технология опыта :" Обучение чтению"
статья (1 класс) на тему
для того, чтобы ребёнок принял задачу, поставленную педагогом необходимо, чтобы данная задача отвечала его интересам и потребностям, в то же время принятие задачи предполагает необходимый для этого уровень развития мышления ( понимания того, что надо делать), некоторых знаний и умений, произвольности ( способности удерживать внимание на выполнение задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_state.doc | 1010 КБ |
Предварительный просмотр:
Бондаренко Татьяна Николаевна
Отдел управления образованием
Динского района Краснодарского края
МОУ СОШ № 29
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА» (материал к статье в газете «Начальная школа 21 века»).
Автор опыта:
Бондаренко Т.Н.
Учитель начальных
классов I категории.
Ст. Новотитаровская
2010 г.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
« Кто никуда не плывёт,
для того нет попутного ветра»
М. Монтень.
В результате многолетних экспериментов и теоретических исследований анализа процессов усвоения чтения, письма и математики у учащихся начальных классов были выявлены учебно – важные качества и их взаимосвязи.
Эти качества называются ведущими, учебно- важными:
- Мотивы учения;
- Зрительный анализ;
- Способность принимать учебную задачу;
- Графический навык;
- Вербальная механическая память;
Все эти качества образуют сложные взаимосвязи. Например, «принятие задачи» тесно связаны с учебными мотивами и умственным развитием ребёнка: для того, чтобы ребёнок принял задачу, поставленную педагогом необходимо, чтобы данная задача отвечала его интересам и потребностям, в то же время принятие задачи предполагает необходимый для этого уровень развития мышления ( понимания того, что надо делать), некоторых знаний и умений, произвольности ( способности удерживать внимание на выполнение задания.
Трудность в обучении грамоте заключается в том, что слова выступают для детей только как обозначение предметов, при этом значение слова в детском сознании отражает всю совокупность свойств реальных предметов.
В жизни ребёнок не сталкивается со словом как с элементом звучащей речи, у него не возникают необходимости анализировать его состав.
Обучение грамоте нужно начинать с развития фонематического слуха – умения правильно слышать и выделять все звуки речи и правильного произношения звуков речи.
Ведущую роль в познании окружающей действительности играет образное мышление.
Многие виды знаний, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями или схемами. Таким образом, развивается зрительный анализ и очень важно его развивать.
Недостаточное развитие зрительного анализа у учащихся является причиной специфических ошибок при чтении и письме: зеркальность, замена букв.
Формирование ведущей деятельности младшего школьника – учебной – должно стать главной задачей образовательного процесса. Ведь именно она оказывает огромное влияние на развитие основных психологических процессов.
Исходя из опыта многолетней работы психологов, педагогов и возникла необходимость создания нового подхода к обучению в проекте « Начальная школа XXI века».
Почему же понадобился новый подход в изучении русского языка? Потому, что дети стали принципиально другими. Другие они потому, что во много раз увеличился объём той информации, которую они получают .
Радио, телевидение, видео, компьютеры – всё это окружает наших детей. Со всей этой информацией они приходят в школу. И если мы по- прежнему будем учить
« Мама мыла раму», никакого развития интереса к учёбе не возникнет.
Поэтому авторы предлагают ученикам то, над чем они могут задуматься ( не заучить, а задуматься!)
Поэтому многие темы введены в курс начальной школы из средней , для того, чтобы у школьника сложилось целостное представление о системе русского языка.
Для многих детей определённый уровень сложности является мотивом к обучению. Одно из важнейших принципов, лежащих в основе обучения по УМК
« Начальная школа XXI века», является принцип «минимакса», что позволяет проводить уроки дифференцированно с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Я пыталась представить обучение по этому принципу в виде геометрической фигуры.
I этаж- знания, умения и навыки, которых по традиционным ориентирам достаточно, чтобы ребёнок уверенно продолжал осваивать программу в V классе. II этаж- необходимый минимум знаний, умений, навыков, которые ребенок может применить их в изменившихся условиях. III этаж – « Высший пилотаж» Творческие задания, которые ребёнок может выполнить по заданию взрослого или придумать сам. |
УМК « Начальная школа XXI века» предлагает разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны по принципу « Труднее – легче ». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения.
Хорошо успевающий ребёнок раньше решает учебные задачи, которые являются более сложными по сравнению с теми заданиями , что решают в данный момент все другие дети.
Следующий не менее важный принцип – это принцип доступности. Это не означает, что ребёнок может не думать , не напрягаться при решении учебной задачи, но предоставляется каждому право работать в собственном темпе, в соответствии со своими силами. Это в свою очередь сохранит устойчивый интерес к учению, потому, что оно приносит радость , удовольствие и чувство успеха.
