Групповая работа в начальной школе.
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Обмен опытом по групповой работе в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_rabota.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

         

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко

И всегда интересно.

        Залогом успешного развития детей является правильная организация учебной деятельности   на уроке, которая строится на взаимном уважении, доверии и   сотрудничестве. В педагогике различают 3 формы учебного сотрудничества:

▪ сотрудничество с учителем

▪ сотрудничество со сверстниками

▪ сотрудничество с самим собой

      Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

 Одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества – совместная групповая работа детей. В непосредственном взаимодействии с учителем ребёнку трудно освоить взрослые приёмы, необходимые для того чтобы научиться учить себя самостоятельно. Для этого ему нужно общение с равными себе, т. е. детьми.

         Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки учащихся.

       Я работаю по УМК «Школа России» В учебниках  есть условные обозначения: две звёздочки – работа в паре, три звёздочки – работа в группе. Дети уже знают, какие упражнения выполнять в паре, какие в группе.

         Работу в парах стала организовывать с 1 класса. Первое, чему я учила  первоклассников – это проверять друг друга. С первых уроков стали проверять в паре правильность и красоту письма, выполнение домашнего задания, на уроках обучения грамоте правильность составления схем-моделей, вырабатывали умение договариваться, общаться.

     После выполнения определённого задания дети поднимают руку. Я прошу их посоветоваться  в паре и решить, кто из них будет отстаивать их точку зрения. Дети договариваются и тогда один из учеников поднимает руку. Я ещё раз переспрашиваю: «Вы договорились, что отвечать будешь именно ты»? Так постепенно стараюсь вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работу веду систематически и целенаправленно.

    Приведу примеры  учебного сотрудничества в паре

  на русском языке

▪ Словарный диктант  с взаимопроверкой

▪  Диктую слова. Дети проверяют друг у друга в паре, пользуясь словарём. Критерии оценки обговариваем заранее.

▪ Диктую слова на любую изученную орфограмму (парная согласная., безударная. гласная., буквосочетания жи-ши и т.д.), дети проверяют по доске или по карточке

▪  рассказывают друг другу правила (2-3 человека  вызываю к доске рассказать для образца, остальные в паре)

    На чтении

проверка домашнего задания ( половина детей класса рассказывает стихотворение у доски, потом они становятся учителями и проверяют у остальных)

▪ пересказ ( у доски  пересказывают 2-3ученика,   остальные в паре друг другу)

▪  рассказала о чём-то. Даю задание: теперь вы расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала. Скажи товарищу, как ты его понял.

▪  Задайте друг другу по 2 вопроса по прочитанному или услышанному

Разгадывание кроссвордов, ребусов    

 На математике

▪ В любом классе на этапе  закрепления в зависимости от изучаемой темы использую приём «Счётчик» - взаимопроверка  устного счёта (работа по карточке ). Приём предполагает краткие ответы.  Использую его, когда вычислительный навык доведён до автоматизма.

       ▪ На этапе закрепления или повторения пройденного материала использую приём в виде игры хоровод (дети передвигаются по кругу: внешний круг-учителя, внутренний – ученики, затем меняются местами)

задания даются самые разнообразные: вычитание в 1кл в пределах 10, с переходом через десяток, во 2-3кл.-  отработка вычислительных приёмов в пределах 100, нахождение неизвестного компонента, внетабличное умножение и деление (дети подробно проговаривают алгоритм)

(кружок «Полезные привычки»)

      Тема «Учусь взаимодействовать». Задание: в паре обсудить позитивное и агрессивное поведение детей, изображённых на картинках, оценить их поведение, придумать по образцу свою инсценировку и показать классу. В конце занятия задаю вопрос: Может быть, такие занятия не стоит проводить? Дети анализируют свою деятельность и делают вывод о том, что совместно всегда легче и интереснее работать

Групповую  работу использую  на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, в проектной деятельности, на классных часах

Использую в основном 2 вида работы в группах

группа сообща решает предложенную задачу без распределения функций между учащимися  например: делят рассказ на части, составляют план, определяют последовательность событий в рассказе.

