Реализация ФГОС.
статья на тему

Степанова Лариса Владимировна

 Статья о проблемно-диалогическом обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos_noo.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС НОО

 через технологии развивающего обучения

Тема: Проблемно-диалогическое обучение

 как средство реализации ФГОС

Цель: показать использование приемов проблемного обучения учащихся.
Оборудование: компьютер и презентация, тесты и карточки с заданиями.
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».
Древняя мудрость
Сегодня перед каждым учителем встает вопрос о том, что ему придется менять в своей работе в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. Новый стандарт нацелен на смену образовательной парадигмы, то есть приоритетным для него является не передача суммы знаний, а развитие личности учащегося путем освоения различных способов действий. 
«Великая цель образования – это не знания, а действия» (Г.Спенсер)
Проблемно-диалогическая технология создана на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях: проблемном обучении и психологии творчества. Она успешно заменила традиционных урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке открытия нового знания должно быть проработано два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или проблемного вопроса. 
Поиск решения – этап выведения и формулирования нового знания. 
Вторая часть «диалогическое» означает, что постановку проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в процессе специально организованного учителем диалога. 
Е.Л. Мельникова, автор этой технологии, различает два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, помогающих ученику работать творчески. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики, помогающие ученикам осознать возникшее противоречие и сформулировать проблему. 
На этапе поиска решения учитель побуждает учеников высказать и проверить гипотезы, то есть обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. 
Подводящий диалог – это система посильных ученикам вопросов и заданий, которая развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает цепочку вопросов, которая ведет к «открытию» знаний простым и коротким путем. 
Таким образом, на проблемно-диалогическом уроке с помощью диалога (побуждающего или подводящего) учитель сначала помогает ученикам поставить учебную проблему (сформулировать тему урока или проблемный вопрос). Так он вызывает внутреннюю познавательную мотивацию школьников. Затем учитель также при помощи побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, то есть «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. 
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Эмоциональное переживание возникает у школьников именно при столкновении с противоречием. Поэтому важно грамотно подойти к созданию самой проблемной ситуации на уроке. 
Е.Л. Мельникова различает два типа проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением (в соответствии с тем, какую реакцию они вызывают у школьников). 
Приемы создания проблемных ситуаций с удивлением.

Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. 

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем предъявляет научный факт. 

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и 
невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, несходным с предыдущим.

Прием 5. Состоит в том, что учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, то есть задание, не похожее на все предыдущие. Например, урок математики в 1 классе по теме «Составная задача». Ученикам даются две простые задачи, с которыми они успешно справляются. Третьей предлагается составная задача. Поскольку с этим типом задач дети еще не сталкивались, они в затруднении. (Возникновение проблемной ситуации.) 

Прием 6 выполняется в два шага. Сначала учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После чего у детей возникает требуемое замешательство. 
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. 
Кроме приведенных выше методов постановки учебной проблемы существует еще один, наиболее простой: сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. 
Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, шутки, фрагменты из художественной литературы и др. 
Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. 
Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: 
- побуждающий от проблемной ситуации диалог, 
- подводящий к теме диалог, 
- сообщение темы с мотивирующим приемом. 
Все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.
Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения. Суть поиска решения учебной проблемы сводится к тому, что учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. 
На уроке существует две основные возможности обеспечить такое «открытие»: 
- побуждающий к гипотезам диалог 
- подведение к знанию. 
Побуждающий к гипотезам диалог является наиболее сложным для учителя, так как требует осуществления четырех педагогических действий:
1) побуждения к выдвижению гипотез;
2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;
3) побуждение к проверке гипотез;
4) принятия предлагаемых учениками проверок.
По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать безоценочное принятие любых мыслительных результатов учащихся: ошибочных и решающих гипотез, ошибочных и верных проверок.
Подводящий к знанию диалог значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: 
- побуждающий к гипотезам диалог, 
- подводящий от проблемы диалог 
- подводящий без проблемы диалог. 
Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность школьников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса: воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что задания должны быть «продуктивными», то есть развивать не только предметные умения, но метапредметные. Результатом такого задания будет продукт, который создали сами учащиеся. Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом.
Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением в реализации требований Федерального государственного стандарта, который разводит предметные, метапредметные и личностные результаты образования.
Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.
Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: 
- познавательные, 
- коммуникативные 
- регулятивные. 
В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. 
Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. 
Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового знания. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. 

