Обобщение опыта
материал на тему

Чуркина Вера Николаевна

Обобщение опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка в процессе реализации проблемно - диологической технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_churkinoy_v.n.2.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чуркина Вера Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1

Волоконовского района Белгородской области»

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы на уроках русского языка в процессе реализации проблемно-диалогической технологии

                             Автор опыта:        

                                         Чуркина Вера Николаевна,

                                                         учитель начальных классов

                                                                      МБОУ «Волоконовская СОШ №1»                                            

Волоконовка

2016

Содержание

Раздел I. Информация об опыте………………………………………..        

I. 1.Условия возникновения и становления опыта………………………3-4        

I. 2.Актуальность опыта….………………………………………………. 4-5        

I. 3.Ведущая педагогическая идея опыта…….…………………………….5        

I. 4.Длительность работы над опытом...……………………………………5        

I. 5.Диапазон опыта…………………………………………………….........5        

I. 6.Теоретическая база опыта…………………………………………… 5-6        

I. 7.Новизна опыта…………………………………………………………. 6        

I.8.Характеристика условий применения опыта………………………….6

Раздел II. Технология опыта……………………………………………

II.1. Цель..……………………………………………………………………7

II.2.Задачи……………………………………………………………………7

II.3.Организация учебно-воспитательного процесса…………………...7-9

II.4. Формы,  приёмы, методы, средства, технологии обучения……...9-15

Раздел III. Результативность опыта………………………………..16-19        

Библиографический список…………………………………………........20

Приложения……………………………………………………………21-42

Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал.

А. Дистервег

РАЗДЕЛ I

Информация об опыте

I.1.        Условия возникновения, становления опыта.

Педагогический опыт «Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы на уроках русского языка в процессе  реализации  проблемно-диалогической технологии» сформировался в МБОУ «Волоконовская СОШ №1» в условиях реализации ФГОС  начального общего образования с  2012 по 2016гг.

Контингент учащихся  был  представлен разными социальными слоями:

70% родителей – служащие и интеллигенция;

28% родителей – рабочие;

2% родителей – безработные.

Кроме того было  выявлено, что  в связи с загруженностью на работе, ритмом жизни,  семейными проблемами,      многие родители  недостаточно чётко представляют современные требования, предъявляемые к образованию.  Вследствие этого   наблюдалось  разное отношение родителей к учебному процессу.  

Кроме того,  1-го класса по методикам, разработанным специалистами Федерального научно-методического центра имени Л.В. Занкова, показали невысокие результаты:

  • способность к интерпретации и осмыслению – 8%;
  • способность к совмещению двух аспектов рассмотрения объектов (комбинаторные способности) – 2%;
  • способность к абстрагированию и переключению с одного аспекта рассмотрения объекта на другой – 8%;
  • способность к проведению классификации по одному или нескольким признакам – 6%;
  • способность изменять точку зрения на предмет при его восприятии – 4%;
  • способность к самостоятельному выводу, обобщению – 2%;
  • способность к планированию действия – 6%.

Диагностика личностных УУД (по методикам «Беседа о школе, «Незавершенная сказка» - модифицированный вариант Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера), регулятивных УУД («Выкладывание узора из кубиков» П. Я. Гальперина), познавательных УУД (методика С.Н.Карповой, коммуникативных УУД (методика «Кто прав», задание «Рукавичка» Г. А. Цукермана) дала такие результаты.

Личностные УУД:

Самоопределение, внутренняя позиция школьника, самооценка, мотивация учебной деятельности

Регулятивные УУД:

Умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя

Познавательные УУД:

умение осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

умение высказать свою мысль, умение договариваться,

умение аргументировать свое предложение, убеждать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов и т. д.

Высокий уровень-8  чел

Средний - 5 чел

Низкий - 3 чел

Высокий уровень-5 чел

Средний - 5 чел

Низкий -6 чел

Высокий уровень-2 чел

Средний-5 чел

Низкий- 9 чел  

Высокий уровень-6 чел

Средний- 4 чел

Низкий-6 чел

Таким образом, было обнаружено  различие  в  уровне    готовности  учащихся к обучению в школе.  

Решение данных проблем стало возможным при  использовании технологии  проблемно-диалогического обучения, которая способствовала  развитию умственных способностей учащихся,   их самостоятельности, креативного мышления и максимальном   понимании     родителями  актуальности обучения.

                                I.2. Актуальность опыта

В соответствии с ФГОС второго поколения на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.  

В связи с этим, одной из главных задач современной школы является развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных учебных действий, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Результаты  предварительной диагностики универсальных учебных действий учащихся свидетельствуют о недостаточном уровне развития правописно-орфографических  навыков  и низком уровне сформированности универсальных учебных действий.

Таким образом,  возникает противоречие между требованиями ФГОС к планируемым результатам обучения и их наличным состоянием.

Данный педагогический опыт  по теме «Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы на уроках русского языка в процессе  реализации проблемно-диалогической технологии» направлен на преодоление  вышеназванного противоречия.

I.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Систематическое и методически правильное применение проблемно-диалогической технологии не только формирует универсальные учебные действия учащихся, но  и  способствует повышению предметных результатов обучения по русскому языку.

I.4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2012 года и продолжается по настоящее время. За этот период я отслеживала рост универсальных учебных действий учащихся, оценивала результаты, выявляла проблемы.

I этап (сентябрь 2012 - апрель 2013 г.) – проектировочный:

изучение теоретического материала по теме опыта; определение цели, задач исследования; педагогический анализ действующих учебных программ и учебников по русскому языку для начальных классов по ФГОС второго поколения; наблюдение за учебным процессом в 4-ом классе в ходе использования приёмов проблемно-диалогической технологии;

II этап (май 2013 – май 2015 года) – внедренческий: реализация проблемно-диалогической технологии и мониторинг формирования универсальных учебных действий;

III этап  (июнь 2015 – март 2016 г.) – обобщающий: обработка, анализ и обобщение результатов, полученных в ходе исследования.

I.5. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен единой системой «урок – внеурочная деятельность».

I.6. Теоретическая база опыта

Психология и дидактика XX века утверждают, что развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность.

