Методология разработки личностно-развивающего
занимательные факты на тему

Седых Ирина Олеговна

Методология разработки личностно-развивающего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodologiya_razrabotki_lichnostno-razvivayushchego.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методология разработки личностно-развивающего

программно-методического обеспечения занятий по адаптивной физической культуре с младшими школьниками, имеющими расстройства аутистического спектра

Методологическую основу настоящего исследования составляет комплекс идей личностно-ориентированного и адаптивного (здоровьесберегающего) образования, персонализации образовательного процесса, позитивного психокоррекционного воздействия, физкультурно-оздоровительного образования, адаптивного физического воспитания.

На философско-методологическом уровне реализуются идеи культурно-исторического развития человека, общности социальных целей и задач общей и специальной школ (Л.С. Выготский [28]), гуманизации и личностной ориентации образовательного процесса (Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманская; А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс  и др.) нацеленного на то, чтобы поддерживать целостность человеческой индивидуальности и жизнедеятельности, сделать человека с ограниченными возможностями полноценным членом общества, интегрированным в социальную среду и включённым в процессы коммуникации и взаимодействия людей.

На общенаучном уровне определяющим является системно-комплексный подход. В соответствие с ним обучение детей с РАС адаптивной физической культуре представляет собой неразрывный комплекс взаимосвязанных элементов – принципов ведения педагогического процесса и учебно-педагогического взаимодействия, его целей и задач, используемых технологий, форм, методов и средств физического развития обучающихся. В этой взаимосвязанной цепочке решение задач определённого уровня должно быть подготовлено прочным освоением предыдущего учебного материала. Кроме того, комплексность в данном контексте означает, что для развития какого-либо физического качества у обучающихся недостаточно использовать только одно средство. Например, развитию гибкости суставов способствуют динамические, статические и смешанные стато-динамические упражнения на растягивание.

Далее выделим конкретно-научные принципы, составляющие теоретическое ядро настоящего исследования. Адаптированное образование обеспечивает адаптацию учебной и социальной среды образовательных учреждений к возможностям ребенка с ограничениями по здоровью (Е.В. Дмитриева, Г.С. Никифоров, М.Г. Романцов, Н.Я. Семаго, Л.П. Царевский, Е.А. и др. [34, 58, 59, 67]). Н.Я Семаго [59]рассматривает адаптивное образование как образование, в котором имеется возможность расходовать адаптационную энергию человека в темпе и направлении, соответствующим его врожденным особенностям и предпочтениям. 

Психологическая коррекционная помощь используется педагогом-психологом наряду с психологическим консультированием родителей школьников и является оптимальной и эффективной формой психолого-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Психокоррекция определяется как деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия и на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Психокоррекционная работа базируется на представлениях о личности как целостной психологической структуре, которая формируется на основе освоения человеком общественных форм сознания и поведения. Выявлена общность психологических закономерностей, характерных для развития нормальных и аномальных детей, и установлено, что при обеспечении необходимых условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С. Выготский, М. Монтессори и др. [28]). При этом важно, что психическое развитие и формирование личности ребёнка в значительной степени обусловлено его общением с взрослыми. Основные принципы психокоррекционной работы:

-  единство диагностики и развития (существует зависимость характера и средств психокоррекционной помощи от комплексности, тщательности и глубины диагностики);

- нормативность развития, в соответствии с чем психологический возраст определяется в зависимости от психологических и социальных изменений (новообразований) в сознании ребёнка, его отношения к среде (в данном контексте также требуется учёт конкретной ситуации развития);

- коррекция «сверху вниз» предусматривает опережающее развитие, помощь взрослого в зоне ближайшего развития ребёнка с последующим закреплением полученного эффекта в ходе самостоятельных действий;

- коррекция «снизу-вверх» предполагает подкрепление социально желательных качеств и моделей поведения и действий детей;

- системность психокоррекционной работы указывает на учёт профилактических и развивающих задач;

- деятельностный принцип определяет предметность психокоррекционных действий, выбор целей, средств и способов коррекционной работы, так как в ходе активной деятельности ребёнка создаются необходимые условия для его нормального развития.

Физкультурно-оздоровительное образование требует создания специальной оздоровительной среды на территории образовательных учреждений, организации оздоровительных мероприятий, спортивных игр, гимнастических упражнений, конкурсов и т.д. как условия сохранения и поддержания здоровья каждого обучающихся, применения спортивных и физкультурно-оздоровительных технологий.

