Педагогический проект "Решая, узнавай свой край Югорский!
проект на тему
Проект способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Проект представляет собой систему работы на основе интеграции математики, окружающего мира и краеведения.
Краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю; формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Через краеведческую направленность происходит расширение и углубление содержания образования и воспитания младших школьников, границ их познавательной и исследовательской активности.
Продукт проекта - печатное и электронное пособие для « любопытиков и любознатиков», в котором представлены различные математические расшифровки на краеведческом материале.
Умения, полученные школьниками в процессе работы над проектом в «отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Решая, узнавай свой край Югорский" | 181.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия г.Советский
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Решая, узнавай свой край Югорский
АННОТАЦИЯ
Проект способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Проект представляет собой систему работы на основе интеграции математики, окружающего мира и краеведения.
Краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю; формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Через краеведческую направленность происходит расширение и углубление содержания образования и воспитания младших школьников, границ их познавательной и исследовательской активности.
Продукт проекта - печатное и электронное пособие для « любопытиков и любознатиков», в котором представлены различные математические расшифровки на краеведческом материале.
Умения, полученные школьниками в процессе работы над проектом в «отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий».
Вас, коллеги, призываю,
Изучайте край родной!
Ведь для этого, поверьте,
В проекте материал большой.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Решая, узнавай свой край Югорский»
Ф.И.О. автора | Скобелкина Светлана Петровна, учитель начальных классов |
Название ОУ | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г,Советский Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
Тип проекта | По цели: практико-ориентированный По времени реализации: долгосрочный По направленности: социальный, многофункциональный |
Цель проекта | 1)Формирование ключевых компетентностей как универсальных способов учебной и социальной деятельности посредством метода проектов. 2) Расширение и интегрирование знаний. 3) Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства. |
Методические задачи |
|
Ведущая идея инновационного проекта | Проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций. |
Применяемые технологии |
|
Целесообразность проекта | Данный опыт является логическим звеном в общей системе работы гимназии и ставит своей целью разработку модели формирования и развития у обучающихся гимназии интеллектуальных способностей и компетенций, навыков исследовательского труда, умений ориентироваться в постоянно меняющемся мире, осваивать всё расширяющееся информационное пространство. |
Предметные области | Математика, окружающий мир, краеведение |
Принципы проекта | 1) принцип деятельности; 2) принцип непрерывности; 3) принцип целостного представления о мире; 4) принцип минимакса; 5) принцип психологической комфортности; 6) принцип вариативности; 7) принцип творчества. |
Целевые группы | Обучающиеся 3-4 классов; учителя гимназии, педагоги допобразования; родители |
Сроки реализации | 2009-2010 г.; дополнение, совершенствование -2010-2011г. |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта-показатели эффективности | -Систематизация информационных источников по теме проекта; обучение школьников проектированию; -активизация познавательной деятельности обучающихся; -подготовка обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня; -повышение качества знаний обучающихся; -повышение уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся; -формирование научно-исследовательских навыков обучающихся; -заинтересованность родителей учебно –воспитательным процессом детей, улучшение детско-родительских отношений |
Ресурсное обеспечение | Материально-технические: мультимедийный проектор; средства телекоммуникации (выход в Интернет); интерактивная доска либо экран; принтер;рабочая стена кабинета (информационные стенды); УМК «Школа 2100»; справочная литература; медиатека. Кадровые: педагоги гимназии, родители, допобразование |
Возможности развития, устойчивость проекта | Проект реализуется посредством взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, родителей, педагогов допобразования. На основе данного проекта предполагается: участие в различных методических конкурсах; обобщение и распространение опыта на муниципальном уровне |
I. Обоснование проекта.
Постановка проблемы, на решение которой направлен проект.
Актуальность проектирования.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.
Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения.
Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.
Ценным в учебном и внеклассном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Актуальность данного проекта подтверждается следующими противоречиями:
- между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока;
- Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся;
- Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями и трудностью их интегрирования в учебный процесс.
Разрешение названных противоречий предполагает рассмотрение проблемы:
отсутствие у детей поисковой деятельности.
На смену человеку – исполнителю должен прийти человек-творец, человек – исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск.
Всё вышеупомянутое легло в основу моей работы. Эта модель – одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской деятельности школьников.
С учётом вышеперечисленного были определены педагогические цели: формирование ключевых компетентностей как универсальных способов учебной и социальной деятельности посредством метода проектов;
расширение и интегрирование знаний обучающихся;
воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
Задачи:
- Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике.
- Создать условия для осуществления ученической проектной деятельности через коллективный проект «Решая, узнавай свой край Югорский»
- Научить обучающихся применять полученные знания на практике
- Осуществить педагогическое наблюдение за формированием ключевых компетентностей учащихся.
- Накопление опыта использования проектной технологии, как средства формирования ключевых компетентностей, осмысление и описание собственного педагогического опыта (проблем и находок).
Объект проекта – процесс развития ключевых компетентностей учащихся начальной школы.
Предмет исследования: педагогические условия и механизмы использования проектной деятельности для развития ключевых компетентностей учащихся.
Раздел II. Содержание педагогического проекта.
2.1. Сущность педагогического проекта.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в формировании ключевых компетентностей, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Мои ученики любят математику автора Л.Г.Петерсон. Задания на расшифровку слов – самые интересные, познавательные. Уроки окружающего мира по УМК «Школа 2100» очень увлекательные. Особый интерес вызывают интегрированные уроки : окружающий мир и краеведение. Пришла идея объединить любимые предметы: составить расшифровки на краеведческом материале. Работу решили посвятить Дню рождения ХМАО.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
Система моей педагогической деятельности - это единая система « интегрированный урок – внеклассная работа - система работы в ГПД - работа с родителями » в начальной школе
Стремление на уроках решать воспитательные задачи по формированию духовной культуры часто входит в противоречие с необходимостью давать прочные знания по предмету. А ведь знания, интеллектуальные способности и достижения имеют смысл только при наличии высокого уровня духовности, основанного на общечеловеческих ценностях. Поэтому необходимо использовать возможности интеграции школьного обучения и воспитания через внедрение сведений и знаний национально-регионального компонента .
Уроки математики позволяют сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. Материал для составления расшифровок может быть получен не только из краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. От учителя, его умения и мастерства подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоения материала детьми. Примеров много: это задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, протяженность территориальных границ, площади территорий, протяженность рек местного характера и т.п. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления математических расшифровок.
Система контроля и оценивания деятельности учащихся состоит в изменении инструментария (форм и методов). Приоритетными в диагностике являются не репродуктивные, а продуктивные задания, метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Система внеурочной работы, включающая в себя кружок «Я – исследователь», «Детская риторика», система воспитательной деятельности «Я в мире, мир во мне…», система занятий « Учимся жить вместе»; участие в работе научного общества гимназии «Искатель гимназии».
Вся деятельность направлена на формирование ключевых компетентностей, практического опыта, отработку навыков, повышение мотивации и состоящая в решении важных для учащихся задач, на формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
2.2. Научно-понятийный аппарат.
В различных публикациях, касающихся проблем реализации в образовательной практике компетентностного подхода, в качестве базовых используются такие понятия, как «компетентность» и «компетенция».
Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, пришла к такому её пониманию. Под компетенцией мыслится результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта цель выводит цель современного образования за рамки традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования умений и навыков. Сейчас именно компетенция стала показателем качества образования.
Ключевая компетенция – это осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях.
Компетентность - обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности.
Компетенция - готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Компетентность остается характеристикой человека, а компетенция - тем, чем он уже владеет (способность, умение).
Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской), ключевыми образовательными компетенциями являются:
1. ценностно – смысловая;
2. общекультурная;
3. учебно – познавательная;
4. информационная;
5. коммуникативная;
6. социально – трудовая;
7. личностного совершенствования.
Данная классификация оказалась наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода, так как составлена на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика.
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Он является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).
Проектная технология, на мой взгляд, наиболее удачно и полно отвечает требованиям современного образования, поскольку она является и практико-ориентированной, и личностно-ориентированной. Практика показала, что она обеспечивает формирование ключевых компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной, личностного совершенствования. Перспективной представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта;
под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи.
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
4.Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности.
5.Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса;
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проектный метод ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной и исследовательской деятельности учащихся, что ведёт к изменению психологического климата в классе.
