Модель компетентного выпускника современной образовательной организации
презентация урока для интерактивной доски (4 класс) на тему
Описание модели компетентного выпусника современной образовтаельной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aznatulina_e.r_model_kompetentnogo_vypusknika_sovremennoy_obrazovatelnoy_organizatsii.rar | 548.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Златоустовский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
«Модель компетентного выпускника современной образовательной организации»
Азнатулина Эльвира Рафисовна
учитель начальных классов
МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Азнатулина Эльвира Рафисовна,
руководитель МО классных руководителей
Я хочу представить модель формирования конкурентноспособных качеств выпускника современной образовательной организации.
Мировая практика связывает сегодня образовательные результаты с компетентностью выпускника. Модель выпускника – это образ желаемого результата образования. Кроме того, компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения ученик в должном объеме приобрести не может.
Цели образования :
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить
по сути определили основные глобальные компетентности.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Сегодня социуму нужны не всезнайки, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие
« КОМПЕТЕНТНОСТИ»
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Итак, что такое «компетенция» ?
Компетенция, в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности ( знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в определенной области;
Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между «знанием – умением и ситуацией»
Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?
- Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.
- Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.
- В-третьих, адекватное оценивание себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения или использования.
Эта формула логично может быть выражена в такой способ:
КОМПЕТЕНТНОСТЬ = мобильность знаний +гибкость метода+критичность мышления
Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед школой ставится задача эти компетентности формировать.
Но компетентности бывают разные:
- По видам деятельности ( трудовая, учебная, профессиональная, предметная …)
- По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, культурно-досуговая, в медицине, в спорте, в политике и т.д.)
- В отраслях общественных знаний ( в математике, физике, в гуманитарных науках …)
- В областях способностей ( общественные, творческие, художественные, технические, педагогические. …)
Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».
Согласно программе внедрения компетентностного ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:
1. Познавательная компетентность:
– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.
Мы видим, что ключевые компетентности конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени развития.
Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:
- Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .
- Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
- Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
15.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить классному руководителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
Ученые отмечают, чтобы достичь конечного результата учебно-воспитательного процесса, необходимо уже в его начале, то есть четко представлять, какими компетенциями будет обладать будущий выпускник школы. Поэтому, уместно моделирование образа выпускника не только на последнем этапе обучения и развития, а в каждом звене, на каждом отдельном этапе школьной жизни.
Мы делаем попытку сконструировать модель выпускника, основываясь на компетентностном подходе.
Модель выпускника начальной школы (4-й класс)
Выпускник начальной школы:
1. Выпускник, освоивший общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть владеющий общеучебными умениями и навыками).
2. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
3. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать своё мнение;
4. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
5. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Модель выпускника основной школы (9-й класс)
Выпускник основной школы должен:
1. Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.
2. Овладеть необходимыми знаниями и навыками социальных и культурных норм жизни в обществе.
3. Овладеть простейшими знаниями о профессиях.
4. Проявлять первоначальное владение ключевыми компетентностями:
· овладение культурой учебного труда;
· овладение информационно-коммуникативной деятельностью;
· овладение рефлексивной деятельностью;
· умение вести диалог и взаимодействовать с социумом (коллективом, семьей, друзьями);
· способность вести здоровый образ жизни;
· умение решать проблемные ситуации и брать на себя ответственность;
· проявлять активную жизненную позицию.
Модель выпускника средней школы (11-й класс)
Выпускник средней школы должен:
1. Успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана.
2. Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях: трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и способами деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием, исследованием.
3. Овладеть ключевыми компетентностями:
· компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
· компетентностью в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
· компетентностью в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации, использование социального опыта);
· компетентностью в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия, отношения к старшим и др.);
· компетентностью в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Таким образом, создание модели компетентного ученика и обеспечение надлежащих условий для достижения результатов – это конкретные задачи, выполнение которых позволит обеспечить новый результат образования, адекватный сегодняшнему состоянию общества и культуры – формирование компетентной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».
Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)....
4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»
Конкурс на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края 4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...
Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"
В данной папке предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...
Компетентность педагога современной школы – необходимость успешной образовательной деятельности.
Материал поможет разобраться в компетентностях современного педагога (по ФГОС)...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Статья «Здоровьесбережение школьников в условиях современной образовательной организации: проблемы и перспективы»
В статье рассматриваются основые актуальные вопросы здровьесбережения школьников....
Современные модели и практики сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся в образовательной организации.
Психологическое здоровье школьника, это то, что позволяет личности быть самодостаточной. Оно помогает личности придерживаться своих внутренних ориентиров, оценивать в соответствии с установленными нор...