Программа внеурочной деятельности "Развивай-ка" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Метелёва Ирина Геннадьевна

Программа соответствует ФГОС и расчитана на 1 час в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_rayzvivayka.docx198.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»

     Согласована                                                               Утверждена

     с методическим советом                                          Директор школы

     протокол                                                                    _________ С.М. Боченова

     от___________г. №____                                           Приказ от __________ г. №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИВАЙКА» для 1 класса

      Составитель: Метелева Ирина Геннадьевна

учитель начальных классов

                                                             Рассмотрена

                                                                       на ШМО учителей

                                                                         начальных классов.

                                                                                              Протокол от _________ г. №___

 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  «РАЗВИВАЙКА»  составлена в соответствии с нормативно правовой базой:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • САНПиН 2.4.2821-10, зарегистрированные в Минюсте РФ 03.03.2011г., регистрационный № 19993.
  • Федеральный государственный  образовательный стандарт  начального  общего  образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Региональный базисный учебный план  Республики Алтай, утверждённым Приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай № 512 от 15.08.2005 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Алтай», с изменениями, внесёнными от 25.07.11 г. № 1069, от 05.08.2011 г. № 1078, от 20.06.12 г. № 1002.
  • Устав  Муниципального общеобразовательного учреждения «Ыныргинская СОШ».
  • Положение о рабочей  программе  учебного предмета(элективного курса, факультатива) МОУ «Ыныргинская СОШ».
  • Учебный план  МОУ «Ыныргинская СОШ»  на 2016 – 2017 учебный год.
  • Требований к планируемым результатам начального общего образования.

Программа составлена для обучающихся 1 класса (детей 6-7 летнего возраста).

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в младшем школьном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего младшего школьного возраста. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.

Цель программы:

  • повысить  уровень развития мелкой моторики рук и речи у детей младшего школьного возраста через внеурочную деятельность.
  • развитие УУД
  • формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;
  • развитие самостоятельности анализа и мышления;
  • воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в  обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:

  • регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
  • совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;
  • облегчить  усвоение навыков письма;
  • при работе с детьми следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
  • сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;
  • повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру.

Программа «РАЗВИВАЙКА» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю  33 часа в год. Продолжительность занятия в первом полугодии – 35 минут, во втором полугодии – 45 минут.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, проект, экскурсия, выставки работ, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Виды деятельности: игровая, познавательная, творческая.

Планируемые результаты освоения обучающимися курса
“Развивайка”

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
  • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения  несложных  конструкторских,  художественно-конструкторских  (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Содержание курса внеурочной деятельности.

Каждое занятие представляет собой комбинированную форму состоящую из: пальчиковой гимнастики, работы по развитию речи, упражнений по отработке навыков  лепки, конструктивной деятельности, работы с ножницами, работа с мелкими деталями.

     Использование физкультминуток на занятиях с детьми имеет большое значение. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снижения напряжения и утомляемости. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в  обучении детей. Это позволяет:

  •  регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
  • совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
  • облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
  • вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минуты.

Элементом  физкультминутки часто выступают пальчиковые игры

Пальчиковые игры, как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Например, известная "Сорока-воровка", которая кашку варила, деток кормила... Мы не раз убеждались, с каким интересом реагирует ребенок, когда взрослый загибает детские пальчики, приговаривая эти строки.

Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях для первоклассников "вправо", "влево", "вверх", "вниз", "под", "над", а для младших школьников закрепления этих знаний. Особенно важны для развития и воспитания детей приемы творчества, которые возникают во время пальчиковых игр. Это обстоятельство позволяет без специального реквизита инсценировать рифмовки и рифмованные истории.

Графическая работа в альбомах  способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму, а для младших школьников корректирует правильное написание букв, цифр.

Известны специфические трудности формирования графических навыков у детей с тяжелым нарушением речевого развития. Многие дети не умеют ориентироваться в пространстве листа бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движениями своей руки, неправильно удерживают карандаш или ручку.

Прежде всего, необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша, для чего часто требуются специальные  упражнения. Изначально необходимо развить дифференцированные движения пальцев рук, умения складывать большой палец "в щепотку" и захватывать, таким образом, различные предметы, например, перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, нанизывать кольца на тесьму, сортировать монеты, перебирать крупу (захват гороха, затем семечек, затем крупы), нанизывать крупные (мелкие) бусины.