Концепция адаптивной физической культуры и адаптивного физического воспитания (Е.А. Гусева, С.П. Евсеев, М.В. Курникова, В.А. Оринчук, Э.В. Плаксунова, А.Н. Саркин, Е.Н. Фомичева, Л.В. Шапкова, О.П. Шмакова и др. [31, 36, 52, 54-55, 71]) ориентирована на адаптацию обучающихся, имеющих отклонения и ограничения в состоянии здоровья, к возможностям полноценного развития в системе специального образования. Задачи адаптивного физического воспитания детей с аутизмом: укрепление их здоровья, своевременное формирование двигательных способностей, умений, навыков, способов действий и основных физических качеств; коррекция нарушений двигательной сферы и психомоторики; активизация физического и двигательного развития, стимуляция произвольной двигательной активности; создание предпосылок и включение стимульных  факторов интеллектуального и речевого развития; образовательный процесс формирования личности школьников, обеспечивающий условия для их последующей социальной адаптации и интеграции.

Адаптивная физическая культура является базовым ядром физкультурно-оздоровительного и коррекционно-развивающего комплекса, разработанного учёными для детей с РАС. Он включает следующие обязательные компоненты: образовательный процесс, лечебно-оздоровительные мероприятия, абилитационные и адаптивные формы физической деятельности, физкультурно-массовые мероприятия, внешкольные формы работы. Основными целями обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры, по утверждению Э.В. Плаксуновой [55], являются: 1) развитие имитационных способностей (умения подражать); 2) стимулирование к выполнению инструкций; 3) формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела, во внешнем пространственном поле); 4) воспитание коммуникативных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция и государственная символика Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2009. – 64 с. – [Российское законодательство].
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ: с комент. юристов + обзор изменений. – М.: Эксмо, 2014. – 800 с.
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра  (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 19 декабря 2014 г., № 1598).
  3. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Резолюция 62 сессии № А/Res/62/139 «Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма» (п. 66-а повестки дня, 76 пленарное заседание, по докладу Третьего комитета), принята 18.12.2007. 
  4. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Резолюция 67 сессии № А/Res/67/82 (п. 127 повестки дня, без передачи в Главные комитеты) «Удовлетворение социально-экономических потребностей отдельных лиц, семей и обществ, затрагиваемых проблемами расстройств аутистического спектра и других расстройств развития», принята 12.12. 2012.
  5. Европейская хартия прав людей с аутизмом. Представлена на 4-ом Конгрессе «Аутизм-Европа» в Гааге 10 мая 1992 года. Принята Европейским Парламентом как письменная декларация 9 мая 1996 г. – Режим доступа: file:///D:/Doc/Downloads/hartia2015%202.pdf
  6. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. / Под ред. Ю.Л. Нуллера и С.Ю. Циркина. - СПб.: Оверлайд, 1994. – 303 с.
  7.  Агафонова, Е.Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма: (характеристика по результатом диагностического и динамического обследования) / Е.Л. Агафонова, О.О. Григорян // Коррекционная педагогика. - 2006. - № 1. - С. 12-30.
  8. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебно- физической культуре для детей с нарушениями здоровья / сост. Г.И. Гербцова. - СПб.: Образование, 1994. - 65 с.
  9.  Айрес, Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Д. Айрес; пер. с англ. – М : Теревинф, 2010. - 272 с.
  10.  Алмазова О.В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма Текст. / О.В. Алмазова, СЛ. Мазалова // Специальное образование: Научно-методический журнал Екатеринбург, 2002 - №1 - С.47-54.
  11. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М: Аспект Пресс, 1996. - 376 с.
  12.  Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф. Аппе; пер. с англ. – М.: Теревинф, 2006. – 216 с.
  13. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. – М.: Международная пед. академия, 1994. – 216 с.
  14.  Астафьев, Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников / Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. - Омск, 1997. - 40 с.
  15.  Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе (материалы к спецкурсу) / под ред. С.А. Морозова. - М.: СигналЪ, 2002. -246 с.
  16.  Банди, А. Сенсорная интеграция: теория и практика / А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей; пер. с англ. и науч.ред. Д.В. Ермолаева. М.: Теревинф, 2017. - 768 с.
  17. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
  18.  Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. - М.: Медицина, 1999. - 240 с.
  19. Бейкер, Б.Л. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Б.Л. Бейкер, А.Дж. Брайтман. - М.: Теревинф, 2002. - 320 с.
