Выступление и презентация на тему "Портфолио как оптимальная форма оценки"
проект (4 класс) по теме

Горынцева Любовь Петровна

Выступление на районной педагогической конференции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портфолио как оптимальная форма оценки

достижений учащихся в рамках ФГОС

        ФГОС НОО второго поколения выдвигает новые требования к освоению основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), в частности требования к результатам обучения. Они сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Все это привело к изменению содержания и методов контроля планируемых результатов освоения ООП НОО, введению новых  форм и методов оценки результатов. Учителю в своей педагогической деятельности приходится решать новые задачи, одной из которых является внедрение новой формы оценки достижений обучающихся – накопительной оценки.

       Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

       В нашей школе продумана система мониторинга результатов обучающихся начальных классов по освоению ООП НОО. Определены виды и субъекты мониторинга  образовательных результатов, составлен план-график мониторинга, подобран методический инструментарий, используемый при проведении мониторинга оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов. Но даже имея все эти ресурсы, учителю необходимо вести большую самостоятельную работу по изучению и отбору методов оценивания достижения   планируемых результатов; изучению, отбору материалов для оценки предметных планируемых результатов образования; составлению (выбору) комплексных проверочных работ; внедрению новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся); обработке результатов диагностических и комплексных проверочных работ.

       Хочется поделиться первым опытом в решении задачи внедрения в начальной школе новой формы накопительной оценки обучающихся – портфолио.

       Основной целью и задачей внедрения портфолио в начальной школе является – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития в различных областях, результаты усвоения знаний и умений, помочь раскрыть склонности, способности и интересы каждого ребенка. Новая система оценивания без тесного взаимодействия с родителями невозможна. Поэтому уже  на первом классном собрании я ознакомила родителей с новой формой накопительной оценки – портфолио, назвала основные разделы портфолио «Титульный лист»; «Знакомьтесь, это – я»; «Моя семья»; «Мои друзья»; «Мои увлечения»; «Мои достижения». Родители сразу же предложили закупить папки и вкладыши для портфолио на весь класс. Этим вопросом занялся выбранный родительский комитет.  На этом же собрании родители были ознакомлены с планируемыми результатами освоения первоклассниками ООП НОО, с результатами стартовой диагностики, которая проводилась  в сентябре школьным педагогом-психологом Гордиенко Е.В. и мной.

Стартовый контроль позволил оценить уровень личностных, предметных и метапредметных достижений моих учеников на момент поступления в школу, установить уровень развития каждого, основные проблемы, характерные для большинства и спланировать систему работы по обеспечению предметных, метапредметных и личностных и результатов.

       Остановлюсь на разделе портфолио «Мои достижения». Именно в этом разделе отражаются главные достижения ребенка в освоении программы, а через анализ его содержания идет диалог «учитель-родитель».

       В своей работе по формированию портфолио учащихся я использую следующие  методики:

  • психодиагностику
  • наблюдение
  • мониторинг участия учащихся в различных мероприятиях
  • анкетирование

       Какие виды диагностик  использовала за два года (1-2 класс)  для  моих учеников?  Это – стартовая диагностика, «Лист индивидуальных достижений», «Лист метапредметных результатов», диагностика по итогам первого (потом второго  года обучения).

Для отслеживания динамики развития первоклассников использовала «Лист индивидуальных достижений» (Приложение 1).  Данный лист представляет собой перечень основных программных требований по предметам, которыми должен овладеть ученик  на конец первого класса. Отслеживать успешность первоклассников  решила по четвертям.  Учитывая безотметочное обучение в первом классе, использовала три уровня успешности в качестве диагностических показателей в процессе творческой, познавательной и коммуникативной деятельности:

   - высокий уровень характерен для школьников, которые могут выделять основную идею, самостоятельно справляться с поставленной задачей и испытывать эмоциональную удовлетворённость от  процесса и результата своей деятельности;

   - средний уровень характерен для обучающихся, которые понимают учебную задачу, видят взаимосвязь между фактами и явлениями, но недостаточно самостоятельно выдвигают новые идеи, испытывают эмоциональный дискомфорт при возникновении трудностей, в письменных работах допускают 1-2 ошибки;

   - низкий уровень установлен у тех детей, которые не склонны самостоятельно проявлять активность, воспроизводят механически случайные факты, испытывают значительные затруднения при выполнении письменных и устных работ, допускают 3-5 ошибок при выполнении письменных заданий.