Реализация технологии проектного и деятельностного методов в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (является не объектом, а субъектом деятельности).
2)Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
3) Принцип целостного представления о мире – содержание образования должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненной, а во взаимной связи. 4)Принцип минимакса предполагает выделение двух уровней – максимального,который определяется зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы, и необходимого минимума, то есть государственного стандарта знаний. 5)Принцип психологической комфортности означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы.
6) Принцип вариативности – развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7)Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Для решения поставленных задач наиболее эффективными считаю следующие средства, технологии:
Средства:
инновационные технологии с применением интерактивного обучения и использование информационных средств;
социокультурное пространство города, района, округа;
интернет – ресурсы;
индивидуальная карта достижений; портфолио обучающихся. Все предметные УМК основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых даёт возможность педагогу в полном объёме реализовывать деятельностный подход в работе с учащимися:
- проблемно-диалогическая технология;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);
- технология оценивания учебных результатов;
- проектная технология;
- технология «Чтение и письмо для развития критического мышления».
Методологические основы проекта.
Методологические основы педагогического опыта в значительной степени опираются на следующие современные теории:
- психологии личности (В.В.Давыдов, И.С.Кон, А.С.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, К.Юнг и др.); структурно-системного подхода (Ю.К.Бабанский, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков и др.), формирования личности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.Н.Нечаев и др.);
- развитие интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, С.А.Репин, А.В.Усова, П.И.Чернецов и др.).
- формирование универсальных учебных действий с позиций общей теории деятельности (Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов и др.);
- идея развивающего обучения (П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, В.В.Давыдов);
- «метод проектов», основывающийся на теоретических концепциях прагматической педагогики (, обучение посредством делания»)(Дж.Дьюи, У.Х.Килпатрик, Э.Коллингс);
Метод проектов активно используется в системе школьного образования и во внеурочной деятельности. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.
В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности.
Наибольшим потенциалом в реализации компетентностного подхода является, по мнению многих исследователей, концепция культуросообразного построения содержания образования В.В.Краевского, М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера. В данной теории как источник и основа конструирования содержания образования рассматривается социокультурный опыт человечества.
Раздел III. Реализация педагогического проекта.
3.1. Условия реализации проекта.
Партнеры: педагоги гимназии, педагоги дополнительного образования, психолог, родители, социум.
Целевая аудитория: обучающиеся начальной школы (2009-2010 уч.г. –3«б» кл.)
Материально-технические ресурсы:
мультимедийный проектор; средства телекоммуникации (выход в Интернет); интерактивная доска либо экран; принтер; стационарное место для размещения мультимедийной техники; рабочая стена кабинета (информационные стенды); УМК «Школа 2100»; справочная литература; медиатека.
Кадровые: педагоги гимназии.
Организационные ресурсы: обмен опытом, участие в профессиональных конкурсах, участие в работе семинаров по различны проблемам; программа управления качеством образовательного процесса; программа «Информатизация гимназии»; развитие широкой сети дополнительного образования учащихся на базе гимназии, как элемента развития и социализации учащихся; обеспечение успешного и систематического социального партнёрства с различными учреждениями образования, детскими общественными организациями.
Мотивационные ресурсы: повышение квалификации педагога, стимулирующие надбавки за напряжённость и качество работы.
справочная литература; значительная по объему и содержанию медиатека.
Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: высшее образование, полученное в Казанской академии социального образования.
3.2. Методы и средства реализации проекта.
Чтобы найти пути и средства реализации поставленной цели, я продумала следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:
1.На каком содержательном материале и через какие работы можно наиболее полно реализовать задачи? (помочь ученику сориетироваться в выборе , дать возможность проявить себя и добиться успеха).
2. Какими учебными и вспомогательными материалами можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и пр.)
3. Какие виды деятельности возможны в работе? (например, метод анализа, проведение наблюдения, работа в группе, паре)
4. Какова доля самостоятельности ученика в работе, в чём он должен проявить инициативу?
5. Какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (наблюдение активности на занятиях, беседы с родителями, анализ диагностических работ, тестирование).
6. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса (анкетирование на первом и последнем этапе, собеседование в процессе работы)
7. Чем может завершиться для ученика работа над проектом, какова форма отчётности? (тестирование, презентация проекта)
Методы:
• частично-поисковый;
• метод создания учебных ситуаций;
• эвристический;
• метод проблемного обучения;
• исследовательский;
• проектный метод;
• тестирование;
• создание презентаций;
• видеометод;
• методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся (эмоциональные, познавательные, волевые, социальные).
3.3. Мониторинг результативности внедрения проекта.
Авторский коллектив «Школы 2100» разработал диагностику общеучебных умений, которые полностью соотносятся с личностными и метапредметными результатами (УУД), определёнными ФГОС начального общего образования.Результаты дают возможность учителю:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образования;
-определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов -увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей). (Приложение 1).
Проведение мониторинга качества образования.
Социологический опрос учащихся и родителей о степени удовлетворенности системой работы над проектом.
3.4.Предполагаемые образовательные результаты
В процессе работы над проектом у обучающихся формируется большое количество надпредметных умений (УУД), а именно:
Проектировочные: осмысление задачи, планирование этапов, прогнозирование.
Исследовательские: выдвижение предположения, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации, структурирование, выделение главного.
Коммуникативные: взаимодействия с участниками проекта, поиск компромиссного решения.
Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности, осуществление самооценки.
Презентационные: построение устного сообщения, выбор средств наглядности, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
3.5.Оценка риска
Возможные риски проекта | Минимизация рисков |
1.Достаточно высокая учебная загруженность учащихся. 2.Слабый уровень сформированных компетенций. 3.Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний | 1.Акцентировать внимание на повышение познавательного интереса к созданию проекта, разнообразить форму организации урока, кружка, факультатива. 2.Обучение должно быть личностно-ориентированным, деятельностным, рефлексирующим. 3.Стимуляция учащихся (грамоты, призы, дипломы) . |
Раздел IV. Результативность педагогического проекта.
4.1.Соотнесение результатов реализации педагогического проекта исходящему замыслу и/или промежуточным результатам.
Задачи проекта | Результаты реализации проекта |
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике. | 1. Знание нормативной документации, научной литературы по теме. |
2. Создать условия для осуществления ученической проектной деятельности через коллективный проект «Решая, узнавай свой край Югорский» | 2. Создана материально-техническая база, подобраны адекватные целям и задачам средства, методы. Созданы условия для реализации проектной деятельности обучающихся. Выделены инновационные технологии в реализации компетентностного подхода: деятельностный, ИКТ, проектная, метод сотрудничества, портфолио. |
3.Научить обучающихся применять полученные знания на практике | 3.Уровень освоения образовательного стандарта при 100% успеваемости учащихся составляет в среднем 85%, участие в конкурсах, олимпиадах, исследованиях (проектах). |
4. Осуществить педагогическое наблюдение за формированием ключевых компетентностей учащихся. | 4..Диагностика метапредметных и личностных результатов. Карта мониторинга. |
5.Накопление опыта использования проектной технологии, как средства формирования ключевых компетентностей, осмысление и описание собственного педагогического опыта (проблем и находок) | 5.Систематизация информационных источников по теме проекта; пакет компетентностно-ориентированных заданий для учеников; методические рекомендации для учителей; обобщение опыта; участие в конкурсах различного уровня |
Осуществляемая модель компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют результаты-продукты:
- Методические рекомендации для учителей по конструированию уроков с использованием технологии проектного метода обучения;
- Электронное пособие для «любопытиков и любознатиков» «Решая, узнавай свой край Югорский!»; (Приложение 2)
- Печатное пособие для «любопытиков и любознатиков» «Решая, узнавай свой край Югорский!»; (Приложение 3)
- Банк мультимедийных презентаций по краеведению.
- Рекомендательный список литературы для младших школьников «Моя Югра»
Результаты-эффекты:
- повышение у учащихся мотивации к обучению;
- повышение качества обученности по предметам;
- сформированность УУД;
- высокая творческая активность учащихся;
- 100% успеваемость по всем предметам,успешное окончание 2009-2010 уч.г. Из 25 учащихся на «5» - 4 чел.;на «4»и «5» - 12 чел.
- положительная динамика участия детей в интернет- конкурсах: «ПОНИ», «ЭМУ», «СЛОН», «КЕНГУРУ» от 25% до 100%.
