Мастер-класс "Работа с текстом как средство развития УУД» "
методическая разработка (2 класс) на тему
Мастер-класс для учителей начальных классов. Материал к тексту 2 класса по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_rabota_s_tekstom.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс учителя начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 7 г. Горно-Алтайска» Олеси Викторовны Матиной
« Работа с текстом как средство развития УУД»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках в начальной школе, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы с текстом в начальной школе.
- показать практическую значимость использования данных приёмов работы с текстом , убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Слайд 1 тема Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
Слайд 2 - высказывание
Слайд 3 – цель
Слайд 4 - УУД
Слайд 5, 6, 7 - УМК "Школа России" включает в себя разные виды работы с текстом в начальной школе:
Виды работ с текстом в начальной школе:
Чтение всего текста (первичное, ознакомительное). Чтение всего текста (первичное, ознакомительное; по заданию учителя). ⎫
Чтение, деление на смысловые части. Составление плана ( ⎫цитатный – даются цитаты из произведения, их нужно расставить в правильной последовательности, чтобы получился цитатный план, вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней, схематический – ознакомление с текстом и составление различных блоков-схем).
Чтение (пересказ) по готовому плану. ⎫
Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: ⎫ подробный – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, краткий – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи, выборочный – бывает следующих видов: пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены по вопросу или заданию учителя, творческий – в школе применяется редко. Его цель в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.
- Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
- Чтение по готовому плану.
- Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
- Восстановление деформированного текста.
- Инсценирование текста или отрывка.
- Выборочное чтение (с определенным заданием).
- Чтение в лицах.
- «Жужжащее чтение».
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение абзацами.
- Чтение с пометками.
- Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
- Чтение по группам.
- Поисковое чтение.
- Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
- "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
- Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
- Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
- Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
- Нахождение самого длинного слова в тексте.
- Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
- Чтение с пометками непонятных слов.
- Кроссворд (игровая форма) погружения в текст
Слайд 8 В каждом классе ведется поэтапное обучение работы с текстом.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Слайд 9 - Рассмотрим некоторые методические приемы работы с текстом. До чтения
Беря в руки любой текст, зрелый читатель ставит пред собой задачу выделить главное. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовка. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом. Чем лучше обработан заголовок (вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы гипотезы), тем полнее будет дальнейшее чтение. Поэтому важно учить детей работать с заголовком.
1. Предположите, о чем пойдет речь в тексте, имеющем следующий заголовок. Поставьте вопросы, на которые будут даны ответы в тексте.
Слайд 10 – Прием «Корзина идей»
Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по данному заголовку. В корзине будет собрано все то, что вместе думают учащиеся об этой сказке.
Слайд 11 – По ходу чтения Чтение с пометками
- Поиск в тексте ответов на вопросы;
- Выделение, подчеркивание, запись;
- Маркировка текста символами.
Слайд 12 – 13 ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)
«+» Что такое хорошо?
«-» Что такое плохо?
«?» Что интересного?
Слайд 14 После чтения
- Выделить тему текста,
- Сформулировать главную мысль текста;
- Пересказ;
- Составление плана;
- Инсценирование.
Слайд 15 (иллюстрация к сказке)
Творческая работа: Предлагаю вам побывать в роли актеров кукольного театра:
Инсценировать данную сказку. Выразите ваши чувства тремя словами: сущ, прил,, гл, нар
Слайд 16 В заключение нашей работы я предлагаю Вам творческое задание – составить Синквейн на тему: Работа с текстом. Правила составления синквейна Вам всем знакомы.
Работа с текстом
Интересная, нужная.
Понимать, составлять, прогнозировать.
Работать с текстом нужно на всех уроках.
Идеальный читатель.
Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем нам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.
Слайд 17 Мысль в подарок Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные приемы работы с текстом как средство развития коммуникативной, информационной компетенций и учебно-познавательного интереса младших школьников
Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие гибкости и к...
"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""
В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....
Портфолио как средство средство развития УУД у младших школьников
В помощь учителю как работать с портфолио...
«Анализ текста как средство развития связной речи обучающихся с ТНР. Написание сочинения по картине». (Из опыта работы)
В данной статье изложена методика работы над сочинением по картине, которая эффективна для учащихся с речевым недоразвитием....
Доклад "Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся."
При обучении связной речи у школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного текста. Говоря о разделе «Свя...
"Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся с ТНР."
В докладе представлевы виды иприёмы анализа художественного произведения....
Работа с деформированным текстом, как средство развития речи на уроках русского языка в начальной школе
В данной статье приведены примеры и виды работ с деформированным текстом на уроках русского языка в начальной школе....