«Интеллектуальное развитие дошкольников с ОВЗ»
статья на тему

Мухаметзянова Светлана Владимировна

Проблема и пути решения  интеллектуального развития детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1intellektualnoe_razvitie_doshkolnikov_s_ovz.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеллектуальное развитие дошкольников с ОВЗ»

Мухаметзянова С.В. Воспитатель  МБДОУ «Детский сад№32»

Интеллект ребёнка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей  действительности. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы, решение нестандартных задач. Всё это можно ускорить, замедлить или приостановить. Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно не однородна. Получение детьми с ОВЗ образования, является одним из основных и неотъемлимых условий их успешной социализации, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Задача педагога и родителей помочь детям с ОВЗ развиваться и добиваться новых достижений. Учить ребёнка думать, размышлять.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос физически здоровым грамотным, интеллектуально развитым, успешно осваивал учебную программу. Да и общество предъявляет свои требования. Больше востребованы

люди умственного труда, нежели физического. Эта мечта родителей может осуществиться при хорошей интеллектуальной подготовке ребёнка ещё задолго до школы. Поэтому так важно развивать у будущего ученика его основные мыслительные способности: умение анализировать, правильно рассуждать о путях и способах её решения, приучать к комбинированным поисковым действиям.

На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка, развитиея функционально грамотной личности-человека, способного решать любые жизненные задачи, используя для этого приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки.

Использование развивающих игр в игровой деятельности способствуют развитию интеллекта у детей, а абстрактное и логическое мышление. Для этих целей подойдут головоломки, настольные игры, различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация, конструирование.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры. Владеть приёмами произвольного внимания, памяти. Уметь выделять учебную задачу и превратить её в самостоятельную деятельность. Необходимо развивать способность самому находить способы удовлетворения познавательных запросов. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычкой для ребёнка.

 Работая в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, я использую ещё и ружковую работу(шашечный кружок) «Юные интеллектуалы». Я разработала программу дополнительного образования «Юные интеллектуалы», которая является модифицированной программой, созданной на основе методических пособий: Зак З.А. «Интеллектика для дошкольника»; А.В.Горячев, Н.В. Ключ «Всё по полочкам»; Б.П.Никитин «Развивающие игры»; Т.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»;конспекты занятий «Развивающие игры  Воскабовича»; А.С. Гиляров «Стоклеточные шашки».

Занимательные вопросы, игры-шутки, разгадывание ребусов и загадок, всё это направленно на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, тренировка памяти. Использую логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерности. Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур, путём их сопоставления. В таких играх: «Чего не хватает?», «Найди ошибку». Использую игры на воссоздание из геометрических фигур,  специальных наборов образных и сюжетных изображений. К таким играм относятся: «Коломбово яйцо», «Листик», «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра».Игры-головоломки направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления. Следует учить ребёнка сначала продумывать свои действия, находить способ решения, а потом осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задах методом «проб и ошибок», дети всё меньше допускают ошибки. Игры на ориентировку на листе бумаги- это различные лабиринты. Ребёнок узнаёт что такое: «за», «над», «выше», «ниже» , «в», «перед», «под». Таким образом, развивающие игры являются лучшим способом для формирования логического мышления, которое необходимо для игры в шашки. Идёт изучение  материала  по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Используются игры и игровые приёмы, которые создают непринуждённую психологическую атмосферу, способствуют развитию логического мышления. Идёт воспитание  активности у детей, развитию норм и принципов нравственного поведения. Играя,  ребёнок  живёт в мире сказок. Учится находить в обыкновенном необыкновенное, обогащает детскую фантазию.

После первого года обучения в кружке, у детей появилась целеустремлённость, находчивость. Стали более внимательные, уверенные. Дети логически, образно и аналитически  мыслят. Производят расчёты на несколько шагов вперёд. Стали более уверенные, внимательные.

Список используемой литературы:

1.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Москва.Просвящение. 1985г.

2.Столяров А.А. Давайте поиграем .Москва. Просвящение .1991. 84с.

3.Тихомиров Л.Ф., Развитие познавательной способности детей. Ярославль «Академия развития»1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Работая в школе 23 года, я неоднократно сталкивалась с проблемой подготовки ребенка к школе. Перед поступлением ребенка в 1 класс .с октября месяца у нас в школе организованы подготовительные курсы дл...

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...

Приложение к работе « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Приложение к работе:   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Интеллектуальное развитие старшего дошкольника при подготовке в школу

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. ...

Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры

Занятие-развлечение для дошкольников старшей группы...

Ценность шахмат для интеллектуального развития дошкольников и младших школьников

laquo;Общество давно мучительно ищет, как научить детей мыслить. Приэтом объем информации, которую вводят в стандарты обучения, постоянно увеличивается, а количество часов на изучение уменьшаетс...