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. 

Уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с Вами приёмами, которые можно использовать на уроках при создании проблемной ситуации.
Начну с Притчи.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения, при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
Истина там, где есть вопрос, либо проблема. 
Цель, которую я ставлю перед собой на уроке: заинтересовать детей, удивить, разобраться, дойти до истины. 
Это составные компоненты проблемного обучения.
На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его мыслью, запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – “пришел, услышал, заучил” – называется репродуктивной. А при построении проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний.

Для создания проблемной ситуации на уроках  использую следующие приёмы:
1. Приём: «Найди верное решение».
Цель: создать проблемную ситуацию, и направить учащихся на её решение, организуя поиск.

На доске 2 примера.
6+2 х 3=12 6+2 х 3 =24
- Вы чем-нибудь удивлены? Почему?
- Но если отличаются правые части, то…( различаются и левые части)
- Над каким вопросом подумаем?
- Ну и чем же отличаются левые части? Есть идеи?
- Какой порядок действий в первом примере? А во втором?
- В каком примере мы действовали по правилам?
- А во втором мы нарушили правило!
- Как же нам догадаться, что здесь сначала сложение?
- Молодцы! Есть такой знак! (дописываю скобки во второй пример.)
- Он называется «скобки». Так что же обозначают скобки? 
(скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь.)
Участники мастер - класса отвечают на поставленные вопросы.
6+ (2 х 3) =24

Данный приём помогает мне заинтересовать детей, заставить думать, опираясь на ранее полученные знания.

2. Приём «Лови верное решение».
Цель: научить сравнивать, видеть различие, уметь аргументировать правильное решение.
Дана задача.
Золушка разложила в 4 корзинки по 3 орешка. Сколько всего орешков разложила Золушка?
На доске записано 2 примера:
4 х 3 =12
3 х 4 = 12
- Вы удивлены. Почему? (Правые части равны, левые тоже, т. к. пользуясь переместительным свойством мы знаем, что 4 х 3 = 3 х 4)
- Какие есть идеи? (Ответы зала)
(Второй пример верен, т. к. по 3 орешка взяли 4 раза.)
- А какую задачу вы можете составить, чтобы её решением был первый пример?
- Данный приём учит рассуждать над поставленной проблемной задачей, находить верное решение и доказывать свой выбор.

3. Приём «Услышь ошибку».
Цель: Формировать умения учащихся на слух находить несоответствия в вопросах по изученным темам.

Учитель читает текст.
В дельфинарии самой большой рыбой был кит. (Млекопитающее, легкие)
На нос бабе Бабарихе приземлился на все свои 4 ноги рассерженный комар. (6 лап)
В зоопарке мы видели льва, он дышал жабрами. (Лёгкие)
- Данный приём активизирует внимание учащихся, позволяет проверить знания.

4. Приём «Найди лишнее».
Цель: формировать у учащихся умения классифицировать учебный материал, данный с избыточными данными.

На слайде показаны картинки с дикими животными и собакой.
- Какая проблема? 
- Все ли эти животные дикие?


Если на традиционном уроке мы бы просто перечислили представителей дикой природы, то с точки зрения проблемного подхода, ребята должны доказать, какие животные относятся к диким и почему собака к ним не относится.
Данные приёмы: «Найди верное решение», «Лови верное решение»,
«Найди лишнее», «Услышь ошибку» я применяю при фронтальной работе.

Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, вот именно поэтому я и использую индивидуальный подход.

Каждая новая проблема не всегда вызывает интерес у учащихся. В таком случае нужна задача, которая на первый взгляд, кажется, простой, а на деле требует нестандартного подхода, который создаёт проблему. 
При поиске этой проблемы ученик сталкивается с её исследованием и обобщением. Такую работу можно осуществлять через организацию групповой формы деятельности.

Рефлексия.
- Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы?
- Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете?
- Хотелось бы пожелать…

То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....

Мастер - класс "Диссеминация педагогического опыта в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО: современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО"

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его пр...

Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...