Развивающая функция обучения наиболее эффективно реализуется в дидактической системе Л.В. Занкова [7]. Её принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников, на формирование умений целеполагания, планирования, прогнозирования, коррекционные и контрольно-оценочные действия, волевую саморегуляцию.  

В соответствии с ФГОС НОО термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [9].

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе. Так  происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребёнка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих, и в первую очередь оценок близкого взрослого, формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка

Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.

Автором технологии проблемно-диалогического обучения является Мельникова Е.Л. [6]. На проблемно-диалогическом уроке ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск её решения - на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.

В данном исследовании мы опираемся на теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, признающей тот факт, что ведущая роль в учебной деятельности принадлежит общеучебным умениям, благодаря которым ученик познает объективную реальность, обогащает свой опыт, овладевает средствами воздействия на окружающую действительность [2].

Психологической основой концепции проблемно-диалогического  обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С. Л. Рубинштейном [7].

I.7. Новизна опыта

Новизна опыта состоит в совершенствовании методов и приёмов обучения по системе Л.В.Занкова для формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка  в условиях введения ФГОС второго поколения.

I.8. Характеристика условий применения опыта

       Применение  данной системы работы возможно на уровне начального общего образования,  при  использовании  учебно-методического комплекса Русский язык. 1-4 класс. Учебники для общеобразовательных  организаций в 2 ч. / А.В.Полякова.– М.: Просвещение, 2015, базовом уровне обучения.

РАЗДЕЛ II

Технология опыта

II.1. Цель опыта: формирование универсальных учебных действий учащихся.

II.2. Задачи:

  1. организовать учебную (творческую, познавательную) деятельность учащихся на уроке;
  2. провести детей через все звенья научного творчества: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта;
  3. обеспечить активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач;
  4. пробудить познавательный интерес к родному слову.

II.3. Организация учебно-воспитательного процесса

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются  четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Исходя из опыта нашей работы, мы отобрали основные показатели, по которым отслеживали уровень сформированности универсальных учебных действий (приложение № 5).

Урок  целесообразно начинать  с психологического настроя, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий:

У.- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. В.Солоухин писал: «У человека всё предназначено для самого себя: глаза  - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо». Пусть этот урок принесет вам радость общения.

        На этапе чистописания дети объясняют смысл пословицы. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию. Такой приём  позволяет повысить интерес учащихся к уроку русского языка. На этом этапе урока мы формируем личностные УУД.

    На следующем этапе происходит актуализация знаний. Идёт формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

        Следующий этап урока – это создание ситуации, приводящей к постановке темы и целей урока. Сначала учащимся предлагается составить слова из букв, они делают вывод, что объединяет все эти слова. Далее  вспоминают всё, что они знают об имени существительном и, работая в парах, делят слова на группы. Такая форма работы учит детей формулировать учебную проблему, определять цель работы, выдвигать версии решения проблемы. Школьники высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение. На этом этапе мы формируем все виды универсальных учебных действий.

          Следующий этап – открытие детьми нового знания.

Учащиеся работают в группах, объединяют слова по разным признакам, ищут ответ на проблемный вопрос (почему в одних словах ь пишется , а в других – нет), анализируют, рассуждают, выделяют главное, проводят классификацию по различным критериям, обобщают полученные знания, сами формулируют вывод, сравнивают его с правилом в учебнике

Групповая форма работы позволяет не только переработать информацию для получения необходимого результата, но и учит договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Ученики распределяют и выполняют разные роли в коллективном решении проблемы. На этом этапе мы формируем все виды универсальных учебных действий.

              На этапе применения знаний учащиеся высказывают предположения, строят рассуждения, планируют свои действия, устанавливают аналогии. Все это позволяет преобразовать полученную на уроке информацию из одной формы в другую и представить её в виде алгоритма решения орфографической задачи. На данном этапе урока мы формируем познавательные УУД.

          На этапе закрепления изученного учащиеся извлекают нужную информацию, выполняют учебные действия по алгоритму, проверяют действия своих товарищей. У них формируются познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.

          На следующем этапе - обобщение знаний по изученной теме - идёт  формирование личностных и регулятивных УУД. Для оценки  работы на уроке предлагается тест по изученной теме, в котором не номера правильных ответов, а буквы. При успешном выполнении из букв правильных ответов ученик прочитывает слово «умница».  

Домашнее задание - разное по сложности - предлагается выбрать. Это позволяет объяснить самому себе «что я хочу» (цели и мотивы) и «что я могу» (результаты), т.е. формируются личностные УУД.

Урок заканчивается рефлексией. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию и определяют степень успешности выполнения своей работы. На данном этапе идёт  формирование регулятивных  УУД.

Для формирования и  развития коммуникативных УУД на уроках русского языка широко использую устные творческие задания (коллективный рассказ по сюжетным картинкам, придумай историю к заданному концу  (началу, середине), перескажи историю от лица разных героев сказки/рассказа, придумай сказку с определенными персонажами),  письменные творческие задания (придумай рекламу нашему учебнику (школы, праздника, школьной столовой, библиотеки), напиши объявление от лица литературного героя или анимационного персонажа, придумай текст приглашения на свой день рождения для своих друзей, отредактируй инструкцию, напиши  инструкцию (как подготовить домашнее задание, как выучить стихотворение наизусть, как пользоваться общественным транспортом), сочинения (приложение № 4).

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля -  часто практикую приёмы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Для формирования умения планировать свою деятельность эффективным приёмом считаю такой вид работы, как совместное с учащимися составление плана урока. Эта работа проходит в два этапа. На начальном этапе обучения в 1 – 2 классах сообщаю детям план урока в виде схемы. По ходу урока дети контролируют и оценивают результаты  выполнения этого плана. В 3 – 4 классах, отталкиваясь от цели и задач урока, предлагаю ученикам вместе с учителем составить план урока. В процессе этой работы обучающиеся учатся планировать свои действия, их результаты, вырабатывать критерии для оценки учебной работы, оценивать свои и результаты других по заданным критериям, а также самостоятельно выбирать учебный материал из учебника и пособий.

Взаимосвязь формирования универсальных учебных действий и использования проблемно-диалогической технологии показана в приложении № 6.