Кроме того, в программе широко представлены часы по отработке навыков  лепки, конструктивной деятельности, работы с ножницами, работа с мелкими деталями.

Большое внимание в программе уделяется работе с природными материалами. . Изготовление  различных поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Изготовление поделок расширяет представление детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их точность. Таким образом, этот вид ручного труда способствует не только моторному и умственному развитию ребенка, но и активно развивает его речевую деятельность.

Для изготовления поделок необходим такой природный материал: шишки, хвоя, орехи,  кора, ветки, корни, листья, семена деревьев и кустарников,  солома, трава, мох, птичьи перья, ракушки, глина, зерна . Так же для поделок используется: бумага различного качества и цвета, фольга, пластилин, проволока,искуственные цветы, биссер, нитки, клей, цветные лоскутки ткани, щетинки, бусинки, пуговицы, мелкие камешки, косточки и фанера.

Основной работой является работа с пластилином, глиной, солёным тестом.

С целью диагностики  работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного и младшего школьного возраста  используются  тесты и методики.

1. Методика "Домик" (Н.И.Гуткина)

Цель: определить умение ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявление особенностей развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и точной моторики руки.

2. Тест Куглера

Цель: определение школьной зрелости, выявление задержки и отклонения в развитии.

3. Методика "Дорожки" (по А.А. Венгеру).

Цель: определение развития точности движений, подготовка руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

4. "Мозаика" (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова)

Цель: оценка зрительно–пространственного восприятия, речевого планирования деятельности, состояния зрительно–моторной координации.

5. Методика "Рисования простых узоров"

Цель: выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.

6. Методика "Дорисуй узор"

Цель: выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

При выполнении методики "Домик" предлагается  срисовать домик с трубой, крылечком, забором. Результаты оценивались по 10-бальной системе.

10 баллов - рисунок скопирован правильно. Присутствуют все детали рисунка. Пропорции образца сохранены.

9 баллов – рисунок скопирован правильно. Имеется незначительные нарушения пропорций.

8 баллов – рисунок нарисован правильно. Незначительные нарушения пропорций. Отсутствуют 1-2 мелкие детали образца.

7 баллов – пропорции рисунка незначительно нарушены. Отсутствуют 2-3 детали образца.

6 баллов – пропорции рисунка нарушены, отмечается изменение рисунка в стороны увеличения или уменьшения. Отсутствуют несколько деталей рисунка.

5 баллов – пропорции рисунка нарушены, отмечается изменение рисунка в стороны увеличения или уменьшения. Присутствует нечеткость линии или нечетко выполнена штриховка. Отсутствуют несколько деталей рисунка.

4 балла – рисунок скопирован нечетко, не полностью, отсутствуют значимые его части. Штриховка отсутствует или выполнена нечетко. Значительное изменение размера рисунка.

3 балла – схема образца просматривается, узнается. Значительные нарушения пропорций, смещение на листе бумаги, отсутствует большинство значимых деталей, нет штриховки, линии неровные, прерывистые.

2 балла – отдельные линии, схема образца не просматривается.

1 балл – с заданием не справился.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Формы

внеурочной

деятельности

Решаемая проблема. Понятия.

Планируемые результаты.

Дата

У У Д

Личностные результаты.

1.

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»

Пальчиковая гимнастика. Правильное  держание карандаша: игра с применением «щепотки».

1

беседа

игра

практикум

Как появилась бумага?  Оригами

Р.Выполнять учебные действия.                                    П. Строить речевое высказывание.                                      К. Формулировать собственное мнение.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

2.

Беседа « Как появились ножницы». Изделие

«Объемная водяная лилия».

Пальчиковая гимнастика. Правильное  держание карандаша: игра с применением «щепотки».

1

беседа

игра

Как появились ножницы? Аппликация

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры.             П. Строить логические умозаключения.                           К. Формулировать собственное мнение.

Мотивационная основа  учебной деятельности.

3.

Осенние фантазии из природного материала.

Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания

1

творческий проект

игра

Что такое природный материал? Мозаика

Р. Умение рационально размещать материалы и инструменты.

П. Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи.

К. Умение вступать в диалог с учителем.

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету.

4.

Поделки из кленовых «парашютиков».

Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания

1

творческий проект

игра

Что можно смастерить из семян? Парашют.

Р. Умение адекватно принимать оценку учителя.

П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

5.

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки"  Работа с чистоговорками.

1

беседа

игра

практикум

Что можно сделать из лоскутиков ткани? Аппликация

Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

П. Умение поиска и выделения нужной информации.

К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности.

6.

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша. Работа с чистоговорками.

1

игра

практикум

Как правильно оформить свою работу? Оформление, контур.

Р. Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.

П. Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

К. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников

7.

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". Работа с скороговорками.

1

игра

творческий проект

Что можно смастерить из ниток? Аппликация

Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий.

К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности .

Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности

8.

«Смешарики» из нарезанных ниток. Продолжение работы.

Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". Работа с скороговорками.

1

игра

творческий проект

Как правильно оформить свою работу? Аппликация

Р, Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.

П. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

К. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой.

9.

«Веселый автомобиль»

Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". Работа с чистоговорками.

1

игра

творческий проект

Что можно смастерить из фантиков? Фантик, аппликация.

Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

П. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Ориентирование на понимание причин успеха в деятельности.

10.

Панно из карандашных стружек.

Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания. Работа с чистоговорками.

1

игра

творческий проект

Что можно смастерить из карандашных стружек? Стружка

Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

П. Умение распознавать объект, выделять существенные признаки и осуществлять их синтез.

К.  Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем

11.

Панно из карандашных стружек. Продолжение работы.

Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша. Работа с чистоговорками.

1

игра

творческий проект

Как скомбинировать правильно цвета? Комбинация цвета

Р. Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

П. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Формирование бережного отношения к труду других людей.

12.

Букет из роз.

Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша. Работа с скороговорками.

1

игра

практикум

Что такое моделирование? Моделирование

Р. Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

П. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

13.

Новогодний ангелок.

Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша. Работа с скороговорками.

1

игра

практикум

Какой новогодний подарок можно сделать из бумаги? Бумагопластика.

Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. Формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

К. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

14.

Цветочные фантазии.

Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". Работа с скороговорками.

1

беседа

игра

творческий проект

Как можно смастерить цветы из бумаги? Торцевание.

Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

П. Формирование умения проводить сравнение; устанавливать аналогии.

К. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

15.

Чудо-елочка.

Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания. Работа с чистоговорками.

1

Виртуальная экскурсия

Творческий проект

игра

Какие бывают новогодние ёлки? Моделирование, вырезание.

Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей.

16.

Чудо-елочка. Продолжение работы

Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша. Работа с чистоговорками.

1

Творческий проект

игра

Как нарядить новогоднюю ёлку? Украшение

Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
П. Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности

17.

Беседа «Флористика». Картины из листьев

Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". Работа с чистоговорками.

1

беседа

игра

творческий проект

Какие картины можно «нарисовать» из листьев? Флористика.

Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
П. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

К. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

18.

Картины из листьев. Продолжение работы.

Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". Работа с чистоговорками.

1

игра

творческий проект

Каких животных напоминают листья? Флористика.

Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности

19.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". Работа с скороговорками.

1

игра

практикум

Из чего делают мягкие игрушки? Мягкая игрушка

Р. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
К. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей.

20.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка». Продолжение работы.

Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". Работа с скороговорками.

1

игра

практикум

Как правильно оформить свою работу? Оформление

Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.
К, Формирование способности адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач.

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

21.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка». Продолжение работы.

Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания карандаша. Работа с скороговорками.

1

игра

практикум

Как правильно оформить свою работу? Оформление

Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

П. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой.

22.

Собачка.

Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". Работа с чистоговорками.

1

игра

практикум

Как из бумаги сложить собачку? Оригами.

Р. Умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

П. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

23.

Зайка

Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша. Работа с чистоговорками.

1

игра

практикум

Как из бумаги сложить зайку? Оригами.

Р. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

П. Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

К. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.

Честное, самокритичное отношение к своей деятельности

24.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". Работа с скороговорками.

1

Игра

Коллективный проект

Как выполнить  корзину? Аппликация.

Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
К. Формирование способности адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач.

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству.

25.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". Работа с скороговорками.

1

Коллективный проект

игра

Какие цветы можно сделать из бумаги? Аппликация.

Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

П. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К. Развитие умения вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

Понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

26.

Коллективная работа «Корзина с цветами» Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания карандаша. Работа с скороговорками.

1

Коллективный проект

игра

Как правильно оформить работу? Аппликация.

Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

П. Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

27.

«Парусник»

Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". Работа с чистоговорками.

1

Игра

Творческий проект

Что можно смоделировать из геометрических фигур? Геометрические фигуры.

Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

П. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали).
К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

28.

«Способы укладывания резаных кусочков при изготовлении мозаики». Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания. Работа с чистоговорками.

1

Игра

Творческий проект

Что такое мозаичное искусство? Мозаика

Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

П. Формирование умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

К. Формирование способности адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач.

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству.

29.

Посуда из солёного теста

Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша. Работа с чистоговорками.

1

игра

практикум

Из чего делают посуду? Солёное тесто

Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности

30.

Игрушки из солёного теста.

Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания. Работа с скороговорками.

1

Виртуальная экскурсия

игра

практикум

Как сделать игрушку из солёного теста? Солёное тесто

Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

П. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали).
К. Умение обосновывать собственную позицию.

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности

31.

Аппликация из пластилина.

Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". Работа с скороговорками

1

Игра

Творческий проект

Как можно рисовать с помощью пластилина? Пластилин

Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

П. Умение поиска и выделения нужной информации.

К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

32.

Аппликация из пластилина.

Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". Работа с скороговорками

1

Игра

Творческий проект

Как правильно оформить свою работу? Оформление

Р. Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.

П. Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

К. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников.

33.

Ёжик.

Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша. Работа с скороговорками.

1

Игра

практикум

Как смастерить бумажного ёжика?

Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий.

К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности .

Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности

Описание учебно-методического обеспечения программы.

  1.  Азовцева Н.В., Родованская М.Е. Пальчиковый игротренинг //Начальная школа. – 1999. - № 8.
  2. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. / Б.Г. Ананьев,  Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение,  1964. – 38 с.
  3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно - развивающие упражнения для учащихся 1-4 классов. / М.К. Акимова, В.Т. Козлова.  - М.: Просвещение, 2010. – 54 с.
  4. Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1983. – №1.
  5. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей . / П. Деннисон, Г. Деннисон. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С.Е.Гаврина, Л.Н. Кутявина, И.Г. Топоркова. - Ярославль, 2001. – 136 с.
  7. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов //Дефектология. – 1999. - № 3.
  8. Гейзин В.М. Гимнастика и здоровье. / В.М. Гейзин. - Минск, 1984. – 38 с.
  9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1986. – 132 с.
  10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. / Н.С. Жукова. – М.: Просвещение,  1994. – 72 с.
  11. Кольцова М.М., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. / М.М.Кольцова, М.С. Рузина.  – СПб.,1997. – 48 с.
  12.  Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. / М.М.Кольцова, М.С. Рузина.  – СПб., 1998. – 56 с.
  13.   Марина 3.С. Лепим из пластилина. / З.С.Марина. - СПб., 1997. – 126 с.
  14. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная школа. – 1994. - № 8.
  15. Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить./ Э.Д.Наумова.  – М.: Просвещение, 1994. – 63 с.
  16. Толбакова А.К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. – 1988. - № 4; 1989. - № 10 .
  17. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму //Дошкольное воспитание. – 1996. - № 4.
  18. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь./ В.В. Цвынтарный.  - Нижний Новгород, 1995. – 74 с.
  19. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-мишутки. / С.А.Шмаков. – М.:Просвещение , 1993. – 48 с.

Интернет-ресурсы.

1. Электронная версия газеты «Начальная школа». – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php

2. Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010

3. Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib

4. Уроки технологии: человек, природа, техника. 1 класс. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki-tehnologii_1kl/index.html

5. ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275/

6. Технология. Начальная школа. – Режим доступа: http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm

Приложение 1

Пальчиковые упражнения и игры

ЗАВОДНЫЕ МАШИНКИ

Дети сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. Ведущий "заводит" машины тремя поворотами ключа. Вдох — и машины трогаются с места со звуком "ж-ж-ж!"

Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Проигрывает тот, чей завод закончится раньше всех, выигрывает тот, чей позже. Явная польза этой игры в том, что она тренирует длительный плавный выдох.

ПРОПЕЛЛЕР

Вложите шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянным пальцами.

По сигналу закрутите карандаш, передавая его с пальца на палец. Старайтесь не придерживать его большим пальцем

Маленький секрет: всегда старайтесь подхватывать карандаш ближе к его середине, тогда он не будет вываливаться из пальцев.

Чей пропеллер крутится быстрее?

"ЛАДОННЫЕ ИГРЫ"

Игры не являются пальцевыми в строгом смысле этого понимания. Они "ладонные". Они являются живым примером того, что и в обстановке веселого абсурда сами помогают себе, развивая внимание, чувство ритма, существуя в постоянном телесном и словесном контакте друг с другом — и между собой. включая счет (в первом случае) и звуко-буквенный анализ во втором случае).

ЛЕТЕЛИ ДРАКОНЧИКИ

Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стихотворения, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики, ели пончики.

Сколько пончиков съели дракончики?

На кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: Один!" (хлопок) — "Два!" (ответный хлопок) — "Три!" При произнесении последнего числа тот, чья рука на данный момент очутилась "под ударом", должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.

ЛЕТЕЛА КОРОВА

Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — "т", следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

В КОПНУ

Дети ставят на стол стопу кулаков, каждый по очереди ставит свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: "Чья копна на моей копне?" Обладатель верхнего кулака отвечает: "Моя!", и тотчас слышит: "Ветром сдует, огнем сожжет!" — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: "Чья копна в поле одна?" —"Моя!" —"Убирай , поезжай домой!" — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак— проигрывает.

ВОРОБЕЙ В ГНЕЗДЕ

Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй — указательным, либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — "выпустить воробья из гнезда. Можно щекотать ладонь, делать обманные движения, но нельзя применять силу всей руки: воробей должен быть выпущен только при помощи действий одного пальца.

КОЛОДЕЦ

Играют двое. Первый берет две спички и укладывает их на столе параллельно друг другу на расстоянии, чуть меньшей длины спички. Второй берет еще две спички и осторожно укладывает их к первым перпендикулярно им так, чтобы получился квадрат.

Первый вновь укладывает свои спички поверх спичек второго. Колодец постепенно растет.

Проигрывает тот, кто, кладя спички, неловким движением разрушит колодец.

ШАЛАШ

Спичечный коробок ставится между двумя играющими на ребро. Первый играющий осторожно ставит спичку под углом со своей стороны коробка, затем второй ставит со своей.

Играющие продолжают ставить спички, выстраивая шалаши. Разрушивший строение или уронивший хотя бы одну спичку проигрывает.

ГРЕБЕШОК

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки надеты на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки так, что пальцы левой руки встают, как петушиный хвост.

Потом на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой руки и в петушиный гребешок превращаются пальца правой руки.

КОШКА ВЫПУСКАЕТ КОГОТКИ

Раз! -- поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка.

Два! -- быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: "Мяу"!

Приложение 2

Пальчиковые игры с пластилином и глиной.

Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно создать все, что захочется. Из глины и пластилина можно:

-скатать самый маленький шарик;

-скатать самый большой шарик;

-скатать короткую "колбаску";

-скатать длинную "колбаску";

-скатать высокий столбик;

-скатать низкий столбик;

-разделить столбик на две (три, четыре) равные части;

-раскатать лепешку, "попрыгать" по ней пальцами (кулачками)-на что это стало похоже?

-скатать длинные "веревочки", а из них сплести косички;

-накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек).

Приложение 3

Игры с бумагой, карандашом, крупой, бусами, орехами

Цель: Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Предложить ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

При выполнении этих упражнений ребенок проговаривает стихотворения:

  1. "Карандаш".

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

  1. "Орехи".

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

  1. "Бусинки-горошинки".

Покатаю я в руках

Бусинки, горошинки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

МОУ «Ыныргинсккая СОШ» учитель начальных классов Метелёва И.Г.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...