Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности обучающихся
учебно-методический материал (1, 2, 3 класс) на тему
Проект – понятие многозначное и многоаспектное, оно может рассматриваться с различных точек зрения: − как отражение интересов участников; − как организованная «самодеятельность»; − как работа в команде; − как творческая лаборатория; − как организация ценностных смыслов; − как свободный выбор траектории деятельности; − как метод обучения, который может быть использован при изучении любого предмета, применяться на уроках и во внеклассной работе, формировать большой спектр компетенций и давать необходимый опыт деятельности; − как форма организации учебного процесса, которая может стать альтернативой классно-урочному обучению; − как самостоятельная практико-ориентированная работа интегративного характера, в которой обучающийся решает не только конкретные учебные, но прикладные задачи, наполненные конкретным образовательным содержанием и практическим смыслом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектирование – это понятие, отражающее сам процесс создания проекта его участниками. | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности обучающихся
1. Основные понятия проектной деятельности .
Проект – понятие многозначное и многоаспектное, оно может рассматриваться с различных точек зрения: − как отражение интересов участников; − как организованная «самодеятельность»; − как работа в команде; − как творческая лаборатория; − как организация ценностных смыслов; − как свободный выбор траектории деятельности; − как метод обучения, который может быть использован при изучении любого предмета, применяться на уроках и во внеклассной работе, формировать большой спектр компетенций и давать необходимый опыт деятельности; − как форма организации учебного процесса, которая может стать альтернативой классно-урочному обучению; − как самостоятельная практико-ориентированная работа интегративного характера, в которой обучающийся решает не только конкретные учебные, но прикладные задачи, наполненные конкретным образовательным содержанием и практическим смыслом и т.д. Проект (от лат. «projectus») - означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Проектирование – это понятие, отражающее сам процесс создания проекта его участниками. Стержень проектирования – связь замысла с воплощением, а не просто самостоятельное достижение результата. У обучающегося возникает своеобразная чувствительность именно к этой связке, с которой в значительной мере связано формирование ответственности за предмет своей деятельности. Чтобы точно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями близкими по смыслу и значению, такими как планирование, прогнозирование, конструирование, моделирование. Планирование - это научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов, пропорций развития того или иного явления, его реализация. План имеет детально прописанные цели, результаты, способы деятельности. В отличие от него, проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчётного характера. Проект гармонично сочетает нормативный и диагностический аспекты, включая в себя модель «должного», разработанного в соответствии с наличными ресурсами (программу, план), но при этом допускает альтернативные пути и средства достижения цели. Программа - это определённая последовательность действий, результатом которой является однозначный выбор одной из возможных , как правило, в пределах ограниченного круга альтернатив.. Это вспомогательное средство в принятии решений в ситуациях, повторяющихся с определённой регулярностью. Прогнозирование - форма предвидения, предположительная оценка будущего состояния, условий его возникновения. Предвидение направлений развития процессов, состояний в будущем осуществляется с помощью методов экстраполяции, моделирования, экспертизы, и связано с переносом на него представлений о том, как развивается это явление в настоящем. Прогноз служит основой для формулировки целей развития и стратегии их достижения. Проектирование включает в себя ещё и конструирование вариантов оптимального с точки зрения целей будущего состояния объекта. В зависимости от видения будущего проектант корректирует настоящее, внедряет какие-то инновации, конструируя желаемое состояние. Конструирование - это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта. Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. Понятие «проектный метод» включает в себя две составляющие – «проект» и «метод». Метод – это способ, путь обучения. Таким образом, под проектным методом можно понимать способ обучения через организацию проектов. Проектная деятельность– совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активности, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Проектная деятельность – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта. Проектная деятельность обладает характерными для любого типа деятельности атрибутами – прежде всего культурой деятельности, определяемой традициями, ценностями, нормами, образцами. Главная ее ценность – свершение. Все средства подчинены достижению результата.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Сущность проектной деятельности заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в является не столько результат познавательной деятельности, сколько обучение умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Специфической особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности. В большинстве случаев, когда педагоги говорят о детских проектах и их организации, уместнее использовать именно последнее понятие – «проектная деятельность». Это уместно, потому что, как правило, основной задачей педагогов является включение обучающихся в активный процесс, формирование субъектной позиции деятеля. В этом рассмотрении проектная деятельность является еще более актуальной, так как соответствует требованиям ФГОС – включение детей в различные виды деятельности. По мнению Н. В. Матяш, проектная деятельность интегрирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной деятельности. Следует подчеркнуть, что при организации проектной деятельности позиция педагога также меняется с позиции руководителя и транслятора знаний на позицию организатора, помощника. Проектная деятельность может быть реализована в урочной деятельности, во внеурочное время, в условиях дополнительного образования. Для обучающихся работа в проектах в такой форме наполняет их досуг занятиями по интересам, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать своё самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. Две базовые установки метода проектов приводят к противоречию необходимых организационных форм и классно-урочной системы: − выполняя проект, обучающиеся решают субъективно значимую проблему, основное время необходимо для самостоятельной работы с различными ресурсами, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках классного коллектива. − выполняя проект, обучающиеся достигают поставленной цели средствами знаний и умений из различных предметных областей учебного плана, а также информации и технологий, выходящих за его пределы, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока.