Другой ведущей идеей проекта « Начальная школа XXI века» стала интеграция учебных предметов. Я считаю этот принцип самым лучшим для обучения грамоте первоклассников. Реализация этой идеи позволяет ориентироваться на возрастные особенности младших школьников, для которых свойственно целостное восприятие объектов окружающего мира.
Учебники и рабочие тетради курса построены на приоритете следующих методов обучения:
- предъявление учебной задачи, рассмотрение её пооперационного состава;
- обсуждение образца выполнения каждой операции и порядка их следования друг за другом;
- контроль и оценка выполнения каждой операции и учебной задачи в целом;
- моделирование детьми различных языковых и математических отношений.
Основная задача курса - научить детей учиться. Именно на это направлены все задания учебников и рабочих тетрадей. Поэтому надо сделать процесс обучения интересными, увлекательным, способствующим формированию мотивации обучения.
Исходя из моего опыта работы по УМК « Школа XXI века» для успешного овладения программой, в первую очередь научить учеников работать с учебным комплектом.
На столе у каждого ученика лежит учебник, тетрадь «Пропись », коррекционно – развивающая тетрадь, фишки, цветные карандаши. Надо не пожалеть времени для того, чтобы научить выкладывать на столе в нужном порядке все принадлежности. Учебник и тетради должны иметь закладки. Фишки для звукового анализа лучше хранить в кабинете в специальных коробочках. На первом этапе это будут только жёлтые фишки, обозначающие любой звук. Затем по мере изучения гласных и согласных звуков появляются красные, синие и зелёные фишки, а желтые убираются.
В рабочих тетрадях работаем цветными карандашами. Их должно быть не более шести цветов.
Самое трудное было научить быстро и своевременно менять учебник и тетради. Для удобства в начале урока открываем на нужных страницах и во время работы только меняем местами тетрадь – учебник.
Необходимо требовать неукоснительного соблюденИЯ введённых учителем способов работы.
Вначале всё делает учитель: он ставит перед детьми учебную задачу, даёт им полный пооперационный состав этой задачи, показывает образцы выполнения каждой отдельной операции и порядок следования друг за другом, контролирует и оценивает выполнение каждой операции и учебной задачи в целом. Постепенно надо передавать выполнение отдельных учебных действий от учителя к ученику для самостоятельного выполнения. Но важно помнить , что время необходимое для усвоения какой – либо задачи у всех детей разное.
Рабочие тетради построены с опорой на особенности наглядно – образного и наглядно – действенного мышления.
С первых страниц рабочих тетрадей мы сталкиваемся с заданиями на выделение предмета из множества. А для этого необходимо сравнивать предметы, выявлять в них сходства и различия.
Рабочие тетради содержат богатый материал для обучения чтению. Очень хорошо, что авторы подобрали задания таким образом, что вначале учащиеся овладевают звуковым анализом слов.
Звуковой анализ слов – это сложнейшая программная задача. Дети испытывают большие трудности при проведении звукового анализа. Он состоит из ряда операций.
- Ведем вместе с ребёнком указкой по схеме звукового состава слова, произносим это слово. Учитель должен следить, чтобы указка двигалась в соответствии с его произнесением. Это чрезвычайно сложная, но очень важная работа. Необходимо на первом этапе анализировать только « маленькие » слова . На уроке вызывать к доске максимальное количество учеников.
- Интонационное выделение звука в слове:
рак – рр – р – ак
рааа – к
раккк
- Третья операция - изолированное называние одного звука. Наилучшей тренировкой является игра « Живые звуки ». Ученики выходят к доске и выполняют роль какого – либо звука в слове.
Хотелось бы отметить , что я на протяжении всего 1- го года обучения включала эту игру в урок.
- И последней операцией является фиксация выделенного звука фишкой. В это время дети усваивают сложнейшее действие – они учатся управлять своей артикуляцией, соотносить свою речь с точным движением указки.
Вся эта кропотливая работа приведёт Вас и ваших детей к тому, что они незаметно и безболезненно научатся читать.
Данные диагностики навыка чтения, проведенной в моём классе показывают , что нечитающие дети очень быстро овладели чтением, причём большая часть детей и родителей даже не заметили как и когда это произошло.
Для отработки навыков и для преодоления трудностей в обучении необходимо организовать работу в коррекционно – развивающих тетрадях. В них собран богатейший материал для дифференцированной работы.
Ученикам с низким уровнем предлагаются задания на запоминания зрительного образа букв, тогда как сильные учащиеся вписывать буквы, читать слова самостоятельно.