 

  II.4.Формы, приёмы, методы, средства, технологии обучения    

Проблемно-диалогическая технология – это совокупность методов, приёмов, форм проблемного обучения, обеспечивающих посредством диалога с учителем творческое усвоение знаний учащимися.         

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово «проблемный» означает, что на уроке обязательно должны быть проработаны два звена: «постановка проблемы» и «поиск решения». Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания [6].

         Слово «диалог» означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

В данном  опыте работы используется  три основных метода постановки учебной проблемы:

1) побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2) подводящий к теме диалог;

3) сообщение темы с мотивирующим приёмом.

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Приёмы создания проблемной ситуации.

Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» закладываем противоречие между двумя (или более) положениями.

Приём 1. Учитель  предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

Урок русского языка в 3 классе «Однокоренные слова»

На доске записаны слова: лесовик, лес, лесник, леса, лесом, о лесе, лесовичок.

-У: Детям было дано задание выделить однокоренные слова.

Коля выделил слова лесовик, лес, лесник, лесовичок. А Юля выделила лесовик, лесом, лес, лесовичок, лесник.

-Кто прав?      

Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова» на доске написаны односложные слова, среди которых одно слово двусложное. Учитель  просит в словах, записанных на доске, выделить корень. Ребенок у доски в слове  «мухоловка» выделяет один корень.

- Учитель: Все согласны?

- Д: Нет. В слове «мухоловка» два корня: -мух- и -лов-.

Урок  русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий».

-У: Прочитайте столбики слов:

редкий            редко

мягкий            мягко

лёгкий            легко

- Что можете о них сказать?

-Д: Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.

-У: Разберите по составу слова каждого столбика.

Ученица у доски выделяет в наречиях окончание – о.

-У: Проверим. Слова второго столбика – наречия. Вспомните, что такое наречие.

-Д: Неизменяемая часть речи.

-У: Но тогда чего не может быть у наречий?

-Д: Окончания.

Приём 3. Шаг 1. Учитель выявляет  субъектный опыт учащихся об изучаемом учебном материале  вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Учитель предъявляет научный факт в виде сообщения,  эксперимента.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.

Урок русского языка в 3 классе «Однокоренные слова».

-У: Придумайте однокоренные слова.

-Юля: водитель, водяной, водичка. У этих слов общий корень –вод.

-У: Все ли согласны?

Дети с Юлей не согласны. Коля утверждает, что слово водитель здесь лишнее, т. к. имеет другое значение. А Саша нашел значение этого слова в толковом словаре и подтвердил, что оно лишнее. Таким образом, дети пришли к выводу, что однокоренные слова не только те, которые имеют общий корень, но и близкие по смыслу.

Приём 4.  Учитель дает  ученикам невыполнимое задание.

Так, при изучении в 3-ем классе темы «Написание безударной гласной в корне слова» детям было предложено подобрать проверочные слова к следующим словам: агроном, беседа, столица, береза, календарь, лягушка. Дети не смогли подобрать проверочные слова и  пришли к выводу, что не все безударные гласные проверяются ударением. Написание этих слов нужно запомнить и проверять по словарю.    

Приём 5:  Учитель предлагает учащимся задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

На уроке русского языка во 2 классе на тему «Род имен прилагательных» предлагаю детям такое задание:

-У: у прилагательных, развешанных по классу определить род.

Малиновый, березовая, вкусное, деревянный, мягкое, пушистое, зеленые, сладкое, тихие.

-Д: У прилагательных зеленые, тихие мы не можем определить род.

-У: А почему? В чем затруднение?

-Д: Потому что эти прилагательные стоят во множественном числе, а мы еще не знаем, как у прилагательных множественного числа определить род.  

Приём 6.  Шаг 1.  Учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания.

Шаг 2. Учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

На уроке русского языка в 3 классе по теме «Окончания имён существительных» дети получили задание выделить окончания у следующих существительных: небо, пальто, лужа, радио, сердце, кафе, дуб, медведь.

-У: Вы смогли выполнить задание?

-Д: Задание выполнили.

-У: Давайте проверим.

В ходе проверки при выделении окончаний в словах пальто, радио, кафе дети предложили несколько вариантов ответов.

- Почему у вас разные мнения?

Дети аргументируют свои ответы.

-У: Что нам поможет принять правильное решение?

-Д: Надо вспомнить правило об определении окончаний в именах существительных.

На основе правила дети приходят к выводу, что слова пальто, радио, кафе не изменяются, а значит и не имеют окончаний.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются различными приёмами, текст побуждения для каждого из шести приёмов будет свой, например:

- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

- Вопрос был один? А мнений сколько?

- Что вас удивило? Что интересного заметили?

- Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

2. Подводящий к теме диалог

Он представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания различаются по характеру и степени трудности, но посильны для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога принимаем даже ошибочные ответы учащихся.

Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках».

-У: Спишите из упражнения слова: долетел, забежал, надписал и др. Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные.

-Дети записывают слова, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные.

-У: В каких частях слова находятся безударные гласные? Обозначьте их.

-Д: В корне и приставке. Выделяют корни и приставки.

-У: Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?

-Д: О безударной гласной в корне.

-У: А какого правила о безударных гласных ещё не учили?

-Д: Наверное, о безударных гласных в приставках.

-У: Значит, какая сегодня тема урока?

-Д: Безударные гласные в приставках.

3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Сообщение темы с мотивирующим приёмом заключается в том, что мы предваряем сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приёмы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» используем сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом всё-таки связанный с темой урока.

Приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приёма используются одновременно.

Урок русского языка во 2 классе по теме «Образование глаголов будущего времени».

-У: Ребята, отгадайте загадку.

Для него прогулка – праздник,

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник-

Медвежонок…. (Винни-Пух)

-Что вы знаете о Винни-Пухе? Кто его придумал?

-Д: Он любил мёд, сочинял стихи. Этого героя придумал Алан Милн.

-У: Прочитайте стихотворение, которое он сочинил. Что заметили?

Хорошо быть медведем, ура!

Хорошо быть медведем, ура!

Побежу…

(Нет, победю!)

Победю я жару и мороз,

Лишь бы медом был вымазан нос!

