"Формирование УУД как одно из условий реализации ФГОС 2 поколения"
статья по теме
Выступление на заседании методического совета на тему: "Формирование УУД как одно из условий реализации ФГОС 2 поколения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_kak_odno_iz_usloviy_realizatsii_fgos_2_pokoleniya.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД как одно из условий реализации ФГОС 2 поколения
Выступление на заседании методического совета МКОУ «СОШ №8»
У человека должно быть такое образование, которое позволит ему
обеспечить достойную жизнь и свободное развитие
Статья 7 Конституции
Российской Федерации
Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования разработан в Российской академии образования коллективом российских педагогов-учёных под руководством Кондакова А.М., доктора пед..наук, с привлечением опыта работы учреждений образования 14 регионов РФ и реализуется во всех школах с 1 сентября 2011 года.
По замыслу разработчиков, главным результатом должна стать адаптация ко "взрослой жизни во взрослом обществе", то есть овладение набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Нынешние стандарты будут личностно-ориентированными, направленными на взаимодействие семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители.
Разработка новых стандартов идёт поэтапно и началась, естественно, с начальной школы. Проект государственного стандарта второго поколения многогранен, он затрагивает множество аспектов. Новый стандарт адресован прежде всего взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно.
Нынешний стандарт понимается как общественный договор личности, семьи,
государства, всех заинтересованных сторон. Поэтому рассматривается прежде всего как совокупность требований:
к структуре образовательных программ (чему и как учить),
требования к результатам образования (чему научить),
а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены, чтобы она могла добиваться в необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок
Сегодня на уроке учебник — это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса, а учитель— это не говорящий телевизор, а дирижер. Функция учителя изменилась полностью, он лишь сопровождает ребенка, нацеливает, направляет.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Приоритеты Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения – это формирование УУД.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Понятие «универсальные учебные действия» (УУД):
¬ В широком значении термин означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного опыта.
В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять
• поиск и использование необходимых средств и способов достижения целей;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
• контролирование и оценивание процесса и результатов деятельности;
• обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды УУД:
• Личностные
• Познавательные
• Коммуникативные
• Регулятивные
Личностные
• Самоопределение
• Смыслообразование
• Нравственно-этическое оценивание
Познавательные
• Общеучебные
• Логические
• Постановка и решение проблем
Регулятивные
• Целеполагание
• Планирование
• Прогнозирование
• Контроль
• Коррекция
• Оценка
• Волевая саморегуляция
Коммуникативные
• Планирование учебного сотрудничества
• Постановка вопроса
• Построение речевых высказываний
Лидерство и согласование действий с партнёром
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ-компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию предлагается опытформирования ИКТ-компетентности учащихся младших классов....
Формирование УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС
Формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС....
НОВЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Формирование самооценки младших школьников...
Программа "Современные здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества обучения и формирования здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС"
По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов...
СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Задача учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя....
Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС НО и СПО
Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия ...