Технология проблемного обучения.
статья на тему
Проблемное обучение - тип обучения, характеризующийся творческим "открытием" знаний учениками. Место проблемного обучения- это урок изучения нового материала на любом предметном содержании. Успех использования проблемного метода зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_obucheniya_dubrovskaya_e.v.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения.
«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала».
Питер Клайн
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20 - 30-х г. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических предположениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 - 1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического развития. Дьюи выделил четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребёнку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства. Дети вовлекались в игру и практическую деятельность — труд.
Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В. Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.
Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению.
Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1986.
Д. В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы». Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.//Советская педагогика, 1986.-№ 7.
Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю. К. Бабанского.
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М. И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций». Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-М.:Педагогика, 1995.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации. При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Этапы технологии проблемного обучения:
1.Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.
2.Поиск решения проблемы:
- через диалог;
- выдвижение гипотез.
3. Проверка гипотез, начиная с ложной.
4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.
5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).
6. Проведение контрольных и проверочных работ с включение заданий проблемного характера:
- поставь проблемный вопрос;
- выдвини гипотезу;
- докажи.
Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного урока:
- Проблемная ситуация.
- Формулировка проблемы.
- Выдвижение гипотез.
- Доказательство или опровержение гипотез.
- Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ).
- Воспроизведение нового материала (выражение решения).
Рассмотрим каждый этап проблемного урока.
I. Проблемная ситуация.
Условия создания проблемной ситуации.
1.Учителю необходимо владеть:
-Поисковыми методами обучения.
-Знанием фактического материала (глубоко и прочно).
-Технологией постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед
учащимися.
-Оперированием слов, терминов, знакомым ученикам.
2. Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития,
интеллектуальные возможности (в первом, втором классах необходимо научить ребят отвечать и самим формулировать проблемные вопросы), уметь находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на один и тот же сюжет, явление, выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже смогут самостоятельно организовать свою деятельность по усвоению знаний, находить средства для решения конкретной учебной задачи.
3. Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания, умения, навыки.
По эмоциональному отклику, реакции учеников, Е.Л. Мельникова выделила 2 типа проблемных ситуаций:
- С удивлением (разные мнения по поводу выполнения одного и того же
задания). - С затруднением (практическое задание на новый материал, с которым
ребята не могут справиться).
Способы создания проблемной ситуации (по Махмутову М.И.).
- При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами,
требующими теоретического объяснения (проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у них не хватает опыта, знаний). - При организации практической работы учащихся.
- При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению.
- При исследовательских заданиях.
Приемы создания проблемной ситуации.
1.Непреднамеренный - ошибка ученика.
2.Преднамеренный - проблемный вопрос «Можно ли...»; ложное умозаключение - учитель говорит: «Я считаю, что …, а вы как думаете?»; аналогии (Например, образуй новое слово из слов «рыбак» и «ловить», используй образец: сам летает – самолет); использование противоречивых сведений (Например, «Выбери правильный ответ: Имя существительное ... а)Обозначает предмет или его признак. Б) Отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?» в)Обозначает предмет или явления природы, отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?»)
Вопросы для осознания противоречия:
- Что удивило вас? Что интересного заметили? Какие факты налило?
- Сколько же разных мнений в классе? Что вы сначала думали?
- Что вы предполагали? Что получилось на самом деле?
- Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?
- Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
II) Формулировка учебной проблемы:
Проблема может быть озвучена, как:
- Тема урока («Правописание приставок и предлогов»).
- Вопрос, ответом на который и будет новое знание (Как сумму разделить на число?.
Лучший вариант постановки проблемы, если ее озвучивают сами ученики. Но если они не могут осознать противоречие и сформулировать проблему, то учитель может использовать два вида диалога:
- Побуждающий (побуждает к осознанию противоречия и формулирования проблемы («Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?»).
- Подводящие (Посильные для ученика вопросы и задания, которые, шаг за шагом, приводят его к осознанию проблемы («Вспомни», «Сравни», «Проанализируй»).
III) При выдвижении гипотез
Учитель «направляет» учащихся с помощью наводящих суждений:
- Давайте предположим...
- В какой последовательности будете решать проблему...
- Выскажите свою точку зрения
- Какие есть догадки, предположения.
Если ученики не выдвинули своих гипотез, то учитель предлагает свои (среди них сознательно могут быть ошибочные).
IV) При доказательстве или опровержении гипотез.
Приемы:
- Наблюдение и анализ.
- Сравнение, выделение общих признаков.
- Отбор методом исключения («Это не подходит, так как...»).
- Сочетание наблюдения и опыта.
Для выдвижения гипотез, их доказательств и опровержения у учащихся должны быть сформированы такие практические навыки, как:
- умение ставить цель;
- находить и формулировать противоречия;
- выдвигать и обосновывать гипотезы;
- спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями других;
- составлять план решения или выполнения задания;
- проверять и оценивать свои действия.
V) Проверка правильности решений.
Приёмы
1.Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий.
2. Формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и памяток.
3. Выполнение практических заданий по данной теме.
VI) Воспроизведение знаний.
Этот этап не является строго обязательным, но весьма желателен, так как:
- углубляет понимание нового материала;
- способствует формированию наглядно-образного мышления;
- развивает активную речь, творческие способности.
Это творчество учащихся, которое обеспечивается выполнением продуктивных заданий трех типов:
- на формулирование (темы, вопросов по теме);
- опорный сигнал (символ, схема, опорные слова);
(Например, С Ь Г - разделяет, С Ь С - обозначает мягкость.)
- художественный образ: метафора, загадка, стихотворение.
(Например, Мы уже не малыши, знаем, как писать ЖИ-ШИ.)
Данные задания могут выполняться как во время урока, так и дома, по желанию.
На этапах: выдвижения гипотез, их доказательстве или опровержении, выражении решения, учащиеся могут работать самостоятельно, в парах, микрогруппах.
Успех проблемного урока зависит от:
- Осознания учебной задачи учащимися.
- Четкой формулировки проблемы.
- Знания детьми опорного материала.
- Умения детей высказывать свою точку зрения, делать выводы
Таким образом:
- Проблемное обучение - тип обучения, характеризующийся творческим «открытием» знаний учениками.
- Место проблемного обучения: это урок изучения нового материала на
любом предметном содержании. - Цель проблемного обучения:
- развитие интеллекта и творческих способностей учащихся;
- формирование прочных знаний;
- повышение мотивации через эмоциональную окраску урока;
- воспитание активной личности.
Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности.
Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."
Использование элементов технологии проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....
Реферат "Технология проблемного обучения"
в данном реферате раскрыта тема: «Проблемное обучение на уроках русского языка». Хотя современная технология проблемно-диалогического обучения достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педаг...
Технология проблемного обучения
В статье отражены: система методов проблемного обучения, способы создания проблемной ситуации и структура современного урока с использованием технологии проблемного обучения....
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....
Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике
Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....
Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»
Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...
Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения
педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...