ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность
опыты и эксперименты по теме
Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками
Опираясь на методику проведения детских исследований А.И. Савенкова, можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:
- Выделение и постановка проблемы.
На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование, соц. опрос и т.д.) и конкретную цель.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос: зачем мы его проводим.
Очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения
- Выработка гипотез.
Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов «предположим», «допустим», «возможно».
- Поиск путей решения
Обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов. Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя».
Важно помнить следующие моменты:
- планирование работы;
- работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, фильмы, работа с информацией из Интернета или электронными источниками);
Важно на этом этапе дать больше самостоятельности, чтобы ребенок мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.
- Формулирование выводов
Обобщение, классификация, систематизация. Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов.
- Представление результатов исследовательской деятельности
Представить результат своей работы можно в разнообразных формах:
1. Отчеты (устные, письменные, с демонстрацией материалов)
2. Презентации, фильмы, макеты, сборники и др.
- Доклад
Публичная защита перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. (Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях на праздниках, выставках достижений).
- Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проект – это «пять П»:
- Проблема.
- Проектирование (планирование).
- Поиск информации.
- Продукт.
- Презентация.
Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы
Алгоритм проектной деятельности.
- Представление темы проекта
На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами.
- Выбор проблемы
На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.
- Формулировка подтем (мелких проблем)
Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы.
- Планирование работы
В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.
- Осуществление проекта
Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).
- Представление проекта
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.
- Оценка проекта.
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
- Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 56 с.
- Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования;
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
- Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся // Биология в школе. – 2007. - № 1.
- Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov.html
Предварительный просмотр:
Список тем проектов для младших школьников
Социальные проекты:
- «Добро начинается с тебя»
- «Книжкин дом»
- «Подари радость детям»
- «Мы выбираем здоровый образ жизни»
- «Переменка»
Творческие проекты:
- «Сказкотерапия»
- «Календарь дней рождений»
- «Наши традиции»
- «Книга загадок»
- «Волшебная бумага»
Учебные проекты:
- «Создание календаря исторических событий».
- «Пословицы и поговорки»`
- «Клуб дебатов»
- «Секреты таблицы умножения»
- «Мой любимый школьный предмет»
Исследовательские проекты:
- «Лента времени моей семьи»
- «Есть ли в воздухе вода?»
- «Как рождается снежинка»
- «Моя малая Родина»
- «Дорогие сердцу улицы»
Информационные проекты:
- «Наши Защитники»
- «История моей будущей профессии»
- «О чем говорят явления природы?»
- «Школа нового времени»
- «Мой успех – правильно поставленная цель»
Предварительный просмотр:
Темы исследовательских работ для младших школьников
- «Маленькая история о моей большой семье»
- «Семейные традиции»
- «Шоколад – вред или польза»
- «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?»
- «Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?»
- «Профессии нашей мечты»
- «Почему вода в небольших водоемах зеленая?"
- «Почему море солёное?"
- «Почему скисает молоко?"
- «Польза и применение витаминов»
- «Бездомные животные - проблема каждого из нас»
- «Безопасный путь из дома в школу»
- «Какую воду мы пьём?»
- «Каким воздухом мы дышим»
- «Почему пахнут цветы?»
- «Бабушкина аптека»
- «Компьютерные игры – хорошо это или плохо?»
- «О чем рассказывают следы на снегу?»
- «Мои семейные ценности»
- «История моего имени»
Предварительный просмотр:
Список конкурсов исследовательских работ для младших школьников
1.Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки» - URL:
http://pedakademy.ru/?page_id=119
Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.
Задачи конкурса:
- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
2. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников "ОТКРЫТИЕ" - URL: https://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html
Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников.
Задачи конкурса:
- повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников;
- развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов;
- обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран.
Участниками конкурса могут стать учащиеся в возрасте от 7 до 12 лет, проживающие в Российской Федерации, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
3. VI областной фестиваль-конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» - URL: http://you28.ru/bio/index.php?option=com_content&task=view&id=178&Itemid=1
Цель конкурса - содействие развитию интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через вовлечение его в проектно-исследовательскую деятельность, выявление особо одаренных детей в каждой общеобразовательной школе
Задачи конкурса:
- создание условий для поддержки и развития творческой проектно-исследовательской активности детей;
- развитие навыков исследовательского поведения и формирования опыта индивидуальных достижений;
- привлечение интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста к решению социальных проблем города;
- предоставление учащимся возможности самореализации в интеллектуальной соревновательной деятельности конкурса;
- формирование сообщества обучающихся, учителей, специалистов в различных областях знаний через создание единого образовательного пространства.
Участники Конкурса.
3.1.Участниками Конкурса могут стать юные исследователи в возрасте от 7 до 11 лет.
3.2. На Конкурс принимаются работы учащихся, выполненные индивидуально или проект может быть групповым.
3.3. В качестве слушателей на конференции могут присутствовать научные руководители (учителя, подготовившие участника) и родители учащихся.
4. Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать» - URL: https://idfedorov.ru/contests/article=6078/
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Учусь исследовать. Учу исследовать» проводится с целью развития у детей познавательных потребностей, способностей, умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.