Вместе с тем, эффективность классно-урочной системы в достижении других результатов образования: формирования базовых знаний, навыков, предметных умений (которые можно рассматривать как ресурс для формирования компетентностей или как самоценный результат образования) не ставится под сомнение. Способы деятельности, нарабатываемые в процессе проектирования, в отличие от «накопительнознаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненноважных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетентности: трудовая, коммуникативная, социальная, информационная и т.д. Проведение проектов можно и нужно организовывать в рамках классно-урочной системы. Такие проекты эффективны. Нужно только знать особенности их организации. Лучше всего это сделать через организацию проектных уроков. Первый вид проектных уроков включает в себя как составную часть учебный проект или целиком состоит из работы над проектом. (Учебный проект – это организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.) Как видим, проектная деятельность может и не занимать весь урок полностью. Все определяет учитель: он структурирует каждый урок в соответствии с логикой познавательной деятельности и тематикой, предусмотренной учебной программой. Поэтому определенные этапы работы над проектом могут занимать лишь часть урока. Второй вид – проектный урок, сочетающий в себе организацию проектной деятельности в рамках урочно-внеурочной формы работы. Так, например, большие проекты могут выполняться в ходе внеурочной деятельности. При этом часть проекта, тематически и по содержанию связанная с программным материалом, может выполняться на уроках. Третий вид – учебный проект в серии уроков. Полноценная реализация каждого из этапов учебного проекта требует большего времени, нежели один урок. Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для её решения. 2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся на уроке или во внеурочное время. 4. Структурирование содержательной части проекта (указанием поэтапных результатов и распределение ролей). 5. Использование исследовательских
Определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования; Выдвижение гипотезы их решения; Обсуждение методов исследования; Оформление конечных результатов; Анализ полученных данных; Подведение итогов; Корректировка; Получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т.д.). 6. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. 7. Обязательно осуществляется планирование действий по разрешению проблемы. 8. В процессе работы организуется поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. 9. Результатом работы над проектом является его продукт, который создается участниками проектной группы. 10. Презентация и защита готового проекта. 11. Рефлексия – как на определенных этапах, так и по итогам реализации проекта. Для организации проектной деятельности в учебном процессе необходимо реализовать следующие условия: - изменение роли учителя; - наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении; - наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта); - должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.); - формирование умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с обучающимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, выдвижение идеи (мозговой штурм), постановку вопроса (поиск гипотезы); формулировку предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа выполнения задания; составление аннотации к прочитанной книге,поиск дополнительной литературы; подготовку сообщения, самоанализ и самооценку, рефлексию, поиск альтернативных способов решения проблемы; - реализация проектов с 1 класса, например: на уроках технологии, где повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость труда; - разнообразие проектов по типу и содержанию; - повышение уровня самостоятельности, мотивации; - создание педагогических ситуаций, которые побуждают обучающегося защищать своё мнение, предоставлять аргументы своих предположений, задавать вопросы, обращаться к различным источникам информации и др. Актуальным является вопрос о степени самостоятельности обучающихся, работающих над проектом. Степень их самостоятельности зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др.
2. Сущность исследовательской деятельности
Значение термина «исследование» также связывается с научным познанием, которое характеризуется объективностью, доказательностью и точностью. Научные знания нельзя передать, «вручить», их можно познать в процессе обучения. Учебное познание, как и научное исследование, является процессом изучения объективного мира: им присущи общие черты. Задача учителя как организатора исследования состоит в том, чтобы понятия, связанные с исследовательской деятельностью, применить к обучению в начальной школе. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в школе цель исследовательской деятельности состоит в приобретении функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося). Главной целью организации исследований является развитие исследовательской позиции, навыков аналитического мышления. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать обучающемуся определенную свободу в работе, иначе исследование, главный смысл которого – в активизации познавательной активности, может постепенно превращаться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов. Поэтому в исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. Метод проектов - метод, позволяющий эффективно спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т.д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием. Понимание смысла исследовательской деятельности. В нашей стране в последнее десятилетие в системе образования активно создаются научные сообщества обучающихся, малые академии наук. Главной целью этой деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в школе. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач обучающихся в различных областях знания. Исследовательские задачи делятся на задачи практикума, собственно исследовательские и научные. Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа. В исследовательских задачах исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся. В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменим в образовательном процессе. Функция исследовательской деятельности – приобретение исследовательского поведения как средства развития познавательного интереса и становления мотивации, развитие способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями; реализация исследовательских проектов как способа обновления содержания образования и развития исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к обучающемуся. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя.
