лет вопросы усложняются:
- Сведения о себе, близких.
- Показывает все объекты в быту.
- Показывает все части тела и переносит на близкого человека.
Процедура исследования частей тела:
Ребенку предлагается показать на игрушке и на себе : с 1года – хотя бы одну часть, с 1г6месяцев – 2 части, с 1г10 месяцев до 2х лет – 3-4 части.
Оценка результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Легко справляются с вопросами. Общая осведомленность соответствует возрасту. Легко подражает взрослому. | Замедленно осмысляют вопросы, требуется повторение вопроса. При ответах (показах) – нуждаются в наводящих вопросах. Общая осведомленность у них не соответствует возрасту. | Понимают вопросы не всегда, требуются дополнительные разъяснения и обучения, наводящие вопросы, наглядное пособие. Общая осведомленность низкая. |
- Работа с пирамидой из колец.
Цель:
- Исследование координации движений и состояния тонкой моторики кистей рук.
- Исследование степени сформированности представлений о величине, количестве.
- Оценка умения сравнивать кольца по определенному образцу ( величине).
- Исследование адекватности и рациональности способов действий.
- Выявление наличия и стойкости интереса к работе.
Диагностический материал:
Для ребенка от 1года до 1г 6 месяцев большая пирамидка из 6 разноцветных колец.
Для ребенка от 1г 6 месяцев до 2х лет две пирамидки красного и синего цвета с тремя колечками каждая.
Процедура исследования:
Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. При сборке взрослый подает два кольца (большое и маленькое) и просит выбрать большое. Оставшиеся маленькие собираются либо ребенком либо взрослым.
Оценка результатов:
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
С интересом выполняют задания. Действия их адекватны, четко скоординированы, осмыслены.
| Обнаруживают слабость тонкой моторики, медлительность и неловкость при выполнении действий с пирамидкой. При выполнении заданий на дифференциацию по величине часто требуют предварительного обучения. Инструкции при сборе пирамидки удерживают слабо, действия до конца не доводят. Быстро теряют интерес к работе. Требуется постоянная активизация внимания и контроля, но при повторном выполнении задания они осуществляют перенос способа действия. | Радуются игрушке, действия их неловки, торопливы. Инструкции и обучающие действия не осмысляют. Действия с пирамидкой манипулятивные, неадекватные. Внимание на действиях исследователя не фиксируется. Стараются вмешаться в действия взрослого разрушительным образом. |
- Конструирование.
Цель:
- Исследование внимания, пространственной ориентировки, мышления.
- Оценка умения провести анализ действий исследователя, установить их закономерность и перенести их при самостоятельном выполнении задания.
Диагностический материал:
- Кубики – 3 штуки
Процедура проведения:
В возрасте от 1 года до 1г6месяцев - ребенок выполняет действия по подражанию.
В возрасте 1г 6месяцев до 2х лет - предлагается построить башню или паровозик по образцу, выстроенному исследователем.
Анализ результатов:
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Свободно повторяет действия, копируют образец, выстраивая требуемую конструкцию | Требуют дополнительного объяснения, активизации внимания, контроля за их действиями со стороны взрослых. Обычно дети справляются с заданиями частично адекватно после обучающих и разъясняющих действий, но делают перенос приобретенного опыта при выполнении аналогичного задания. | Демонстрируют своими действиями невозможность понять, что от них требуют, механически и неадекватно действуют с предложенным материалом. Не воспринимают осмысленно обучающих действий исследователя. |
7. Дидактические игры:
Цель:
- Исследование сформированности понятия величины.
- Исследование понимания и выполнения инструкций взрослого.
- Исследования моторного развития ребенка.
- Исследования умения различать и соотносить предметы по форме.
- Исследования умения ориентироваться в контрастных величинах.
7.1 Уточки.
Диагностический материал:
Для ребенка с 1 года 6 месяцев – набор из двух игрушек отличающихся по величине (большая и маленькая уточка).
Процедура проведения:
Ребенка с 1г до 1г 6 месяцев - просят показать где уточка (утя), принести уточку, отдать маме (тете), положи на место уточку.
Ребенка с 1г 6 месяцев – показать где большая уточка, где маленькая.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Легко справляются с заданием. Свободно отвечают (показывают) на вопросы. | Справляются с заданием только после предварительного объяснения. Действия их неловки, медлительны. Последующее аналогичное задание (с другой игрушкой) ребенок выполняет правильно. | Не принимают помощи в виде показа и объяснения. Действия с игрушками манипулятивные. |
7.2 «Кубикоброс» и «Шарикоброс»
Диагностический материал:
Две банки, одна с круглым, другая с квадратным отверстиями, и прилагающиеся к ним вкладыши – кубики и шарики.
