Виды безотметочного оценивания в первом классе
статья (1 класс) на тему

Кашапова Лилия Салиховна

             Чтобы человек стремился улучшить свои результаты, его работа должна быть оценена. Оцениваться должны ведь не только знания, умения и навыки учащихся, но и творчество, инициатива во всех сферах школьной жизни. Очень важно выделять именно успехи каждого ребёнка в течение каждого дня, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни. Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющих  реализовать все требования к оцениванию. Предлагаю с ними ознакомиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kashapova_ls_statya.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ  БЕЗОТМЕТОЧНОГО  ОЦЕНИВАНИЯ  В ПЕРВОМ КЛАССЕ.

Кашапова Л. С.

Учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

                    Чтобы человек стремился улучшить свои результаты, его работа должна быть оценена. Оцениваться должны ведь не только знания, умения и навыки учащихся, но и творчество, инициатива во всех сферах школьной жизни. Оцениванию между тем не подлежат личные качества ученика (темп работы, особенности его памяти и  внимания). Оценивается работа, а не её исполнитель. Хочу представить свой опыт организации оценивания учебных достижений учащихся  в условиях безотметочного обучения.

   Оценивание деятельности ребёнка веду с начала обучения. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаю с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения.  Очень важно выделять именно успехи каждого ребёнка в течение каждого дня, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни. Уже на второй неделе обучения сферу оценочной деятельности стараюсь расширять. Кроме успехов маленьких учеников в учебном труде, оцениванию уже подлежат правильность, аккуратность, старательность при выполнении работы, соответствие результатов труда образцу. При этом каждый раз ввожу чёткие критерии оценивания: как это «аккуратно» и «правильно». И только на третьем этапе оценочной деятельности, после усвоения детьми вышеназванных критериев, учитель может вводить параметры фиксации трудностей ребёнка («А вот здесь тебе ещё нужно поработать»). При этом приоритетными остаются опора на успехи ребёнка и акцент на положительных сторонах его учебной деятельности. На этом этапе важно обозначить перспективу: что именно и как нужно сделать. Фиксируя трудности, вселяю в ребёнка веру в то, что у него всё обязательно получится, и максимально помогаю ему в этом. Таким образом, организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:

1) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;

2) оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки  организационной стороны деятельности к оценке её содержания;

3) оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;

4) оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев;  

5) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание.

   Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющих  реализовать все требования к оцениванию. Я остановлюсь на тех, которые непосредственно применяю в своей работе.

«Светофор»
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый «Светофор». В первом классе предлагаю  детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе. 

«Волшебные линеечки» 
«Линеечки» как инструмент небаллированной оценки (Г.А. Цукерман) тоже в моём арсенале. Линеечки – это педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки, вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться та или иная работа и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т.д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво; в середине, если работа сделана не совсем правильно; внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне.

«Дерево успехов».
Итоги дня подводим на Дереве успехов. После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок:  Яблоко – все удалось; цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось; листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь. 
Карта достижений
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика с момента поступления его в школу заводится «Карта индивидуального развития (индивидуальных достижений)». В карту заносятся основные программные требования по учебному предмету, которые должен освоить ребенок в ходе обучения . Успехи фиксируются условными обозначениями: 
+ - материал усвоен в полном объеме 
 - материал усвоен частично 
- - материал не усвоен.
 Портфолио достижений 
Раскрыть динамику личностного развития каждого ученика, отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане позволяет портфолио достижений. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, рисунки, поделки, зачетные работы и т. д. Одна из серьезных задач обучения, которая может быть решена при использовании портфолио - развитие рефлексии школьника, как основы его дальнейшего индивидуального роста и развития. 

   Практическая значимость данного оценивания состоит в том, что: 
1. Повышается уровень сознательности, самостоятельности и активности младших школьников в учебной деятельности. 
2. Повышается качество уровня обученности  младших школьников, уровень воспитанности. 
3. Формируется контрольно-оценочная деятельность школьников. 
4. Сохраняется и укрепляется их физическое и социально-психологическое здоровье. 

   Психологи придают огромное значение сохранению положительного эмоционального настроя детей на учебную деятельность. Поэтому неважно, в чем будет выражена оценка, главное, чтобы она оказывала стимулирующее воздействие на школьников. А хороший учитель всегда найдет возможность отметить в каждом ученике его лучшие качества.

                Литература

  1. Амонашвили  Ш.А.  Размышления  о  Гуманной  Педагогике.  —  М.:  Издательский  Дом  Шалвы  Амонашвили,  2001.  464  с.
  2. Воронцов А.Б. “Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе”, журнал  “Начальное образование” № 1 – 2003г
  3. Гуревич К.М., «Индивидуально-психологические особенности школьников», М., 1988 с. 268
  4. Данилова Л.А. Методы диагностики младших школьников.- М.: Академия, 1997 с. 254
  5. . Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва - Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999. Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. Школа 2000...

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация способов безотметочного обучения в первом классе.

Безотметочное обучение введено нормативно в 1-ом классе. Для развития внутренней мотивации учебной деятельности первоклассников предлагаю вашему вниманию один из способов решения проблемы безотметочно...

«Безотметочного оценивания в 1 классе для детей с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС».

Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определя...

Презентация "Безотметочное обучение в первом классе"

Презентация предназначена для родителей будущих первоклассников....

Творческий подход к оцениванию учащихся первых классов на уроках физической культуры

Использование специальных карточек-рисунков для оценивания учащихся первых классов на уроках физической культуры в игровой форме поможет учителям и родителям отслеживать достижения ребенка....

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе"

Вербальное оценивание детей в 1 классе...

Безотметочное оценивание в первом классе

В данной статье отражены основные особенности безотметочного оценивания первоклассников, его положительные и возможные отрицательные стороны. Статья содержит в себе подробное описание опыта применения...