- 2010г.Районный конкурс «Первые шаги».Диплом II степени.(Прил.)
- 2010 г. Всероссийский конкурс «Первые шаги – 2010».Диплом I степени.
- 2010 г. Общешкольный смотр-конкурс «Лучший классный коллектив по итогам 2009-2010 г.»
4.2. Эффективность и успешность внедрения педагогического опыта. |
4.2.1. Распространение педагогического опыта |
Федеральный уровень |
2007 г. Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации – 2007». Сертификат за работу «Урок математики. 1 класс по теме «Уравнение» по ОС «Школа 2100». 2008 г. Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации – 2010» . Диплом I степени за работу Устное сочинение «Новый друг Снеговика» и аппликация «Друг Снеговика» (урок) 2010 г. Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги -2010». Диплом I степени за работу «Решая, узнавай свой край Югорский». |
Региональный уровень |
2012 г. МБОУ СОШ №6 г. Нягань, стажировочные мероприятия по теме «Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО». Участие в работе. |
Муниципальный уровень |
2007 г. Заочный районный конкурс «Урок года – 2007». Диплом 2011 г. РМО учителей начальных классов «Об использовании накопительной системы оценивания «портфолио» в условиях внедрения ФГОС»,Выступление по теме «Портфолио как средство оценивания и учёт достижений. Типы портфолио и структура». 2010 г. Районная творческая группа «Детский сад – начальная школа» . Тема «Реализация образовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях Советского района». 2010 г. Районный конкурс программ и проектов в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Программа «Летняя Академия СМУЗИ» Диплом I степени. 2010 г. Районный конкурс «Лучший внеклассный проект с использованием ИКТ».Диплом II степени. 2010 г. Конкурс на лучшее поздравление ветеранов ВОВ и благотворительная акция, приуроченная к 65-ой годовщине со Дня Победы в ВОВ.Благодарственное письмо от ОСП Советский почтамт Управления федеральной почтовой связи ХМАО-Югры 2010 г. Районная научно-практическая конференция Презентация коллективного проекта «Решая, узнавай свой край Югорский». 2011 г. Семинар «Проектирование основной образовательной программы общего образования ОУ» Выступление «Формирование УУД». 2011 г. МО классных руководителей гимназии «Методические рекомендации по составлению воспитательной деятельности класса» 2011г. Педсовет «Внедрение ФГОС в гимназии» Выступление «Современные образовательные технологии» 2011 г. Районный семинар «Новые стандарты начальной школы как средства создания условий качественного образования младшего школьника» Презентация опыта учителя - мастера « Образовательные технологии в начальной школе» 2007-2008 г. Руководитель РМО учителей начальных классов 2011г. Благодарственное письмо Управления образования администрации Советского района за добросовестный труд и личный вклад в качественную подготовку победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2010-2011 г» |
4.2.2.Публикации педагогического опыта |
Материалы для сборника «Формы организации досуговой деятельности в лагерях с дневным пребыванием». Статья в газете «Жаворонок», №3/2010 г. «Бывший по возрасту, но оставшийся в душе пионер» Сайт www.ProШколу.ru «Дифференцированные задания по обучению грамоте»; «Урок развития речи. 1 класс» Сайт www.debryansk.ru «Развитие речи младших школьников» Сайт festival.1september.ru «Урок математики. Уравнения» |
Дальнейшее развитие проекта и планирование новых задач
Инновационный педагогический опыт дает возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации проекта, так как функция руководителя требует от учителя профессионализма и владения теми культурными ценностями, которые он призван передать. Среди них на нынешнем этапе развития образования ключевое значение имеет понимание самим педагогом того, что значит «уметь учиться» (то есть нормы учебной деятельности), его способность к самоизменению и рефлексии.Опыт легко воспроизводим на школьном, муниципальном, федеральном уровнях. Данный опыт является эффективным с точки зрения соотнесения затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей. Его можно считать малозатратным.
Реализация проекта может быть продолжена учителями начальных классов разного типа образовательного учреждения по разным УМК и программам.
Данная технология организации образовательного процесса обеспечивает включение учащегося в проектную деятельность, в ходе которой он имеет возможность системно выполнить весь комплекс УУД, определенных ФГОС НОО, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.
