Современный урок – основа эффективного и качественного образования
учебно-методический материал на тему
Приоритеты образовательной политики, исходя из запросов общества, постоянно меняются, что отражается в образовательных стандартах. Сегодня под стандартом понимается система требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре основных образовательных программ и к условиям реализации основных образовательных программ. Но, какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой образовательного процесса. Вопрос о том, каким должен быть урок, очень актуален сегодня. Ведь от его содержательности, эффективности и результативности напрямую зависит качество образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok-osnova_efeektivnogo_i_kachestvennogo_obrazovaniya.docx | 45.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова О.Ю.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 16
Современный урок – основа эффективного и качественного образования
Приоритеты образовательной политики, исходя из запросов общества, постоянно меняются, что отражается в образовательных стандартах. Сегодня под стандартом понимается система требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре основных образовательных программ и к условиям реализации основных образовательных программ. Но, какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой образовательного процесса. Вопрос о том, каким должен быть урок, очень актуален сегодня. Ведь от его содержательности, эффективности и результативности напрямую зависит качество образования.
Современный образовательный результат разворачивается через определенную последовательную организацию учебного процесса: с одной стороны уже сложившуюся, где учитель выступает «режиссёром» учебного процесса, ученики совместно с ним ставят и решают предметную учебную задачу, реализуя таким образом компетентностный подход; с другой стороны соответствующую требованиям ФГОС, где целью становится самоорганизация обучающего, конструирование его собственной деятельности для достижения им же поставленных целей обучения - подход системно-деятельностный.
Применяя в практике своей работы в 2007-2011гг. модель урока стандарта 2004 года (Рис.1), которая включает в себя шесть базовых компонентов, видна положительная динамика достижений учащихся в освоении основных образовательных программ, что подтверждается повышением уровня качества знаний.
Рис. 1 Базовая структурно-композиционная модель урока
То есть, мне удалось вооружить детей учебными знаниями, умениями навыками, которые будут обеспечивать процесс обучения в средней школе, но ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у младших школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не явились чем-то абсолютно новым для меня, как для практикующего учителя. И всё же они вызвали тревогу. Какие технологии, методы и формы работы будут эффективными? Какие изменения нужно внести в модель, взятую мной за основу, для получения нового образовательного результата?
Начну с того, что реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся действовать самостоятельно. Именно ученики, а не учитель являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность должна быть осмыслена, личностно значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Работая по внедрению ФГОС уже с выпускниками четвертого класса, а сегодня, и с первоклассниками, могу говорить о некоторых результатах своей работы в этом направлении, а именно о целеполагании, как о процессе выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика). По моему мнению, на современном уроке целеполагание играет определяющую роль в достижении планируемого результата.
Предположим, если учащиеся выступают в роли субъекта целепогагания, то формирование УУД будет результатом их учебной деятельности. Для этого у обучающихся необходимо сформировать умение ставить перед собой цель, приобретая тем самым опыт целеполагания.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Цели должны быть достаточно достижимыми и осознанными учащимися. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.
Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильное представление о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Приведу пример урока окружающего мира по теме «Природа». Учитель поставил цели:
1. Формировать общие представления о живой и неживой природе.
2. Познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления».
3. Воспитывать бережное отношение к природе, к окружающей среде.
Эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Для того, чтобы они стали понятны ученикам, они могут выглядеть так:
1. Выскажите предположение о том, что можно отнести к природе (познавательные, коммуникативные УУД).
2. Выделите в природном окружении то, что особенно нравится и объясните почему (личностные, регулятивные УУД) .
3. Сгруппируйте объекты природы и предметы и укажите не менее трех признаков предметов живой природы (познавательные, регулятивные УУД).
Названные цели, конкретны, понятны и , что самое главное, побуждают учеников к действию.
Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл свою тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.
Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, в практике своей работы использую приемы целеполагания, применяя систему работы по внедрению информационных и коммуникационных технологий. Все приемы целеполагания можно классифицировать на:
1. Визуальные:
- Вопрос-действие
- Работа над понятием
- Ситуация яркого пятна
- Проблемная ситуация
- Группировка
2. Аудиальные:
- Подводящий диалог
- Собери слово
- Проблема предыдущего урока
Поясню некоторые, наиболее эффективные из них, учитывая специфику работы в начальных классах.
1.Вопрос-действие. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?» учащиеся построили план действий:
- Повторить знания об имени прилагательном.
- Определить, с какими частями речи сочетается.
- Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
- Определить закономерность изменений, сделать вывод.
2.Ситуация Яркого пятна. Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного, что приводит к целеполаганию.
