Модель компетентного выпускника современной образовательной организации
презентация урока для интерактивной доски (4 класс) на тему

Описание модели компетентного выпусника современной образовтаельной организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Златоустовский городской округ

Муниципальное  автономное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа № 4»

                   

«Модель компетентного выпускника современной образовательной организации»

                                                                               

                                                                       

                                                                         Азнатулина Эльвира Рафисовна

                                                                              учитель начальных классов

                                                                       

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

                                                          Азнатулина Эльвира Рафисовна,

                                                       руководитель МО классных руководителей

Я хочу  представить модель формирования конкурентноспособных качеств выпускника современной образовательной организации.

Мировая практика связывает сегодня образовательные результаты с компетентностью выпускника. Модель выпускника – это образ желаемого результата образования. Кроме того, компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения ученик в должном объеме приобрести не может.

Цели образования :

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить
    по сути определили  основные глобальные компетентности.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Сегодня социуму нужны не всезнайки, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется  понятие  

« КОМПЕТЕНТНОСТИ»

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Итак, что такое «компетенция» ?

Компетенция,  в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности ( знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в определенной области;

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между «знанием – умением и ситуацией»

Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

  1. Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.
  2. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.
  3. В-третьих, адекватное оценивание себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения или использования.

Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

КОМПЕТЕНТНОСТЬ = мобильность знаний +гибкость метода+критичность мышления

Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед школой ставится задача эти компетентности формировать.

Но компетентности бывают разные:

  1. По видам деятельности ( трудовая, учебная, профессиональная, предметная …)
  2. По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, культурно-досуговая, в медицине, в спорте, в политике и т.д.)
  3. В отраслях общественных знаний ( в математике, физике, в гуманитарных науках …)
  4. В областях способностей ( общественные, творческие, художественные, технические, педагогические. …)

Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».

Согласно программе внедрения компетентностного ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:

1. Познавательная компетентность:

– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.

5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.

Мы видим, что ключевые компетентности конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени развития.

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

  1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .
  4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  6. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  7. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
  8. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  9. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  10. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  11. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  12. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  13. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

15.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить классному руководителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

Ученые отмечают, чтобы достичь конечного результата учебно-воспитательного процесса, необходимо уже в его начале, то есть четко представлять, какими компетенциями будет обладать будущий выпускник школы. Поэтому, уместно моделирование образа выпускника не только на последнем этапе обучения и развития, а в каждом звене, на каждом отдельном этапе школьной жизни.

Мы делаем попытку сконструировать модель выпускника, основываясь на компетентностном подходе.

Модель выпускника начальной школы (4-й класс)

Выпускник начальной школы:

1. Выпускник, освоивший общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть владеющий  общеучебными умениями и навыками).

2. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

3. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать своё мнение;

4. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

5. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Модель выпускника основной школы (9-й класс)

Выпускник основной школы должен:

1. Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.

2. Овладеть необходимыми знаниями и навыками социальных и культурных норм жизни в обществе.

3. Овладеть простейшими знаниями о профессиях.

4. Проявлять первоначальное владение ключевыми компетентностями:

·      овладение культурой учебного труда;

·       овладение информационно-коммуникативной деятельностью;

·       овладение рефлексивной деятельностью;

·       умение вести диалог и взаимодействовать с социумом (коллективом, семьей, друзьями);

·       способность вести здоровый образ жизни;

·       умение решать проблемные ситуации и брать на себя ответственность;

·       проявлять активную жизненную позицию.

Модель выпускника средней школы (11-й класс)

Выпускник средней школы должен:

1. Успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана.

2. Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях: трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и способами деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием, исследованием.

3. Овладеть ключевыми компетентностями:

·       компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

·       компетентностью в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

·       компетентностью в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации, использование социального опыта);

·       компетентностью в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия, отношения к старшим и др.);

·       компетентностью в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Таким образом, создание модели компетентного ученика и обеспечение надлежащих условий для достижения результатов – это конкретные задачи, выполнение которых позволит обеспечить новый результат образования, адекватный сегодняшнему состоянию общества и культуры – формирование компетентной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».

Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)....

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Компетентность педагога современной школы – необходимость успешной образовательной деятельности.

Материал поможет разобраться в компетентностях современного педагога (по ФГОС)...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Статья «Здоровьесбережение школьников в условиях современной образовательной организации: проблемы и перспективы»

В статье рассматриваются основые актуальные вопросы здровьесбережения школьников....

Современные модели и практики сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся в образовательной организации.

Психологическое здоровье школьника, это то, что позволяет личности быть самодостаточной. Оно помогает личности придерживаться своих внутренних ориентиров, оценивать в соответствии с установленными нор...