Процедура проведения:
С 1года до 1г 6месяцев – предлагаем задание по отдельности.
С 1г 6 месяцев до 2х лет – одновременно.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Легко справляются с заданием. Правильно выбирает предметы по названию и вкладывает их без подбора (с 1г 6 мес). | Справляются с заданием только после предварительного объяснения. Действия их неловки, медлительны. | Не принимают помощи в виде показа и объяснения. Действия с игрушками манипулятивные. |
7.3. Четыре пары картинок.
Дидактический материал:
Четыре пары картинок с изображением на них предметами отличающихся по размеру (елочки, шарики, куклы(ляли), зайки, пирамидки, мишки).
Процедура проведения:
Ребенку с 1 г до 1 г 6 месяцев – предлагаем показать один предмет ид двух.
Ребенку с 1г 6 месяцев до 2х лет – найти предмет из 3-4х ,показать где большой, где маленький предмет.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Легко справляются с заданием. Правильно выбирает предметы по названию. Работают с интересом и с увлечением. | Справляются с заданием только после предварительного объяснения. Действия их неловки, медлительны. | Не принимают помощи в виде показа и объяснения. Работа с картинками не доступна. |
3.3. Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей раннего возраста от 2х до 3х лет
(по этапам обследования).
- Установление контакта.
Цель:
- Снятие напряжения, настороженности; пробуждение интереса к предстоящей работе.
- Вызвать доверие к исследователю и членам комиссии.
Средства, облегчающие установление контакта:
- Игрушки и беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.
Если ребенок готов вступить в контакт, ему предоставляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.
- Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.
Диагностическим материалом являются игрушки, д/и «Лови шарик»,бумага, карандаши. При беседе задаются вопросы.
Дидактическая игра «Лови шарик»
Цель:
- Установление контакта с ребенком.
- Исследование понимание ребенком словесной инструкции.
- Исследование развития мелкой моторики.
Дидактический материал:
Желобок, шарик.
Процедура обследования:
Взрослый кладет шарик на желобок и просит ребенка: «лови шарик». Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку.
Оценка результатов первого этапа
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу. Хорошо понимают словесную инструкцию. | Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание . Для установления контакта требуется предварительная игра или игрушка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести в работу. | Не испытывают волнения или некоторые дети начинают плакать. Поведение их и требования чаще спонтанны, внимание пассивное. Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу. |
- Общая осведомленность.
Цель:
- Выявление точности представлений ребенка о себе, о родственниках.
- Знакомство со сферой интересов ребенка, запасом знаний, представлений и умений.
- Оценка возможностей ориентировки в пространстве.
- Оценка качества речи, умения понимать речь.
Используемые диагностические приемы:
- Вопросы специального характера, позволяющие выявить имеющийся у ребенка запас знаний и представлений о себе и окружающей действительности.
- Предметные картинки, игрушки, помогающие облегчить диагностику.
Процедура проведения диагностики общей осведомленности:
- Умение показывать и называть себя и родителей.
- Знания всех частей тела.
- Знание бытовых предметов и их назначения.
Оценка результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Легко справляются с заданиями. Общая осведомленность соответствует возрасту. | Замедленно осмысляют вопросы, требуется повторение вопроса. При ответах (показах) – нуждаются в наводящих вопросах. Общая осведомленность у них не соответствует возрасту. | Понимают вопросы не всегда, требуются дополнительные разъяснения и обучения, наводящие вопросы, наглядное пособие. Общая осведомленность низкая. |
- Работа с пирамидой из колец.
Цель:
- Исследование координации движений и состояния тонкой моторики кистей рук.
- Исследование степени сформированности представлений о величине, количестве.
- Оценка умения сравнивать кольца по определенному образцу ( величине).
- Исследование адекватности и рациональности способов действий.
- Выявление наличия и стойкости интереса к работе.
Диагностический материал:
Пирамидка из трех – четырех колец.
Процедура исследования:
Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не собирает самостоятельно, то взрослый начинает подавать ему по одному кольцу, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка результатов:
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
С интересом выполняют задания. Действия их адекватны, четко скоординированы, осмыслены.
| Обнаруживают слабость тонкой моторики, медлительность и неловкость при выполнении действий с пирамидкой. При выполнении заданий на дифференциацию по величине часто требуют предварительного обучения. Инструкции при сборе пирамидки удерживают слабо, действия до конца не доводят. Быстро теряют интерес к работе. Требуется постоянная активизация внимания и контроля, но при повторном выполнении задания они осуществляют перенос способа действия. | Радуются игрушке, действия их неловки, торопливы. Инструкции и обучающие действия не осмысляют. Действия с пирамидкой манипулятивные, неадекватные, хаотичные. Внимание на действиях исследователя не фиксируется. Стараются вмешаться в действия взрослого разрушительным образом. |
- Конструирование.
