"Работа с цифровым микроскопом QX5 на уроках в начальной школе"
учебно-методический материал на тему
Выступление на семинаре "Из опыта работы с молодыми специалистами в образовательном комплексе в современных условиях" + мастер-класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_24_yanvarya_2018_goda.docx | 124.95 КБ |
Предварительный просмотр:
учителя: Подшибякина О. А.
Ручи . А.
"Работа с цифровым микроскопом QX5
на уроках в начальной школе"
- Вступительная беседа: (+ презентация)
Современные социокультурные условия активизируют новые образовательные потребности, отражающие необходимость для личности самостоятельного решения возникающих в познании проблем. В этой ситуации крайне важным является реализация потенциальных возможностей общеобразовательных учреждений, прежде всего, за счет организации работы по поддержке и развитию интеллектуально способных и одаренных детей.
Нужны знания, которые помогут ребёнку ориентироваться в новых технологиях. В Концепции ФГОС речь идет, прежде всего, об успешном включении младших школьников в учебную деятельность. А владение информационно-коммуникационными технологиями ставится в один ряд с умением читать и писать. Поэтому учащихся необходимо не только знакомить с информационно — коммуникационными технологиями, но и учить применять их в своей деятельности.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, развитие речи.
Дети по своей природе - исследователи. Мы стараемся поддерживать в них стремление к самостоятельной деятельности.
Здесь важна роль учителя, который сможет заинтересовать и увлечь, покажет учащимся таинственный мир вокруг. Я думаю, что совместная работа с цифровым микроскопом поможет в этом.
Преимущества цифрового микроскопа очевидны:
микроскоп снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую;
в программе, которая устанавливается на компьютере, возможно, хранить информацию, распечатывать или включать её в презентацию;
поскольку микроскоп позволяет создавать видеозаписи, то фото, сделанное учащимися, работающими в разных группах на уроке, может быть использовано для создания презентации, для организации контроля знаний на этапе проверки домашнего задания на следующих уроках;
В видеофайл можно добавлять новые видео и фото, различные эффекты и надписи, музыкальное или голосовое сопровождение.
Микроскоп можно использовать в проектной деятельности. Достаточная мобильность устройства позволяет исследовать объекты, расположенные не только на предметных стеклах, но и живые объекты непосредственно в зоне их обитания.
На уроке окружающего мира ученики 2-х классов ГБОУ ММШ поработали с цифровым микроскопом QX5. Ребята смогли рассмотреть в увеличенном виде «части растений», сфотографировали этот объект и перенесли фото на экран MacBook в программе iPoto. Затем на форуме выложили эти фото. У нас есть портал, который поддерживает и сопровождает образовательную деятельность в начальной школе. Электронная начальная школа.
«Свойства гранита и известняка»
Рассматривали образцы и сравнивали их состав и свойства; заполняли сравнительную таблицу «Горные породы». Заполните таблицу:
Гранит | Известняк | |
Твёрдое, жидкое, газообразное | ||
Однородное вещество или смесь веществ (каких?) | ||
Цвет | ||
Плотное или пористое | ||
Раскалываются с трудом или легко (прочность) | ||
Оставляет царапину с трудом или легко (твёрдость) | ||
Растворимое или нерастворимое |
Вывод: Какие свойства горных пород удалось определить с помощью микроскопа?
Проанализировав таблицу «Горные породы», мы пришли к выводу, что многие свойства можно определить визуально или с помощью физического воздействия. А вот плотное или пористое, однородное вещество или смесь веществ перед нами, можно лучше рассмотреть под микроскопом.
В основе занятия лежат компетентностный и личностно-деятельностный подходы. Это позволяет педагогам организовать партнерское взаимодействие на основе сотрудничества, взаимной ответственности и соуправления.
Использовать такой микроскоп можно не только на уроках окружающего мира, но и на технологии. Изучение «Культурных растений» (окр. мир) и
« Изготовление ткани» (технология).
