"Целеполагание на уроке в условиях метапредметной деятельности учащихся"
методическая разработка на тему

Жабина Татьяна Владимировна

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс400.33 КБ

Предварительный просмотр:

Прознал как-то один человек, что в соседнем селе живет самый меткий стрелок, и решил встретится с этим удивительным человеком. Собрался он в путь и в скором времени достиг опушки леса, около которой и было соседнее поселение. Видит, стоит стрелок, в руках у него мощный тисовый лук, в колчане ровные стрелы с ярким оперением. Стрелок тщательно прицелился и выпустил стрелу. И попала стрела точно в центр мишени. А потом стрелок выпустил вторую стрелу, и та вошла ровно в центр мишени, расщепив первую. Восхитился человек мастерством стрелка и решил узнать секреты его мастерства. Спрашивает того, на что ты смотришь, когда целишься - на кончик стрелы? Нет, был ответ. Тогда, может быть, на кончик лука? Нет. Или на деревья, чтобы увидеть куда дует ветер? Тоже нет, я смотрю только на чель, я вижу только цель. А как можно промахнуться, если ничего кроме цели не существует? Восхитился человек опытом стрелка и сказал, что он - самый великий стрелок в мире. На что стрелок ответил, что в соседней деревне живет девочка, которая превзошла его в искусстве стрельбы из лука. Удивился мужчина и реши поговорить с этой девочкой. Идет он и видит: на дереве мишень, а точно в центре стоит стрела, на доме мишень - и опять стрела точно в центре, на земле мишени и в ней точно в центре стрела! А на земле рядом с домом сидит девочка и рядом с ней лук. Обратился к ней человек, не она ли самая опытная лучница? Девочка согласилась. "В чем же секрет твоего мастерства?" - поинтересовался человек. "Я просто стреляю , а потом рисую вокруг стрелы мишень" - был ответ.

Коллеги, как часто мы ведем себя подобно нашим стрелкам.

Мы ведем занятия бесцельно, а потом удачи детей приписываем своему мастерству, а неудачи - тому, что дети недоучили.

Или стремимся достичь цели, часто не замечая ничего вокруг.

А как же все-таки стать мастером своего дела в вопросах целеполагания?

Перед вами лежит таблица - фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнала

  1. Цель
  2. Задача
  3. Целеполагание

Часто учителя путаются в терминах и понятиях целей и задач.

Давайте разберемся, в чем состоит отличие цели от задачи.

Что такое задачи?  Задача  это то, что нужно  сделать,чтобы достичь цели. Другими  словами, это средство  для  достижения  цели. Чтобы  её  охарактеризовать, надо  ответить  на вопрос: как  будет  достигаться цель?

Задачи – это перечень действий, предпринимаемых для достижения цели, это те пункты (звенья, шаги), выполняя которые вы добьетесь поставленной цели  результата. 

Таким образом, цель – это желаемый результат деятельности, задачи – пути достижения результата, процесс.

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Скажем: «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому цели должны быть:

              диагностируемые;

  • конкретные;
  • понятные;
  • осознанные;
  • описывающие желаемый результат;
  • реальные;
  • побудительные (побуждать к действию).

Что такое целеполагание? Целеполагание в обучении - это установление обучающимися и педагогом целей и задач обучения на определённых его этапах. Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения – уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями педагога я и др.

Чтобы правильно осуществить целеполагание, готовясь к уроку, учитель должен учитывать следующее:

  • цель урока формируется из трех основных аспектов: предметного (познавательного, когнитивного), методологического и метапредметного, которые в образовательном процессе реализуются комплексно; (слайд)
  • при моделировании цели урока в ней должны быть отражены общие цели обучения учебному предмету, обозначенные в учебной программе по предмету, а также цели изучения раздела и темы;
  • в формулировании цели урока должна содержаться информация о главных идеях, фактах, понятиях, которые необходимо учащимся усвоить на уроке; об интеллектуальных и практических умениях и способах деятельности, которые будут формироваться у учащихся в ходе работы на уроке; о морально-этических и духовных качествах на развитие которых направлено содержание учебного материала.