       Следующим видом контроля уровня успешности моих учеников в 1 классе является «Лист метапредметных результатов», в котором также по четвертям отслеживала динамику развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. (Приложение 2).  Проведя подробный анализ достижений  каждого ребенка по итогам первого года обучения, поместив  все данные в общую таблицу класса, я сделала вывод: налицо рост показателей по учебным предметам и сформированности универсальных учебных действий  от низкого уровня к более высокому. Особенно радует положительная динамика развития универсальных учебных действий, познавательных мотивов и активности моих учеников, поскольку главной целью для меня, как для учителя, является развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Диаграммы 1-6 отражают динамику развития универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) обучающихся моего класса, наиболее важных, на мой взгляд, для первоклассников. Диаграмма 7 наглядно демонстрирует развитие познавательных мотивов. 

Чтобы ребенку было интересно, чтобы он мог видеть результаты своего труда, сам оценивать свою работу необходимо создать условия, в которых он стал бы активным участником процесса. Во втором классе проведены следующие диагностики и анкетирование: «Выявление интереса учащихся к деятельности», «Выявление круга интересов», «Выявление межличностных отношений в коллективе (метод социометрии), «Определение уровня самооценки учащегося», «Выявление уровня саморегуляции учащихся»,  «Выявление уровня культуры общения» (Приложения 3-8).  Эти листы дети заполняли самостоятельно.

       Созданная система мониторинга позволяет мне проследить процесс развития ученика на разных этапах обучения, а значит, и организовать систему индивидуальной работы с ребенком и его родителями. Для меня важно, чтобы родители регулярно знакомились с достижениями своего ребёнка. Как  добиваюсь действенного участия родителей в развитии его ребенка? В первую очередь, использую разнообразные формы взаимодействия: родительские собрания (в начале года на первом собрании  совместно  планируем работу на год, а так же планируем внеурочную деятельность детей), анкетирование, индивидуальные консультации, дифференцированные родительские собрания. Темы для проведения индивидуальных или групповых консультаций выбираю исходя из проблем, которые возникают у детей в ходе освоения основной образовательной программы. Например, одну из консультаций для родителей я посвятила вопросу «Как отрабатывать орфографическую зоркость у ребенка» (у всех детей в тетрадях вклеены памятки «Как работать над ошибками»). (Приложение 9). В каждой семье знают, «Прежде чем выполнить домашнее задание, сделай работу над ошибками». Следующая консультация была посвящена вопросу развития навыков чтения через совместное чтение в кругу семьи. Каждый родитель получил памятку «Как читать вместе с детьми» (Приложение 10).  

Вместе с родителями и детьми планируем внеурочную деятельность – выбор кружков по интересам. Это очень важный этап в становлении ребёнка как личности. Целенаправленные взаимодействия родителей, моих коллег – педагогов дополнительного образования, самих детей формируют полноценные межличностные отношения и дают положительные результаты: есть призовые места в школьных, районных, окружных и даже  во всероссийских конкурсах. Таким образом, портфолио наших детей пополняется.

В классе, благодаря портфолио, мы подводим итоги за каждую четверть и в мае на «Празднике чести класса» определяем победителя – «Ученика года класса». В прошлом учебном году им стал Шелапутин Роман. (ФОТО) На заключительном родительском собрании я  знакомлю всех родителей с  успехами и достижениях ребят за год. 