Я передаю слово Екатерине Андреевне. Она предоставит фрагмент урока.
- Фрагмент урока.
Цель: познакомить учащихся с некоторыми видами одежды; научить различать распространенные натуральные и синтетические ткани; актуализировать знания учащихся о техниках выполнения изделий из ткани и пряжи.
Планируемые образовательные результаты:
-личностные: развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
опыт положительной оценки собственной деятельности; опыт оказания взаимопомощи.
-предметные: развивать умение работать с тканями, нитками; развивать умение работать с микроскопом;
-метапредметные: развивать умение анализировать, сравнивать; корректировать свою деятельность;
-развивающие: развивать память, мелкую моторику, координацию между глазом и рукой; развивать воссоздающее воображение.
Ход фрагмента урока:
Добрый день, уважаемые коллеги, перед Вами готовые к работе цифровые микроскопы и план работы. Давайте попробуем.
Сегодня я продемонстрирую вам фрагмента урока-опыта по технологии. Тема нашего урока «Изготовление ткани». На этом уроке дети знакомятся с технологическим процессом производства ткани, видами ткани и их составом.
Я предлагаю вам сразу начать работу с проведения опыта. Для него нам понадобится микроскоп, MacBook и исследуемые образцы.
Возьмите кусочек хлопчатобумажной ткани и положите его на предметный столик. Выставите на микроскопе кратность увеличение равное 200Х, дальше с помощью вращения рукоятки фокусировки мы делаем четкое изображение. Теперь мы с вами можем рассказать про наш образец.
- Из чего он состоит? (из ниточек) А как ниточки образуют целый кусочек? (они переплетены). Т.е. мы можем сделать вывод о том, что ткань производят с помощью переплетения множества нитей. Давайте сфотографируем наш образец.
А теперь сравним наши ниточки.
- Есть ли разница между ними?
(нитки могут быть разной толщины и качества (одни более скрученные, гладкие, другие-рыхлые, «лохматые»). Их тоже нужно сфотографировать. Давайте посмотрим, как выглядят под микроскопом волокна.
- На что они похожи? (на комочек с множеством маленьких и тоненьких ниточек). Сфотографируем наше волокно.
Теперь закроем программу. Найдите на рабочем столе папку задание. Откройте ее….
Выполните задания.
- Впервой строке, в каждой ячейки запишите последовательность производства ткани.
- Во второй строке под каждым названием поставь соответствующую картинку.
- В третьей строке в каждом столике поставь фотографии, которые мы сегодня сделали.
Волокно | Нить | Ткань |
Сравни картинки, как ты думаешь, между ними есть сходство?
Итог:
В заключение хотелось бы отметить, что использование разнообразных информационных технологий позволяет более эффективно организовать деятельность учителя и учащихся; повысить качество обучения. Работа с цифровым микроскопом или разнообразными программными продуктами ни в коем случае не должна заменять классических приемов работы. Нужно понимать, что это всего лишь один из методических приемов, позволяющих разнообразить проведение урока.
Источники:
- http://school-18.3dn.ru/Instrutions/Microscope/microscop_Kena.pdf
- http://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10637/
- Перевалова С. Н. Организация работы c цифровым микроскопом на уроках окружающего мира [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 154-158.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"
В результате использования ИКТ на уроках более легко, свободно и быстро протекает учебная деятельность ребят нашего класса, благодаря чему снимается утомляемость....
Работа в парах и группах на уроках в начальной школе.
Групповые формы организации деятельности учащихся, которые необходимы для учебного сотрудничества. Выступление на ШМО....
Обобщение опыта работы по теме Формирование УУД на уроках в начальной школе
Обощение опыта работы по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"
Материал по формированию УУД...
Статья "Различные виды работ с пословицами и поговорками на уроках в начальной школе".
В статье представлен опыт работы с пословицами и поговорками на уроках....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕЦифровая образовательная среда образовательной организации подразумевает набор средств ИКТ, внедрение которых должно носить сист...