ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность
опыты и эксперименты по теме

Красникова Арина Игоревна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками

Опираясь на методику проведения детских исследований А.И. Савенкова, можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

  1. Выделение и постановка проблемы.

На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование, соц. опрос и т.д.) и конкретную цель.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос: зачем мы его проводим.

Очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения

  1. Выработка гипотез.

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов «предположим», «допустим», «возможно».

  1. Поиск путей решения 

Обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов. Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя».

Важно помнить следующие моменты:

  • планирование работы;
  • работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, фильмы, работа с информацией из Интернета или электронными источниками);

Важно на этом этапе дать больше самостоятельности, чтобы ребенок мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

  1. Формулирование выводов

Обобщение, классификация, систематизация. Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов.

  1. Представление результатов исследовательской деятельности

Представить результат своей работы можно в разнообразных формах:

1. Отчеты (устные, письменные, с демонстрацией материалов)

2. Презентации, фильмы, макеты, сборники и др.

  1. Доклад

Публичная защита перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. (Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях на праздниках, выставках достижений).

  1. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проект – это «пять П»:

  • Проблема.
  • Проектирование (планирование).
  • Поиск информации.
  • Продукт.
  • Презентация.

Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы

Алгоритм проектной деятельности.

  1. Представление темы проекта

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами.

  1. Выбор проблемы

На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

  1. Формулировка подтем (мелких проблем) 

Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы.

  1. Планирование работы

В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

  1. Осуществление проекта

Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

  1. Представление проекта

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

  1. Оценка проекта. 



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

  • Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 56 с.
  • Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  • Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования;
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников
  • Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
  • Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся // Биология в школе. – 2007. - № 1.
  • Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov.html 


Предварительный просмотр:

Список тем проектов для младших школьников

Социальные проекты:

  • «Добро начинается с тебя»
  • «Книжкин дом»
  • «Подари радость детям»
  • «Мы выбираем здоровый образ жизни»
  • «Переменка»

Творческие проекты:

  • «Сказкотерапия»
  • «Календарь дней рождений»
  • «Наши традиции»
  • «Книга загадок»
  • «Волшебная бумага»

Учебные проекты:

  • «Создание календаря исторических событий».
  • «Пословицы и поговорки»`
  • «Клуб дебатов»
  • «Секреты таблицы умножения»
  • «Мой любимый школьный предмет»

Исследовательские проекты:

  • «Лента времени моей семьи»
  • «Есть ли в воздухе вода?»
  • «Как рождается снежинка»
  • «Моя малая Родина»
  • «Дорогие сердцу улицы»

Информационные проекты:

  • «Наши Защитники»
  • «История моей будущей профессии»
  • «О чем говорят явления природы?»
  • «Школа нового времени»
  • «Мой успех – правильно поставленная цель»


Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ для младших школьников

  1. «Маленькая история о моей большой семье»
  2. «Семейные традиции»
  3. «Шоколад – вред или польза»
  4. «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?»
  5. «Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?»
  6. «Профессии нашей мечты»
  7. «Почему вода в небольших водоемах зеленая?"
  8. «Почему море солёное?"
  9. «Почему скисает молоко?"
  10. «Польза и применение витаминов»
  11. «Бездомные животные - проблема каждого из нас»
  12. «Безопасный путь из дома в школу»
  13. «Какую воду мы пьём?»
  14. «Каким воздухом мы дышим»
  15. «Почему пахнут цветы?»
  16. «Бабушкина аптека»
  17. «Компьютерные игры – хорошо это или плохо?»
  18. «О чем рассказывают следы на снегу?»
  19. «Мои семейные ценности»
  20.  «История моего имени»



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ для младших школьников

1.Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки» - URL:
http://pedakademy.ru/?page_id=119 

Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности. 

Задачи конкурса:

- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;

- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;

- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

2. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников "ОТКРЫТИЕ" - URL: https://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html 

Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников.  

Задачи конкурса:  

  • повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников;  
  • развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;   
  • ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов;
  • обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран.  

Участниками конкурса могут стать учащиеся в возрасте от 7 до 12 лет, проживающие в Российской Федерации, в странах ближнего и дальнего зарубежья.  

3. VI областной фестиваль-конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» - URL:  http://you28.ru/bio/index.php?option=com_content&task=view&id=178&Itemid=1 

Цель конкурса  - содействие развитию интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника  через вовлечение его в проектно-исследовательскую деятельность, выявление особо одаренных  детей в каждой общеобразовательной школе

Задачи конкурса:

 - создание условий для поддержки и развития творческой проектно-исследовательской активности детей;

- развитие навыков исследовательского поведения и формирования опыта индивидуальных достижений;

- привлечение интеллектуально одаренных детей  младшего школьного возраста к решению социальных проблем города;

- предоставление учащимся возможности самореализации в интеллектуальной соревновательной деятельности конкурса;

- формирование сообщества обучающихся, учителей, специалистов в различных областях знаний через создание единого образовательного пространства. 

Участники Конкурса.

3.1.Участниками Конкурса могут стать юные исследователи в возрасте от 7 до 11 лет.