  20.  Беттельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Б. Беттельхейм; пер. с англ. – М.: Академический проект: Традиция, 2004. – 784 с.
  21.  Блинова, Н.Г. Психофизиологическое сопровождение обучающихся с ранним детским аутизмом / Н.Г. Блинова, Н.Н. Кошко, Р.М. Акбиров // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 32-34.
  22.  Богдашина, О.Б. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учеб. пособие / О.Б. Богдашина; под науч. ред. Е.А. Черенёвой, И.В. Сухоруковой; Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск: КрГПУ, 2012. – 248 с.
  23.  Бубен, С.С. Интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития: проблемы и перспективы / С.С. Бубен // Дефектология. — 1996. — №5. - С. 3-11.
  24.  Веденина, М.Ю. Терапевтическая роль игры в формировании механизмов экспансии у аутичного ребенка / М.Ю. Веденина // Дефектология. - 1994. - №1. -  С. 59-65.
  25. Викторук, Е.Н. Дефиниция аутизма: от диагноза до незавершённой медицинской истины / Е.Н. Викторук, А.Ф. Гох // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 34-39.
  26.  Волкмар, Ф.Л. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей (в 3-х кн.). Кн. 1 / Ф.Л. Волкмар. Л.А. Вайзнер; пер с англ. - М.: Рама Паблишинг, 2014. - 224 с.
  27. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости // Собрание сочинений Л. С. Выготского: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. С. 332–342.
  28.  Гилберт, К. Аутизм у детей: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберт, Т. Питерс. - СПб.: ИСП и П, 1998. - 124 с.
  29.  Гиренок, Ф.И. Аутография языка и сознания / Ф.И. Гиренок. – М.: МГИУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. - 245 с.
  30. Гусева, Е. А. Методические рекомендации для занятий адаптивной физической культурой с детьми, имеющими выраженное недоразвитие интеллекта / Е.А. Гусева, Г.Н. Голоухова  – Архангельск : ПГУ, 2001. - 21 с.
  31.  Дименштейн, Р.П. О перспективах интегративных процессов в дезинтегрирующей среде / Р.П. Дименштейн, О.А. Герасименко// Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования: сб. науч. трудов и проектных материалов / под ред. В.И. Слободчикова. — М.: Инт педагогических инноваций РАО, 1995. – С. 226-335.
  32.  Дмитриев, А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: учеб..-метод. пособие / А.А. Дмитриев ; РАО, МПСИ. - 2-е изд., перераб. и доп. – М .: МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2004. - 224 с.
  33.  Дмитриева, Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. – М.: Центр, 2002. – 224 с.
  34.  Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студ. вузов / В.И. Дубровский— 2-е изд., стер. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 608 с.
  35.  Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие для вузов и средних проф. учеб. заведений / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – М: Советский спорт, 2000. – 240 с.
  36.  Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: учебник для мед. училищ и колледжей / Е.А. Епифанов. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 528 с.
  37.  Журавлёва, Л.Л. Занятия лечебной физкультурой обучающихся с расстройством аутистического спектра / Л.Л. Журавлёва, Н.Г. Блинова, С.В. Криковцов, Э.А. Коба // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 67-69.
  38.  Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. – СПб. : Дидактика Плюс, 2004. – 80 с.
  39.  Ивинский, Д.В. Развитие двигательных качеств у умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Ивинский Дмитрий Владимирович. – Тамбов, 2007
  40. Клочкова, Е.В. Физическая терапия и эрготерапия лоя детей с РАС [электронный медиаресурс], 2016. – Режим доступа:  http://autizmru.ru/physical-therapy-and-occupational-therapy-for-children-with-asd-ekaterina-klochkova/
  41.  Клюев, Е.В. Речевая коммуникация. / Е.В. Клюев. -  М.: Приор, 1998. — 224 с.
  42.  Лаврентьева, Н. Б. Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Лаврентьева Наталья Борисовна. – М., 2008. - 26 с. 
  43.  Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 342 с.
  44.  Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма: учеб. изд. / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
  45.  Максимова, Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна / Е.В. Максимова. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.
  46.  Малофеев, Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии / Н.Н. Малофеев. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - 256 с.
  47.  Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
  48.  Морозова, С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. - М.: Владос, 2007 - 176 с. - [Коррекционная педагогика].
  49.  Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – 8-е изд. – М.: Теревинф, 2014. – 288 с.
  50.  Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки / Н.Г. Нуриева. – М.: Теревинф, 2003. – 160 с.