Очень хорошо, что и рабочие тетради , и коррекционно – развивающие содержат задания , нацеленные на активизацию трёх форм восприятия:
- Зрительного
- Слухового
- Двигательного
В ходе их выполнения дети произносят слова, видят их написание, описывают буквы, соединяют части слов. Это не только способствует отработке навыков , но и стимулирует развитие познавательных способностей. . Работать, по данному УМК нужно только следуя чёткому следованию логике науки, логике построения учебника. Это является фундаментом успешной работы.
Учебники и рабочие тетради созданы именно для того, чтобы облегчить учителю возможность проведения дифференцированной работы, чтобы представить выбор заданий, упражнений. Хочется дать совет всем коллегам, что механическое выполнение всего объёма заданий в тетрадях и учебнике недопустимо.
Залог успешной работы на уроке – в индивидуальном подходе к ученику, в регулярной дифференцированной работе.
Для того чтобы правильно вести эту работу, я провожу отслеживание результатов работы своих учащихся, учитываю возможности каждого ребёнка. Поэтому не происходит перегрузки учеников. Стараюсь придерживаться рекомендации составителей учебников и тетрадей о том, какое упражнение выбрать для фронтальной работы, какое для индивидуальной. Мой класс – класс с разноуровневой подготовкой. Но, даже наблюдая за работай слабых учеников, видно, что хорошо организованная работа в рабочих и коррекционно – развивающих тетрадях даёт видимые результаты.
Приёмы работы с тетрадями на печатной основе
- По вариантам
- Работа в группах
Группы можно сформировать случайно ( по 4 человека за партами) Дети решают проблему , обсуждая и записывая результаты. Затем обсуждение между группами.
- Работа в парах
Этот вид работы очень нравится детям, так как предполагает свободу общения, возможность высказать своё мнение.
- Индивидуальная работа
Данная работа позволяет учителю видеть успехи или неудачи каждого ученика. Одновременно с самостоятельной работой обязательно выполнять аналогичную работу на доске (ученик или учитель). Это необходимо, чтобы учащиеся видели образец работы, т. е. к чему они должны стремиться.
У многих учителей возникает вопрос как проверять домашние задания, когда успевать?
Проверку домашних заданий организую разными способами:
- Индивидуально у каждого учащегося.
Во время работы хожу по классу и проверяю выполнение задания в то время, когда дети заняты каким – либо видом деятельности.
- Самопроверка.
Во время проверки я не ставлю оценку, а пишу рекомендации типа: « Повтори правило и проверь», « Найди одну ошибку» и т. д. Этот вид проверки развивает внимание, орфографическую зоркость, а также даёт возможность чаще обращаться к пройденному материалу.
- Проверка по доске
Заранее записываю домашнее упражнение на доске, используя или слова с ошибками или лишнее слово. Это очень хорошо развивает внимание и как бы
« поднимает ученика» в его собственных глазах.
- Аналогичные упражнения
Использую, похожие на домашние здания. Даёт возможность увидеть понимание изученной темы.
Особый интерес вызывают упражнения и правила , подобранные в учебниках и тетрадях у учеников.
Так как ставка делается не на запоминание, а на развитие. Детям хочется выполнять упражнения, заглядывая вперёд. (Пусть даже выполнят неправильно. Со временем они исправят свои ошибки ).
Учитель должен видеть не только полученные детьми знания и умения, но и сформированность мотивации к обучению. Если слабый ученик выбирает для себя сложные задания, то учитель может радоваться, что сформировал у ученика мотивацию к обучению, работал с учеником так, что ему захотелось проверить себя. Ошибки, которые допускают эти ученики, должны быть исправлены при коррекционно – развивающей работе.
Мои ученики с удовольствием работают в тетрадях, о чём свидетельствуют их обращения к авторам учебников.
Эти письма ещё раз доказывают, что детям комфортно и интересно на уроках русского языка.
И конечно же эти тетради несут в себе богатейший материал для учителя, которому не надо в поисках дополнительного материала « ворошить» огромное количество книг, сборников.
Ещё раз хочется повторить, что залог успешной работы в личностно – ориентированном подходе и правильно организованной дифференцированной работе.
Какой материал является обязательным, а какой предназначен для ознакомления?
Обязательный материал определяется в соответствии с письмом Министерства образования РФ «Оценка качества знаний выпускников начальной школы». Именно этот «минимум» и должен быть усвоен каждым учеником. Но этот «минимум» представлен не только в нашей программе и учебниках, это обязательный «минимум» для всех учащихся, по какой бы программе они ни обучались.
