Теоретическое изучение особенностей проектной деятельности младших школьников
статья на тему
Теоретическое изучение проектной деятельности младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glava_1.docx | 38.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В современном мире информационные технологии развиваются все быстрее и быстрее, и у школьников появляются новые приоритеты, иные способы восприятия и анализа информации, которым должен соответствовать уровень сложности учебного материала. Но чем сложнее ученику воспринимать большие объемы содержания учебного предмета, тем сложнее удержать его внимание и активность на уроке.
В связи с этим школе необходимо искать новые способы и формы обучения современных детей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему предстоит применить полученные знания и умения. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу учебного проекта.
Наиболее эффективной технологией для этого является введение проектной деятельности. Анализ практики показывает, что некоторые учителя не осознают в полной мере полезность данного вида деятельности, а, следовательно, не желают отступать от консервативных методов образования и воспитания, что может привести к различного рода проблемам, начиная со снижения мотивации учащихся к обучению и заканчивая отсталостью уровня знаний учащихся от современных требований.
Большинство источников определяют проектную деятельность как форму организации совместной деятельности обучающихся, а также совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели [9].
Все вышеперечисленное определяет актуальность темы данной работы: для того, чтобы вовлечь современных детей в образовательный процесс, необходимо знать и уметь применять инновационные формы обучения, в том числе и метод проектов.
Цель работы – изучение особенностей проектной деятельности младших школьников.
Объект работы - является теория и практика проектной деятельности детей младшего школьного возраста.
Предмет работы - возможности организации проектной деятельности в начальной школе.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1.Провести теоретическое изучение особенностей проектной деятельности младших школьников;
2. Изучить проектные умения младших школьников;
3. Выявить место проектной деятельности в современных УМК;
4. Изучить подходы к организации проектной деятельности;
5. Описать способы диагностики проектных умений.
I Глава. Теоретическое изучение особенностей проектной деятельности младших школьников
1.1 Понятие "проектная деятельность" и его сущностная характеристика
Что же означает само слово «проект» в учебной деятельности? Проект (от лат. projectus- брошенный вперед, выступающий, торчащий) - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата (цели, создание определённого уникального продукта при заданных сроках и требованиях к качеству. Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на взаимосвязи теории и практики. Основоположник – американский учёный-идеалист Джон Дьюи. В 1988 году стало известным решение ЮНЕСКО как свидетельство международного признания, касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтенсорри и А. С. Макаренко, который в своей деятельности уделял огромное внимание развитию проектной деятельности учащихся.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
1. По доминирующей деятельности учащихся. | 1.Практико-ориентированные проекты. 2. Исследовательские проекты. 3. Информационные проекты. 4. Творческие проекты. 5. Ролевые проекты. |
2. По предметному содержанию. | 1. Монопроекты 2. Межпредметные проекты. |
3. По продолжительности. | 1. Мини проекты 2. Краткосрочные проекты. 3. Недельные проекты. 4. Годичные проекты. |
I. По доминирующей деятельности учащихся:
1.Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.
2.Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т. д. Творческие проекты - это проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических талантов учащихся.
3.Ролево-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
4.Информационные проекты. Основой такого проекта является сбор информации, ее дальнейший анализ и обобщение. Выбираются способы обработки информации, ставятся конечные цели. Имеет продуманную структуру. Результатом может быть реферат, доклад, статья или презентация проектной деятельности.
5.Социально-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
II.По предметному содержанию:
Монопроекты – в рамках одного учебного предмета.
Межпредметные проекты – по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняется во внеурочное время.
III. По продолжительности:
1. Мини проекты
2. Краткосрочные проекты.
3. Недельные проекты.
4. Годичные проекты.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность содержит:
*анализ проблемы;
*постановка цели;
*выбор средств ее достижения;
*поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
*оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
-Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
-Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
-Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
-Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
-Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности:
*Проект должен быть посильным для выполнения;
*Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
*Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
-повышение мотивации учащихся при решении задач;
-развитие творческих способностей;
-смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
-формирование чувства ответственности;
-создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
1.2 Проектные умения младших школьников
В результате проектной деятельности формируются проектные умения.
Умение – промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка; готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Проектные умения – это группа умений, которая выделяется по такому признаку как их общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по конструированию, изготовлению изделий и решению творческих задач.
Специфическими признаками проектных умений являются:
- применяемость в различных видах учебно-познавательной и трудовой деятельности;
- преобладание интеллектуальных компонентов, благодаря чему проектные умения легко переносятся из одной области деятельности в другую;
- вариативная адекватность способов достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности.
Основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:
- проблематизация: умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
- целеполагание как умение формулировать цель деятельности;
- планирование: планировать этапы, формулировать задачи, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей;
- анализ результатов и рефлексия (анализ результата на соответствие цели, рефлексия результатов решения задачи);
- презентация и защита проекта.
Основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных умений:
- мыследеятельностные: выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
- презентационные: доклад о проделанной работе,выбор способов и форм наглядного представления результатов, подготовка проектной документации (пояснительной записки, электронной презентации или аннотации к проекту);
- коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс;
- поисковые: находить информацию по каталогам, проводить поиск в Интернете, формулировать ключевые слова;
- информационные: выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
- проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, разработка модели (компьютерное моделирование) проведение собственно эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие общеучебные умения:
1. Рефлексивные:(развивают сферу саморегуляции)
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний,
- умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Исследовательские (общеучебные умения):(развивают мотивационно- волевую, предметно-практическую, интеллектуальную сферы)
- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия,
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле,
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста),
- умение находить несколько вариантов решения проблемы,
- умение выдвигать гипотезы,
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности (развивает интеллектуальную, волевую сферы)
- внешняя оценка
- самооценка
4.Социального взаимодействия (развивают интеллектуальную, сферу саморегуляции, волевую сферу)
- сотрудничать в процессе учебной деятельности,
- оказывать помощь товарищам и принимать их помощь,
- следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло.
5.Менеджерские ( общеучебные умения) :(развивают волевую, интеллектуальную сферы)
- умение проектировать процесс или изделие,
- умение планировать деятельность, время, ресурсы,
- умение принимать решение и прогнозировать их последствия,
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные (общеучебные умения):
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы,
- умение вести дискуссию,
- умение отстаивать свою точку зрения,
- умение находить компромисс
7. Презентационные ( общеучебные умения) : ( развивают эмоциональную сферу )
- навыки монологической речи,
- умение уверенно держать себя во время выступления,
- артистические умения,
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта,
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
8. Информационные умения и навыки( общеучебные умения):(развивает сферу саморегуляции, интеллектуальную)
- обучение работе в сети Интернет (MS Office, Power Point);
- создание базы полезных ссылок в Интернете для облегчения поиска необходимой информации;
- использование возможностей Интернет для поиска интересующей информации;
- составление и использование программ, моделирующих результат с помощью использования современных информационных технологий;
- возможность оценивания результатов научно-исследовательской деятельности и обмен мнениями и опытом;
- участие в телеконференциях, конференциях, предоставление возможности участия в грантовых проектах, проводимых в сети Интернет.
- оформление результата с использованием возможностей современной компьютерной техники;
Показателями высокой эффективности формирования проектных умений являются:
- а) степень самостоятельности, которая определяется количеством выбора личных вариантов действий;
- б) позитивное отношение учащихся к выполняемой работе;
- в) количество поданных предложений по нестандартному решению проектных заданий;
- г) количество участников, проявивших желание выполнять дополнительные проектные задания;
- д) время выполнения проектного задания
1.3 Место проектной деятельности в современных УМК
В УМК «Школа России» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы [2].
В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в самой программе по всем дисциплинам. А также данный УМК предусматривает поэтапное вхождение обучающихся в данный вид деятельности. Например:
1 класс – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с планом, фиксировании промежуточных результатов
2 класс – работа со справочной литературой, совместное составление плана, выступление по готовому плану, самостоятельные выводы.
3 класс – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом проекта
4 класс – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного результата, но под чутким руководством учителя [8].
С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.
Подробно опишем, какие проекты изучаются в УМК «Школа России» С 1 по 4 класс:
Проекты в 1 классе.
Русский язык.
1). «Скороговорки».
2). «Сказочная страничка».
Литературное чтение.
1). «Составляем сборник загадок».
2). «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.
Математика.
1). «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». (Работа проводится в течение всего полугодия.)
2). «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
Окружающий мир.
1). «Моя малая Родина».
2). «Моя семья».
Проекты во 2 классе.
Русский язык.
1). «И в шутку и всерьёз».
2). «Пишем письмо».
Литературное чтение.
1). «О чём может рассказывать школьная библиотека».
2). «Мой любимый детский журнал».
3). «Мой любимый писатель - сказочник».
Математика.
1). Математика вокруг нас. Узоры на посуде».
2). «Оригами».
Окружающий мир.
1). «Родной город (село)».
2). «Красная книга», или «Возьмём под защиту».
3). «Профессии».
4). «Родословная».
5). «Города России».
6). «Страны мира».
Проекты в 3 классе.
Русский язык.
1). «Рассказ о слове».
2). «Семья слов».
3). «Тайна имени».
4). «Зимняя» страничка».
5). «Имена прилагательные в загадках».
Литературное чтение.
1). «Сочиняем волшебную сказку».
2). «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я. Смоленского»
3). «Праздник поэзии».
Математика.
1). «Математические сказки».
2). «Задачи – расчёты».
Окружающий мир.
1). «Богатства, отданные людям».
2). «Разнообразие природы родного края».
3). «Школа кулинаров».
4). «Кто нас защищает».
5). «Экономика родного края».
6). «Музей путешествий».
Проекты в 4 классе.
Русский язык.
1). «Говорите правильно!»
2). «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».
Литературное чтение.
1). «Создание календаря исторических событий».
2). «Природа и мы».
3). «Они защищали Родину».
Математика.
1). «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».
2). «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.
Окружающий мир.
1). Презентация проектов (по выбору).
2). Презентация проектов (по выбору).
УМК «Перспектива».
Отметим положительные стороны организации проектной деятельности в УМК «Перспектива». Эта образовательная программа направлена на развитие познавательных и творческих возможностей личности. Основная особенность программы заключается в её целостности. Она проявляется в единых ценностных приоритетах; в единстве дидактических подходов; в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; в единстве сквозных линий типовых заданий; в единой навигационной системе. Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Перспектива» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний [16].
Отметим отрицательные стороны организации проектной деятельности в УМК «Перспектива»:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
-не всегда умение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Вывод по I главе
Проект – это такая независимая, самостоятельная творческая работа, при которой ученики продолжают сами совершенствовать и расширять свои умения и знания. Такая работе обязательно должна соответствовать возрасту ученика.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
С помощью проектной деятельности ученики могут научиться ставить цели и задачи, находить пути их решения, выполняя различные проекты.
Проектные умения – это группа умений, которая выделяется по такому признаку как их общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по конструированию, изготовлению изделий и решению творческих задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
Организация проектной деятельности младших школьников при изучении курса ОРКСЭ.
В материале представлен обобщенный опыт работы по технологии проектирования в рамках преподавания курса ОРКСЭ: подготовка к проекту, этапы проекта, презентация результатов проектов учащихся....
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.
Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...
"Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, как средство реализации ФГОС НОО."
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Вашему вниманию предлагаю познакомиться, как в начальных кл...