Такое тесное сотрудничество с родителями приносит  свои плоды. Благодаря групповым и индивидуальным консультациям, мамы с папами оказывают методически грамотную помощь своим детям по тем проблемам и трудностям, которые обнаружились в ходе различных диагностик. Наблюдая за успешностью своего ребёнка в школе, родители своими действиями и оказываемой помощью  вселяют уверенность в своего ребенка, помогают преодолевать первые школьные трудности.    Можно сделать вывод, что выбранные формы работы позволили активизировать участие родителей в делах класса, школы и не просто видеть успехи и неудачи своего ребёнка, но и видеть мир глазами детей, радуясь, сопереживая вместе с ними.   (ФОТО) Все проводимые мероприятия находят отражение в классном портфолио. (Портфолио класса покажу)

          Работу с портфолио планируем завершить по окончанию учащимися начальной школы. Думаю, что при переходе в среднее звено моя работа позволит классному руководителю увидеть развитие ребенка, его достижения на протяжении четырех лет.

Используемая литература:

- Портфолио учащегося начальной школы. /Мишакина Т.Л. – М.: Ювента, 2013

- Портфолио школьника. Методические рекомендации. 1-2 классы / Е.А. Андреева, Н.В. Разваляева, под ред. С.П. Казачковой,  М.С. Умновой. – М.: Планета, 2012.

- Азбука классного руководителя: Начальная школа./ Н.И. Дереклеева – М.: ООО «5 за знания», 2008.

- Дневник классного руководителя. / В.П. Сергеева. – М.: УЦ «Перспектива», 2007 

Приложение 1

Лист достижений

учени__ 1 е класса __________________________________

МБОШИ «Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Чтение

Скорость чтения

Правильность

Характеристика звуков

Работа с текстом

Русский язык

Каллиграфия

Орфография:

  • оформление твердости и мягкости согласных;
  • большая буква в начале предложения;
  • большая буква в именах собственных;
  • гласные после шипящих;
  • списывание с печатного текста;
  • письмо под диктовку;
  • обнаружение «опасных» мест

Развитие устной речи

Оформление тетради

Математика

Устные вычислительные навыки

Письменные вычислительные навыки

Решение задач

Геометрический материал

Именные величины

Оформление тетради

Окружающий мир

Работа с книгой

Планирование своей работы

Речевое высказывание

2013-2014 учебный год

Учитель: Горынцева Л.П.

Приложение 1а

Лист достижений

учени__ 2 е класса __________________________________

МБОУ «Ямальская школа-интернат»

Табель успеваемости

за 2014-2015 учебный год

№ п/п

Предмет

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

1

Русский язык

2

Литературное чтение

3

Математика

4

Окружающий мир

5

Английский язык

6

Информатика

7

Литер. краеведение

8

Технология

9

ИЗО

10

Физическая культура

11

Музыка

Результаты техники чтения

Начало года

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

2014-2015 учебный год

Учитель: Горынцева Л.П.

Приложение 2

Лист достижений метапредметных результатов

учени__ 1 е класса __________________________________

МБОШИ «Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Регулятивные УУД

  1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
  3. Вносить исправления в свою работу.
  4. Определять последовательность изучения материала в сотрудничестве с учителем, опираясь на иллюстративный ряд.

Познавательные УУД

  1. Ориентироваться в учебниках.
  2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы (с помощью учителя).
  3. Понимать информацию, представленную в виде текстов, схем и рисунков.
  4. Сравнивать предметы и объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  1. Соблюдать простейшие формы речевого этикета.  
  2. Вступать в диалог.
  3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре (устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать об ошибках товарищу).
  4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
  5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

2013-2014 учебный год

Учитель: Горынцева Л.П.

Приложение 3

Выявление интереса учащихся к деятельности

учени__ 2 е класса __________________________________

МБОУ «Ямальская школа-интернат»

№ п/п

Виды деятельности

Сильно привлекают

Слабо привлекают

Не привлекают

Общественные дела

1

Возможность помогать товарищам, старшим.

2

Возможность передать свои знания.

3

Возможность участвовать в делах класса, школы.

4

Возможность сделать доброе дело для других.

Личные мотивы

1

Организовать и участвовать в интересных делах.

2

Возможность общаться с разными людьми в разных ситуациях.

