Оценивание по ФГОС
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Главная задача учителей нач. классов - создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение учащимися системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает их в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования. реализация системы оценивания – самый сложный и неоднозначный компонент стандарта
Традиционная «пятибалльная» система:
- не даёт полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности.
- затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребёнка;
- является малоинформативной ;
- часто имеет травмирующий характер, потому что «отметочная» система оказывается орудием манипуляции и психологического давления.
Необходима новая система оценивания, которая:
- не имеет травмирующего характера;
- сохраняет интерес к обучению;
- снижает психологический дискомфорт, тревожность;
- создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности;
Новая система оценивания должна:
должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:
-устанавливать, что знают и понимают учащиеся;
- давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Как устроена система оценки образовательных достижений?
Технология оценивания образовательных достижений.
представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.
Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС
Правило 1. Что оцениваем?
Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.
Правило 2. Кто оценивает?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку
Правило 3. Сколько ставить отметок?
По числу решённых задач
Правило 4. Где накапливать оценки и отметки?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио»)
Правило 5. Когда ставить оценки?
Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
Правило 6. По каким критериям оценивать?
По признакам уровневой успешности:
1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации);
2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний);
3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).
Правило 7. Как определять итоговые оценки/отметки?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Оценивание разделяют на :
Фомирующее оценивание
Итоговое оценивание
Фомирующее (применяется для получения данных о текущем состоянии. В центре внимания то, как ученики применяют знания. Помогает ученикам понять, как можно улучшить свой результат, развивает способность самооценке и взаимооценке)
для определения шагов направлении улучшения)
Итоговое оценивание (применяется для количества изученного материала за пройденный материал).
Техники и приемы организации контрольно-оценочной деятельности в начальных классах.
Приёмы самооценки:
В своей практике использую рисунки, символы, таблицы, словесные приёмы оценивания.
1. Инструментом для оценивания в 1 классе использую шкалу Цукерман. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т.д.). Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.
(показать в тетради).
Уровни : высокий, средний, ниже среднего, выше среднего.
2. Наряду с оценочной шкалой использую трехцветный индикатор.
(красный кружок)«Знаю, умею»
( жёлтый)) «Сомневаюсь, не уверен
(зелёный)«Я не знаю, прошу помощи».
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки - залог успешности ученика.
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:
что нужно оценивать,
как оценивать,
зачем оценивать,
какие формы оценок существуют.
Алгоритм самооценки:
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Рассмотрим на конкретном учебном задании. Она строится в соответствии с универсальным алгоритмом.
Детям предложено написать строчную букву я в соответствии с образцом.
- Первым шагом алгоритма является определение цели работы.
Для детей данный шаг формулируется в форме вопроса: Какое было задание?
На данном этапе дети учатся вспоминать цель работы. Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.
- Второй шаг – разработка критериев.
Задаем вопрос: Что нужно сделать чтобы выполнить задание?
Дети предлагают возможные варианты.
Фиксируем варианты ответов на доске:
наклон, высота буквы, ширина буквы,аккуратность
Ответы детей и представляют собой ничто иное, как критерии оценивания. А критерий - это признак, который позволяет оценить соответствие работы предъявленным требованиям. Критерии должны быть четкими, однозначными.
- Следующий шаг – оценочная деятельность по инструментарию . Как оценим работу?
Это могут быть Знаковая символика, Оценочная лесенка, Светофор. В нашем случае – это волшебная линеечка. Чертятся четыре шкалы на доске и в ученических тетрадях. Над каждой шкалой ставится первая буква обозначенного критерия (В – высота, Ш – ширина, А - аккуратность, Н - наклон) и наносятся деления, соответствующие уровню выполненного задания (не выполнил, выполнил с ошибками, выполнил): на доске. Идет оценочная деятельность по инструментарию.
- Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности.
Удалось ли выполнить задание?
Учитель предлагает посмотреть на какой части школы расположился крестик каждого ученика. Дети делают выводы по своей оценочной шкале. Идет определение границ своего «знания и незнания».
Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось и ваши крестики оказались на вершине?
Одновременно с самооцениванием обучаю детей взаимооцениванию выполненной работы. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребёнку легче увидеть недостатки в чужой работе, чем в своей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание и ФГОС
Данная презентация содержит материал, который позволяет познакомиться учителю с системой оценивания, с формами оцен...

Урок математики 3 класс c использованием методик формирующего оценивания по ФГОС
Урок математики в 3 классе по теме "Деление суммы на число" с использованием методик формирующего оценивания...

Система оценивания по ФГОС.
С внедрением ФГОС в систему образования изменилась и система оценивания. Стали оцениваться не только знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе обучения, но и личностные качества обучаемых....

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ СОГЛАСНО ФГОС
Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и...

Выступление на МО учителей начальных классов "Система оценивания по ФГОС"
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования действует система оценки, ориентированная на выявление и оценивание об...