Планирую организовать работу по созданию индивидуальных электронных пособий расшифровок по темам: «Загадки народов Югры», «Игры и игрушки», «Музыкальные инструменты», «Поэты и писатели края», «Известные люди округа»; использовать материал проекта для домашних и дополнительных заданий в качестве повторения, во внеклассной работе; распространить пособие среди учителей гимназии, составить рекомендации по работе с пособиями.
Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.
Литература.
- Бунеев Р.Н.Диагностика метапредметных и лчностных результатов начального образования.Проверочные работы 3-4 кл./Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д.Данилов, С.А.Козлова, Л.А.Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, О.В.Чиндилова.-М.:Баласс.-2011.- 48 с.
- Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе А.В«Школа 100»/А.В.Горячев//Начальная школа плюс До и После. – 2004.-№5.- С.3-8.
- Иванова Е.О.Теория обучения в информационном обществе/Е.О.Ианова, И.М.Осмоловская.-М.:Просвещение.-2011.-190 с.
- Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО //Интернет-журнал «Эйдос».-2002.-23 апреля. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.-1htm.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 23.07.2002 №2866.
- Конышева Н.М.Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы/Н.М.Конышева//Начальная школа.-2006.-№1.-с.17-27.
- Краевский В.В. Язык педагогики в контексте современного научного знания /В.В.Краевский//Сб. материалов Всерос.методол. конференции-семинара по методологии педагогики «Язык педагогики в контексте современного научного знания», 28 сентября-4 октября2008 г./Гл.ред. В.В.Краевский.-Волгоград; Краснодар; М., 2008.-С.38-47.
- Маскин В.В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу:практическое пособие/В.В.Маскин, А.А.Петенко,Т.К.Меркулова/Под ред.В.В.Маскина.- М.:АРКТИ,2006.-64с.
- Матвеева Т.А. Понятийный аппарат компетентностного подхода в профессиональном образовании/Т.А.Матвеева//Понятийный аппарат педагогики образования:сб.науч. тр. Вып.5.- М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.- С.357-363.
- Матяш Н.В. Пректная деятельность младших школьников: Кн. Для учителя нач. кл. /Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко.-М.: Вентана –Граф, 2007.-112 с.
- Полат Е.С. Нове педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и системы повышения квалиф. Пед.кадров/Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред Е.С.Полат.-М.:Издательский центр «Акадеия», 2001.-272 с.
- Примерные программы начального общего образования.-В 2 ч. Ч 1.-М.:Просвещение, 2008.- 317 с.
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Метод. Пособие/ М.Б.Романовская.-М.:Центр»Педагогический поиск», 2006.-160 с.
- Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в соврменном образовании/ А.И.Савенков//Школьные технологии.-2004.-№4.-С.82-128.
- Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников/А.И.Савенков.-Ярославль: Академия развития, 2004.-128 с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/А.И.Савенков.-Самара: Учебная литература, 2006.-208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный кроссворд "ЛЮБИШЬ СВОЙ КРАЙ - РАСТЕНИЯ УЗНАВАЙ!"
Данный ресурс используется на уроках окружающего мира и во внеклассных занятиях для обучающихся 1 класса ...
Программа по патриотическому воспитанию "Познай себя, свой край, свою страну"
Данная программа разработана для учащихся 1 класса. Патриотическое воспитание подрастающего поколения на протяжении всех лет является и будет являться важных аспектов в воспитании. На данных занятиях ...
Внеклассное мероприятие День поэзии, в рамках акции «Читающая Югра» «Нам воспеть бы тебя, край Югорский» к 85-летию Ханты-Мансийского Автономного округа.
Цель:• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, стихи.• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творче...
Этапы реализации педагогического проекта "Решая, узнавай свой край Югорский"
Этапы реализации педагогического проекта "Решая, узнавай свой край Югорский". ...
Своя игра "Люби и знай свой край"
Своя игра "Люби и знай свой край" для 4 класса...
Методическая разработка краеведческого урока «Я люблю свою страну, свой край, свой город»
Методическая разработка позволит обобщить знания обучающихся по краеведению, развивать познавательную активность и воспитывать любовь к родному краю....
Люблю тебя,мой край Югорский!
Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая ...