учебно-методическое пособие "В школу с удовольствием"
элективный курс (1 класс) на тему

Разработка содержит учебную программу и методические рекомендации для проведения занятий с учащимися 7-8 лет. Выбор тем обоснован возрастными особенностями и потребностями младших школьников . Каждое занятие выполняет функции: - просветительскую; - ориентирующую; - направляющую; - формирующую. Цель данной программы - профилактика школьной дезадаптации у учащихся младших классов. Задачи - - способствовать формированию положительного отношения к школе; -формирование учебной мотивации; -формирование учебных умений и навыков: развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат; - развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_shkolu_s_udovolstviem.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная программа

« В школу с удовольствием»

                                                                Составитель:

                                                                учитель начальных классов

Никитина Наталья

Владимировна

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка

Актуальность

Школа для современного ребёнка не только учреждение, где он получает  образование, но и среда его обитания, где он проводит большую часть  своего времени. Здесь формируются его интересы, определяются жизненные цели, ожидания, устремления. Здесь вырабатывается его

личный социальный опыт. Здесь дети пробуют свои силы и развивают  способности в разных видах деятельности .

Нарушение учебной деятельности и поведения, появление конфликтных отношений, , повышения уровня тревожности, снижение учебной мотивации и познавательного интереса могут привести к школьной дезадаптации и нежеланию ходить в школу.

Цель данной программы - профилактика школьной дезадаптации у учащихся младших классов.

Задачи -

- способствовать формированию положительного отношения к школе;

-формирование учебной мотивации;

-формирование учебных умений и навыков: развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа предназначена для проведения занятий с учащимися  7-9 лет. Выбор тем обоснован возрастными особенностями, потребностями, новообразованиями  младших школьников .

Каждое занятие  выполняет функции:

  - просветительскую;

  - ориентирующую;

  - направляющую;

  - формирующую.

     Формы проведения занятий зависят от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей:

     - беседа;

     - викторина;

     - игра;

     - тренинг.

Формы и режим занятий

Представленный вариант программы рассчитан на 10 занятий.  Занятия проводятся 1 раз в месяц. Продолжительность  -45 мин.

 Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный:
  •  сбор предварительных данных об учениках (анкетирование учителей)
  • анализ результатов анкетирования ,  выбор форм,  методов и средств;
  • представление родителям и учителям информации о программе
  1. Основной:
  • реализация программы

  1. Подведение итогов
  • пед. совет и родительское собрание по итогам диагностики
  • представление отчета в ОУ по итогам реализации программы

Эффективность данной программы может оцениваться

степенью эмоционального удовлетворения (регулярность посещения занятий, в интересе к решению актуальных проблем на занятиях), индивидуальной работой в тетрадях,  а также с помощью повторной диагностики, наблюдения и высказываний учащихся и учителей (анкеты обратной связи).

Формы проведения итогов реализации программы:

Для учеников – игровое занятие;

Для учителей – педсовет по итогам

Для родителей – родительское собрание

Условия  для реализации программы:  учебный класс, медиапроектор, проигрыватель.

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

Примечания

Всего

Теоретических

занятий

Практических занятий

1.

Давайте познакомимся!

1

1

2.

Школьные правила

1

1

3.

Каникулы

1

1

4.

Машина времени.

1

1

5.

Учись учиться.

1

1

6.

Друг. Дружба.

1

1

7.

Ура, перемена!

1

1

8.

Игры на улице

1

1

9.

Школа – это интересно!

1

1

Содержание  программы

Занятие 1.

Тема: «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство с классом

Задачи:

  • развитие навыков сотрудничества;
  •  познакомить с приемами самопрезентации;
  • способствовать сплочению класса.

Содержание: Приветствие. Знакомство с программой. Игра «Давайте познакомимся!». Игра «Ласковое имя». Беседа «Значение имен». Упражнение «Имена — это важно» . Упражнение «Необычные вопросы» ( парная форма работы). Задание « Нарисовать одноклассника». Подведение итогов. Прощание.

Занятие 2.

Тема: «Школьные правила»

Цель: создание условий для понимания необходимости соблюдения  правил  в школе.

Задачи:

- обобщение имеющихся знаний о школьных правилах;

  • формировать у учащихся потребность соблюдать эти правила;
  • развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения.

Содержание: Приветствие. Повторение предыдущего материала (обсуждение портретов одноклассников. Игра «Угадай кто?»). Знакомство с темой.  Беседа о школьных правилах (презентация). Игра «Юмористические правила».  Создание собственных правил (газета).  Подведение итогов. Прощание.

Тема 3: «Каникулы»

Цель:  познакомить учащихся с правилами поведения на каникулах.

