Публичное представление педагогического опыта
материал на тему

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление педагогического опыта

учителя начальных классов

МОУ «Средняя школа №5» городского округа Саранск

Лопуховой Зинаиды Леонтьевны.

«Развитие логического мышления младших школьников при решении наглядно-действенных задач на уроках математики»

  1. Актуальность и перспективность опыта

Актуальность, обусловлена современными требованиями Федерального государственного стандарта, Концепции Федеральной целевой программы развития образования.

Логическое мышление необходимо при решении не только математических задач, но и многих жизненных ситуаций. При этом, как отмечает Г.Н. Дорофеев «…умение логически мыслить и строить правильные умозаключения необходимо развивать с первых «прикосновений» детей к математике. И то, как этот процесс мы сможем внедрить в различные школьные программы, будет зависеть какое поколение придёт нам на смену».

Хотя стойкий интерес к математике у обучающихся начинает формироваться в 12 – 13 лет. Необходимо, чтобы у школьников как можно раньше начал появляться интерес к размышлению над трудными нестандартными задачами, чтобы они поняли, что процесс решения и получения ответа в таких задачах может приносить радость. Умение решать задачи является одним из основных критериев уровня математического развития.

В младшем школьном возрасте совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления.

Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путём выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он также пишет в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В окружающем мире тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы – загадки».

Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

  1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Данный подход стимулирует развитие познавательных способностей учащихся. Наряду с решением готовых задач активизируется выполнение творческих заданий на составление задач, преобразование их решений, выстраивание необходимых алгоритмов при решении текстовых задач. Тем самым такой подход способствует активизации познавательной активности учащихся в целом. Что в свою очередь является одной из наиболее актуальных проблем современных тенденций образования и практической деятельности.

Ведущая педагогическая идея педагогического опыта – раскрытие причинно-следственных связей между процессами и явлениями, развитие логического мышления у обучающихся.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

В связи с этим на уроках математики и других предметов я использую технологии проблемного обучения согласно возрастным особенностям учеников, в ходе которых обучающиеся сами приходят к определенным выводам и тех или иных явлениях с позиции «Почему именно так», «Как это может быть применено».

.

  1. Теоретическая база опыта

В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия:

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1-3 класс. М.: «Дрофа», 2008.

3ак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: «Просвещение», 2009 г. – 328с.

Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: Лицей, 2000.

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011 –176 с.

Орлова Е.В., Гладин Н.В., Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников. М.: «5 за знания», 2008.

Павлова Т.Л. Диагностика мышления младших школьников. ТЦ «Сфера», 2009.

Подласый И.П. Педагогика. Процесс обучения. М.: «Владос», 2003.

И другие источники.

  1. Технология опыта

Ведущая педагогическая идея педагогического опыта – раскрытие причинно-следственных связей между процессами и явлениями, развитие логического мышления у обучающихся.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

-принцип проблемности - создание проблемной ситуации;

- принцип паритетности – сотрудничества при создании субъект-субъектного взаимодействия.

-принцип взаимообучения – обучающиеся в процессе обучения могут обучать друг друга;

-принцип самообучения;

-принцип мотивации.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов  во взаимодействии с учащимися.

На современном этапе перед методикой преподавания начальной школы стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными.

Для реализации этого использую технологии: учебно-игровая деятельность; информационно-коммуникативные; развивающего обучения; компьютерные; здоровьесберегающие;

В современном учебно-воспитательном процессе очень важны взаимодействия учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

Основными средствами достижения развития познавательной активности учащихся, являются:

-        использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;

-        создание атмосферы заинтересованности каждого ученика работе класса;

-        использование на уроках игровых моментов: к детям приходят сказочные герои, они отправляются в путешествия.

Все это ведет к формированию не просто набора у обучающихся знаний, умений навыков, а к развитию у них одной из основных универсальных учебных действий, а именно логических. Таким образом, к логическим универсальным действиям относятся:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Получается, что уже в начальной школе дети овладевают элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Таким образом, в построении занятия использую такие этапы как:

- стратегический (мотив, цель, план средства, организация, действия, результат, анализ);

- проектировочный (замысел, реализация, рефлексия);

- сценирующий (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

- моделирующий (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем);

- прогнозирующий (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения);

- конструирующий (выстраивание системы мыслительных операций).

