учебно-методическое пособие "В школу с удовольствием"
элективный курс (1 класс) на тему
Разработка содержит учебную программу и методические рекомендации для проведения занятий с учащимися 7-8 лет. Выбор тем обоснован возрастными особенностями и потребностями младших школьников . Каждое занятие выполняет функции: - просветительскую; - ориентирующую; - направляющую; - формирующую. Цель данной программы - профилактика школьной дезадаптации у учащихся младших классов. Задачи - - способствовать формированию положительного отношения к школе; -формирование учебной мотивации; -формирование учебных умений и навыков: развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат; - развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_shkolu_s_udovolstviem.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа
« В школу с удовольствием»
Составитель:
учитель начальных классов
Никитина Наталья
Владимировна
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Актуальность
Школа для современного ребёнка не только учреждение, где он получает образование, но и среда его обитания, где он проводит большую часть своего времени. Здесь формируются его интересы, определяются жизненные цели, ожидания, устремления. Здесь вырабатывается его
личный социальный опыт. Здесь дети пробуют свои силы и развивают способности в разных видах деятельности .
Нарушение учебной деятельности и поведения, появление конфликтных отношений, , повышения уровня тревожности, снижение учебной мотивации и познавательного интереса могут привести к школьной дезадаптации и нежеланию ходить в школу.
Цель данной программы - профилактика школьной дезадаптации у учащихся младших классов.
Задачи -
- способствовать формированию положительного отношения к школе;
-формирование учебной мотивации;
-формирование учебных умений и навыков: развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа предназначена для проведения занятий с учащимися 7-9 лет. Выбор тем обоснован возрастными особенностями, потребностями, новообразованиями младших школьников .
Каждое занятие выполняет функции:
- просветительскую;
- ориентирующую;
- направляющую;
- формирующую.
Формы проведения занятий зависят от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей:
- беседа;
- викторина;
- игра;
- тренинг.
Формы и режим занятий
Представленный вариант программы рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Продолжительность -45 мин.
Этапы реализации программы:
- Подготовительный:
- сбор предварительных данных об учениках (анкетирование учителей)
- анализ результатов анкетирования , выбор форм, методов и средств;
- представление родителям и учителям информации о программе
- Основной:
- реализация программы
- Подведение итогов
- пед. совет и родительское собрание по итогам диагностики
- представление отчета в ОУ по итогам реализации программы
Эффективность данной программы может оцениваться
степенью эмоционального удовлетворения (регулярность посещения занятий, в интересе к решению актуальных проблем на занятиях), индивидуальной работой в тетрадях, а также с помощью повторной диагностики, наблюдения и высказываний учащихся и учителей (анкеты обратной связи).
Формы проведения итогов реализации программы:
Для учеников – игровое занятие;
Для учителей – педсовет по итогам
Для родителей – родительское собрание
Условия для реализации программы: учебный класс, медиапроектор, проигрыватель.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество часов | Примечания | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | |||
1. | Давайте познакомимся! | 1 | 1 | ||
2. | Школьные правила | 1 | 1 | ||
3. | Каникулы | 1 | 1 | ||
4. | Машина времени. | 1 | 1 | ||
5. | Учись учиться. | 1 | 1 | ||
6. | Друг. Дружба. | 1 | 1 | ||
7. | Ура, перемена! | 1 | 1 | ||
8. | Игры на улице | 1 | 1 | ||
9. | Школа – это интересно! | 1 | 1 |
Содержание программы
Занятие 1.
Тема: «Давайте познакомимся»
Цель: знакомство с классом
Задачи:
- развитие навыков сотрудничества;
- познакомить с приемами самопрезентации;
- способствовать сплочению класса.
Содержание: Приветствие. Знакомство с программой. Игра «Давайте познакомимся!». Игра «Ласковое имя». Беседа «Значение имен». Упражнение «Имена — это важно» . Упражнение «Необычные вопросы» ( парная форма работы). Задание « Нарисовать одноклассника». Подведение итогов. Прощание.
Занятие 2.
Тема: «Школьные правила»
Цель: создание условий для понимания необходимости соблюдения правил в школе.
Задачи:
- обобщение имеющихся знаний о школьных правилах;
- формировать у учащихся потребность соблюдать эти правила;
- развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения.
Содержание: Приветствие. Повторение предыдущего материала (обсуждение портретов одноклассников. Игра «Угадай кто?»). Знакомство с темой. Беседа о школьных правилах (презентация). Игра «Юмористические правила». Создание собственных правил (газета). Подведение итогов. Прощание.
Тема 3: «Каникулы»
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения на каникулах.