Принципиальное отличие нашей программы и наших учебников от других заключается именно в том, что помимо обязательного «минимума» в них представлен «возможный максимум» (обратите внимание на слово «возможный»). То, что превышает необходимый минимум, — это материал, с которым ученик знакомится, материал, доступный для понимания младшего школьника, но ни в коем случае не обязательный!
Чтобы учителю было проще ориентироваться в обязательном и ознакомительном материале, в программе курса четко разведены «требования» и «возможности». «Требования» — это и есть обязательный материал, который необходимо отрабатывать, а дополнительный материал представлен для ознакомления, его не надо отрабатывать, добиваясь обязательного понимания или (ни в коем случае!) заучивания. Но, к сожалению, учитель часто не заглядывает в программу, что приводит к нелепым требованиям к ученикам, перегрузке учащихся и раздражению как со стороны самого учителя, так и родителей. Самый простой пример — транскрипция в учебнике 2 класса при изучении темы «Фонетика». Нигде, ни в одной статье, а тем более в программе или учебниках, не сказано, что ученик должен уметь делать транскрипцию слова. Но учителя заставляют учеников это делать, часто даже не понимая, с какой целью транскрипция вообще введена в учебник.
Это непонимание и приводит к конфликтным ситуациям, виноватым в которых, естественно, называется авторский коллектив. Насколько меньше было бы таких ситуаций, мешающих работе, если бы учитель удосужился заглянуть в программу курса или, когда возникло непонимание, прочитать одну из многочисленных статей, написанных авторским коллективом. Однако учитель не делает этого и навязывает ученикам то, что не предполагалось авторами, что вообще не имеет никакого отношения к учебнику, по которому преподает учитель.
Значит, прежде чем предлагать детям то или иное задание, которое не предусмотрено авторами учебника, учителю необходимо свериться с программой или документом Министерства образования Российской Федерации. Только в этом случае будут предотвращены многие недоразумения.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ
Я работаю по данному Методическому комплекту уже пятый год и, конечно, у меня накопились некоторые пожелания и рекомендации учителям, которые хотели бы присоединиться ко мне.
В первую очередь надо « вооружиться » всей литературой, к УМК «Начальная школа XXI века ».
На каникулах досконально изучить методику работы, принципы построения учебников и тетрадей. Весь этот материал заложен в следующей литературе: Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века », « Беседы с учителем 1, 2, 3, 4 кл. » под редакцией Л. Е. Журовой.
Чтобы требовать что-либо от детей, надо твёрдо знать какой материал заложен для обязательного изучения, а какой для ознакомительного.
Во- вторых, если вы хотите добиться успешных результатов, то необходимо самому учителю заранее просмотреть и прорешать задания и упражнения в учебниках и тетрадях. Желательно проделать эту работу на все годы обучения. Это необходимо для того, чтобы знать, к чему стремиться и каких результатов добиваться. В это время вы уже можете примерно планировать домашние, индивидуальные и самостоятельные работы.
Следующим, не менее важным условием хорошей работы, является работа с родителями. Им надо рассказать, какую посильную помощь они могут оказать своим детям. В тетрадях на печатной основе заложен богатейший материал для работы: дифференцированной, самостоятельной, для изучения нового материала.
Но конечно, нельзя забывать о таких видах работы как: диктовка, списывание уже на начальных этапах обучения грамоте. Материалы для проверочных работ вы можете брать из сборника: « проверочные и контрольные работы ( автор С.В. Иванов ), а также из других источников. Необходимость этих работ хорошо объясняется в книге
« Беседы с учителем » ,2 класс.
Ну и главное, о чём хотелось бы сказать, это стиль общения на уроках.
Если вы учитель авторитарный, то вам будет очень трудно работать по данному УМК. Ведь все задания предполагают открытое общение учитель - ученик.
Дети не должны бояться ошибиться при своих ответах, они учатся доказывать своё мнение, не стесняться « выступать публично».
Если Вы хотите увидеть результат своего труда, увидеть радостные лица учеников на уроках, советую вам придержаться моих рекомендаций.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."
Использование элементов технологии проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....
Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)
Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие д...
«Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе» (из опыта работы)
Из опыта работы на уроке русского языка...
Обобщение опыта работы по теме: "Технология интерактивного обучения"
В данной статье описывается опыт работы учителя начальных классов по теме: "Технология интерактивного обучения"...
Обобщение опыта работы по теме: "Технология интерактивного обучения"
В данной статье описывается опыт работы учителя начальных классов по теме: "Технология интерактивного обучения"...
Публичное представление инновационного педагогического опыта "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"
В опыте представлены разные виды работ с учащимися...
Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников, имеющих поражения ЦНС
Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников имеющих поражение ЦНС, помогает сформировать зрительный образ буквы, читать по слогам, читать слова, тоесть обучать чтению с удово...