Методическая разработка «Формирование и развитие самооценки как обязательного компонента учебной деятельности у учащихся в условиях реализации ФГОС ОО».
методическая разработка на тему

Горгадзе Любовь Григорьевна

Мастер-класс для педагогов, посвященный  формированию самооценки младшего школьника. Учит составлять "Лист достижений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samootsenki_.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка «Формирование и развитие самооценки  как обязательного компонента учебной деятельности у учащихся в условиях реализации ФГОС ОО».

   В условиях реализации ФГОС очень важно научить  школьника оценивать себя, свои возможности, свою работу.  Самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в различных  жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

- Что же такое самооценка?

-Это та оценка, которую выставляет человек сам себе, своей личности.

 -Это способность оценивать себя, свои достоинства  и недостатки, свое место среди других людей.

-Сaмooцeнкa – этo тo, кaк чeлoвeк oтнocитcя к caмoмy ceбe. Этo ocoзнaниe cвoeгo внyтpeннeгo я.

СЛАЙД

По мнению  доктора психологических наук Анны  Израилевны  Липкиной, самооценка — это оценивание личностью самого себя, своих возможностей, а также своего места среди других людей.

     Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

      Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

     Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности школьника. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

 СЛАЙД

 Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенная или заниженная).

Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому.

Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека.

Однако распространены случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными.

       Работа по формированию адекватной самооценки начинается с диагностики уровня самооценки учащихся. Наш психолог проводит эту диагностику. Мы предлагаем провести её с вами.

НА ЛИСТОЧКАХ - ТАБЛИЦА С КАЧЕСТВАМИ

У вас на столах небольшие листочки   с методикой «Изучение самооценки личности младшего школьника». Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу».

Возьмите их. Давайте попробуем определить свою самооценку.

 «Идеал»
смелость
доброта
любознательность
трудолюбие
вежливость
усидчивость
честность
правдивость
настойчивость
активность

«Антиидеал»
хвастовство
грубость
лень
трусость
зависть
лживость
жадность
драчливость
жестокость
обидчивость

Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных ( по 10 качеств в каждом столбце). Подчеркните те, которые у вас есть ( в первом- идеал, во 2 – антиидеал )

    Вы можете убедиться, что для подведения итогов здесь требуется очень немного: посчитайте количество качеств, которые проявляются в вашем характере из столбика А и из столбика В.

Вот ключ для определения самооценки.

СЛАЙД

Если количество слов из столбика А больше 8, а из столбика В меньше 4, то ваша самооценка завышена.

Если наоборот, она занижена.

Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, то ваша самооценка близка к адекватной.

Если ваша самооценка оказалась неадекватной, отнеситесь к этому с юмором.

Вспомните свои достоинства и достижения

Не  сравнивайте себя с другими

Хвалите себя за достижения

Не пытайтесь изменить окружающих и этот мир — меняйте только себя

Читайте больше на http://www.yoki.ru/social/psy/01-06-2016/458167-adekvat-0/

СЛАЙД

 В современной методике преподавания выделяют три вида самооценки:

  1. Ретроспективная  -  самооценка ученика предшествует оценке учителя;
  2. Рефлексивная – основой такой самооценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях;
  3. Прогностическая – учащиеся оценивают себя с позиции: «Справлюсь ли я с решением?»

В условиях  становления личности  самооценка ребенка является необходимым компонентом развития его самовоспитания  и саморегуляции. Знание самооценки необходимо для нормального общения.

Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. Самооценка зависит от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.

СЛАЙД

- Изменяется ли уровень самооценки с возрастом?

Самооценка учащихся в начальной школе.

1-ый класс – первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.

2-3  классы – процент  завышенной самооценки снижается, дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.

4-5 класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной,  заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается,  а суждения о себе – более обоснованными.

СЛАЙД

Самооценка   классифицируется:

1. Самооценка настроения и эмоционального состояния (в практике это заключается в использовании  карточек с изображением лиц, смайликов, цветовое изображение, эмоционально-художественное оформление);

2. Самооценка деятельности (это - лестница успеха, ключевые термины, запись промежуточных выводов, письмо в будущее);

3. Самооценка содержания учебного материала (синквейн, тест, исправь ошибки, анкета, составление плана, подбор афоризма, сочинение).

СЛАЙД

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, самостоятельной экспертизе собственной деятельности. Чтобы ученик  смог провести эту экспертизу,  нужно вооружить его  теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Учащийся должен уметь соотносить свои знания заданным эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с образцом, он учится оценивать свою деятельность.

СЛАЙД

Критерии оценки должны быть  основаны на целях обучения, однозначными, предельно четкими и понятными учащимся. Выработаны  совместно педагогом и учащимися,  озвученные педагогом на уроке до выполнения задания. В таком случае школьник   будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

СЛАЙД

Например,

Оценочный лист  «Выразительное чтение  наизусть»

Назвал(а) автора и произведение

Читал(а) наизусть без ошибок

Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова

Темп  чтения  выбрал(а)  необходимый

Передал(а) настроение стихотворения

Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы

Читал(а) достаточно громко

СЛАЙД

Вывод:    У меня всё получилось, я могу ….

