Методика организации исследовательской деятельности
презентация к уроку на тему
Что же такое исследовательская деятельность? Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся , связанная с решением учащимися творческой , исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке. Определение
Специфика научно-исследовательской деятельности Ученик самосовершенствование самопознание самовоспитание - навык самостоятельной исследовательской деятельности; - навык работы с научно-познавательной литературой ; - инициатива и творчество ; - использование, расширение и углубление школьных знаний ; - навык совместной работы со специалистами; - самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.
I этап - подготовка № п/п Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 1. Определение темы и целей исследования. Формирование рабочей группы Обсуждают предмет исследования с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели Знакомит со смыслом исследовательского подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели работы. Наблюдает за деятельностью учащихся
1 . Тема должна представлять интерес для учащегося 2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу 3. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях Тема
Объект - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Изучая предмет, мы познаем объект. Один и тот же объект, может быть предметом изучения разных исследований. Например: объект «учебный процесс» может изучаться методистами, психологами, физиологами и т.д. Объект и предмет
Цель исследования – желаемый результат, решение поставленной проблемы. Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Цель и задачи
II этап - планирование № п/п Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 2. а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса исследовательской деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды Формируют задачи. Озвучивают проблемы Выдвигают гипотезы. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха исследовательской деятельности Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся
Проблема (греч. problema - задача, задание) - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Противоречие Вопрос, на который нужно найти ответ Проблема
Гипотеза – это предположение в условиях решения проблемы. Гипотеза должна соответствовать ряду требований : - содержать предположение; - быть проверяемой; - быть логически непротиворечивой; - соответствовать фактам. Гипотеза
III этап - исследование № п/п Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 3. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
Методы исследования Моделирование Абстрагирование Анализ и синтез От простого к сложному Наблюдение Сравнение Эксперимент Тестирование Интервьюирование Статистические Сетевое моделиров . Программирование Визуализация
Структура исследовательской работы титульный лист; оглавление; введение; основная часть; заключение; список используемой литературы и источников; приложения .
IV этап – защита исследовательской работы № п/п Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 4. Подготовка доклада: обоснование процесса исследования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа
Спасибо за внимание
Ресурсы http://tmn.fio.ru 4 . Журнал "Народное образование" №12000 г.с.101. 2. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование - №3, 2003 г. 3. Ивочкина Т.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся //Народное образование - №3,2000г .
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете 2.11.2017г
Исаковой В. В.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучение, как организация научно-исследовательской деятельности
Итак, что же такое исследовательская деятельность?
Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.
Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.
Специфика научно- исследовательской деятельности
Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя(учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях:
- самосовершенствование
-самопознание
-самовоспитание
В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика:
- навык самостоятельной исследовательской деятельности;
- навык работы с научно-познавательной литературой;
- инициатива и творчество;
- использование, расширение и углубление школьных знаний;
- навык совместной работы со специалистами;
- самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.
I этап- подготовительный
На первом, подготовительном, этапе, который длится не более месяца, необходимо определить область исследования – явление, эпоху, процесс и т.п. Далее в этой области следует выбрать узко определенную проблему, наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы.
Как выбрать тему исследования.
1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой
3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
II этап-планирование
На этом этапе формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха исследовательской деятельности. На этом этапе определяются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.
На втором этапе ученик под руководством учителя определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель, задачи, объект и предмет исследования, озвучивают проблемы, выдвигают гипотезы, выбирает методы и методики, необходимые для его проведения. Все это отражается в тексте введения исследовательской работы.
Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение». В современной науке гипотеза определяется как научно обоснованное предположение.
Гипотеза должна соответствовать ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
III этап – исследование
Когда план составлен, переходят к следующему этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Есть разные методы исследования.
Методы исследования — это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование.
Они могут быть: теоретические, эмпирические, математические.
После использования какого-либо метода анализируют данные, смотрят: насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. Формулируют результаты исследования и делают выводы.
V этап – защита исследовательской работы
И наконец, на заключительные этапы ученик защищает свою исследовательскую работу. Делится своими знаниями, представляет полученные результаты.
Возможны разные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.
Если остановиться на письменном отчёте, то структура исследовательской работы должна включать в себя:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список используемой литературы и источников;
- приложения
Академик Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». Современный учитель является важнейший фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, к готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Научно-исследовательская деятельность – это не дань моде, это попытка реформировать систему образования.
Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.
Таким образом, владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования школьного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках и в системе внеурочной деятельности" с презентацией
Бикбаева Людмила Фарсановна....
Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы
Основной формой организации учебно-познавательной деятельности в предлагаемой системе работы для одаренных учащихся выступает исследовательская деятельность....
Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы.
О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. И мы, учителя, работающие по программе "Начальная школа 21 века" (система Н. Ф. ...
Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...