Описанные методы широко и легко применяются при проведении уроков и не только математики, но и других дисциплин через решение проблемной задачи в той или иной области, проведение поисковой работы обозначенной темы.

Урок, насыщенный наглядными примерами, интенсивной познавательной деятельностью со стороны обучающихся, их живой интерес с вопросом «Почему и как?», и возможность самим найти ответ на возникающие вопрос, на мой взгляд является лучшим способом усвоения и последующего применения изучаемого материала.

  1. Результативность опыта

При создании атмосферы важности всех приобретенных знаний преподаваемых в рамках различных дисциплин, их важности для понимания жизни, происходит формирование межпредметных связей и метапредметных умений (определение проблемы, выдвижение и доказательство гипотез, определение понятий, классификация и систематизация процессов и явлений, структурирование материала и т.д.). Живой интерес к дисциплине и «жизни» как предмету побуждает обучающихся к формированию самостоятельной информационно-познавательной деятельности, анализу и оцениванию полученной информации, формированию продуктивного общения и взаимодействия с окружающими.

Результативность педагогической деятельности отражают показатели, полученные в рамках проведения Всероссийского мониторингового исследования качества образования обучающихся 4-х классов (апрель 2017 г.):

- русский язык – 77,7%

- математика – 81,5%

- окружающий мир – 92,6%

Также практически все обучающиеся зарегистрированы и активно работают на платформе Учи.ру, принимают активное участие в различных олимпиадах и конкурсах: ФГОС.Тест, Эму, Кенгуру, Русский медвежонок.

За межаттестационный период мною были проведены следующие открытые уроки и мероприятия: «Согласная буква Ж», «Праздник чисел. (Что узнали? Чему научились?)», «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих», «Письменные приемы умножения».

  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Проблем, с которыми сталкивается преподаватель в современной школе, очень много, и в первую очередь они связаны с общими тенденциями к снижению интереса к прочным, обширным знаниям, а также с ухудшением здоровья детей. Но работая в школе, и тесно сотрудничая с родителями обучающихся мы стараемся совместно поддерживать учебную мотивацию и высокий уровень познавательной активности детей.

Для формирования же целостной личности просто необходимо устанавливать различные логические мостики между ними, с их помощью обучать ребенка систематизировать и самостоятельно выделять необходимую информацию, успешно ее применять. Задача современной школы – воспитание такой личности, которая была бы способна действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях. А для этого необходимо сделать обучение творческим.

  1. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на семинарах, мастер-классах в школе.

Постоянные выступления на методических объединениях учителей начальных классов, классных руководителей (в период 2014-2017): «Формирование логического мышлениям на уроках математики в начальной школе в рамках ФГОС», «Межпредметные связи на уроках в начальной школе», «Планомерное сотрудничество с родителями – залог успешной учебы младшего школьника», выступление на педсовете: «Внеурочная деятельность как дополнительная платформа для развития познавательных и творческих способностей», 2016.


Тема: «Письменные приемы умножения» (4 класс)

Вид урока: комбинированный

Цели урока: познакомить с приемом умножения многозначного числа с нулями и единицами в записи на однозначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение многозначного числа с нулями и единицами в записи на однозначное число; выполнять анализ (выделение признаков), выбирать основание для сравнения, классификации объектов; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1.Индивидуальная работа у доски

264735·3     5кг143г·4             267154·2          4км231м·5  

(794205)      (920кг572г)            (534308)           (21км155м)

2. Устный счет

Заполнить таблицу

·

30

150

60

360

20

180

140

Решить задачи

Овощи

Картофель

Морковь

Капуста

Свёкла

Сдано в овощехранилище

960т

350т

450т

320т

- На сколько тонн капусты больше чем свёклы? (на130т)

- Во сколько раз  свёклы меньше чем картофеля? (в 3 раза)

- Сколько всего овощей сдано в овощехранилище?

