Формирование ИКТ- компетенции у младших школьников на уроках математики по системе Занкова Л.В.
презентация к уроку (2 класс) на тему
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. В рамках Концепции новых ФГОС говорится: «целью и смыслом современного образования является развитие личности».
Формирование ИКТ-компетенции в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.55 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ИКТ-компетенции у младших школьников на уроках математики по системе Занкова Л.В.
Л.В.Смирнова
Г.Вязьма Смоленская обл. МБОУ СШ№2
Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. В рамках Концепции новых ФГОС говорится: «целью и смыслом современного образования является развитие личности».
Формирование ИКТ-компетенции в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе.
Я работаю по развивающей системе Л.В. Занкова уже 27 год. В этой системе придается большое значение формированию у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова «достижение оптимального общего развития каждого ребенка».
Принципы и типические свойства системы Л.В.Занкова отвечают всем требованиям нового Стандарта. Дидактическим стержнем урока в системе Занкова является деятельность самих учащихся, которая носит преобразующий характер. Это обеспечивается в том числе и специальной организацией работы, когда используются определенные задания и вопросы проблемного характера, позволяющие работать на формирование ИКТ-компетенции.
Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Ответ на этот вопрос очевиден: активное использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. ИКТ-компетенция наиболее эффективно формируется при освоении детьми начального курса математики.
Я бы хотела показать ресурсы урока математики по системе Л.В. Занкова для формирования ИКТ-компетенции на примере материала учебника математики для 2 класса И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской, С.Н. Кормишиной. Авторы учебника математики достижению этой цели подчинили весь его методический аппарат. Само построение урока математики, специальный подбор материала, способы его подачи и организация работы детей на уроке способствуют формированию умения учиться. Таким образом, развитие навыков исследовательского поведения осуществляется планово и систематически.
В своей работе я использую готовые электронные ресурсы, использую ИКТ для составления презентаций, провожу уроки с использованием проектора.
При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране, комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.
Использование презентаций на уроках просто незаменимо. Подбираю презентации к разным урокам, по разным темам, нахожу в Интернете, привлекаю к работе учащихся. Урок от этого становится интереснее.
Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Особенно благодатной почвой для создания мультимедийных уроков математики служит геометрическое содержание курса. По системе Занкова в учебнике И.И.Аргинской таких заданий очень много.
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Использование компьютерных технологий очевидна (выборка из опросника) в таблице.
№ | Выборочные вопросы | 2А |
1. | Какой вид организации урока больше нравится?
| 6% 94% |
2. | Какой вид работы предпочитаете?
| 8% 52% 40% |
Очень любят мои дети «Таблицы умножения и деления в мультиках», игры-тренажёры «Математический диктант от смешариков», тренажёр «Поиграем, посчитаем» и другие.
Есть задачи, в которых фигурируют старинные меры веса или длины. Для того, чтобы их решить, дети добывают информацию об этих мерах, готовят презентации. Отсюда вытекает еще один вид занятий: найти и распечатать таблицу длин, весов древности, таблицы изображений чисел из разных систем счисления. С.45
Использование заданий с практическим содержанием, ориентирующих учащихся на математические исследования явлений реального мира, еще один из способов развития ИКТ – компетентности. С.448
Обучающие тесты использую с целью тренировки и отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Организованная на уроке работа с тестами (в электронном виде) формирует у ребят основные «информационные» компетенции.
Особое место в системе Занкова занимают задания на классификацию. Детям нужно проанализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков, дать название получившимся группам, дополнить каждую группу. Таким образом, работаем над выделением необходимой информации. Часто задание на классификацию провожу перед введением нового материала. 296
Так, например, для решения данной задачи информации, представленной в виде текста, недостаточно. Необходимо выделить нужные сведения из рисунка. С опорой на этот рисунок можно решить большое количество задач, используя каждый раз не всю представленную информацию, а выборочно. Это позволяет формировать действия – поиск и выделение необходимой информации.461
Большой интерес с точки зрения формирования умения работать с информацией дают таблицы и диаграммы, задания на считывание информации, представленной в виде таблицы. 469
Ребенок должен осваивать системы принятых в обществе знаков и символов, знаково – символические действия - это текстовая информация математических символов. 403,435
При работе с задачей учу использовать прием перевода текстовой информации в символические записи. Это может быть рисунок, схема, краткая запись, таблица, чертеж. Использование общепринятых символов, таких как знак вопроса, стрелка, фигурная скобка, позволяет сократить текст задачи для лучшего понимания логических связей между данными и искомыми числами.447
После выполнения задания детям предлагается проверить правильность своих предположений. Таким образом, они могут оценить процесс и результат своей деятельности.
Результативность формирования ИКТ-компетенции:
- Учащиеся используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
- Осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
- Овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности.
- Формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
- Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.
- Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников .
- Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Считаю, что для формирования информационных умений, в УМК системы развивающего обучения. Л.В.Занкова, присутствует материал, который с первых дней обучения в школе постоянно и планомерно ставит каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять ее, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать ее сомнению, сохранять, излагать. Иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носят информативный характер. На мой взгляд, развивающая система Л.В.Занкова и УМК полностью соответствуют решению основной задачи учителя – научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет наиболее эффективным. Только при таком условии можно добиться выполнения требований Стандарта.
Если хочешь научить меня чему-то, Послушать…
Позволь мне идти медленно… Понюхать…
Дай мне приглядеться… О, сколько всего я смогу
Потрогать и подержать в руках Найти самостоятельно!
Литература.
- «Уроки математики с применением информационных технологий», М.:издательство «Глобус», 2008г.
- Журнал «Начальная школа» №11,2009г.
- Журнал «Начальная школа» №10, 2005г., №4, 2009г.
- Учебник «Математика» И.И. Аргинская 2 класс.
- Формирование ИКТ-компетентности школьников: пособие для учителей общеобразовательной учреждений / Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание 1) Актуальность 2) Дидактическая система Л.В. Занкова 3) ИКТ- компетентность 4 ) Опыт формирования конкретного умения 5) Результативность 6 ) Вывод
Актуальность. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. В рамках Концепции новых ФГОС говорится: «целью и смыслом современного образования является развитие личности». Формирование ИКТ-компетенции в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе.
Дидактическая система Л.В. Занкова . Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Принципы и типические свойства системы Л.В.Занкова отвечают всем требованиям нового Стандарта. Дидактическим стержнем урока в системе Занкова является деятельность самих учащихся, которая носит преобразующий характер. Это обеспечивается в том числе и специальной организацией работы, когда используются определенные задания и вопросы проблемного характера, позволяющие работать на формирование ИКТ-компетенции.
Учебная ИКТ-компетентность – способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации . ИКТ-компетентность ученика начальной школы - это умение ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и способность их грамотно применять.
Анализ использования компьютерных технологий № Выборочные вопросы 2А 1. Какой вид организации урока больше нравится? Обычный урок. Урок с компьютерной поддержкой. 6% 94% 2. Какой вид работы предпочитаете? Работать с учителем. Работать в группе. Самостоятельно работать с программой 8% 52% 40%
Презентации
Компьютерные тесты, самостоятельные работы, игры-тренажёры
Задания на классификацию
Поиск и выделение необходимой информации
Таблицы и диаграммы
Перевод текстовой информации в символические записи
Учащиеся используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности. Осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности. Овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности. Формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться. Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников. Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение. Р езультативность формирования икт-компетенции:
№ Выборочные вопросы 2А 1. Какой вид организации урока больше нравится? Обычный урок. Урок с компьютерной поддержкой. 6% 94% 2. Какой вид работы предпочитаете? Работать с учителем. Работать в группе. Самостоятельно работать с программой 8% 52% 40% Спасибо за внимание !
Литература «Уроки математики с применением информационных технологий», М.:издательство «Глобус», 2008г. Журнал «Начальная школа» №11,2009г. Журнал «Начальная школа» №10, 2005г., №4, 2009г. Учебник «Математика» И.И. Аргинская 2 класс. Формирование ИКТ-компетентности школьников: пособие для учителей общеобразовательной учреждений / Е.И. Булин-Соколова , Т.А. Рудченко , А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной самостоятельности у младшего школьника на уроках математики.
Тематическая разработка...
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников ( анализ учебника «Математика» 1 класса Н.Б. Истомина)
Предметом моего анализа явился учебник математики 1 класса автор Н.Б. Истомина, т.к. работаю по этому учебнику. Цель анализа этого учебника выявить способы реализации коммуникативных умений в пр...
Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"
Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"...
Методическая разработка "Формирование познавательных УУД у младших школьников на уроках математики"
Актуальность данной работы обу...
Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников на уроках математики
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальной школы по теме: "Методы и приёмы формирования навыков самоконтроля у младших школьников".Предлагаю для формирования самокон...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ ОРКСЭ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методический семинар...
«Проблемные ситуации как средства развития творческого мышления младших школьников на уроках математики по системе Л.В.Занкова».
Актуальность данной темы в том, что именно проблемные ситуации, направленные на развитие творческого мышления, активизируют такие качества личности какнаходчивость,сообразительность,способность к нест...