Цель:
- Исследование внимания, пространственной ориентировки, мышления.
- Исследование уровня развития целостного восприятия.
- Оценка умения провести анализ действий исследователя, установить их закономерность и перенести их при самостоятельном выполнении задания.
Диагностический материал:
- Кубики – 3 штуки.
- Две или три плоские палочки одного цвета.
Процедура проведения:
Перед ребенком строят из палочек фигурку «молоточек» или «треугольник» и просят его сделать так же: «Построй, как у меня»
Анализ результатов:
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Свободно повторяет действия, копируют образец, выстраивая требуемую конструкцию | Требуют дополнительного объяснения, активизации внимания, контроля за их действиями со стороны взрослых. Обычно дети справляются с заданиями частично адекватно после обучающих и разъясняющих действий, но делают перенос приобретенного опыта при выполнении аналогичного задания. | Демонстрируют своими действиями невозможность понять, что от них требуют, механически и неадекватно действуют с предложенным материалом. Не воспринимают осмысленно обучающих действий исследователя. |
- Складывание разрезных картинок.
Цель:
- Исследование внимания и представлений.
- Исследование пространственной координации, мышления.
- Исследование перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого в их правильном пространственном расположении.
Диагностический материал:
Для ребенка с 2 до 2,6мес - картинка «мяч», из 2х частей.
Для ребенка с 2,6мес до 3х лет - картинка «матрешка», «пирамидка» из 2х частей.
Процедура проведения:
Ребенку предъявляются элементы картинки разрезанной на 2 части по горизонтали или вертикали.
Ребенка просят сложить элементы картинок так, чтобы получилось целостное изображение и определить, кто или что изображено на картинке. Просят показать части тела, сказать, зачем они нужны.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
По части легко восстанавливают образ целого, легко справляются с заданием, не нарушая плоскости, в которой должны располагаться картинки. Свободно отвечают на вопросы по картинке. | Справляются с заданием только после предварительного объяснения способа действия. Работают медленно, допускают ошибки. Действия их неловки, медлительны. Чаще всего рисунок складывается не в той плоскости. Последующее аналогичное задание ребенок выполняет правильно. | Хаотично прикладывают элементы картинки. Не принимают помощи в виде показа и объяснения. |
- Понимание предметных картинок.
Цель:
- Исследование на выявление уровня развития у ребенка зрительно восприятия предметных картинок. Понимание жестовой инструкции.
Диагностический материал:
Для ребенка с 2 до 2,6мес - две пары предметных картинок.
Для ребенка с 2,6мес до 3х лет - четыре пары предметных картинок.
Процедура проведения:
Перед ребенком кладут 2(4) предметные картинки. Точно такие же картинки находятся в руках взрослого. Указательным жестом соотносим их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и , показывая ее ребенку, просит найти такую же. Если ребенок не выполняет задания, то ему показывают как надо их соотносить: «Такая – у меня, такая же – у тебя», при этом используется указательный палец.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки, заинтересован в конечном результате. | Справляются с заданием только после предварительного объяснения способа действия. Допускают одну ошибку. После обучения действует уверенно. | Задание не понимает, после обучения продолжает действовать неадекватно. |
- Дидактические игры:
Цель:
- Исследование сформированности понятия величины.
- Исследование понимания и выполнения инструкций взрослого.
- Исследования моторного развития ребенка.
- Исследования умения различать и соотносить предметы по форме.
- Исследования умения ориентироваться в контрастных величинах.
7.1. «Угости заек морковками».
Дидактический материал:
В набор входят три картинки, на которых нарисованы зайчики, одинаковые по форме и цвету, но отличающиеся по величине, морковки двух размеров.
Процедура проведения:
Ребенку с 2,6мес до 3 лет – предлагаем показать большого, маленького и среднего зайчика, потом убираем среднего зайчика и просим «раздать» морковки оставшимся.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Легко справляются с заданием. Правильно выбирает зайчиков по величине. Работают с интересом и с увлечением. | Справляются с заданием только после предварительного объяснения. | Не принимают помощи в виде показа и объяснения. Работа с картинками не доступна. |
7.2. Четыре пары картинок.