3.2. На Конкурс принимаются работы учащихся, выполненные индивидуально или проект может быть групповым.

3.3. В качестве слушателей на конференции могут присутствовать научные руководители (учителя, подготовившие участника) и родители учащихся.

4. Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать» - URL: https://idfedorov.ru/contests/article=6078/ 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Учусь исследовать. Учу исследовать» проводится с целью развития у детей познавательных потребностей, способностей, умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.

Основными целями и задачами конкурса являются:
- поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов;
-содействие обмену опытом учителей;
-формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-содействие развитию творческой исследовательской активности;
-содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
- пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.

5. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп « Свет познания - весна 2018» - URL:
https://open-hands.ru/svet-poznaniya#2 

Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.

Наш конкурс дает возможность каждому ученику совместно с научным руководителем представить свой труд не только одноклассникам или учащимся других школ города, но и заявить о себе, своей школе, городе, регионе на мероприятии всероссийского масштаба.

В конкурсе может принять участие каждый ученик с 1-го по 11-й класс совместно с педагогом-научным руководителем.

Итоги конкурса подводятся 5-го числа каждого месяца (кроме января).



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей, проектов в начальной школе

  1. Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум» - URL:  http://obrazshkola.ru/?page_id=840 

Цель конкурса проектов учащихся:

Содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся, раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности; создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.

Предмет конкурса проектных работ

Исследовательские, информационные и практико-ориентированные проекты учащихся.

Участники конкурса        

Обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования, студенты колледжей: школьники в 4-х возрастных категориях: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.; студенты.

Конкурс проводится в заочной форме. Тематика материалов не ограничивается, однако материалы должны иметь образовательный характер и не противоречить.

  1. VII областной фестиваль-конкурс детских проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» - URL: http://center-dt.ru/wp-content/uploads/2018/02/Informacionnoe-pismo-1.pdf

Цель фестиваля-конкурса – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности детей дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Участниками фестиваля-конкурса проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» могут стать дети в возрасте до 11 лет (нижняя граница возраста отсутствует).

Для участия в фестивале-конкурсе принимаются проекты, выполненные детьми по любым предметным областям (направлениям).

Для детей дошкольного возраста работы классифицируются по следующим секциям:

  Гуманитарная;  Естествознание (живая природа);  Естествознание (неживая природа);  Техническое творчество.

Для детей младшего школьного возраста работы классифицируются по следующим секциям:  Красота своими руками;  Я и мой компьютер;  Зеленая планета;  Азбука здоровья;  Мой родной край;  Живое слово;  Удивительное рядом;  Сделаем мир лучше!

  1. Всероссийский  интернет-конкурсе детских проектов «Моя исследовательская работа» - URL:

 http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota 

Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа» проводится порталом Классные-часы.ру. От участников принимаются рефераты, доклады, проекты, научно-исследовательские работы, в которых исследуется какая-либо проблема или проверяется научная гипотеза.

Цель конкурса:

  • Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников.

Задачи конкурса «Моя исследовательская работа»:

  • формирование у детей исследовательских умений и навыков;
  • развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
  • поддержка творческой активности детей;
  • предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.

Возрастные категории участников всероссийского дистанционного конкурса «Моя исследовательская работа»

На конкурс проектов « Моя исследовательская работа » предоставляются работы в следующих возрастных категориях:

  • дошкольники;
  • ученики начальных классов (1 – 4 класс);
  • ученики средней школы (5 – 9 класс);
  • ученики старшей школы (10 - 11 класс);
  • студенты

  1. Международный конкурс проектов для учащихся – URL: http://school.interclover.ru/all/project.html 

Конкурс проектов для учащихся (в рамках конкурса Interclover) проводится по ступеням обучения, направлениям и номинациям.

Победители награждаются подарочными сертификатами в денежном эквиваленте.

Направления

Работы можно предоставлять по следующим  направлениям:

1.    Математический цикл

        a.    Математика: 1—6 класс

2.    Филологический цикл

        a.    Чистописание: 1 класс (не везде)
       b.    Родной язык: 1-4 классы
       c.    Русский язык: 1—11 классы
       d.    Чтение: 1—4 классы
       e.    Литература: 5—11 классы
       f.     Иностранный язык: 2—11 классы (английский, французский, немецкий, испанский)

3.    Трудовое обучение

        a.    Труд («Труды»): 1—4 класс (иногда 1-8 класс)

4.    Искусство

        a.    Музыка: 1-(5-9)классы.
       b.    Изобразительное искусство (Рисование): 1-7 классы

5. Международный проект «SMART PLANET» - URL: http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3855&Itemid=2452 

Проект «SMART PLANET»:

–  это конкурсы-олимпиады тестового типа для учащихся с 1 по 11 класс;

– это увлекательные задания, доступные каждому ребёнку;

– это удобный современный проект, который не требует особых усилий со стороны педагогов и родителей: задания выполняются в течение 45 минут;

–  это быстрый результат: итоги конкурса подводятся через сутки после его проведения;

–  это недорогой конкурс: стоимость конкурса для одного учащегося – 50-100 рублей;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...