Обучающие цели урока включают овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками. Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

  • объяснить,
  • установить связи,
  • дать определение,
  • проиллюстрировать,
  • доказать,
  • перечислить,
  • выполнить,
  • систематизировать...

Проблема постановки развивающих и воспитательных целей урока решается не просто. Именно здесь может проявиться формализм при подготовке учителя к уроку. Как можно за один урок воспитать, например, патриота Родины или привить любовь к прекрасному, развить логическое мышление? Это привело к тому, что триединая дидактическая цель урока стала предметом критики многих разработчиков образовательных технологий. Тем не менее, надо признать, что урок владеет уникальными возможностями влиять на становление многих качеств личности. Обучения без воспитания не бывает: «Учить и воспитывать - это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым (!) движением замка - творческой мысли»,- отметил Е.Н. Ильин.

Другим ошибочным тезисом является утверждение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, отнимая время у объяснения нового материала или в ущерб другим видам учебной деятельности. Однако содержание воспитательной работы на уроке должно естественно вытекать из содержания самого урока. Воспитательный аспект должен использовать содержание учебного материала, технологию обучения, формы организации познавательной деятельности для формирования и развития моральных, этических, патриотических и других качеств личности.

Воспитывающие цели способствуют воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, положительных качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

  • вызвать интерес;
  • пробудить любознательность;
  • пробудить интерес к самостоятельному решению задач;
  •  побудить учащихся к активности;
  • выразить свое отношение;
  • прививать, укреплять... навыки.

Развивающие цели содействуют формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Примером возможных формулировок могут быть следующие:

  • учить сравнивать;
  • учить выделять главное;
  • учить строить аналоги;
  • содействовать развитию;
  • создавать условия;
  • содействовать формированию;
  • развивать глазомер;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать умение ориентироваться на местности.

Таким образом, алгоритм постановки обучающих целей урока можно представить следующей последовательностью действий:

  1. Учитель при подготовке к уроку планирует его результат и формулирует его через действия учащихся, которыми они должны овладеть на уроке.
  2. Учитель принимает решение: или сформулировать самому цель урока, или организовать учащихся для определения целей урока. Если учитель решает создать в начале урока ситуацию для того, чтобы ученики сами сформулировали цели урока и спрогнозировали итог своей деятельности, он должен продумать эту ситуацию и подготовить соответствующий учебный материал.
  3. На заключительном этапе урока проводится диагностика и оценка степени достижения цели.

Постановка целей обучения включает в себя, с одной стороны, цели, которые определяет учитель, с другой стороны – цели, которые определяют учащиеся. Если учащиеся не ставят перед собой какой-нибудь цели, не осознают её, то и цель обучения становится недостижимой. Умение учащихся ставить цель и достигать её помогает им самореализоваться. Поэтому для организации учебной деятельности на учебном занятии большую роль играет самоопределение учащихся по достижению цели. Именно такой подход в обучении обусловил разработку личностно ориентированной модели, в центре которой стоит личность учащегося.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Существуют разные подходы к формулированию целей урока. Однако чем конкретнее поставлена цель, тем очевиднее ее достижение и тем более упорядоченным становится сам процесс организации урока.

Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка.

2. Аудиальные:

  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

img1

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".

img2

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:

Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…

3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".

(63 + 7)/10
24/(16 –  4 * 2)
(42 – 12 + 5)/7
8 * (7 – 2 * 3)

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:

12 * 6         14 * 3
32 : 16         3 * 16
15 * 4         50 : 10
70 : 7           81 : 27

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например,  на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

 

«На понимание и синтез»:

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить, что встретились с героями  перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.