После чтения  «Сказки о царе Салтане ..» А. С. Пушкина было дано задание доказать,  что эта сказка волшебная. 1гр. должна найти троекратные повторы, 2гр – волшебные превращения. 3гр. работала по теме «Борьба добра и зла». По окончании работы каждая группа отчиталась о своей работе.

 На уроке окружающего мира (если объём материала в параграфе большой, дети в группах изучают его по частям. Потом знакомят с этим материалом остальные группы)   Во 2 кл. по теме «Правила безопасного поведения» 1гр. изучала материал о ПДД, после чтения они должны были обсудить, сформулировать правила пешехода и познакомить с ними остальных ребят, 2 гр. аналогично работала с   правилами поведения в школе, 3гр. - в общественном транспорте, 4гр - в столовой.

 При изучении  темы «Разнообразие растений» каждая группа составляла задание для другой группы с целью проверить знания классификации растений.  

По теме «Охрана природы» ребята подбирали фотографии или иллюстрации по темам «Загрязнение воздуха», «Загрязнение воды», «Очистные сооружения», «Посадка деревьев». У каждой группы своя тема.  

        задание делится на отдельные операции, которые распределяют между  участниками группы. По новым стандартам по программе в учебных предметах  немало проектных работ. Ребята выполняют их как индивидуально, так и в группах.

▪ В 1 классе выполняли групповые проекты по теме «Звуки и буквы» (это основная тема по обучению грамоте). Дети в группе самостоятельно выбирали букву и распределяли роли: один на эту букву искал юмористические стихи, второй- загадки, третий сочинял сказку, четвёртый оформлял обложку, пятый рисовал ребусы или составлял кроссворд. В итоге получились книжки-малышки.

▪ Во 2 классе готовили проекты по группам к Дню Победы. Результат проектной деятельности–оформление стенгазеты. Распределили обязанности: кто будет собирать информацию, кто её обрабатывать, кто поместит в газету свой рисунок, кто её оформит. Для всех 5 членов группы есть своё дело.  

▪ В 3 классе по заданию в рабочей тетради начали разрабатывать групповой сценарий «Первый снег»

      В классе есть традиция–чествование именинников по временам года. В 1 классе праздники проводили родители. А с середины 2 класса стали практиковать проведение праздников детьми по группам. Сценарий составляет учитель или родители. Далее обсуждение сценария идёт в группе. Дети могут его изменить, внести в него что-то своё. Далее руководитель группы распределяет роли между участниками группы: кто будет задействован в сценарии, кто готовит подарки-сувениры, кто дома с мамой готовит видеофильм.

Вывод: в сотрудничестве со сверстниками дети учатся

▪  помогать товарищу, обращаться за помощью друг к другу,

▪ участвовать и контролировать своё участие в работе группы

проявлять самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия,

▪ совместная работа в небольших группах - ключ  к успеху всего коллектива

Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, с какой целью делаешь и оценивать свои действия.

         Я наблюдаю, что дети с большим желанием работают в паре, участвуют в групповой работе. Применение такой формы работы даёт положительные результаты. Дети стали активнее высказывать версии, делать выводы, более аргументированно отстаивать свою точку зрения, давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы, речь стала более связной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Групповая работа в начальной школе

Об использовании групповой работы в начальной школе...

Групповая работа в начальной школе

На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудн...

Организация групповой работы в начальной школе

Организация групповой работы в начальной школе...

"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"

В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...

Технология групповой работы в начальной школе

Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках. Целью этой технологии является создание условий для формирования навыков работы в паре, в  группе....

Групповая работа в начальной школе.

Групповые технологии тесно переплетаются с другими современными технологиями. Работа по группам возможна и при проведении игровых моментов урока, и на урока-интеграциях, на у...

Организация групповой работы в начальной школе

Цели, задачи, принципы групповой рабрты.Варианты комплектования групп. Виды групповой работы....