Организация прогулки в ГПД
статья по теме

Володина Т.Ю.

 

1.                  

Что такое прогулка?

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения.

Мнение педагогов о том, что прогулка – одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый педагог сможет по достоинству оценить её и включить в арсенал своих методических средств.

Прогулки в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели. 

Цели и задачи прогулок:

- организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор);

- участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек, скворечников);

- развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности;

- формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;

- активизировать самостоятельную деятельность детей;

- выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы;

- воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе;

- обеспечивать двигательную активность детей на воздух.

Во время  прогулок у учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культуры поведения.

Процесс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создаёт предпосылки социальной адаптации  ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_progulki_v_gpd.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Организация прогулки в ГПД

Володина Татьяна Юрьевна

ГБОУ ЛИЦЕЙ №408, воспитатель ГПД

  1. Что такое прогулка?

Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей; это занятие на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в более естественной обстановке.

  1. Значение прогулки.

Прогулка является важным этапом в режиме группы продлённого дня, который служит для предупреждения переутомления детей, восстанавливает их работоспособность. Умеренные физические нагрузки являются важным средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний школьников. 

Прогулка должна быть четко организована, но в то же время ребёнок психологически должен чувствовать себя свободно. Он должен подвигаться, отвлечься от учебных дел.

  1. Виды прогулок.

Прогулка-наблюдение

Основное содержание такой прогулки, чаще всего, связано с наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растений и животных, трудом людей. Местом ее проведения могут быть школьный двор, ближайший  парк, зелёная зона недалеко от школы.

Темы прогулок-наблюдений:

  • «Облака - белогривые лошадки»
  • «Художница Зима»
  • «Зимующие птицы»
  • «Как появляется листочек»
  • «Как рождается здание»
  • «Кто делает город красивым?»
  • «Мир насекомых»
  •  «Кто в парке живет, что в парке растет?»

Прогулка может включать элементы игры, например конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за определённое время каждому ученику заметить и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Можно предложить задание: кто лучше расскажет о каком-то дереве, кто вспомнит стихи, рассказы и или сказки  о деревьях и кустарниках.

Во время прогулки можно обратить внимание школьников на снег. Какой он?  (тяжелый, мокрый, грязный, скрипучий, сверкающий на солнце.) От чего это зависит? Такие наблюдения позволяют детям лучше чувствовать природу.

Наблюдение за трудом людей помогает детям задуматься о важности повседневного труда человека, о работе своих родителей.

Прогулка - задание

Содержание прогулки - задания определяется задачами клубных часов группы продленного дня. Выполнять задания иногда приходится в течение двух-трех прогулок.

Варианты заданий:

  • «Улицы, переулки вокруг нашей школы - почему они так названы?»
  • «Достопримечательности в районе нашей школы »
  • «Начертить план школьной площадки»
  • «Собрать гербарий»
  • «Фотовыставка «Любимый район»

Прогулка-поиск

Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для поделок и т. д. При этом, прежде чем дети пойдут искать, они должны разгадать загадку или найти в предложенном тексте название того, что должны искать. По окончании дети могут придумывать интересные истории о своих находках, составлять  панно, букеты.

Так же можно воспитателю заранее спрятать на территории, где будет проходить прогулка, какой-то предмет. Во время прогулки дети должны его найти, пользуясь маршрутным листом, на котором нарисован план территории с отметкой, где находится предмет.

Прогулка-фантазия 

Главная  задача этого вида прогулок - вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность ребят возникает в общении с природой.

Во время прогулки дети мастерят поделки из природного материала, составляют букеты из осенних листьев, композиции из цветных камней,  рисуют цветными мелками на асфальте, лепят из снега забавные скульптуры. Весной, когда бегут ручейки, дети строят флотилии и пускают кораблики.

Темы прогулок-фантазий:

  • «Осенний букет»
  •  «Есть в осени первоначальной...»
  • «Самый красивый венок»
  •  «Зоопарк из снега»
  • «Картины из цветных камней»
  •  «Рисунки на асфальте»

Прогулка-показ  формирует у детей умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Для этого используются достопримечательности вокруг школы, различные объекты, явления. Воспитатель заранее продумывает проблемные вопросы, на которые школьники должны будут найти ответ в ходе такой прогулки.

Прогулка-практикум закрепляет знания Правил дорожного движения, умение ориентироваться на местности, трудовые навыки детей.

Темы прогулок-практикумов:

  • «Правила дорожного движения»
  • «Правила поведения в природе»
  • «Ты играешь во дворе»
  • «Культура поведения на улице»

Во время прогулки воспитатель создаёт ситуации, в которых дети должны действовать в соответствии с правилами, организуется самоанализ школьниками своих действий.

Спортивные игры во время прогулки

При проведении подвижных и спортивных игр на прогулке рекомендуется  придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятий. Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся.

  1. Требования к организации прогулки.
  • Обувь и одежда детей должны соответствовать погоде.
  • Перед началом прогулки перед школьниками должна быть поставлена цель прогулки.
  • Повторить правила техники безопасности поведения на улице (школьной площадке).
  • Постепенное повышение физической нагрузки и снижение её к концу прогулки.
  • Прогулка должна быть чётко организована, но в то же время дети должны чувствовать себя свободно.
  • Перед выходом на улицу повторить со школьниками правила техники безопасности во время прогулки.

Литература:

  1. Виды прогулок в НПД http://ped-kopilka.ru/pedagogika/metodika/vidy-progulok-v-gpd.html 
  2. Козлова Л.И. Прогулка: основные задачи, виды прогулок. Методические рекомендации по проведению прогулки http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/04/15/progulka-osnovnye-zadachi-vidy-progulok-metodicheskie-rekomendatsii   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игр младших школьников на переменах и прогулках.

Очень важно, чтобы младший школьник мог полноценно отдохнуть в отведенное для него время на перемене или во время прогулки. Предлагаю использовать несколько достаточно простых, но интересных для детей...

ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Наши наблюдения за деревьями на прогулке....

Выступление на методическом объединении "Организация прогулки в режиме ГПД".

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения....

Организация прогулки – наблюдения как режимного момента в ГПД

1 классТема " Снегопад"Цели и задачи прогулки• организовать практическую деятельность в природе (наблюдение за снегом); двигательную активность детей на воздухе.• создать условия для развития стремлен...

Консультация – практикум на тему: «Организация подвижных игр на прогулке».

Дошкольный возраст — это период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно воспринимать внешний мир, окруж...

Организация прогулки в группе продленного дня

Организация прогулки в группе продленного дня, ее виды....

Методические рекомендации по организации прогулки в ГПД.

Методические рекомендации по организации прогулки в ГПД. ...