«На понимание и применение»:

- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

- Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в пятом-шестом классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Традиционный

подход к целеполаганию

(знаниевая  парадигма)

Целеполагание

«от ученика»

(системно-деятельностный подход)

Задачи этапа урока

(микроцели)

ознакомить учащихся с …

К концу урока будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

ЗАДАНИЕ:  Составить схему: «Способы постановки цели урока»

Обратимся к типичным способам постановки целей, которые распространены в практике учителей и очень устойчивы и сходны в разных странах мира, которые приведены в книге М.В. Кларина  Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. (М.: изд-во Арена. 1994. с. 214.)

•        Определение целей через изучаемое содержание, прямое обращение к разделу учебника, содержания параграфа;

•        Определение целей  через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития;

•        Определение целей через деятельность учителя:

•        Определение целей через деятельность учащихся Какие  словесные конструкции можно предложить педагогам школы для формулирования цели урока?

Словесные конструкции

Диагностична, измеряема

конкретна

описывает желаемый результат

побуждать к действию

Определение целей через изучаемое содержание, прямое обращение к разделу учебника, содержанию параграфа;

«изучить…», «познакомиться…», «закрепить тему…»

нет

да

нет

Да/нет

Определение целей  через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития;

«формировать умение…», «развивать познавательную самостоятельность…»

«формировать отношения…» «формировать интерес…»

нет

нет

нет

нет

Определение целей через деятельность учителя:

«рассказать…», «дать понятие…», «познакомить…», «научить..»,  «ознакомить с…», «объяснить …»,  «продемонстрировать приемы» и т.п.

нет

да

нет

нет

Определение целей через деятельность учащихся

Решить, выполнить, исследовать, повторить, определить, выделить, сформулировать, найти

да

да

нет

да

Вывод: Цель урока должна формулироваться  через деятельность учащихся и планируемые результаты обучения.

•        Определение целей через изучаемое содержание, прямое обращение к разделу учебника, содержания параграфа: «изучить…», «познакомиться…», «закрепить тему…» и др. Например, «изучить правописание личных окончаний глагола, «познакомиться со словами, обозначающими признак предмета» и т.п.

Что дает такой способ постановки цели? Пожалуй, только одно - указание на область содержания, затрагиваемую на занятии или на серии занятий.

Но можно ли при таком способе постановки целей судить о том, достигнуты ли они? Иначе говоря, является ли такой способ постановки целей инструментальным? Очевидно, что нет. Поэтому сторонники педагогической технологии считают его явно недостаточным.

Такая цель недиагностична, она только указывает на область знания, о которой будет идти речь на уроке;

•        Определение целей через постановку целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития: «формировать умение…», «развивать познавательную самостоятельность…», «формировать отношения…» «формировать интерес…» происходит обучение на уровне обобщенных целей, но  не на уровне целей конкретного урока, темы (необходимо уточнение, указание результатов).

В формулировках такого рода мы узнаем обобщенные образовательные цели - на уровне ОУ, учебного предмета или цикла предметов, но не на уровне урока или даже серии уроков.

Некоторые сторонники технологичного подхода к обучению полностью отрицают и этот способ постановки целей. В самом деле, возможно ли убедиться в достижении такого рода целей или хотя бы в продвижении к ним по результатам одного занятия? В таком способе нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели; для этого она поставлена слишком «процессуально».

Однако, с нашей точки зрения, такой способ не является принципиально неплодотворным. Нужно лишь не ограничиваться общими формулировками, а продвигаться по пути их уточнения. И здесь значительную помощь могут оказать те приемы уточнения целей, которые созданы в рамках педагогической технологии.

•        Определение целей через деятельность учителя: «рассказать…», «дать понятие…», «познакомить…», «научить..»,  «ознакомить с…», «объяснить …»,  «продемонстрировать приемы» и т.п.