3

Возможность проявлять свое творчество, инициативу.

4

Возможность делать добрые дела для других.

Престижные мотивы

1

Возможность руководить другими.

2

Возможность заслужить уважение товарищей.

3

Возможность чем-то выделиться среди других.

4

Возможность часто получать знаки одобрения, похвалы.

2014-2015 учебный год

Учитель: Горынцева Л.П.

Приложение 4

Выявление круга интересов учащихся

учени__ 2 е класса __________________________________

МБОУ «Ямальская школа-интернат»

Анкета

1. Что бы ты хотел узнать о себе?

1.1. Как познать себя?

1.2. Как определить свои способности и развить их?

1.3. Как формировать свой характер?

1.4. Я – частица вселенной! Что я должен и что я могу?

2. Что ты хотел бы узнать о других?

2.1. Я, ты, он, она – вместе дружная семья, или каждый сам по себе?

2.2. Умеем ли мы общаться?

3. Что я должен знать о деятельности?

3.1. Для чего мы учимся?

3.2. Что я знаю о своей школе, селе.

3.3. Нужно ли помогать товарищам?

3.4. Нужно ли делать добрые дела для других?

   

Приложение 5

Выявление межличностных отношений в коллективе

(метод социометрии) 

учени__ 2 е класса __________________________________

МБОУ «Ямальская школа-интернат»

C:\Users\TEMP.YASHI.001\Pictures\2015-09-16\001.jpg

Квадрат – это класс.

Круг в квадрате – это ребята класса.

Точка в центре – комфортно чувствует себя в коллективе (лидер).

Точка на границе или за пределами круга – необходима помощь (ребенку трудно, он изолирован)

Приложение 6

Определение уровня самооценки учащегося

учени__ 2 е класса __________________________________

МБОУ «Ямальская школа-интернат»

№ п/п

Показатели

Критерии самооценки

Всегда

Иногда

Никогда

1

Ты планируешь свою деятельность.

2

Ты знаешь свои возможности.

3

Ты готов отвечать за свои слова и поступки.

4

Ты умеешь объяснить причины своего поведения.

5

Ты осознаешь причины своего неуспеха.

6

Ты доброжелателен со своими сверстниками.

7

Ты учитываешь советы и мнения старших.

8

Тебе нравится уважительное отношение других (хвалят, говорят комплименты).

9

Ты готов и умеешь помогать другим.

10

Ты требователен к себе.

11

Ты обижаешься на друзей, старших за невыполненное обещание, слово.

12

Ты всегда анализируешь свое поведение, окружающую ситуацию.

2014-2015 учебный год

Учитель: Горынцева Л.П.

Приложение 7

Выявление уровня саморегуляции учащихся

учени__ 2 е класса __________________________________

МБОУ «Ямальская школа-интернат»

№ п/п

Показатели культуры общения

Оценочная шкала

Отрицательные утверждения

5

4

3

2

1

1

Я умею контролировать свое внешнее поведение.

не умею

2

Я умею управлять своим поведением.

не умею

3

Я умею управлять своими желаниями.

4

Я могу стерпеть обиду.

5

Я могу преодолеть физическую боль.

6

Если надо, я смогу сыграть любую роль.

7

Я могу преодолеть страх.

8

Я всегда слежу за своим здоровьем.

2014-2015 учебный год

Учитель: Горынцева Л.П.

Приложение 8

Выявление уровня культуры общения

учени__ 2 е класса __________________________________

МБОУ «Ямальская школа-интернат»

№ п/п

Показатели культуры общения

Оценочная шкала

Отрицательные проявления

5

4

3

2

1

1

Я уважаю себя.

не уважаю

2

Я умею общаться со сверстниками

не умею

3

Я умею высказывать свое мнение

не умею

4

Могу высказать свое мнение, даже если оно не нравится другим.

не могу

5

Друзья меня уважают за легкое со мной общение.

не уважают

6

Меня любят и уважают родители.

не любят

7

Я умею спросить незнакомого человека на улице (как пройти, который час и т.д.)