3.Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагаю задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Учащиеся в этой ситуации имеют хорошую возможность образовательного самоопределения.
Нужно отметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать в тетрадь, а в конце урока вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – сформулировать домашнее задание.
На основании вышеизложенного можно констатировать следующее. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник образовательного процесса. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию делает урок современным, эффективным и способствует повышению качества образования. Более того, приводит к формированию следующих универсальных учебных действий:
- самоопределению и смыслообразованию (личностные УУД);
- целеполаганию (познавательные, регулятивные УУД);
- совместному планированию с учителем и одноклассниками учебного процесса (коммуникативные УУД).
Показателями образовательных достижений обучающихся и их дальнейшего продвижения от зоны актуального в зону ближайшего развития при переходе на вторую ступень образования являются положительные результаты муниципальных тестовых игр в выпускных 4-х классах, а так же результаты стартовых диагностических работ в 5-х классах, которые позволили проявить учащимся универсальные и специальные учебные действия, оценить уровень коммуникативных действий учащихся и уровень их конструктивного общения. Это доказывает наше предположение: если учащиеся выступают в роли субъекта целепогагания, то формирование УУД будет результатом их учебной деятельности.
Теперь нужно внести изменения в модель, взятую за основу для получения нового образовательного результата. В рамках внедрения ФГОС НОО данную модель на организационном этапе дополним изученными приемами целеполагания, т.к. он приобретает ряд отличительных особенностей и становится в контексте системно-деятельностного подхода мобилизирующим (Рис.2).
Особенности организационного этапа
Рис.2
Организационный этап традиционного урока | Мобилизующий этап инновационного урока |
Задача: сообщить тему урока, его цели. | Задача: включить учащихся в мыслительную деятельность: целеполагание через планирование УУД |
А что же с традиционными видами работы учащихся на уроке? Ведь они позволяли формировать устойчивые предметные результаты, которые никто не отменял и в новом стандарте. Думаю, надо разобраться, как эти виды работы могут быть направлены на формирование УУД. Например, рассмотрим такой вид работы на уроке математики, как арифметический диктант. Что формируется у учащихся, когда они пишут ответы на задания типа: «Вычисли сумму 23 и 5»? Когда они переводят словесную формулировку в знаково-символическую – формируются познавательные знаково-символические УУД, а когда выполняет вычисления, - получается предметный результат.
Учитывая специфику обучения младших школьников на уроках целесообразно применять игровые технологии, проблемное обучение, технологию дифференцированного обучения, технологию развивающего обучения. Сочетать словесные, наглядные методы с практическими, репродуктивными и поисковыми, а также с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Конечно, в условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО, учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, используя при этом возможности традиционного урока. Для этого необходимо лишь пересмотреть урок с позиции эффективности применения современных методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Ввести в практику работы разработанные наукой и практикой инновационные технологии.
Список литературы:
- Забродина, Л.А. Целеполагание урока как средство повышения учебной мотивации и качества знаний учащихся / Л.А. Забродина. Рекомендации для педагогов школы по технологии целеполагания. - Москва Изд-во «Феникс», 2012. - 15 с.
- Петерсон, Л.Г. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться.[Текст] / Л.Г.Петерсон. – М., 2009.
.
.
Следующим элементом на этапе моделирования является отбор содержания обучения. Как правило, основное содержание учебного материала определено программой, его изложение в кратком виде дано в учебнике или учебном пособии.
Реализация намеченного содержания учебного занятия невозможна без применения технологий, методов обучения и приемов. Их выбор зависит от логической последовательности содержания учебного материала.
Учитывая специфику обучения младших школьников, применяю игровые технологии, проблемное обучение, технологию дифференцированного обучения, интерактивное обучение, технология развивающего обучения. Так же апробирую систему по внедрению информационных и коммуникационных технологий как средство реализации ФГОС.
Сочетая словесные, наглядные методы с практическими, репродуктивными и поисковыми, а также с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, достигаю повышения качества обучения младших школьников.
Показателем образовательных достижений обучающихся и их дальнейшего продвижения от зоны актуального в зону ближайшего развития при переходе на вторую ступень образования являются результаты муниципальных тестовых игр в выпускных 4-х классах, а так же результаты стартовых диагностических работ в 5-х классах, которые позволили проявить учащимся универсальные и специальные учебные действия. Оценить уровень коммуникативных действий учащихся и уровень их конструктивного общения.