Такой способ постановки цели – «от учителя» - сосредоточен на его собственной деятельности, а не на реальных результатах и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако учитель намечает свои действия, не обладая возможностью сверяться с их последствиями, с реальными результатами обучения, так как эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели. Неинструментальный, нетехнологичный характер такого способа постановки целей лишь замаскирован, но не преодолен.

Показ, рассказ, объяснение, упражнение и т. д. – это методы обучения. Они фиксируются в методической структуре урока;

•        Определение целей через деятельность учащихся «решение задачи…», «выполнение упражнения…», «составление тестовых заданий …» или «исследование клеточной структуры» акцентирует внимание на внешней стороне деятельности, не обозначены ее следствия изменения в развитии ученика.

На первый взгляд, такая формулировка учебной цели вносит определенность в планирование и проведение урока. Однако и здесь из поля зрения выпадает важнейший момент - ожидаемый результат обучения, его следствия. Этот результат есть не что иное, как определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной его деятельности, каковы новые приращения в результате деятельности, что нового он узнал,  как встроилось новое знание в имеющуюся систему, как научился оперировать ими?

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

1.        Повторить знания об имени прилагательном.

2. Определить, с какими частями речи сочетается.

3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.

4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

  • объяснить,
  • установить связи,
  • дать определение,
  • проиллюстрировать,
  • доказать,
  • перечислить,
  • выполнить,
  • систематизировать...
  • вызвать интерес;
  • пробудить любознательность;
  • пробудить интерес к самостоятельному решению задач;
  • побудить учащихся к активности;
  • выразить свое отношение;
  • прививать, укреплять... навыки.
  • учить сравнивать;
  • учить выделять главное;
  • учить строить аналоги;
  • содействовать развитию;
  • создавать условия;
  • содействовать формированию;
  • развивать глазомер;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать умение ориентироваться на местности
  • изучить
  • познакомиться
  • закрепить тему
  • формировать умение
  • развивать познавательную самостоятельность
  • формировать отношения
  • формировать интерес
  • рассказать
  • дать понятие
  • познакомить
  • научить
  • ознакомить с
  • объяснить
  • продемонстрировать приемы
  • Решить
  • Исследовать
  • Повторить
  • Определить
  • Выделить
  • Сформулировать
  • Найти

Словесные конструкции

Диагностична, измеряема

конкретна

описывает желаемый результат

побуждает к действию

Определение целей через изучаемое содержание, прямое обращение к разделу учебника, содержанию параграфа;

Определение целей  через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития;

Определение целей через деятельность учителя:

Определение целей через деятельность учащихся

C:\Users\Asus\Desktop\1.jpeg

C:\Users\Asus\Desktop\1.jpeg

C:\Users\Asus\Desktop\1.jpeg

C:\Users\Asus\Desktop\1.jpeg

C:\Users\Asus\Desktop\1.jpeg

C:\Users\Asus\Desktop\1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Целеполагание на уроке"

В современной школе набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, представляющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций называе...

Технологическая карта урока интенсивности умственной деятельности учащихся по окружающему миру. Тема урока: Как живут животные Класс: 1 (первый)

Тип урока: открытие нового знанияЦели по содержанию:обучающие: познакомить с условиями жизни животных, расширять представление о жизни животных;способствовать развитию связной речи, оперативной ...

Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности и этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые становятся инвариантной основой образовательного процесса. Именно овладение обучающими...

презентация Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности и этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями рассматривается как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социал...

Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся

В представленных материалах опубликованы доклад, презентация и буклет по теме "Рефлексия деятельности учащихся. . В данной статье я постаралась привести примеры из собственого опыта о том, как ор...

Семинар урок. Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС

Для достижения требований, обозначенных в ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам общего образования важнейшей задачей является формирование у учащихся универсальных учебных действи...

Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности и этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Определение цели учебного занятия - это ключевой и один из самых сложных моментов в процессе подготовки педагога к его проведению. Данный материал поможет правильно поставить цель, ответить на вопросы...