ТРИЗ
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современный мир наполнен информацией и на все вопросы есть ответы, но главное это правильно задать вопрос!
Наиболее четко и коротко идеал системы образования 21 века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания лежит обучение мышлению».
Важнейший момент в этом учебном процессе – переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями
В 1946 году началась работа над созданием научной технологии творчества. Новая технология получила название ТРИЗ. Автор технологии Генрих Саулович Альтшуллер .
ТРИЗ ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Основная идея ТРИЗ: «Решение изобретательских задач , вместо поисков вслепую, строится на системе логических операций».
ТРИЗ – можно считать обобщением сильных сторон творческого опыта многих поколений изобретателей
Что эта теория реально дает? -позволяет перейти от неясной расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям; -решить эти задачи с помощью приемов и принципов; -получить несколько идей , из которых осознанно выбрать наилучшие; -спрогнозировать и предупредить проблему;
Что предполагает ТРИЗ? - системность мысли; умение видеть мир в противоречиях; способность генерировать неожиданные идеи; творческий подход к решению проблемы;
ТВОРЧЕСТВО- это созидание, порождающее духовные и материальные ценности. Это такая деятельность людей , которая приводит к получению нового и оригинального продукта.
Особый раздел ТРИЗ – курс РТВ (Развитие Творческого Воображения)
Учащиеся начальных классов и ТРИЗ. Возможно ли такое?
Алгоритм решения изобретательских задач постановка инновационной общественно значимой цели, точнее целой системы целей; путь к результату(собственно исследовательская, изобретательская деятельность); результат деятельности(его продукт); внедрение(применение);
Это последовательность любой деятельности, следовательно, и изобретательской и творческой. Но начинать работу по ТРИЗ и РТВ с младшими школьниками необходимо не с постановки цели, а на первое место следует поставить деятельность ребенка.
Методы развития ТВ метод проб и ошибок; метод активизации перебора вариантов; метод фокальных объектов; метод проектов; метод ММЧ (моделирования маленьких человечков )
Урок в технологии ТРИЗ. Что он дает детям?
помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать оригинальные идеи; на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях;
Что дает такой урок учителю?
- развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления; обеспечивает профессиональный рост; воспитывает готовность к восприятию нового; это просто ИНТЕРЕСНО!
Советы педагогу , который использует в своей работе технологии ТРИЗ 1 совет: Формулируйте детям проблему в виде противоречия, так как противоречие заставит перейти от слабых идей к серьезному поиску ответа Учить творчеству? Невозможно! Надо создать условия , но не учить!!!
2 совет: Знакомьте детей с противоречиями через загадки 3 совет: Придумывайте для детей вместе с ними новые изобретательские задачи, а для этого выберите вещь, которую хотите улучшить и предъявите к ней обязательно одно- два противоположных требования. 4 совет: Учите детей во всем видеть хорошие и плохие стороны.
У педагога, использующего ТРИЗ , дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление
«Метод маленьких человечков». Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
ММЧ
Метод противоречия
СИНКВЕЙН Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо. Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях Эти 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ
Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...
Презентация к статье "Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технологии и ТРКМ (Деятельностные технологии)"
Надеюсь, что данная презентация поможет более ярко отобразить содержание данных технологий и проявит у вас желание применять на практике данные технологии. Эти технологии, я считаю, очень ...
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.
Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...
Развитие универсальных познавательных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ.
А.В.Воробьёва МБОУ «Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречный Пензенская областьЕ.А. Карпушкина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225» г. Заречный Пензенская область Для успешного обучени...
ТРИЗ
Выступление на методической кафкдре учителей начальных классов...
Использование приемов ТРИЗ в начальной школе
Использование приемов ТРИЗ в начальной школе. Цели и задачи. Практические задания к урокам....