Победю…

(Нет, побежду!)

Побежду я любую беду,

Лишь бы были все лапки в меду!..

-У: какое слово Винни-пух произносит по-разному? А как правильно? Давайте разберемся в этом вопросе.

Методы поиска решения учебной проблемы

1. Побуждающий к гипотезам диалог.

Ученикам задается проблемный вопрос. Они выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения.

  • Почему ча-ща пишутся с а?
  • Все имена собственные пишутся с большой буквы?
  • Как можно разбить данные слова на группы и почему?
  • В конце побудительного предложения всегда ставится ! ?
  • В тексте обязательно должно быть что?

2. Подводящий к открытию знания диалог.

Виды продуктивных заданий.

Типы продуктивных заданий

Особенности применения

На формулирование вопросов темы урока.

Сразу после введения знаний:

- если учебная проблема появилась как вопрос;

- если новое знание открыто с помощью подводящего без проблемы диалога.

В конце этого или начале следующего урока. («Задайте друг другу вопросы по новому материалу».)

На создание опорного сигнала: символ, схема, таблица, опорные слова.

В классе или дома, если опорный сигнал не составляется учителем при введении знания.

На создание художественного образа в метафоре, загадке, стихотворении.

Дома по желанию.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова»

-У: Так сколько же корней в слове «мухоловка»? Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. Почему птичка так называется?

-Д: Она ловит мух.

-У: Запишите «ловит мух». Подберите и запишите однокоренные слова к слову «муха». Выделите корень.

- Подберите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите в них корень.

-Есть ли корни  -мух- и  -лов- в слове «мухоловка»?

-Д: Да, есть.

-У: Так сколько же корней в слове «мухоловка»?

-Д: Два корня.

-У: Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение.

-Д: Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания).

Формы работы на уроке

Первостепенная задача учителя - создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов и форм  являются наиболее эффективными. Рассмотрим формы и приёмы работы на разных этапах урока.

Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

О формировании универсальных учебных действий может идти речь уже  на организационном этапе урока.

(дети произносят хором)

Прозвенел  звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

У.- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

   - Почему это важно? Выскажите свои мысли

РАЗДЕЛ III

3.1. Результативность опыта

3.1.1. Диагностика уровня сформированности УУД

Диагностика уровня сформированности УУД младших школьников проводилась в течение двух лет по авторским методикам. Она включала в себя входной и итоговый контроль. Степень сформированности оценивалась по трём уровням: низкий, средний и высокий. Результаты диагностики по каждому показателю демонстрируют положительную динамику формирования универсальных учебных действий.

Результаты мониторинга

(май 2013 года, 1 класс)

Личностные УУД:

Самоопределение, внутренняя позиция школьника, мотивация учебной деятельности

Регулятивные УУД:

Умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные УУД:

Умение осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Умение высказать свою мысль, умение договариваться, умение аргументировать свое предложение.

Высокий-10 чел.

Средний- 13 чел.

Низкий- 2 чел

Высокий- 6чел.

Средний- 15 чел.

Низкий- 4 чел

Высокий-5 чел.

Средний- 15 чел.

Низкий- 5 чел

Высокий-8 чел.

Средний- 13 чел.

Низкий- 4 чел

Результаты мониторинга

 (май 2014 года, 2 класс)

Личностные УУД:

Самоопределение, внутренняя позиция школьника, мотивация учебной деятельности

Регулятивные УУД:

Умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные УУД:

Умение осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Умение высказать свою мысль, умение договариваться, умение аргументировать свое предложение.

Высокий-14 чел.

Средний- 10 чел.

Низкий- 1 чел

Высокий- 10чел.

Средний- 12 чел.

Низкий- 3 чел

Высокий-7 чел.

Средний- 14 чел.

Низкий- 4 чел

Высокий-13 чел.

Средний- 9 чел.

Низкий- 3 чел

Результаты мониторинга

(май 2015 года, 3 класс)

Личностные УУД:

Самоопределение, внутренняя позиция школьника, мотивация учебной деятельности

Регулятивные УУД:

Умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные УУД:

Умение осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Умение высказать свою мысль, умение договариваться, умение аргументировать свое предложение.

Высокий-15чел.

Средний- 10 чел.

Низкий-  0 чел

Высокий- 11чел.

Средний- 12 чел.

Низкий- 2 чел

Высокий-8 чел.

Средний- 14 чел.

Низкий- 3 чел

Высокий-14 чел.

Средний- 9 чел.

Низкий- 2 чел

Результаты мониторинга

(май 2016 года, 4 класс)

Личностные УУД:

Самоопределение, внутренняя позиция школьника, мотивация учебной деятельности

Регулятивные УУД:

Умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные УУД:

Умение осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Умение высказать свою мысль, умение договариваться, умение аргументировать свое предложение.

Высокий-16 чел.

Средний- 9 чел.

Низкий- 0 чел

Высокий- 12чел.

Средний- 13 чел.

Низкий- 0 чел

Высокий-9 чел.

Средний- 15 чел.

Низкий- 1 чел

Высокий-15чел.

Средний- 10 чел.

Низкий- 0 чел

3.1.2. Качество знаний учащихся по русскому языку.

Учебный год

Класс

Качество знаний

2013-2014

2 класс

64%

2014-2015

3 класс

76%

2015-2016

4 класс

78%

3.1.3. Участие обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах.

Всероссийский уровень

Середа Илья - 2 место в  конкурсе детского художественного творчества «Лучше нет родного края» в номинации «Конкурс чтецов», 2013

Аверин Кирилл, Ватутина Полина, Карагодин Александр, Губин Роман, Середа Илья, Логоша Евгения, Щупко  Даниил, Ломачинская Анжелика, Рыкалова Анастасия - победители осенней  всероссийской  онлайн-олимпиада «Плюс» по математике,  2016г.

Ватутина Полина – победитель конкурса «Золотые руки России!»

Середа Илья - победитель конкурса «Золотые руки России!», 2016г.

Карагодин Александр – 2 место во 2 Всероссийской дистанционной олимпиаде «Мир вокруг», 2015г.

Ватутина Полина - 2 место во 2 Всероссийской дистанционной олимпиаде «Капитошка», 2015г.

Рыкалова Анастасия - 3 место во 2 Всероссийской дистанционной олимпиаде «В гостях у сказки», 2016г.

Ватутина Полина - победитель  Всероссийского конкурса научно- исследовательских и творческих работ учащихся « Литературная Россия», 2016г.

Середа Илья, Щупко Даниил - призёры  Всероссийского конкурса научно- исследовательских и творческих работ учащихся                «Литературная Россия»; 2016г.

Региональный уровень

Победители регионального этапа интеллектуальных игр «Эрудит Белогорья»; 2016г.

Олейникова Софья  - победитель регионального этапа Всероссийского конкурса на знание символов и атрибутов государственной власти Российской Федерации в номинации «Декоративно-прикладное искусство», 2016г.

Середа Илья - призёр регионального этапа конкурса «Рождественская игрушка»; призёр регионального этапа Всероссийского конкурса по пожарной безопасности «Неопалимая купина», 2016г.

Муниципальный уровень

Карагодин Александр,    Середа Илья - победители  муниципального конкурса сочинений  «Край, в котором я живу» в рамках реализации проекта «Изучение родного края через внедрение курса «Белгородоведение» на территории Волоконовского района», 2016г

Заключение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
  2. Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
  3. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам. В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
  4. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку, а также формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

5. Проблемно-диалогическая технология является средством формирования универсальных учебных действий.  За  время реализации данной системы работы наблюдается положительная динамика сформированности  предметных   планируемых результатов  обучения от  64 до 78%; метапретапредметных  планируемых результатов обучения: регулятивных  от  84% до100%, коммуникативных от 84% до 100%, познавательных от  80% до 96%.

 

Библиографический список.

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

    2. Гальперин П.Я.Психология мышления и учение о поэтапном        формировании умственных действий//Введение в психологию. М.,-1994. 123 с.

3. Давыдов В.В.  Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды/ Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1999. – 337 с.

5. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975.

6. Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно- диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе/ Е.Л.Мельникова // Образовательная система «Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования: сб. мат.-М.: Баласс, 2009.-Вып.9.

7. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

8. Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа» - http://www.mon.gov.ru/

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – http://www.standart.edu.ru/

Приложения

1.  Приложение №1 - Циклограмма мероприятий мониторинга уровня сформированности УУД (1 – 4 классы)

2. Приложение №2 - Диагностика выявления уровня развития самооценки  «Лесенка»

3. Приложение №3 -  Методика определения объема внимания «Корректурная проба»

4. Приложение №4 - Анкета оценки уровня школьной мотивации (Н. Лусканова)

5. Приложение №5 -  Методика  определения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий «Рисование по точкам»

6. Приложение №6 - Конспект урока русского языка в 3 классе, Тема: «Слова с непроизносимыми согласными»

7. Приложение №7 - Урок русского языка в 3-м классе.  Сочинение—описание по теме: " Зима в нашем посёлке"

8. Приложение №8 - Показатели, по которым отслеживается уровень сформированности универсальных учебных действий.

9. Приложение №9 -  Взаимосвязь формирования универсальных учебных действий и использования проблемно-диалогической технологии 




Приложение 1

Циклограмма мероприятий мониторинга уровня сформированности УУД (1 – 4 классы)

УУД/ показатель

Инструментарий

Методы

Периодичность проведения

Сроки проведения

Коммуникативные УУД

1

 Коммуникация как кооперация

  •  1-2-3 кл. Задание «Рукавички»
  • 4 кл .Задание «Совместная сортировка»

наблюдение

 

 

 

1 раз в год

 октябрь

2

Коммуникация как интеракция

1-2 кл. Методика «Левая и правая стороны»

  • 3-4 кл. Методика «Кто прав?»

беседа

1 раз в год

октябрь

3

Коммуникация как интериоризация

  • 1-2 кл. Методика «Узор под диктовку»

3-4 кл. Задание «Дорога к дому»

тестирование

1 раз в год

октябрь

Личностные УУД

4

 

Самопознание и самоопределение/ Самооценка

 

1-2-3-4 кл.Тест на определение самооценки «Лесенка»

тестирование

1 раз в год

 ноябрь

5

Смыслообразование/Мотивация

 1-2 кл. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова)

3-4 кл. Диагностика «Мотивация  учения и эмоционального отношения к учению» (А.Д.Андреева)

 анкетирование

тестирование

1 раз в год

 ноябрь

6

Нравственно-этическая ориентация

 

  1-2 кл. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

   3-4 кл. Методика «Незаконченные предложения»

 анкетирование

1 раз в год

 ноябрь

Регулятивные УУД

7

Целеполагание

Наблюдение

1 раз в год

февраль

8

 Контроль

  • 1 кл. Методика «Рисование по точкам»
  • 2-3-4 кл. Методика «Корректурная проба»

тестирование

1 раз в год

февраль

9

Оценка

  • 1-2 кл. Степень развития произвольного внимания
  • Методика «Да-нет».
  • 3-4 кл.

тестирование

1 раз в год

февраль

Познавательные УУД

10

Общеучебные универсальные действия

Наблюдение

1 раз в год

март

11

  Логические учебные действия

  • 1 кл. Тест «Найди несколько различий»
  • 2 кл. Методика «Выделение существенных признаков»
  • 3 кл. Тест «Логические закономерности»
  • 4 кл. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене)

тестирование

1 раз в год

март

12

Постановка и решение проблем

  •    

Наблюдение

1 раз в год

март



Приложение 2

Диагностика выявления уровня развития самооценки  «Лесенка»

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.

Возраст:  1- 4 класс.

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

            Учащимся предлагается следующая инструкция:

Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).

На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую   ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша  учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а  папа?

 

Критерии оценивания:  1-3 ступени – низкая самооценка;

                                          4-7 ступени – адекватная самооценка;

                                          8-10 ступени – завышенная самооценка.

Приложение 3

Методика определения объема внимания «Корректурная проба»

(буквенный вариант)

Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Возраст: 8- 10 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.

Время работы – 5 минут.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

Пример: 

Приложение 4

АНКЕТА  ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (Н. Лусканова)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.  Может быть использована в работе со школьниками 1—4-х  классов.

 Оцениваемые УУД:  действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма:  анкета.

1.Тебе нравится в школе?

  • Нравится
  • Не очень нравится
  • Не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  • Иду с радостью
  • Бывает по-разному
  • Чаще всего хочется остаться дома

3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

  • Не знаю точно
  • Остался бы дома
  • Пошел бы в школу

4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.

  • Доволен
  • Бывает по-разному
  • Не доволен

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • Хотел бы
  • Не хотел бы
  • Не знаю точно

6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

  • Хотел бы
  • Не хотел бы
  • Не знаю точно

 7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

  • Часто
  • Иногда
  • Почти никогда не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • Точно не знаю
  • Не хотел бы
  • Хотел бы

9.Много ли у тебя друзей в классе?

  • Не очень много
  • Много
  • Почти нет

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

  • Нравятся
  • Некоторые нравятся, а некоторые – не очень
  • Большинство не нравится

КЛЮЧ:

№вопроса

Бал за 1 ответ

Бал за 2 ответ

Бал за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:

За первый ответ – 3 балла,

За второй ответ – 1 балл,

За третий ответ – 0 баллов.                            

5 основных уровней школьной мотивации.

  1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2.     20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

 Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно  справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является  средней  нормой.

3.     15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им  нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4.     10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5.     Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

           Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с  учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками,     во  взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная   среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять  агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или  иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения    нервно-   психического здоровья.

Приложение 5

Методика  определения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий «Рисование по точкам»

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Возраст: 6,5 -8 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда:



Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)

Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвёл образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.

Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

Приложение 6

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема: «Слова с непроизносимыми согласными»

Цель: создать условия для наблюдения над словами с непроизносимыми
согласными и для выявления способа проверки этих слов.

Задачи:
- учить видеть данную орфограмму в словах;
- формировать у учащихся учебно-организационные умения: определять
цель, планировать, контролировать свою деятельность;
- воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: карточки со словами для наблюдения, карточки с текстом и тестом, алгоритм проверки непроизносимых согласных.

УМК: Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных  организаций  2 ч. / А.В.Полякова.– М.: Просвещение, 2014

Ход урока

I. Психологический настрой.
Дети садятся и закрывают глаза, слушают учителя, и последнее слово каждой фразы говорят хором.
У: На уроке ваши глаза внимательно смотрят и всё…
Д: видят.
У: Уши внимательно слушают и всё…
Д: слышат.
У: Голова хорошо…
Д: думает.

- Итак, начинаем урок русского языка. Какие основные учебные умения помогут на уроке? (умение слушать, слышать, думать).
вывешиваю условные знаки

II. Каллиграфическая минутка.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- С чего начнём работу? (с каллиграфической минутки)
- С какой целью мы её проводим? (чтобы учиться писать красиво, учить себя)
на доске в четыре столбика записаны буквы
б к х у
в д т д
з с и в
л п л з
- Рассмотрите внимательно буквы и в каждом столбике найдите «лишнюю» по написанию. (1ст. – л, 2ст. – д, 3ст. – т, 4ст. – в)
- Почему именно эти буквы в каллиграфической минутке? (с ними как-то связана тема сегодняшнего урока)
тлдв
- Что общего? (это буквы согласных звуков)
III. Ввод в тему.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о согласных)

- Какую единицу речи образуют согласные вместе с гласными? (слово)
на доске пишу: «Слова с … согласными»
- Что ещё необходимо уточнить в теме? (с какими согласными)
- Правописание каких согласных мы уже рассматривали? (парных, двойных)

Проблема!
Выяснить, какие это согласные

- Когда вы утром заходите в класс, вы приветствуете всех словом…
ЗДРАВСТВУЙТЕ
-Я надеюсь, что сегодня будет ярко светить осеннее…
СОЛНЦЕ
- И у вас на… СЕРДЦЕ
никогда не будет… ГРУСТНО.
выделенные слова на карточках на доске

- Произнесите эти слова по очереди. Что вы заметили? (не все согласные в середине слова произносятся).
- Какие согласные не произносятся, а буквы пишутся? ( В, Л, Д, Т)
записываю на доске

- Почему же тогда пишем эти буквы? (есть родственные слова, в которых эти согласные звуки произносятся, а мы знаем, что корни родственных слов пишутся одинаково; например, сердечко, грусть и т.д.)
- В какой части слова находятся согласные? (в корне, выделяем корень)
- О каких же согласных идёт речь сегодня на уроке? (о непроизносимых)

IV. Тема и целеполагание.

- Какова тема урока? (слова с непроизносимыми согласными)
- Какие вопросы зададим к теме? (что я знаю, что я не знаю)
Я ЗНАЮ        Я НЕ ЗНАЮ
Непроизносимые согласные Можно ли их проверить?
В, Д, Л, Т Если можно, то как? (алгоритм)

V. Выявление способа проверки.

- Как вы думаете, можно ли проверить непроизносимые согласные?
- Как? (надо поставить в сильную позицию)
- Какая позиция будет сильной для слов с непроизносимыми согласными? (та, где все звуки произносятся чётко)
- Давайте проверим наш вывод. Подберите к данным словам проверочные слова.
Дети записывают в тетради и на доске

здоровье - здравствуйте
сердечко – сердце
солнышко – солнце
грусть – грустно

- А теперь давайте сравним наш вывод с выводом учебника. Откройте учебник на странице 116 и прочитайте вывод.
- Мнения совпали?
VI. Составление алгоритма проверки непроизносимых согласных.
- А теперь поработаем в группах. Вы попробуете составить и записать алгоритм проверки непроизносимых согласных. Какие правила работы в группе вам понадобятся?
Работают в группах, обсуждаем алгоритмы и приходим к единому.

1. Произношу слово.
2. Есть ли опасное место?
3. Если есть, то подбираю однокоренное слово, в котором все звуки произносятся чётко.
4. Сравниваю слова.
5. Пишу слово.
6. Контролирую.

- Зачем нужен этот алгоритм? (чтобы правильно писать слова)

VII. Закрепление.
1. Работа с текстом.
- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задание.
Прочитай текст. Спиши только те предложения, в которых встречаются слова с непроизносимыми согласными.
Наступил весёлый праздник. Стоит хорошая погода. Счастливые и радостные люди улыбаются друг другу. Всем весело.
выполняют задание самостоятельно

- Какие предложения вы выписали?
- Найдите слова с непроизносимыми согласными (праздник, счастливые, радостные). Подчеркните эти слова.
- Что можете сказать об этих словах? (в них одинаковая орфограмма)

2. Работа со словарным словом.
- Какое слово «лишнее»? Почему?
(праздник – сущ., непроверяемая орфограмма)
- Написание этого слова надо запомнить. Запишите его.
учащиеся записывают слово, обозначают ударение, безударную гласную, выделяют корень, зачитывают из этимологического словаря статью
- Слово «праздник» заимствовано из старо-славянского языка. Праздник буквально – «день, не занятый делами, свободный от работы».
- Подберите и запишите родственные слова, выделите корень (праздничный, отпраздновать). Я записываю на доске.
- Что можно сказать о написании корня в этих словах? (одинаково)

3. Работа в парах с остальными словами.
- А теперь поработаем с остальными словами в парах. Какое задание вы можете предложить? (среди слов, записанных на карточке, найти проверочные, доказать свой выбор)

- Что вам поможет? (алгоритм, мнение товарища)

счастливо радоваться
счастливые счастье радостные радость
осчастливить радостно
работа в парах
- Проверяем. Назовите проверочное слово к слову «счастливые», «радостные».
- Почему вы решили, что эти слова являются проверочными?
- Что вам помогло при выполнении этого задания?

VIII. Итог урока.
- Подведём итог урока. Вернёмся к целям. Какое открытие мы сегодня сделали?
- Можем ли сегодня поставить цель на следующий урок? Какую?
- Спасибо за урок. Я довольна вашей работой, вашими оригинальными ответами.

IX.Рефлексия.
- Кто может сказать, что его глаза внимательно смотрели и всё видели, уши всё слышали, а голова хорошо думала?

- Оцените свою работу на уроке:

!!!было легко на уроке

!!   не всё понятно

!     было трудно

- Над чем надо поработать?

  • Используйте следующие выражения:
  • ПОВТОРИТЬ
  • УЗНАТЬ
  • ОВЛАДЕТЬ СПОСОБОМ ДЕЙСТВИЯ
  • ВЫЯСНИТЬ
  • УПРАЖНЯТЬСЯ


Приложение 7

Урок русского языка в 3-м классе

 Сочинение—описание по теме:

" Зима в нашем посёлке"

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьников, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Этот вид работы способствует становлению личности учащихся. Выбор слов, оборотов речи предложений, обдумывание композиции рассказа. Отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения творческих сил.

В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьниками не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме

Цель урока: развитие связной речи учащихся.

Задачи:

  1. систематизировать знания учащихся о типах текста, учить отличать текст – описание от других видов текстов.
  2. создать условия для развития устной и письменной речи через:
  • формирование коммуникативных и речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания;
  • умение прогнозировать тему, основную мысль, структуру будущего текста.
  1. создать условия для развития творческого воображения, для развития чувства люби  к родному краю.

Планируемый результат: сочинение-описание; любовь к родному краю.

Оборудование: фонограмма записи произведения П. И. Чайковского «Времена года»; репродукции картин; черновики и письменные принадлежности у обучающихся; карточки с различными типами текстов; компьютерная презентация.

Предварительная подготовка: класс (25 человек) разделён на три группы («координатор» группы  назначается учителем, остальные распределяются по желанию);  на уроке ИЗО детьми получено задание подготовить рисунки или фотографии на тему «Улицы моего посёлка».

Ход урока

Этапы урока

Виды УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент.

Регулятивные действия

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Посмотрите, всё ли у вас готово к работе.

Дети проверяют наличие черновиков, письменных принадлежностей.

2. Актуализация знаний

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Что вы узнали на прошлом уроке?

Докажите  это! Выберите из предложенных текстов  текст-описание. (На карточках даётся 3 текста).  Объясните свой выбор.

Можно ли точно определить о каком животном  говорится в этом тексте?

-Какая часть речи помогает более точно и эмоционально описывать предметы, события?

Докажите  это! (Под кустом  притаился … зверек. У него … уши, … хвост. Тело покрыто … шерстью).

Итог. (Слайд № 2)

Молодцы!

Ваши знания будут нужны сегодня на уроке.

Ответы детей:

Узнали, что такое текст-описание.

Работа по группам с карточками.

Ответы детей:

-Нет

-Имя прилагательное

Работа по группам: дополнить текст прилагательными. 1гр. текст о зайце; 2гр. текст о котёнке; 3гр. текст о мышонке.

3.

Физминутка

Личностные УУД

Поработали - отдохнём:

-Вот подул ветерок, холодом пахнуло,

Словно бабушка – зима рукавом махнула.

Полетели с высоты белые пушинки.

На деревья и кусты сыплются снежинки.

-А сейчас пусть ваши глазки немного отдохнут. Посмотрите за окно. Что вы там видите?

Выполнение танцевальных движений

Ответы детей:

-деревья, дома, снег…

4. Определение темы, задач урока

Мотивация

Познавательные УУД

Проблемный вопрос.

-Верно. На календаре уже весна, а наш посёлок по-прежнему  во власти зимы. Ей совсем не хочется уходить от нас. А вам же хочется тепла, лета?

(Слайд №3)

Летом наш поселок утопает в зелени,

Цветут акации и кусты сирени.

Облака, по небу плывущие,

Отражаются в речке и в каждой лужице.

Пение птиц слышится с утра и до вечера позднего.

Ночью- всё небо усыпано звёздами.

А что же зимою? Нет красоты?

Найти на вопрос мне ответ помоги.

Что в поселке зимнем красивей, чем летом?

Я к вам обращаюсь сейчас за ответом!

- Поможете мне? Как это лучше сделать? Определите тему сочинения. (Слайд №4)

 

Итог. Нам предстоит описать зимний поселок так, как видит его каждый из вас, выразить своё отношение к нему, и всё  это при помощи слов. Пусть речь ваша будет точной, правильной, красивой.

Ответы детей:

-Да!

Ответы детей:

-Да!

-Текст – описание.

-Зима в моём городе.

5.Развитие речи.

1часть

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Эмоциональный настрой

Ваше сочинение будет состоять из нескольких частей.

-Внимательно прочитайте тему нашего сочинения. Сколько у нас героев?

 (Слайд № 5)

ЗИМА

-Поговорим о нашем первом герое. Чем запомнилась вам зима?

-Составим ассоциативный ряд к слову «зима» используя имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

(ведётся запись на доске, одновременно проводится лексическая и орфографическая работа, уделяется внимание красоте русского языка)

-Составьте 2-3 предложения, используя данные слова.

Ответы детей:

-три: зима, поселок, я

-катанием на лыжах, играми в снежки, новогодними праздниками и подарками…

Работа по группам:  

1гр.-холод, лыжи, радость, снег, художница…

2гр. –белая, морозная, сонная, тихая, вьюжная…

3гр.-сыплет, укрывает, морозит, блестит…

Работа по группам. Обсуждение.

2часть

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Эмоциональный настрой

-Поговорим о нашем втором герое.

-Как ведут себя улицы, деревья, люди в нашем поселке зимой?

-Что здесь красивей всего?

-Составьте 2-3 предложения, используя данные слова.

Работа по группам:  

1гр.-улицы поселка

2гр. –деревья, птицы

3гр.-люди в зимнем поселке

Работа по группам. Обсуждение.

3часть

Познавательные УУД

Личностные  УУД Эмоциональный настрой

-Поговорим о нашем третьем герое.

Я

-Давайте же пройдёмся по улицам нашего поселка. Совершить эту прогулку помогут фотографии, которые вы подготовили.  Какие чувства, какое настроение вызовут у вас картины нашей маленькой родины?

(Слайды №5-33)

-Итак, ваши впечатления, ощущения.

-Составьте 1-2 предложения, выразив собственное настроение, отношение к нашему поселку.

Просмотр видео ролика.  Индивидуальные высказывания.

Высказывания по желанию: я люблю свой поселок потому, что здесь мой дом, мама, друзья, моя школа, нет суеты, красивая природа, чистый воздух…

6.

Самостоятельная работа

Познавательные, коммуникативные УУД эмоциональный настрой

Вспомните всё, о чём мы говорили на уроке, просмотрите ваши записи, отредактируйте ваши сочинения, придумайте заглавие.

Самостоятельная творческая  работа детей под музыку

П. И. Чайковского.

7.

Итог урока.

Коммуникативные УУД Личностные  УУД

Мотивация

-Какой теме посвящено наше сочинение? (Чем красив мой поселок зимой?)

-Кто из вас хочет зачитать свою работу?

-Какая часть речи помогала вам сегодня сделать вашу речь яркой, точной?

Итог. Всем спасибо за работу. Правильная и красивая речь помогает высказать своё мнение, чувства.

Наш поселок – наша маленькая, любимая родина! (Слайд № 35)

Чтение работ учащимися.

Обсуждение.

Обсуждение.

8.

Рефлексия

Личностные  УУД

 - Кому понравилось работать на уроке?

- Что было интересного на уроке?

- Получилась ли работа в группах?

Самооценка

9.

Домашнее задание

Личностные, регулятивные  УУД

Отредактировать  сочинение.

Самостоятельная работа, общение с родителями.


Приложение 8

Показатели, по которым отслеживается уровень сформированности универсальных учебных действий.

1. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности определяем  следующие показатели:

a) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

б) смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

в) нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К показателям относятся:

a) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

б) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

в) прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

г) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

д) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

е) оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

ж) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

3. Познавательные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

А) показатели сформированности общеучебных универсальных действий:

a) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

б) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

в) структурирование знаний;

г) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

д) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

е) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

ж) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

з) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

 моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

 преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Б) показатели сформированности логических универсальных действий:

a) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

б) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

в) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

г) подведение под понятие, выведение следствий;

д) установление причинно-следственных связей;

е) построение логической цепи рассуждений;

ж) доказательство;

з) выдвижение гипотез и их обоснование.

В) Постановка и решение проблемы включает в себя следующие шаги: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. В свою очередь постановка и решение проблемы требует от учащихся сформированности следующих действий:

 выделять главную проблему;

 формулировать задачу;

 самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

 оставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

 самостоятельно предлагать различные способы решения поставленной поисковой или творческой задачи.

4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К показателям сформированности коммуникативных действий относятся:

a) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

б) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

в) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

г) управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

д) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Приложение 9

Взаимосвязь формирования универсальных учебных действий и использования проблемно-диалогической технологии

Проблемно-диалогический урок

Требования к уроку

Универсальные учебные действия

учащихся

Показатели УУД

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Объявление темы урока

Познавательные общеучебные

постановка и решение проблемы

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Личностные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Сообщение целей и задач

Регулятивные

- целеполагание, прогнозирование

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

Познавательные

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного самостоятельно или с помощью учителя

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Планирование

Регулятивные планирования

Проговаривать последовательность действий на уроке

Личностные

построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Практическая деятельность учащихся

Познавательные

общеучебные: - поиск и выделение необходимой информации; логические; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; знаково-символические: - моделирование – постановку и решение проблемы.

Регулятивные

Саморегуляция

Коммункативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Осуществление контроля

Регулятивные контроля (самоконтроля)

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, результата;

Коммуникативные

Умение принимать и понимать точку зрения другого.

Личностные

Личностный смысл учения и желание продолжать работу

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Осуществление коррекции

Коммуникативные

Выражать свои мысли в устной форме, отстаивать свою точку зрения

Регулятивные коррекции

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Оценивание учащихся

Регулятивные оценивания (самооценивания)

Осознание уровня усвоения. Умение объективно оценить выполнение своей работы.

Коммуникативные

Адекватно выслушивать мнения одноклассников, умение доказывать  свою точку зрения.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Проводится рефлексия

Итог урока

Регулятивные саморегуляции

Коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге.

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Домашнее задание

Личностные

Выбор «Что я хочу» и «Что я могу»

Регулятивные

Самостоятельно определять важность выполнения различных заданий

Коммуникативные

Объяснять свою позицию, свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...