  51.  Оринчук, В.А.Основы адаптивного спорта: учеб. пособие для студентов по направлениям подготовки: «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья», «Физическая культура» / В.А. Оринчук, Е.Н. Фомичева, М.В. Курникова. – Н. Новгород: Фил. Сочинского гос. ун-та в г. Нижний Новгород, 2015. - 293 с. 
  52.  Питерс, Т. Аутизм: от терапевтического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс. – М: Владос, 2003. – 240 с.
  53.  Плаксунова, Э.В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом / Э.В. Плаксунова // Аутизм и нарушения развития. — 2008. — № 2. — С. 50-62.
  54.  Плаксунова, Э.В. Социализация детей с аутизмом в процессе игровой деятельности на уроках адаптивной физической культуры / Э.В. Плаксунова // Аутизм и нарушения развития. — 2009. — № 1. — С. 64-68.
  55.  Поршнева, Н.Г. Практики соседства в институциальной системе помощи людям с аутизмом: автореф. дис. … канд социол. наук: 22.00.04 / Поршнева Надежда Геннадьевна. – Саратов, 2013. – 20 с.
  56.  Ремшмидт, Х. Аутизм. Клинические прявления, причины и лечение / Х. Ремшмидт; пер. с нем. — М: Медицина, 2003. — 120 с.
  57.  Романцов, М.Г. Здоровье как проблема гуманитарного знания / М.Г. Романцов, Н.И. Лисовская. – Калининград: Издательство КГУ, 2004. – 199 с.
  58.  Семаго Н.Я. Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС / Н.Я. Семаго, Е.А. Саломахина // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Т. 15. - № 1. – С. 4-14.
  59.  Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / Н.Я. Семаго, Н.М. Семаго / отв. ред. С.В. Алехина / под ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.
  60.  Специальная психология: учебное пособие для студентов пед. вузов / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. / под общ. ред. В.И. Лубовского. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
  61.  Старкин, А.Н. Средства физической культуры в социальной адаптации школьников-олигофренов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / А.Н. Старкин.- М., 1996. -27 с.
  62.  Сухорукова, И.В. Использование метода прямого наблюдения для определения начального уровня коммуникативных навыков ребёнка с расстройством аутистического спектра / И.В. Сухорукова, А.В. Костюк // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 109-113.
  63.  Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. – Изд. 2-е / Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Тревинф, 2017. – 432 с.
  64.  Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для студ. вузов, специальностей: «Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика» / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. — М.: Академия, 2002. — 174 с. 
  65.   Хаустов, А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Хаустов Артур Валерьевич. –М., 2005.  – 20 с.
  66.  Царевский, Л.П. Здоровьесохраняющее образование: инновационные, креативные и социокультурные аспекты / Л.П. Царевский, Н.Н. Алалыкина, М.Г. Романцев – М.: Русаки, 2003. – 264 с.
  67.  Царёв, А.М. Организация образования на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР) в контексте требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / А.М. Царёв // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 114-121.
  68.  Черенёва, Е.А. Модернизация образования и сопровождения лиц с РАС в России / Е.А. Черенёва // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 3-5.
  69.  Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова; под ред. МИ. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
  70.  Шапкова, Л.B. Средства адаптивной физической культуры: методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным развивающим занятиям детей с отклонением в интеллектуальном развитии / Л.В. Шапкова; под ред. С.П. Евсеева. М.: Сов. спорт, 2001. – 152 с.
  71.  Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. – СПб.: Образование, 1996. – 65 с.
  72.  Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.А. Янушко.— М.: Теревинф, 2004. - 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методологии НЛП в обучении

Здесь рассмотрены вопросы применения методов НЛП к диагностике и коррекции трудностей в правописании, связанных в основном с орфографией, и в усвоении математики. Технология формирования стратегии гр...

Методология движения

"Каждое телодвижение -мысль,каждая мысль -телодвижение"Лукиан....

Доклад "Системно-деятельностный подход- методология ФГОС"

.Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.  Деятельностный подход – это подход к орга...

Тест по дисциплине "Технологии и методология дистанционного образования"

Тест по дисциплине "Технологии и методология дистанционного образования"...

Синхро-корреляционная таблица по дисциплине «Теория и методологии дистанционного образования»

Синхро-корреляционная таблица по дисциплине «Теория и методологии дистанционного образования»...

Проект "Создание личностно-развивающей образовательной среды на основе игровой оболочки образовательного процесса"

Актуальность проектаОсновными приоритетами образовательной политики, закрепленными в документах федерального, регионального и муниципального уровней являются личностные образовательные результаты обуч...