На основе выбранных методов и приемов необходимо продумать формы организации учебного процесса. Например, можно смоделировать мотивационные уроки, уроки разбора нового материала, уроки систематизации и обобщения, контрольно-корректировочные уроки, комбинированные. Для этого мной была разработана и создана база цифровых образовательных ресурсов для учащихся 1-4 классов в программе Power Point, что позволило представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Применяя программное обеспечение функционирования модульной системы экспериментов PRO Log с интегрированным набором лабораторных работ, создаю условия для участия в проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Вторым этапом структурно-композиционного моделирования является проектирование (рис.2). На данном этапе определяю все обстоятельства проведения учебного занятия: оборудование рабочих мест, возможности младших школьников, мотивы их деятельности и поведения, интересы и способности, уровень обученности.
Последним этапом моделирования учебных занятий является конструирование (создание конструкта учебного занятия), где производится уточнение конкретных действий реальных участников образовательного процесса в ходе учебного занятия. Про конструкт что-нибудь
Он включает в себя шесть базовых компонентов, определяющих деятельность преподавателя совместно с обучающимися:
- Организационный
- Проблемно - целевой
- Содержательный
- Технологический
- Контрольно-оценочный
- Аналитический
В итоге, учитывая каждый этап структурно-композиционного моделирования, мы получаем базовую модель урока (рис. ).
Представленная базовая структурно-композиционная модель не является жесткой или универсальной. Каждый учитель начальных классов может создать собственную модель учебного занятия с целью повышения мотивации обучающихся и качества их образовательных результатов, учитывая индивидуальные потребности, возрастные особенности, интересы, склонности, личный опыт его обучающихся с применением различных методов и технологий.
- Следовательно, ученик, реализуя себя как субъект деятельности, начинает самостоятельно применять изученный способ действия, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Такой подход к целеполаганию и делает урок основой получения качественно новых образовательных результатов.
Рис. 4 Базовая структурно-композиционная модель урока
Применяя в практике своей работы структурно-композиционное моделирование учебных занятий, видна положительная динамика достижений учащихся в освоении основных образовательных программ. При 100% успеваемости средний качественный показатель знаний учащихся составил: 2007-2008 год – 73%, 2008-2009 год – 100%, 2009-2010 год – 74%, 2010-2011 год – 76%, 2012-2012 год – 76%, что является выше среднего показателя качества знаний учащихся начальной школы.
Показателем образовательных достижений обучающихся и их дальнейшего продвижения от зоны актуального в зону ближайшего развития при переходе на вторую ступень образования являются результаты муниципальной тестовой игры в выпускных 4-х классах, которая позволила проявить учащимся универсальные и специальные учебные действия. В результате предметная компетентность в области русского языка при 100% успеваемости составила 75%, по математике – 82%, по окружающему миру –83%. Уровень коммуникативных действий учащихся – 4,67 балла из пяти. Уровень конструктивного общения – 4,45 балла.
При переходе на вторую ступень обучения обучающиеся сохраняют и повышают показатель качества знаний, что подтверждается результами стартовых диагностических работ в начале 1-й четверти 5 класса. Уровень освоения опорного материала по русскому языку составил 92%, по математике - 76%. По итогам первой четверти у выпускников четвертого класса увеличилось качество знаний по русскому языку до 79%, а по математике осталось на прежнем уровне 76%, по естествознанию - 79%, по литературному чтению - 88%, по истории - 100%.
Доказательством повышение качества знаний выпускников четвертых классов служит.
2007-2008 | 2011-2012 | |
Русский язык | 72% | 76% |
Математика | 70% | 77% |
Литературное чтение | 76% | 82% |
Окружающий мир | 77% | 80% |
Таким образом, структурно-композиционное моделирование уроков технологизирует учебный процесс ...
Таким образом, учитель мысленно создает свой целевой идеал, т.е. структурно-композиционную модель собственной педагогической деятельности. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс, рождает идеи о путях решения проблемы в конкретных условиях. Более того, цель играет регулятивную функцию в деятельности учителя, а личное принятие цели учениками – условие результативности обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок - как основа эффективного и качественного образования
В презентации описываются особенности современного урока в условиях ФГОС НОО, его отличие от традиционного, критерии эффективности современного урока. Каким должен быть современный учитель? Его роль и...
Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"
В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...
Современный урок как основа эффективного и качественного образования
Урок математики в 3 классе по теме "Числовой луч". Структура урока соответствует требованиям ФГОС. На уроке дети сами определяют тему , цель урока, составляют план. В течение урока дети работают...
Современный урок как основа эффективного и качественного образования.Участие в РМО
Современный урок как основа эффективного и качественного образования.Участие в РМО...
Доклад на тему "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"
Выступление на педагогическом совете на тему "Современный урок- как основа эффективного и качественного образования"...
Презентация. Современный урок как основа эффективного и качественного образования.
Современный урок как основа эффективного и качественного образования....
Современный урок - ка основа эффективного и качественного образования
Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он ...