Задачи:
- Обобщение знаний учащихся о правилах безопасности на каникулах
- Познакомить со способами рационального использования времени на каникулах
Содержание: Приветствие. Повторение предыдущего материала (презентация газеты о школьных правилах) . Знакомство с новой темой. Беседа о безопасном поведении на каникулах (презентация). Прослушивание интермедии М. Розовского «О каникулах», песни «Каникулы».(Б.Савельев, В. Бутенко). Постановка проблемы . Поиск способов ее решения. Решение. Разработка и создание настольной игры. Подведение итогов. Прощание.
Тема 4 : «Машина времени»
Цель: способствовать формированию потребности рационально использовать время
Задачи:
- познакомить учащихся со способами рационального использования времени
- способствовать формированию умения пользоваться этими способами
Содержание: Приветствие. Повторение предыдущего материала (игра «Эстафета хороших новостей»). Знакомство с темой занятия. Беседа с презентацией «Из истории часов». Пословицы и поговорки о времени и часах. Игры на развитие чувства времени. Чтение рассказа о детях, которые не умели пользоваться временем. Беседа о прочитанном. Составление плана на день ( в картинках). Подведение итогов. Прощание.
Тема 5 «Учись учиться»
Цель: способствовать формированию учебных умений и навыков
Задачи:
- развитие у детей умения слушать,
- реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат
- способствовать формированию положительной мотивации учебной деятельности
Содержание: Приветствие. Повторение предыдущего материала (беседа об использовании планов на день). Знакомство с новой темой. Игра «Путешествие по школьным предметам». Подведение итогов. Прощание.
Тема 6 «Друг. Дружба»
Цель: Расширение знаний детей о дружбе.
Задачи:
- Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
- Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе
Содержание: Приветствие. Знакомство с темой занятия. Просмотр мультфильма “Пластилиновый ежик”. Беседа. Задание « Что важно для дружбы». Составление предложений по картинкам “Чем можно заниматься с друзьями”. Работа над плакатом «Друг.Дружба» Подведение итогов. Прощание.
Тема 7 «Ура, перемена!»
Цель: осознание и принятие правил поведения на перемене
Задачи:
- обобщение знаний учащихся о правилах поведения на перемене;
- способствовать формированию потребности соблюдать правила поведения на перемене
- познакомить со способами конструктивного поведения на перемене
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Содержание: Приветствие. Повторение предыдущего материала (презентация плаката). Знакомство с новой темой, целями и задачами занятия. Прослушивание песни «Большая перемена» (В. Черняева, И.Коркишко). Беседа о правилах поведения на перемене. Задание «Приготовься к уроку». Игры «Крестики-нолики», «Морской бой», « Я знаю пять имен» , «Твистер» (пальчиковый), «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Подведение итогов. Прощание.
Тема 8 «Игры на улице»
Цель: обучение детей правилам поведения на улице
Задачи:
- обобщение знаний о правилах поведения после уроков
- познакомить со способами конструктивного и безопасного поведения на улице;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Содержание: Приветствие. Повторение предыдущего материала ( игры на переменах). Знакомство с новой темой, целями и задачами занятия. Беседа о правилах поведения на улице. Интерактивная игра «Дорога в школу». Подвижные игры «Али-баба», «Путаница», «Светофор», «Море волнуется», «Съедобное-несъедобное» танцы. Подведение итогов. Прощание.
Тема 9 «Школа – это интересно!»
Цель: подведение итогов реализации программы
Содержание: Приветствие. Сообщение темы урока. Большая игра «Школа – это интересно!» . Подведение итогов. Прощание.
Список литературы:
1. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2003.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Москва, Владос, 2002.
4. Смирнов Н.А.. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994.
6.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. СПб.,1997.
7.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (Пер. с немецкого). М.,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающий мир в 1 классе "Почему радуга разноцветная?" Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
Урок поможет сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение...
Описание опыта работы по учебно – методическому комплекту «Начальная школа ХХI века»
В данной статье я обобщила свой 12 - летний опыт работы по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Рассказала о преимуществах преподавания именно по по данному УМК, интерес...
Программы по внеурочной деятельности по учебно-методическому комплексу "Перспективная школа"
Программы с пояснительными записками, тематическим планированием, рекомендациями и методическим обеспечением. : "Город мастеров", "Изучение природы родного края", "Ключ и заря", "Музей в твоем классе"...
Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века
Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, издательский центр «Вентана-Граф»Отзыв составлен по результатам работы по УМК «Начальная школа XXI века» ...
Учебно-методический комплекс "Начальная школа 21 века" под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Учебно-методический комплекс "Начальная школа 21 века" под редакцией Н. Ф. Виноградовой....
Рабочая программа учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 век» 3 класс
Рабочая программа по предметам, учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 век»: математика, изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология, физ...
Календарно-тематическое планирование по предметам, учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 век » 3 класс
Календарно-тематическое планирование по предметам, учебно-методического комплекта «Начальная школа 21век»: математика, изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык, окружающий ми...