- Найди удобный способ сложения (350+450)+(960+320)=800+1280=2080

III. Самоопределение к деятельности.

-Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства стали верными

230·c = 0               c · 345 = 0

 638·c = 638           0 · 45676 = c

 3864 · c = 0             c · 753 = 753

-Какие правила вы вспомнили?

-Могут ли пригодиться эти правила при умножении многозначных чисел на однозначное число? Если могут, то при каких случаях?

- Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока.

Работа по учебнику с.78.

- Прочитайте начало урока и вычислите выражения (робота по цепочке)

-№340 выполнить устно

-№341 комментируя у доски решают ученики по примеру

-№342 прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Сможете ли сразу выполнить задание?

- Почему?

- Какой отрезок самый длинный?

- Какой отрезок самый короткий?

- Запишите вычисления и начертите отрезки.

V. Физкультминутка

(Работа в группах: выложить по контуру геометрические фигуры)

 

VI. Работа по закреплению пройденного материала

1.-№343 работа над задачей, записать кратко в таблицу

Норма выработки

Время

Вся выработка

Одинаковая, ?

                }9д.

400т

320т

2.- Работа по рисунку учебника с.78. Сравнение рисунков (чем похожи и чем отличаются)

                 

VII. Рефлексия

Самопроверка по учебнику с.78(ответы 4263, 96027)

VIII. Подведение итогов урока

-Чему вы научились сегодня на уроке?

-Какие правила вам помогали при решение примеров?

IХ. Домашнее задание

Учебник: №344,348, с.78


Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» (3 класс)

Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа и повторение темы «Род имен существительных»

- Отгадать загадки, отгадки записать в тетрадь, определить род имен сущ.

Четыре брата

Под одной крышей живут (Стол)

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут (Мяч)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила)

Висит, болтается.

Всяк за него хватается. (Полотенце)

- Как вы определили род сущ.?

2. Самоопределение к деятельности.

Продолжение работы с загадками

С дерева сыплются монеты

От сильного дождя и ветра.

Я подниму десять монет

И соберу большой букет (Листья)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной (Еж)

Меньше тигра, больше кошки.

Над ушами – кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь.

Страшен в гневе этот зверь (Рысь)

Маленький зверек

Серенькая шубка,

Длинный хвостик,

Черные глазки,

Острые зубки.(Мышь)

- Какое слово лишнее по-вашему? (Листья – неодушевленное имя сущ., Еж – пишется без Ь знака)

На что указывает Ь знак в каждом слове?

- А в слове мышь на что указывает?

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр.51,с.31

- Прочитайте слова. На какие согласные они заканчиваются? (На шипящие)

-Имя сущ. м. р. записать в первый столбик, имя сущ. ж. р. записать во второй столбик. Учащиеся пишут на доске по цепочке.

2. Работа в группах

Составьте пословицы из слов и объясните значение пословиц.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ложь человека не красит.

Луна и ночь – что мать и дочь.

Верный друг всегда придёт на помощь.

И год хорош, когда уродилась рожь.

Делу – время, потехе – час.

Книга – ключ к знанию.

-Сущ. с шипящими на конце слова какого рода?

3. Работа по учебнику. С.32, упр.53 выполнить самостоятельно.

1 ученик выполняет задание у доски по карточке.

Списать предложения, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных.

 Мы забрались в лесную глуш…. Дож… лил всю ноч….

IV. Физкультминутка.

V.Закрепление изученного материала.

Упр.54, с.32.

- Какое слово лишнее? (Мышь)

- Почему? Объясните.

VI.Рефлексия.

- Что на уроке вам понравилось?

-Кому тема урока понятна была?

-Кто усвоил тему?

VII. Итог урока.

- Когда на конце сущ. после шипящих пишется Ь знак, а когда не пишется?

VIII. Домашнее задание.

Правила на с.31-32 выучить, упр.56, с.33 выполнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление педагогического опыта...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...

Публичное представление педагогического опыта Шелтуковой Т.Б.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного опыта....

Публичное представление педагогического опыта.

Публичное представление педагогического опыта....