3. Сходства и различия проектной и исследовательской деятельности
В отличие от практической деятельности, смысл которой в осуществлении определенных действий и в получении определенного результата, цель проектной деятельности – формирование творческой активной личности, готовой рефлексировать по поводу результатов собственной деятельности, соотнося полученный результат с замыслом. Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. На разных этапах проектов обучающимся необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным. Но исследование здесь выполняет чисто обслуживающие функции. Несмотря на сходство (активизация познавательных интересов, творческий характер, формирование информационных и интеллектуальных умений учащихся и др.) проект и исследование имеют ярко выраженные отличия. Проект – творчество по плану. Исследование – творчество, при котором нельзя изначально определить, каким будет его результат, какие из гипотез окажутся верными, а какие нет. Исследование не предполагает изменения внешнего мира (социума), его ценность - в личностных приращениях: не понимали – поняли, не видели взаимосвязей – увидели. Действия педагога и обучающегося в проектной и исследовательской деятельности Обучающийся Педагог Определяет цель деятельности. Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания. Рекомендует источник получения информации. Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы. Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результата. Активен Создаёт условия для активности школьника. Субъект обучения Партнер обучающихся. Несет ответственность за свою деятельность. Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
4. Значение проектной и исследовательской деятельности
Проектная и исследовательская деятельности обеспечивают единство и преемственность различных сторон обучения и являются средством развития личности обучающихся. Они обеспечивает более полноценное усвоение учебных ситуаций и действий, контроля и оценки; принятие внешне заданных учебных целей. Способствуют появлению широкого круга интересов, формированию адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, повышению уровня психологической устойчивости учащихся (снижает фрустрацию потребности в достижении успеха и страх самовыражения). Опираясь на наличный уровень развития самосознания обучающихся, проектная и исследовательская деятельности оказывают значительное влияние на формирование регулятивных компонентов, что проявляется в достижении более высокого уровня личностной зрелости обучающихся в ее развитых формах. Они способствуют становлению познавательной сферы и развивает творческие способности. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, обучающиеся учатся самостоятельному, критическому мышлению, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, учатся работать в команде, выполняя разные роли. Проектная и исследовательская деятельности помогают избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями. Позволяют обучающимся чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого в позицию активного участника. Создают ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствуют формированию положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом деятельности. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию. Проектная и исследовательская деятельности, будучи одними из основных структурных единиц процесса обучения, способствуют: обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности обучающихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как обучающиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. Проектная и исследовательская деятельность решают несколько задач: 1. Достигаются образовательные (предметные) задачи урока – обучающиеся в активной деятельности усваивают необходимые знания. 2. Реализуются метапредметные задачи за счет формирования универсальных учебных действий. 3. Объект или процесс, лежащий в основе проектирования, а также полученные знания и опыт становятся ценностными, так как обучающиеся относятся к работе не формально, а прилагают фантазию, старание, включают эмоции. 4. Формирование представлений о проектной и исследовательской деятельности позволяет самостоятельно работать в этих направлениях по любым дисциплинам. 5. Обучающиеся становятся активными участниками деятельности. Можно выделить следующие группы умений, формируемых в процессе проектной и исследовательской деятельности: а) исследовательские (самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, найти недостающую информацию в информационном поле, запросить недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста), находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; б) социального взаимодействия, коммуникативные (сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение коллективного планирования, взаимодействовать с любым партнёром, навыки делового партнёрского общения, умение находить и исправлять ошибки в своей работе и работах других участников группы, умение инициировать взаимодействие со взрослыми - вступать диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения); в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт); д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности); е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле, осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний); ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление).
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление), 3 класса составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы, уч...
Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...
"Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся"
Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе пр...
ФГОС: основы проектной и исследовательской деятельности.
Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Хочу затронуть вопросы о фор...
«Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования проектно- исследовательской деятельности обучающихся» Обобщение опыта.
Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, направляемая учителем, в основе которой лежит решение творческой, исследовательской проблемы, нацеленной на конкретн...
«Программа внеурочной деятельности «STEM-проект» как инструмент организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся»
Творческой группой нашего учреждения разработана программа внеурочной деятельности «СТЕМ-проект» уровень: начальное общее образование, которая внесена в реестр региональных программ и учеб...
Анонс авторской программы «Родители – помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»
Программа «Родители – помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся» является составной частью программы по внеурочной деятельности "Я-исследователь". ...