Статья "ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК ДОМА".
статья на тему

Лазарев Денис Андреевич

Одна из сторон социальной диссинхронии — одаренный ребенок вынужден нести бремя двойной ответственности: за себя и за эмоциональное состояние родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.odarennyy_rebenok_doma.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

                              ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК ДОМА.

Одна из сторон социальной диссинхронии — одаренный ребенок вынужден нести бремя двойной ответственности: за себя и за эмоциональное состояние родителей. Часто такой груз оказывается непосильным для ребенка, и он выстраивает систему психологических защит от всего сразу: от школы, родителей и от учения. Только немногие пытаются самостоятельно разобраться в системе "ловушек", выстроенных страхами взрослых. Да, именно страхи взрослых зачастую являются причиной диссинхронии. Например, мама с высоким уровнем тревожности сообщает талантливой дочери, что она боится, что без связей ее талант "не пробьется", а поддержку (в смысле протекции) семья оказать не сможет. Или отец, переживая собственные неудачи в научной деятельности, ставит сына, одаренного изобретателя, в тупик, сообщая ему, что это сейчас не востребовано, что в науку идут только чудаки и этим сыт не будешь. В подобных ситуациях детям бывает трудно разобраться: нужно либо отстаивать себя и не поддаваться родительскому эмоциональному шантажу, либо сдаться на милость победителя. Кандидат психологических наук, ст. научный сотрудник Исследовательского центра семьи и детства РАО А.И.Луньков называл эти пути "путем протеста" и "путем приспособления". Первый выбирают "хулиганы". В этом случае одаренный ребенок защищает свою свободу путем протестующего поведения. Второй выбирают "невротики": ребенок адаптируется ко всем взрослым по очереди, приучаясь к хитрым играм с родителями и особому учебному поведению, адресованному учителю (вот уж, действительно, свои таланты дети прячут так глубоко, что распознать их порой невозможно). Этот путь опасен тем, что ребенок теряет связь со своими желаниями. Но и психологическое "хулиганство" тоже не в радость семье: нарушаются связи родитель—ребенок, и степень доверия как таковая у ребенка, начавшего "бой", сводится к нулю. Существует ли компромиссный путь? Не секрет, что школа предоставляет одаренному ребенку массу возможностей утратить интерес к познанию и подменить его учебным поведением, ориентированным на отметки и формальное выполнение норм школы как организации. В этих условиях ребенок тянется к родителю, особенно в начальной школе. И именно семья и каждый родитель в отдельности могли бы оказаться не над, не рядом, а вместе с ребенком. Прежде всего это может быть снятие собственных школьных страхов родителей; этичное наблюдение (всматривание) за миром увлечений ребенка, предоставление ему различных сред для реализации этих увлечений и интересов. Если способности, талант ребенка уже проявились, необходимо подтверждение профессионалов в этой области, следует осуществить "поиск мастерской", в широком смысле этого слова, для одаренного ребенка. Не нужно ждать, что талант пробьется сам, но не следует и эксплуатировать одаренность. И уж совсем ни к чему обменивать дар на родительскую любовь, независимую по своей природе. Не надо противоречить этому.

Гуманистический психолог Маслоу (1954 г.) описал "четыре уровня функционирования одаренных детей в своем жизненном пространстве с ббльшим или меньшим успехом".

На первом уровне — выживания — ребенок лишь физически присутствует и отчаянно борется за самосохранение. Громадная психологическая энергия уходит на сохранение своего Я во внешнем окружении.

На втором уровне — обороны — ребенок сохраняет самовоспитание, найдя собственную "нишу безопасности", тратя массу энергии на удержание своих позиций и отражение того, что воспринимается как угроза.

На третьем уровне — уверенности — одаренный ребенок находит какой-то компромисс в преодолении общественного отчуждения и неприятия (если таковое есть), направляя основную часть своей энергии на самоутверждение, развитие и учебу и лишь незначительную долю ее — на приспособление.

Четвертый уровень — процветания — конечная цель для одаренных детей и их родителей. В таком психологическом климате одаренный ребенок может почти всю свою энергию отдавать творческим, продуктивным занятиям.

Дэпид Льюис (1979 г.) составил для родителей список утверждений, вытекающих из обширного материала по изучению опыта тысяч семей, имеющих одаренных Детей. Эти утверждения типизируют удачный подход к стимулированию позитивного развития:

  1. Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка.
  2. Все вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате илина столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  5. Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты исключительно для его занятий.
  6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
  8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
  9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
  10. Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
  11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
  12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
  13. Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.
  14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
  15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  17. Я регулярно читаю ребенку.
  18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
  21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
  22. Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий.
  23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
  24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.
  25. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  26. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
  27. Я не хвалю ребенка беспредметно и неискренне.
  28. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
  29. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
  30. Я даю ребенку возможность принимать решения.
  31. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  32. Я верю в здравый смысл ребенка и всегда доверяю ему.
  33. Я поощряю в ребенке независимость.

Прочитав, изучив эти утверждения, согласившись сними или нет, родитель может увидеть разницу между стимулированием здорового развития, "парниковым" воспитанием одаренного ребенка или "выращиванием его подобно тому, как растет трава в огороде".

Материал подготовил Лазарев Д.А., учитель начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома

Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома.  Советы ученикам, как выполнять домашнее задание....

Как помочь леворукому ребенку дома

Рекомендации для родителей...

Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарай...

Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома

Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарай...

Информационные стенды для родителей «Занимаемся с ребенком дома»

1.      Как говорит ваш ребенок?2.      Учите детей произносить и различать звуки3.      Развиваем мелкую моторику4....

Особенности воспитательного процесса учащихся в школе, воспитание ребенка дома.

Познакомить с важными особенностями воспитательного процесса в школе и классе, обсудить главные вопросы воспитания дома и решить пути выхода проблемных ситуаций....

Консультация для родителей «Как организовать досуг ребенка дома»

Полезная информация для родителей о том, как организовать досуг своего ребенка дома....