Педагогика творчества
методическая разработка на тему
Процесс творчества включает в себя открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых способов их решения. Обучение не может быть сведено лишь к приобретению У и Н, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika_tvorchestva.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №11», г. Тамбов
Копылова А.Н.
Педагогика творчества
Главная задача современного образования состоит в овладении специалистами методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых способов их решения. Обучение не может быть сведено лишь к приобретению У и Н, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчестве (А. Маслоу, 1999).
Несмотря на большое многообразие мнений о том, что такое творчество, все сходится на одном, что результатом творческого акта всегда является нечто новое. Творческая деятельность обучаемых помогает выявлению личностных их качеств, таких как активность, ответственность, самостоятельность, творческий подход к делу, уровень развития интеллекта, умение ясно выражать свои мысли и др.
Существуют многие факторы, предполагающие творческий подход к самому процессу обучения (изучение непосредственно самих наук, НИР преподавателей и др.). Прямое обучение творчеству не возможно, а возможно лишь создание условий, стимулирующих творческую деятельность. Творческий характер обучения во многом определяется способом получения знания:
- знание, творчески воссозданное;
- знание, переоткрытое самим человеком;
- знание, оставшееся для него формальным, чужим, инородным.
Задача обучения состоит в нахождении такого учебного материала, который вовлекал бы обучаемого в конкретную деятельность, имеющую в его глазах цель (большое значение, интерес). Известен ряд факторов, которые влияют на формирование творческого потенциала обучаемых:
- уверенность в своих силах, в способности решить поставленную проблему;
- стремление к самостоятельности в выборе целей, задач и путей их решения;
- возбуждение положительных эмоций (радость, удивление, переживание успеха и др.), стимулирующих процесс творчества;
- формирование критического мышления и чувствительности к противоречиям; склонность к фантазированию и развитию воображения;
- использование методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания (С.Д. Пинчук, 2004).
Творческой является любая деятельность, в ходе которой осуществляется поиск проблем, решений; творческой также является деятельность, которая выводит субъект за рамки существующих парадигм. Творческими У и Н, способностями могут считаться У и Н анализа, сравнения, оценки и самооценки, творческого поиска и критического восприятия. Творчеству обучить трудно, но в силах преподавателя целенаправленно формировать и развивать некоторые У и Н, открывающие дорогу творческому прорыву. Формированию творческого потенциала способствует соответствующая организация образовательного процесса:
- проблемное обучение,
- умение налаживать междисциплинарные связи,
- воспитание творческого отношения к изучению дисциплин,
- умение выделять главное и критически осмысливать пройденный учебный материал,
- развитие у студентов способностей, умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации,
- умение оценивать практические ситуации.
В педагогическом труде много такого, что сближает его с творчеством артиста, режиссера, дирижера, скульптора и представителей других творческих профессий. Выдающийся русский педагог XIX в. К.Д. Ушинский считал педагогику наукой и искусством воспитания. Самая известная книга А.С. Макаренко называется «Педагогическая поэма».
Самореализация педагога может происходить двумя путями:
- прогрессивным, творческим,
который направляет его деятельность на созидание себя, саморазвитие,
- и регрессивным,
который ведет к самодовольству, успокоенности, иллюзии бесконечного прошлого опыта, отсутствию стремления к движению вперед.
Какой путь самореализации выберет педагог, определяется его профессиональной позицией и установками, направленностью его личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет
"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
От творчества учителя к творчеству ученика.
Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....
Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».
Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....
Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"
Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"...
Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.
Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в начальной школе....
«От гуманной педагогики В.А. Сухомлинского до наших дней» Тема: «Взрослый и ребёнок: современное творчество в целях развития личности»
Почти двадцать лет назад за участие в областном этапе конкурса «Учитель года-99» я получила диплом за победу в номинации «Сердце отдаю детям». Как учитель начальных...