Игровые педагогические технологии.
статья на тему
Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые педагогические технологии | 42.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГПД
Башмакова А.Я.
Игровые педагогические технологии.
Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра — характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.
Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.
С.А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);
- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»).
По его мнению лучшая классификация игр была сделана Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым. Эти авторы, в частности, предлагают различать игры по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют у человека (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие).
Игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С. Выготский.
Довольно интересно это понятие охарактеризовал А.Н. Леонтьев, а именно как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».
Наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением.
Б.П.Никитин разработал технологию развивающих игр, в которой программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: развитие навыков общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее. Вследствие этого возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
При использовании игровых технологий необходимо соблюдение следующих условий:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям занятий;
- доступность для учащихся данного возраста;
- умеренность в использовании.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и являются одним из уникальных форм обучения и воспитания, которые позволяет сделать жизнь школьника интересным и увлекательным.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Игра деятельность спонтанная, непринужденная. Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка. Место и роль игровой технологии в процессе воспитания, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания воспитателем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности:
физические (двигательные),
интеллектуальные (умственные),
трудовые,
социальные,
психологические.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
дидактическим целям;
организационной структуре;
возрастным возможностям их использования;
специфике содержания.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Важнейшие из применяемых типов:
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные,
игры-драматизации.
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
По составу и количеству игроков:
одиночные,
парные,
групповые и пр.
По спектру целевых ориентаций:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, коллективизма, общительности, коммуникативности.; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способности, мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция; обучение общению.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: игры с предметами и без предметов,
настольные,
комнатные,
уличные,
на местности,
компьютерные и с ТСО,
с различными средствами передвижения.
Требования к играм, обеспечивающим привлекательность игр:
Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
Возможность действия для каждого ученика.
Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Постепенное возрастание трудности в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
Заключение.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила.
Использование игровых технологий в период обучения и воспитания в школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний и уровня воспитанности учащихся. Поэтому творчески работать следует каждому педагогу. Самым главным является то, что воспитатель должен умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя стремлению каждого ученика к знаниям и повышению общечеловеческой культуры.
Литература:
Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1987.- 334 с.
Барташникова И.А. Учись играя [Текст] / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 1997.- С.45.
Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
Выготский Л.С. Психология познания [Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1977.- С.127.
Газман О.С. В школу - с игрой [Текст] /О.С. Газман. — М.: Просвещение, 1991.- 334.
Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 1996.- С.80.
Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1979.- С.25.
Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе:/ А. Б. Плешакова// Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002. Т. вып. 3
О.А. Степанова Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. Пособие. – М.: Сфера, 2003
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок уроков "Угол. Виды углов", игровая педагогическая технология/ "Наглядная геометрия"/
Игровая педагогическая технология На уроках геометрии по теме «Углы.Виды углов»использовала игровую технологию. Это развивающая игра «Геоконт» с методической ска...
Игровые педагогические технологии
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вооб...
Игровые педагогические технологии
Актуальность темы «Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте», заключается в том, что в наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повы...
Использование игровых педагогических технологий в начальной школе
из опыта работы использование игровых технологий в начальной школе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АктуальностьДетство это время игры, и если перекрыть игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, за место того, чтоб идти в...
Игровые педагогические технологии в реализации различных видов внеурочной деятельности
Сценарий внеурочного мероприятия для начальной школы (4 класс) - "Рыцарский турнир" (праздник, посвященный 23 февраля)...
«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....