                Мне нужно поработать над…

                Мне требуется помощь (в чём?)….

СЛАЙД

     Итак, самооценка – это важнейшая составляющая оценочной деятельности, которая  побуждает ученика быть в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. 

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся.

Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

        Конечно, каждый  педагог применяет свои наработанные приемы формирования самооценки учащихся.

Сегодня мы хотим поделиться опытом своей работы, рассказать, как это происходит у нас.

СЛАЙД  

 - Коллеги, пожалуйста, поднимите руку «Кто сможет рассказать 1 прием самооценивания?»

Спасибо. Мы применили  прием самооценки  «Кто сможет это сделать?»  

      Ученики, после такого вопроса,  оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность.

СЛАЙД

Чтобы учащийся смог оценить свою деятельность, следует дать ему оценочные суждения - критерии. Например, такие:

1. Справился отлично, не допустил ни одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал.

2. Справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения.

СЛАЙД

3. Выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть, однако не все учел, переставил местами логические звенья и т.д.

4. Выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим…. Вместе посмотрим вот это…

     В работе над развитием самооценки учащихся мы предлагаем  использовать следующие приемы самооценки и самоконтроля.

СЛАЙДЫ  - РАЗНЫЕ ПРИЕМЫ

Дорожка успеха

Письмо самому себе

  • Предлагается  написать короткое письмо из 5-6 предложений, оценивая свою деятельность на уроке. Письмо должно начинаться приветом и заканчиваться пожеланиями.

Незаконченное предложение.

Кто сможет?

Сосед по парте.

  • Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен работами и оценивание в паре. Если оценки совпали, то  отметка соседа обводится в кружок таким же цветом. Если оценки не совпали, то кружок соседа обводится другим цветом.

  • Прежде, чем дети приступят к выполнению какого-либо задания, каждый ученик должен спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха», затем сосед по парте проверяет работу.

Тетрадь открытий или тетрадь «Что я знаю и умею»

  • Цель: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знании.
  • Помещаются  творческие работы ученика, интересующие его вопросы, гипотезы, версии, выводы о чем-либо.

Морской бой

Что  я за птица?  

Листок достижений – позволяет отследить динамику продвижений учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов, учитывая требования программ. Заполняется после проведения контрольной или самостоятельной работы, может быть рассчитан на четверть или на год.

СЛАЙД

Листы индивидуальных достижений

В материалах ФГОС сказано, что  «основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты,  соответствующие учебным целям». Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые  УУД.

СЛАЙД

Поэтому  для формирования оценочной самостоятельности детей, развитию у них самооценки,  я применяю листы «Мои учебные  достижения». В   листах  прописаны  планируемые результаты по каждому предмету, а так же метапредметные УУД. Успехи фиксируются условными обозначениями («Смайлик»).

В конце четверти ученик работает с этим листом, оценивает, что и как у него получается.  

В конце года каждый ученик  заполняет еще вот такой лист по каждому предмету, опираясь на листы достижений.

СЛАЙД

Вот  что получается.

КАК МЫ СОЗДАЕМ лист  «Мои учебные  достижения»?

Берем программу по определенному предмету  и из раздела «Планируемые результаты» выписываем то, чему должен научиться учащийся.  Разумеется, для того чтобы ребенку были понятны формулировки, их нужно немного упростить.

СЛАЙД

Например: из программы УМК «Перспективная начальная школа»

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.

Обучающиеся научатся:

  • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;

изменяем на «читать и записывать числа от 0 до 20»

  • вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);

изменяем на считать от 0 до 20 и обратно

  • записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, −).

Можно заменить слова «используя соответствующие знаки» на «с помощью знаков + и –»

        СЛАЙД

Уважаемые коллеги! Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Развитие самооценки потребует от нас дополнительных усилий, но вскоре мы увидим, как дети станут другими! Как показала практика, они говорят: «Теперь понятно, зачем мы учимся!»

 

Использованные  материалы:

http://psychology.academic.ru/2198/самооценка

http://konda-edu.ru/data/documents/Formirovanie-samoocenki-mladshih-shkolnikov-v-ramkah-realizacii.pdf

http://www.slideshare.net/IrinaVavilova1/tehnologiya-ocenivaniya

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...

Формирование самооценки как обязательного компонента учебной деятельности у учащихся в условиях реализации ФГОС ООО (из опыта работы)

Мастер-класс для педагогов по формированию самооценки школьника. В условиях реализации ФГОС очень важно научить школьника оценивать себя, свои возможности, свою работу. ...

Тема по самообразованию: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Тема по самообразованию: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях ФГОС...

Доклад по теме Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме  Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»....