Основными целями и задачами конкурса являются:
- поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов;
-содействие обмену опытом учителей;
-формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-содействие развитию творческой исследовательской активности;
-содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
- пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.
5. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп « Свет познания - весна 2018» - URL:
https://open-hands.ru/svet-poznaniya#2
Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.
Наш конкурс дает возможность каждому ученику совместно с научным руководителем представить свой труд не только одноклассникам или учащимся других школ города, но и заявить о себе, своей школе, городе, регионе на мероприятии всероссийского масштаба.
В конкурсе может принять участие каждый ученик с 1-го по 11-й класс совместно с педагогом-научным руководителем.
Итоги конкурса подводятся 5-го числа каждого месяца (кроме января).
Предварительный просмотр:
Список конкурсов, фестивалей, проектов в начальной школе
- Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум» - URL: http://obrazshkola.ru/?page_id=840
Цель конкурса проектов учащихся:
Содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся, раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности; создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.
Предмет конкурса проектных работ
Исследовательские, информационные и практико-ориентированные проекты учащихся.
Участники конкурса
Обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования, студенты колледжей: школьники в 4-х возрастных категориях: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.; студенты.
Конкурс проводится в заочной форме. Тематика материалов не ограничивается, однако материалы должны иметь образовательный характер и не противоречить.
- VII областной фестиваль-конкурс детских проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» - URL: http://center-dt.ru/wp-content/uploads/2018/02/Informacionnoe-pismo-1.pdf
Цель фестиваля-конкурса – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности детей дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Участниками фестиваля-конкурса проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» могут стать дети в возрасте до 11 лет (нижняя граница возраста отсутствует).
Для участия в фестивале-конкурсе принимаются проекты, выполненные детьми по любым предметным областям (направлениям).
Для детей дошкольного возраста работы классифицируются по следующим секциям:
∙ Гуманитарная; ∙ Естествознание (живая природа); ∙ Естествознание (неживая природа); ∙ Техническое творчество.
Для детей младшего школьного возраста работы классифицируются по следующим секциям: ∙ Красота своими руками; ∙ Я и мой компьютер; ∙ Зеленая планета; ∙ Азбука здоровья; ∙ Мой родной край; ∙ Живое слово; ∙ Удивительное рядом; ∙ Сделаем мир лучше!
- Всероссийский интернет-конкурсе детских проектов «Моя исследовательская работа» - URL:
http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota
Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа» проводится порталом Классные-часы.ру. От участников принимаются рефераты, доклады, проекты, научно-исследовательские работы, в которых исследуется какая-либо проблема или проверяется научная гипотеза.
Цель конкурса:
- Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников.
Задачи конкурса «Моя исследовательская работа»:
- формирование у детей исследовательских умений и навыков;
- развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
- поддержка творческой активности детей;
- предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.
Возрастные категории участников всероссийского дистанционного конкурса «Моя исследовательская работа»
На конкурс проектов « Моя исследовательская работа » предоставляются работы в следующих возрастных категориях:
- дошкольники;
- ученики начальных классов (1 – 4 класс);
- ученики средней школы (5 – 9 класс);
- ученики старшей школы (10 - 11 класс);
- студенты
- Международный конкурс проектов для учащихся – URL: http://school.interclover.ru/all/project.html
Конкурс проектов для учащихся (в рамках конкурса Interclover) проводится по ступеням обучения, направлениям и номинациям.
Победители награждаются подарочными сертификатами в денежном эквиваленте.
Направления
Работы можно предоставлять по следующим направлениям:
1. Математический цикл
a. Математика: 1—6 класс
2. Филологический цикл
a. Чистописание: 1 класс (не везде)
b. Родной язык: 1-4 классы
c. Русский язык: 1—11 классы
d. Чтение: 1—4 классы
e. Литература: 5—11 классы
f. Иностранный язык: 2—11 классы (английский, французский, немецкий, испанский)
3. Трудовое обучение
a. Труд («Труды»): 1—4 класс (иногда 1-8 класс)
4. Искусство
a. Музыка: 1-(5-9)классы.
b. Изобразительное искусство (Рисование): 1-7 классы
5. Международный проект «SMART PLANET» - URL: http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3855&Itemid=2452
Проект «SMART PLANET»:
– это конкурсы-олимпиады тестового типа для учащихся с 1 по 11 класс;
– это увлекательные задания, доступные каждому ребёнку;
– это удобный современный проект, который не требует особых усилий со стороны педагогов и родителей: задания выполняются в течение 45 минут;
– это быстрый результат: итоги конкурса подводятся через сутки после его проведения;
– это недорогой конкурс: стоимость конкурса для одного учащегося – 50-100 рублей;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»
Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...
Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...
Презентация к статье "Как мы работали над внеклассным мероприятием с элементами исследовательской и проектной деятельности "Берёза - символ России"
Презентация к статье...
Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе...
Организация научно-исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
из опыта работы начальной школы МОУ "МСОШ №2"...
Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»
настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...