Дидактический материал:
Четыре пары картинок с изображением на них предметами отличающихся по размеру (елочки, шарики, куклы(ляли), зайки, пирамидки, мишки).
Процедура проведения:
Ребенку с 2,6мес до 3 лет – найти предмет из 3-4х ,показать где большой, где маленький предмет. «Покажи где медведь, а где медвежонок; где кукла, а где куколка»
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Легко справляются с заданием. Правильно выбирает предметы по названию.понимают значение существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Работают с интересом и с увлечением. | Ребенок понимает задание , но допускает ошибки. После обучения выполняет самостоятельно. | Не принимают помощи в виде показа и объяснения. Работа с картинками не доступна. |
7.3. Набор геометрических фигур.
Дидактический материал:
12 фигур с четырьмя полянками.
Процедура проведения:
Ребенку сначала предлагают выбрать «полянки» по названию цвета. Затем следует рассортировать геометрические фигуры по цвету (по 3 на каждую «полянку»). Первую четверку сортирует взрослый, остальные по образцу – ребенок.
С 2 лет – сортируют два цвета самостоятельно, с 2,6мес – три –четыре цвета.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Сразу понимают и легко справляются с заданием. Знают цвета. Работают с интересом и с увлечением. | Справляются с заданием только после предварительного объяснения. Действия их неловки, медлительны. | Не принимают помощи в виде показа и объяснения. Работа с геометрическими фигурами не доступна. |
Литература.
- Авдеева, Н. Развитие личности в раннем детстве: второй год жизни / Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3.– С. 103-110.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
- Баенская, Е. Аффективное развитие ребенка в раннем возрасте. / Е. Баенская // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 9. – С. 100-104.
- Баженова О. В.Диагностика психического развития детей первого года жизни в норме и патологии: Автореф. дис…. канд. психол. наук. М., 1983.
- Беломестнова Н. В.Клиническая диагностика интеллекта. СПб., 2003.
- Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб., 1997.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонением в развитии. – М., 1989.
- Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. –72 с.
- Голубева, Л. Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учеб.пособие для студ.вузов / Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К. Л. Печора; под ред.В. А. Доскина, С. А. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 192 с. – ISBN 5-7695-1010-2.
- Гуревич К. М.Психологическая диагностика. СПб., Питер, 2003.
- Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгер, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.
- Жукова, О. С. Воспитание и обучение ребенка раннего возраста с проблемами развития: вопросы взаимодействия родителей и специалистов / О. С. Жукова, В. П. Балобанова // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 2 С.43-46.
- Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981
- Журба Л.Т. Неврологическое обследование новорожденного. – М., 1968.
- Забрамная С.Д. Наглядные материалы для психолого-педагогического обследования в МПК. – М., 1981.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития. – М., 1995.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психологического обследования детей. – М., 2002
- Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. - СПб., Питер, 2006
- Карпова, Н. В. Эмоциональное и познавательное развитие детей раннего возраста / Н. В. Карпова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 3. – С. 52-54.
- Ковалев В. В.Психиатрия детского возраста. М., 1979.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973.
- Максимова, Л. Диагностика эмоционального развития детей раннего возраста / Л. Максимова // Детский сад от А до Я. – 2009.– № 2. – С. 67-74.
- Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. - СПб., Питер, 2001.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Пед.об-во России, 2004. – ISBN 5-691-00911-7.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000.
- Серебрякова Н.В. Стимульный материал для обследования детей раннего и дошкольного возраста. М.: 2002.
- Сидорова А. В.Методические рекомендации по оценке нервнопсихического развития детей в возрасте от 1 года до 3 лет. М., 1974.
- Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. – СПб., 2005.
- Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего возраста. – М., 2008
- Ушакова, Т. Н. Раннее речевое развитие и его природные основания: младенцы / Т. Н. Ушакова, С. С. Громова, О. Е. Белова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2 – С. 44-56.
- Фрухт Э.Л., Пантюхина Г.В., Печора К.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. – М., 1983
- Чмелёва, Е. М. М. Манасеина об умственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста / Е Чмелёва // Детский сад от А до Я. – 2009. – № 1. – С. 52-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое представление на обучающегося для психолого-медико-педагогической комиссии
Педагогическое представление на обучающегосядля психолого-медико-педагогической комиссии (характеристика)...
характеристика для психолого-медико-педагогической комиссии
характеристика для психолого-медико-педагогической комиссии...
Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет
Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет...
Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста
Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста...
Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования ребёнка с нормальным психологическим развитием
Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования ребёнка с нормальным психологическим развитием...
Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования ребёнка с нормальным психологическим развитием
Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования ребёнка с нормальным психологическим развитием...
Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет
Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет...