Использование приема "бортовой журнал" (технология ТРКМЧП)
учебно-методический материал на тему
Прием «Бортовой журнал» был разработан в рамках технологии развития критического мышления (ТРКМЧП). Он позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priem_bortovoy_zhurnal.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Прием «Бортовой журнал» был разработан в рамках технологии развития критического мышления (ТРКМЧП). Он позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.
Прием «Бортовой журнал» охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией.
Примеры оформления "бортовых журналов"
1. Простая форма бортового журнала
№ | Что я знал по теме | Новое знание | Графическая форма |
|
|
|
|
2. Более полная форма "бортового журнала"
ФИО ученика:
Тема:
Дата:
№ | Ключевые понятия | Толкование | Графическая форма (рисунок, схема) |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
Оставшиеся вопросы:
1.
2.
Оценка:
Алгоритм работы с приемом
1. Учитель знакомит учеников с новой темой: кратко обрисовывает самые главные направления изучения темы, основные понятия темы, главные идеи.
Важно! Для приема «Бортовой журнал» лучше всего использовать темы, описывающие какую-то концепцию, идею принцип. Если же тема предполагает запоминание большого количества фактов, дат, терминов, то для нее лучше использовать другие технологии.
2. Ученики обсуждают идеи (в группах, парах), формулируют свое представление о том, какие понятия должны быть изучены, какие проблемы могут возникнуть при изучении темы.
3. Обсудив, ученики составляют план изучения новой темы или список основных понятий, которые наиболее полно отразят суть темы.
4. После осознания объема темы и ее сложности, ученики выбирают для себя тему эссе или сочинения, которые они будут писать после изучения проблемы урока. Можно предложить на выбор несколько тем, чтобы каждый ученик в процессе урока имел возможность определиться с выбором.
5. Составление ключевых вопросов по теме. Класс делится на группы, и каждая составляет свой список ключевых вопросов по теме. Потом списки обсуждаются и выделяются основные вопросы, которые должны быть изучены всеми.
6. Первичное заполнение бортового журнала. Лист разлиновывается на две части по вертикали. В левую часть записываются все вопросы и ключевые понятия темы.
7. Знакомство с новой темой. Выбор формы лекции — на усмотрение учителя. Это может быть привычная лекция, презентация, видеофильм и пр. Во время лекции ученики работают в правой части бортового журнала, фиксируя все новое, что они узнали, отмечая непонятное.
8. Первичная рефлексия. После лекции предлагается обсудить (в парах, в группах) первые впечатления. Ученики должны поработать со своим составленным списком вопросов и понятий: уточнить, добавить, зафиксировать новое знание.
9. Работа с графикой. На данном этапе задача учеников — отобразить новое знание в графической форме. Для этого можно использовать ранее изученные приемы: кластер, сводная таблица, понятийное колесо, фишбоун и пр. То есть, идет сжатие новое информации в опорный конспект.
10. Обсуждение построенных графических изображений. Здесь важно выявить взаимосвязь и вычленить главные понятия в теме. Поэтому обсуждение идет в максимально корректной форме: Что означает эта стрелочка? Почему информация расположилась по кругу? И т.д.
11. Практическое применение. На данном этапе учитель просит учеников соотнести новое знание с имеющимся практическим опытом: в какой жизненной ситуации может пригодиться новое знание, как его использовать на практике? Можно привести примеры из жизни, соотнести со сведениями из других уроков, описать свои воспоминания, которые появились во время прослушивания лекции.
12. Совершенствование опорного конспекта. На данном этапе ученики вновь возвращаются к своим графическим изображениям, соотносят первоначальный список вопросов и ключевых понятий. По итогам работы составляется первичный вывод: все ли понятия раскрыты, что осталось непонятым, что требуется уточнить, на все ли поставленные вопросы получены ответы. По итогам работы могут возникнуть дополнительные вопросы, которые также фиксируются в левой части бортового журнала.
13. Работа с дополнительными вопросами. На вопросы может отвечать учитель, а могут и ученики из составленной группы.
14. Рефлексия — обсуждение итогов работы. Примеры вопросов, по которым проводится этот этап: Что изменилось в вашем представлении по теме после изучения нового материала? Какие моменты лекции вы можете отметить как наиболее важные? Что вызвало затруднения? Какое из заданий было выполнить легче? Какие достоинства и недостатки исследований по теме вы можете указать? И др.
15. Самостоятельная письменная работа. По итогам урока ученики пишут эссе или сочинение на тему, которую они определили в начале урока. Работа может проводиться в классе. А может быть дана как домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ТРКМЧП в начальной школе
В презентации раскрываются некоторые приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Использование ТРКМЧП на уроках изобразительного искусства
Помещаю текст выступления на семинаре по теме "Использование ТРКМЧП на уроках изобразительного искусства" на примере фрагмента урока в 4 классе по программе Б.М.Неменского в 3 четверти - "Страна восхо...
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся...
Использование приёмов ТРКМЧП на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, учит детей анализировать,синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Данная технология отвечает целям образования на современном этап...
Использование приёмов ТРКМЧП на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...
Презентация "Использование ТРКМЧП"
«Технология развития критического мышления,как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьник...
Стратегии организации обсуждения, дискуссии и дебатов при использовании ТРКМЧП.
Статья на тему: "Стратегии организации обсуждения, дискуссии и дебатов при использовании ТРКМЧП"....