Задачи:

  • Обобщение знаний учащихся о правилах безопасности на каникулах
  • Познакомить со способами рационального использования  времени на каникулах

Содержание: Приветствие. Повторение предыдущего материала (презентация газеты о школьных правилах) . Знакомство с новой темой.  Беседа о безопасном поведении на каникулах (презентация). Прослушивание интермедии М. Розовского «О каникулах», песни «Каникулы».(Б.Савельев, В. Бутенко). Постановка проблемы . Поиск способов ее решения. Решение. Разработка и создание настольной игры. Подведение итогов. Прощание.

Тема 4 : «Машина времени»

Цель:  способствовать формированию потребности рационально использовать время

Задачи:

  • познакомить учащихся со способами рационального использования времени
  • способствовать формированию умения пользоваться этими способами

Содержание: Приветствие. Повторение  предыдущего материала (игра «Эстафета хороших новостей»).  Знакомство с темой занятия. Беседа с презентацией «Из истории часов». Пословицы и поговорки о времени и часах. Игры на развитие чувства времени. Чтение рассказа о детях, которые не умели пользоваться временем. Беседа о прочитанном. Составление плана на день ( в картинках). Подведение итогов. Прощание.

Тема 5 «Учись учиться»

Цель: способствовать формированию учебных умений и навыков

Задачи:

  • развитие у детей умения слушать,
  •  реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат
  • способствовать формированию положительной мотивации учебной деятельности

Содержание: Приветствие. Повторение предыдущего  материала (беседа об использовании планов на день). Знакомство с новой темой.  Игра «Путешествие по школьным предметам». Подведение итогов. Прощание.

Тема 6 «Друг. Дружба»

Цель: Расширение знаний детей о дружбе.

Задачи: 

  • Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
  • Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе

Содержание: Приветствие. Знакомство с темой занятия. Просмотр мультфильма “Пластилиновый ежик”. Беседа. Задание « Что важно для дружбы». Составление предложений по картинкам “Чем можно заниматься с друзьями”. Работа над плакатом «Друг.Дружба»  Подведение итогов. Прощание.

Тема 7 «Ура, перемена!»

Цель: осознание и принятие правил поведения на перемене

Задачи:

  • обобщение  знаний учащихся о правилах поведения на перемене;
  • способствовать формированию потребности соблюдать правила поведения на перемене
  • познакомить со способами конструктивного поведения на перемене
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Содержание: Приветствие. Повторение предыдущего материала (презентация плаката). Знакомство с новой темой, целями и задачами занятия.  Прослушивание песни «Большая перемена» (В. Черняева, И.Коркишко). Беседа о правилах поведения на перемене. Задание «Приготовься к уроку». Игры «Крестики-нолики», «Морской бой», « Я знаю пять имен» , «Твистер» (пальчиковый), «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Подведение итогов. Прощание.

Тема 8 «Игры на улице»

Цель: обучение детей правилам поведения на улице

Задачи:

  • обобщение знаний о правилах поведения  после уроков
  • познакомить со способами конструктивного и безопасного поведения на улице;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Содержание: Приветствие. Повторение предыдущего материала ( игры на переменах). Знакомство с новой темой, целями и задачами занятия.   Беседа о правилах поведения на улице. Интерактивная игра «Дорога в школу». Подвижные игры «Али-баба», «Путаница», «Светофор», «Море волнуется», «Съедобное-несъедобное» танцы. Подведение итогов. Прощание.

Тема 9 «Школа – это интересно!»

Цель: подведение итогов реализации программы

Содержание: Приветствие. Сообщение темы урока. Большая игра «Школа – это интересно!» . Подведение итогов. Прощание.

Список литературы: 

1. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2003.

3.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Москва, Владос, 2002.

4. Смирнов Н.А.. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994.

6.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. СПб.,1997.

7.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (Пер. с немецкого). М.,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающий мир в 1 классе "Почему радуга разноцветная?" Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас.

Урок поможет сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение...

Описание опыта работы по учебно – методическому комплекту «Начальная школа ХХI века»

В данной статье я обобщила свой 12 - летний опыт работы по УМК "Начальная школа 21 века"  под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Рассказала о преимуществах преподавания именно по по данному УМК, интерес...

Программы по внеурочной деятельности по учебно-методическому комплексу "Перспективная школа"

Программы с пояснительными записками, тематическим планированием, рекомендациями и методическим обеспечением. : "Город мастеров", "Изучение природы родного края", "Ключ и заря", "Музей в твоем классе"...

Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века

Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, издательский центр «Вентана-Граф»Отзыв составлен по результатам работы по УМК «Начальная школа XXI века» ...

Учебно-методический комплекс "Начальная школа 21 века" под редакцией Н. Ф. Виноградовой

Учебно-методический комплекс "Начальная школа 21 века" под редакцией Н. Ф. Виноградовой....

Рабочая программа учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 век» 3 класс

Рабочая программа по предметам, учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 век»: математика, изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология, физ...

Календарно-тематическое планирование по предметам, учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 век » 3 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам, учебно-методического комплекта «Начальная школа 21век»: математика, изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык, окружающий ми...