Применение активных методов обучения в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Коваленко Елена Васильевна

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования?” Одна китайская притча гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму”. Совершенно очевидно, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. Именно поэтому необходимо  использование активных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amo.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Применение активных методов обучения

в начальной школе.

Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования?” Одна китайская притча гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму”. Совершенно очевидно, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. Именно поэтому необходимо  использование активных методов обучения и модерации.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

      Стратегия активного обучения разработана группой специалистов  «Фонда Образования для Демократии», центр которого находится в Польше, базируется на теории американского исследователя профессора Д. Колба. Белоруссия, Украина, Польша, Германия и др. страны Евросоюза применяют активные методы обучения для тренировки космонавтов, разведывательных групп, для умения принимать групповые решения в разных  условиях, в том числе и экстремальных.

Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук. Только 10%  опрошенных, правильно ответили на вопросы.

Результаты этого исследования подтолкнули российского педагога М Балабана сделать вывод: школа, независимо от того, в какой стране она находится , учит успешно только 1 из 10 учащихся. Как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит.

50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%. Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств, т.е. способы познания у разных людей разные.

Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.

Фазы (этапы) модерации:

- инициация (начало урока, знакомство);

- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

- эмоциональная разрядка (разминки).

I фаза  Инициация

 Цель: создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад

Приёмы:

-«Поздороваться глазами»

-«Поздороваться локтями»

-«Поздороваемся ладошками»

-«Ваш билетик?»

-«Мой цветок»

-«Галерея портретов»

-«Измерим друг друга»

-«Летающие имена»

-«Письмо другу»

-«Транспорт»

  «Поздороваемся ладошками»

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Успеха (Указательный)

Большого (средний)

Удачи (безымянный)

Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью).

 - А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Ученики выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе).

«Письмо другу»

Модератор раздает участникам листочки бумаги с написанными именами (произвольным образом). Участникам необходимо сложить листочек пополам ин одной стороне написать «Дорогой друг!» и перечислить все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишет свои недостатки и подписывается - с уважением, Ф.И.. После этого письма торжественно вручаются адресату.

«Транспорт»

Членам экспедиции предлагается на выбор одно из транспортных средств, с помощью которого можно добраться до страны АМОзонии.

1. Теплоход

2. Автобус

3. Поезд

4. Самолет

В пути, чтобы не заскучать, можно спеть песню. Группам предлагается спеть фрагмент песни о своем транспортном средстве.

«Билет»

Модератор вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство. Билет состоит из двух частей. На одной части участники семинара пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения. Модератор отрывает область контроля (опасения) и забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у участника. Все участники прикрепляют свои ожидания на планшет своей группы. После этого модератор обобщает полученный результат.

II фаза  Погружение в тему 

Цель: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения

Приёмы:

-«Путешествие на машине времени»

    -« Магазин»

-«Кроссворд»

-«Творческий эксперимент»

«Путешествие на машине времени»

Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию.

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

« Магазин»

На доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю молоко потому, что слово с непроверяемой безударной гласной в корне слова». Или: « Я покупаю дерево потому, что слово с проверяемой безударной гласной в корне слова».

Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок).

 III фаза  Определение ожиданий и опасений

Цель: Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

Приёмы:

-«Фруктовый сад»

-«Список покупок»

-«Дерево ожиданий»

-«Солнышко и туча»

-«Разноцветные листы»

-«Лето-осень»

 «Фруктовый сад»

Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

       Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию).

«Лето-осень»

 На листе ватмана схематично рисуется дерево, в листики которого вписывается, что ученики ждут от урока, чему хотели научиться, чего опасаются.

В конце занятий ученики заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками:

Сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – зелёными;

Несбывшиеся ожидания и подтверждённые опасения – жёлтыми

 Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Ожиданий и опасений может быть несколько.

IV фаза Интерактивная лекция

 Цель: сориентировать учащихся в новой теме, представить им основные направления деятельности для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом, повысить мотивацию к обучению.

 Приёмы: ( Применяются при работе в группах, в паре, индивидуально).

-«Инфо-угадайка»

-«Кластер»

-«Мозговой штурм»

-«Синквейн»

-«Пометки на полях»

-«Творческая лаборатория»

-«Чистая доска»

-«Кластер»

«Кластер»

Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди».
Последовательность действий по составлению кластера проста и логична: 
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы; 
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. 

Игра «Чистая доска»

Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. 

Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».

V фаза Проработка содержания темы 

Цель: Организовать работу над темой.

Приёмы:

-«Автобусная остановка»

-«Ярмарка»

-«Инфо-карусель»

-«Светофор»

-«Приоритеты»

-«На линии огня»

-«Синквейн»

-«Шесть шляп»

«Шесть шляп»

Каждому участнику мастер-класса вверяется одна из шести шляп. Причем, могут использоваться настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному тексту «Сингапур», исходя из цвета шляпы.

Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

- Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами.

1. Белая шляпа - статистическая (событие оценивается на основе данных статистики).

2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события).

. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события).

4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи).

5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие).

6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.

 «Написание синквейна»

   На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Пример синквейна:

Гласные

ударные, безударные

Проверить, запомнить, записать.

Безударные гласные нужно проверять.

Орфограмма

VI фаза Подведение итогов (рефлексия)

Цель: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

Приёмы:

-«Мухомор»

-«Мудрый совет»

-«Письмо самому себе»

-«Итоговый круг»

-«Четыре я»

-«Ресторан»

«Четыре Я»

Модератор предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

  1. Я узнал…
  2. Я научился…
  3. Я проявил себя …
  4. Я смогу применить …

Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект!

 «Ресторан»

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

VII фаза Эмоциональная разрядка

Цель: Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии

Приёмы:

-«Снежки»

- «Физминутки»

- «Земля, воздух, огонь и вода»

-«Зайчики»

    - «Земля, воздух, огонь и вода»

- «Тряпичная кукла и солдат»

-«Пантомима»

«Тряпичная кукла и солдат»

Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.

«Земля, воздух, огонь и вода»

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

  • Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

  • Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
  • Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
  • Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Применение активных методов обучения в начальной школе

Сообщение и презентация на тему "Активные методы обучения"...

Применение активных методов обучения в начальной школе.

В работе даётся определение АМО, систематизация по этапам урока,приводятся примеры проведения некоторых активных методов обучения....

Мастер-класс: "Применение активных методов обучения в начальной школе"

Цель мастер-класса: рассказать и показать как применять активные методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах....

Применение активных методов обучения в начальных классах

Методики " Ковёр идей", "Ледокол", "Дерево решений"...

Применение активных методов обучения в начальной школе

В разработке рассмотрено применение активных методов при обучении.....