не умею

8

Раздражаюсь (теряюсь), когда незнакомые люди обращаются ко мне с просьбой.

-

9

Я с удовольствием принимаю участие во всех делах класса, школы.

не принимают

10

Я испытываю страх, боязнь в участии в делах класса, школы.

-

11

Я владею техникой общения (речь, мимика, жесты, поза, расстояние).

не владею

12

Я с удовольствием слушаю собеседника (никогда не прерываю).

не всегда

13

Раздражаюсь, когда долго говорят, объясняют.

-

14

Я предпочитаю уединение шумному веселью.

-

2014-2015 учебный год

Учитель: Горынцева Л.П.

Приложение 9

Памятка для учащихся и родителей

«Как работать над ошибками»

Памятка

«Работа над ошибками»

1. Пропуск букв, замена букв, вставка букв, перестановка (3 раза это слово)

                      лампа, лампа, лампа.

2.Перенос (все случаи переноса)

                      лу – жайка, лужай – ка.

3. Мягкий знак (3 разных слова)

               пень, письмо, коньки.

4. Жи-ши, ча-ща, чу-щу (3 разных слова)

               мыши, роща, щука.

5. ЧК-ЧН (3 разных слова)

               дочка, внучка, печка.

6. Разделительный Ъ (3 разных слова)

               съел, объявление, въехал.

7. Безударные гласные в корне

               гора – горы, цветы – цвет.

8. Парные согласные

               глаз – глаза, шубка – шуба.

9. Двойные согласные (3 слова)

               перрон, группа, ванна.

10. Непроизносимые согласные

         окрестность, звёздный, местный.

11. Большая буква (3 слова)

           Горький, Волга, Таня.

12. Словарное слово (3 раза это слово)

                  морковь, морковь, морковь

Приложение 10

Памятка для родителей

 «Как читать вместе с детьми»»

1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут.

2. Хвалите ребенка за чтение.

3. До или вовремя чтения книги выясните значение трудных  или незнакомых слов.

4. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он узнал из нее.

5. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

6. Какие слова или выражения запомнились ему.

7. Чему учит это произведение, книга?

8. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Регулятивные УУД

Диаграмма 1 

Организация рабочего места под руководством учителя

Диаграмма 2 

Осуществление  контроля в форме

сличения своей работы с заданным эталоном

Познавательные УУД

Диаграмма 3. 

Умение ориентироваться в учебниках

Диаграмма 4.

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы (с помощью учителя)

Коммуникативные УУД

Диаграмма 5.

 Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Диаграмма 6. 

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре

Диаграмма 7. 

Отношение к учению


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе.

Презентация по теме: "Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе". Выступление на МО учителей начальных классов....

портфолио - форма оценки профессиональных достижений учителя

Представлены материалы профессиональных достижений учителя начальных классов. Поможет тем, кто готовится к аттестации на  высшую категорию....

. «Новые формы оценки школьной успешности в рамках реализации ФГОС»

Ежегодно  увеличивается число детей, которые имеют проблемы в обучении. Передо мной, как  учителем , встаёт такая проблема: как сделать так, чтобы и ученик чувствовал свой рост, и родители о...

Групповая работа как оптимальная форма экспериментально-исследовательской деятельности

Алгоритм работы в малых группах при выполнении исследовательского проекта в начальной школе...

Публикация учителя "Портфолио как оптимальная форма оценки достижений учащихся в рамках ФГОС".

Материалы IV Международной очно-заочной научно-практической конференции "Актуальные проблемы профессионального педагогического  и технологического образования в условиях реализации ФГОС"...

«Выявление оптимальных форм и методов работы по сохранению здоровья младших школьников в процессе обучения и во внеурочное время»

Многие годы человек проводит в стенах общеобразовательный учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что ...

«Выявление наиболее оптимальных форм и методов по сохранению осанки младших школьников»

Цель исследования - выявление наиболее оптимальных форм и методов по сохранению осанки младших школьников. Задачи исследования: 1) Изучить состояние позвоночника у младших школьников 2) Выявить ...